Самоанализ «Культурно-гигиенические навыки у детей со сложным дефектом как средство социализации»
учебно-методический материал
На момент поступления в группу СД, дети были беспомощны в самообслуживании. В некоторой степени это связано с интеллектуальными нарушениями, физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но в большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир «особого» ребенка безобразен и красив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка – допускает лишь своих.
Самоанализ
«Культурно-гигиенические навыки у детей со сложным дефектом как средство социализации»
На момент поступления в группу СД, дети были беспомощны в самообслуживании. В некоторой степени это связано с интеллектуальными нарушениями, физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но в большинстве случаев это порождается неправильным воспитанием детей в семье, чрезмерной опеки со стороны родителей. Дети не умели умываться, пользоваться туалетом и чаще проявляли отказные реакции, когда взрослый начинал умывать или предлагает взять в руки мыло. Не только не умели пользоваться столовыми приборами, но и также наотрез отказывались брать ложку в руки, не умели держать чашку, а зачастую и пить из чашки, многие дети не были приучены кушать твердую пищу, у многих нет жевательных умений. Особую сложность представляло для них застегивание и расстегивание пуговиц, обувание. Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им для дальнейшей социализации в обществе. У детей с СД из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому нами постоянно проводится целенаправленная коррекционно-развивающая работа в этом направлении. Все виды работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, но при этом они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления. Для успешного формирования навыков, необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий были эмоционально – положительными. Именно поэтому мы используем в своей работе по обучению культурно – гигиеническим навыкам следующие виды деятельности, которые помогают нам сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, такие как:
- Совместные действия взрослого и ребенка;
- Составление схем, алгоритмов;
- Дидактические игры;
- Игровые ситуации;
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Художественное слово.
- Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР)
Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Особое внимание уделяем взаимодействию с родителями. Обмениваемся с родителями через личные беседы, рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду. Узнаем у родителей до мельчайших подробностей, что ребенок уже умеет делать и с помощью чего был достигнут этот результат. Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у ребенка, помогут понять, что умеет ребенок и есть ли по отношению к нему завышенные требования или напротив повышенная опека.
- Создание положительно-эмоционального отношения.
- Совместные действия взрослого и ребёнка (взрослый берет руки ребенка в свои и выполняет нужное действие: моет руки, держит ложку и т. д.) большое значение приобретают объяснения, объясняя навык воздействовать сразу на 2-3 анализатора (слово, пример, действие).
- Собственные действия детей. Когда ребенок освоит необходимые навыки, сводим свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая и поощряя его (здесь похвала за самый маленький успех).
- Рассматривание сюжетных картинок. Например, чтобы научить мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
- Для формирования правильной последовательности выполнения навыка используем прием работы со схемой - алгоритм. Схемы помогают наглядно просматривать всю систему компонентов, входящих в навык (например, в раздевалке стоит мольберт, приготовлены картинки одежды (сандалии, носки, колготки и т. д., которые выставляются сначала поочередно, а постепенно и вся схема.
- Очень интересны и не утомительны для детей инсценировки при обучении, какому-либо навыку. С помощью игрового персонажа обыгрывается навык, которому нужно помочь или которого нужно обучить (например, приходит Неумейка, доктор Айболит, доктор кукла и т. д.) От имени персонажа даётся оценка действиям детей. Положительная оценка, похвала, подбадривание игровым персонажем, даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно при обучении стеснительных и робких детей.
- Используем такой действенный вид работы при воспитании стойкой потребности в выполнении гигиенических процедур как, игровые упражнения с сюжетной игрушкой. В процессе обучения игровых упражнений дети понимают не только функциональное назначение каждой игрушки и предмета, но и осваивают способы действия с ней, а также усваивают логику действий с предметами их последовательность. Например, «Накормим куклу» (Кукла хочет есть. Будем кормить куклу. Вот ложка. Возьми ложку в руку) «Вымой кукле руки», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать» и т. д,
- Использование электронных образовательных ресурсов» (ЭОР) – развивающее видео или познавательные мультфильмы.
Дидактические упражнения:
- «Мыльные перчатки», «Пузырики»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. «Появление на руках микробов» (Отличная мотивация для мытья рук)
Параллельно проводятся дидактические игры. Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей. Например, такие игры:
- «Пирамида здоровья»
Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т. д.)
- «Азбука здоровья»
Наши дети не едят многие блюда, у них присутствуют стереотипы в еде, а во время игры знакомятся с разными продуктами и им хочется их попробовать.
- «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть и показывать предметы одежды, последовательно одевать куклу.
- «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый. И т. д.
Игры на развитие мелкой моторики. Для отработки тех движений рук и мелких движений пальцев, которые необходимы для выполнения предметных действий, входящих в состав разнообразных навыков, в том числе одевания и раздевания. Знакомим с различными видами застежек: липучками, кнопками, молнией, пуговицами, в этом нам помогает развивающий ковер. Игры с песком, крупой, нетрадиционные техники рисования.
Также проводимые КГН сопровождаются потешками, стихами, которые очень нравятся детям. Ласковый голос взрослого, спокойное и доброжелательное отношение настраивают детей на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия ребенка.
И самое главное, что хочется сказать еще раз, что по-настоящему положительного результата нельзя получить, если работа проводиться только педагогами в детском саду. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку социализироваться в окружающем его мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоцио...
Развитие речи как коммуникативного компонента социализации детей со сложным дефектом
В работе представлен опыт работы учителя-логопеда по работе с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени. Представлены практические приемы работы по развитию речи как коммуникативного компенента ...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Конспекты развлечения в группе для детей со сложным дефектом «Петрушка в гостях у малышей",Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Одежда для моих друзей»
знакомить с техникой рисования пальчиками, валиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор...
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»
Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»...
Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»
Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...