«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Светлана Владимировна Давыдова

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи. Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание правильной речевой среды.  Развитие речи играет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития...

 Сложный дефект это не просто сочетание двух или нескольких дефектов развития.

Коррекционная работа и взаимодействие с  детьми   со   сложными  нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и  постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С.Я.Рубинштейн).

В возрасте 5 -7 лет дети с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.

Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме.

Дети со сложным дефектом маломобильны, часто они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, группы и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться в пространстве с целью расширения представлений об окружающем мире. Ребёнок со сложным дефектом хочет знать о мире больше, чем мир знает о нём.. Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания - это дети со сложным дефектом. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество и быть счастливыми. Правильно проложенный образовательный маршрут — одно из ключевых условий, определяющих успех интеграции ребенка.
 Коррекционная работа и взаимодействие с  детьми   со   сложными  нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе. В ходе коррекционно-педагогической работы особое место отводится развитию коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникация постепенно преобразуется в сложную осознанную форму повседневного поведения человека, с другой - развитие личности становится возможным только в условиях общения с другими людьми. Коммуникация — это важнейший путь формирования мышления, сознания, психики. Дети и родители никогда не поймут проблем детей со сложным дефектом и не научатся любить этих детей и помогать им, если не давать им возможность общаться и играть с ними.

Т.о. развивая межвозрастное взаимодействие детей с ЗПР и группы со сложным дефектом, мы расширяем представления детей об окружающем мире, формируем их отношение к различным явлениям окружающей действительности, а значит, развиваем толерантное отношение к людям с особыми нуждами, к тем, кто не похож на тебя. Полноценное социальное взаимодействие с внешней средой впервые организуется через доступное самообслуживание и ручной труд. Именно в этой сфере у ребенка образуются начальные формы культурного поведения. Социально — эмоциональный контакт, взрослого (родителя, педагога) и ребенка со сложным дефектом, вводит его в мир человеческих отношений. Познание мира существенно обогащается, если ребенок включается в общение с детьми других групп. Овладение функциями окружающих предметов в процессе обучения, является необходимым условием реального познания внешнего мира, выступает средством развития познавательной деятельности ребенка, в частности, формирования у него сенсорных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Проблема овладения детьми диалогической речью и коммуникативными  навыками является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и методики развития речи. Это обусло...

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Педагогический совет "Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников через познавательное развитие"

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность.  Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с д...

Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...

Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...

Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Важнейшими задачами, реализуемыми  в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей.  Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...

Методическая разработка Серия театрализованных игр по развитию речи и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Важнейшими задачами, реализуемыми  в дошкольном возрасте, являются развитие речи и коммуникативных навыков детей.  Их взаимосвязь состоит в том, что ключевой функцией речи является коммуника...