«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи. Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание правильной речевой среды. Развитие речи играет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития...
Сложный дефект это не просто сочетание двух или нескольких дефектов развития.
Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С.Я.Рубинштейн).
В возрасте 5 -7 лет дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.
Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме.
Дети со сложным дефектом маломобильны, часто они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, группы и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве с целью расширения представлений об окружающем мире. Ребёнок со сложным дефектом хочет знать о мире больше, чем мир знает о нём.. Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания - это дети со сложным дефектом. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество и быть счастливыми. Правильно проложенный образовательный маршрут — одно из ключевых условий, определяющих успех интеграции ребенка.
Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе. В ходе коррекционно-педагогической работы особое место отводится развитию коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникация постепенно преобразуется в сложную осознанную форму повседневного поведения человека, с другой - развитие личности становится возможным только в условиях общения с другими людьми. Коммуникация — это важнейший путь формирования мышления, сознания, психики. Дети и родители никогда не поймут проблем детей со сложным дефектом и не научатся любить этих детей и помогать им, если не давать им возможность общаться и играть с ними.
Т.о. развивая межвозрастное взаимодействие детей с ЗПР и группы со сложным дефектом, мы расширяем представления детей об окружающем мире, формируем их отношение к различным явлениям окружающей действительности, а значит, развиваем толерантное отношение к людям с особыми нуждами, к тем, кто не похож на тебя. Полноценное социальное взаимодействие с внешней средой впервые организуется через доступное самообслуживание и ручной труд. Именно в этой сфере у ребенка образуются начальные формы культурного поведения. Социально — эмоциональный контакт, взрослого (родителя, педагога) и ребенка со сложным дефектом, вводит его в мир человеческих отношений. Познание мира существенно обогащается, если ребенок включается в общение с детьми других групп. Овладение функциями окружающих предметов в процессе обучения, является необходимым условием реального познания внешнего мира, выступает средством развития познавательной деятельности ребенка, в частности, формирования у него сенсорных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
Педагогический совет "Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников через познавательное развитие"
Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с д...
Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...
Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»
Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...
Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Важнейшими задачами, реализуемыми в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей. Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...
Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Важнейшими задачами, реализуемыми в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей. Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...