Развитие речи как коммуникативного компонента социализации детей со сложным дефектом
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

В работе представлен опыт работы учителя-логопеда по работе с детьми с умственной отсталостью тяжелой степени. Представлены практические приемы работы по развитию речи как коммуникативного компенента у неговорящих детей от 3 до 8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи как коммуникативного компонента социализации детей со сложным дефектом

Слайд 2 В настоящее время в разных странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается  социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными  социальными факторами».

Слайд 3 Основная цель системы специального образования для детей со сложным дефектом  - максимально возможная социализация. При этом социализация понимается как  процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

  Слайд 4 Анализ процесса социализации как педагогического явления в работе Н.Ф. Головановой [3, С.145] позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

1.     Коммуникативный компонент, который вбирает в себя все многообразные способы и формы коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2.     Познавательный компонент предполагает освоение определённого круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений.

3.     Поведенческий – разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребёнок.

Содержание коррекционно-образовательной работы в нашей  группе для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью  направлено на формирование  у детей всех компонентов в целом, так как в работе с данной категорией  детей  мы ставим для себя цель: подготовить к  обучению в специальной (коррекционной) школе и насколько это возможно адаптировать к жизни детей в обществе.

Мне как педагогу, работающему над коммуникативной и  познавательной деятельностями, очень интересен вопрос  развития коммуникации. Я считаю, что социализация детей не возможна без умения разговаривать. И именно не готовность к усвоению речи, не сформированность предпосылок для речевого развития, несформированность потребности в общении свойственно моим воспитанникам.

Слайд 5 Анализ результатов диагностики коммуникативной деятельности детей показал, что большая часть  детей безучастны при взаимодействии, сами не могут попросить о помощи, коммуникативная функция речи не компенсируется мимико-жестикуляторными  средствами общения. Есть дети, которые произнося постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. У говорящих детей наблюдается эхолаличная речь. Речь на столько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.

В связи с тем, что самостоятельно, спонтанно в процессе развития  детей со сложным дефектом коммуникативная деятельность не сформируется, то появилась необходимость  в построении системы работы по  данному направлению.

Слайд 6  Моя личная концепция заключается в том, дети со сложным дефектом  развития смогут успешно учиться в специализированной школе и  адаптироваться к  окружающему миру, если будут способны выразить свои желания, сказать о своих потребностях с помощью речи или коммуникативного навыка.

Слайд 7  В соответствии с этим была сформулирована цель проводимой работы и определены задачи. Они представлены на слайде.

Цель:  развитие речи как коммуникативного компонента социализации у детей со сложным дефектом.

Задачи:
1. Обучать адекватно  реагировать на речевое обращение;

2. Обучать доступной  знаковой системе (речи, жестом) в жизни, в играх и в режимных моментах для сообщения о своем состоянии, просьбы.

3. Учить отвечать на простые вопросы.  

4.Формировать предпосылки развития речи (обогащение активного и пассивно словаря, развитие слухового внимания и памяти, формирование фонематического слуха).

5. Воспитывать элементарные этикетные умения  (выражение приветствия, прощания, благодарности);

6. Организовывать общение детей, положительно влияющее на их эмоциональное состояние.

    Слайд 8    В построении системы работы по развитию речи как коммуникативного компонента опиралась на задачи программы для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, а также методикой Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой  «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком», сказкокоррекционными методами  по конспектам комплексных занятий по сказкам с детьми, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной, «Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога» И. С. Константиновой. 

Основной  формой работы   стало занятия по социальному развитию,  развитию речи и музыкальные занятия,  которые проводились по 2 раза в неделю. Был составлен общий план работы, в соответствии с которым и строились занятия. Надо отметить, что процесс развития речи проходил красной нитью через все виды деятельности детей  и режимные моменты.

      Слайд 9    При  организации занятий с детьми со сложной структурой дефекта, в частности занятия по развитию речи и социальному развитию, опиралась на следующие принципы:

    Принцип  стабильности времени. То есть четкий и постоянный распорядок дня, распорядок недели. Эта стабильность помогает ребенку ориентироваться в ситуации и чувствовать себя безопасно, что в последующем скажется на результатах развития ребенка.

Принцип  стабильности пространства. Ребенок должен знать, что определенному месту соответствует определенный вид деятельности.

Принцип стабильности структуры занятия. В своей работе я всегда стараюсь соблюдать ритуал начала и ритуал окончания занятия. Свои занятия я начинаю с формирования слухового внимания, здесь мы с детьми учимся различать звуки  музыкальных инструментов. Проводя занятие с детьми, очень важно позволить им сделать самим то, что они могут сделать. Так,  например, дети сами стучат в бубен, повторяя за мной простой ритм, или просто слушают и запоминают звук колокольчика или погремушки.

 Принципа адекватной степени помощи. Необходимо оказывать помощь ребенку вовремя, пока он не устал и не потерял интереса к заданию.

      Еще одним важным принципом является принцип разделения активности и отдыха. Тут необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, степень их  внимания и степень истощаемости.

      У детей имеющих сложный дефект развития в основе которого тяжелая умственная отсталость оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки. Поэтому возникла необходимость вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях — с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой — над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативнойспособности), познавательной функции и функции регуляции деятельности.

Слайд 10 Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие. Так на занятиях по социальному развитию знакомились с окружающими предметами (в соответствии с лексическими темами) через все органы чувств. На практике изучали их свойства и места существования. Обязательно говорили о пользе и вреде овощей и фруктов, учились отбирать только свежие продукты, а испорченные выбрасывать. Изучая профессии, учились вызывать скорую помощь и пожарных, в больнице не бояться врачей. О признаках времени года говорим во время прогулки, наблюдая и пробуя на ощупь.

Слайд 11 Говоря о транспорте, в сюжетной игре учимся правильно  себя вести и произносить вежливые слова. На мой взгляд, именно сочетание наглядно-практической и речевой деятельности способствует становлению смысловой стороны речи. Тем самым обогащается словарь, расширяются представления об окружающем мире. Для детей становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними.

Слайд 12 На занятиях по развитию речи сочетала сказкокоррекционные методы со специальными дидактическими играми, которые направленны на развитие слухового восприятия, внимания к звукам, звукоподражания, что в дальнейшем перейдет на  развитие фонематического слуха. Слайд 13 Все это плавно ведет к развитию предпосылок формирования звуковой и грамматической стороны речи.

      Слайд 14    Появление разных форм коллективной деятельности, в которой ребенок сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками (занятия, подвижные и дидактические игры, а затем и игры в свободное время), создает предпосылки для развития коммуникативной деятельности. Любое занятие, любой вид деятельности, любой режимный момент должны включать в себя коммуникацию. Иными словами, мы с детьми   постоянно общаемся. Общение с детьми организуем так, чтоб это положительно влияло на их эмоциональное состояние. Обращаясь к ребенку, я стараюсь всегда говорить одинаковыми, простыми и понятными для него словами. Причем, говоря, перемещаюсь на один уровень с ребенком, так, что бы он мог видеть мое лицо и мимику. Тем самым ребенок учится понимать меня и мои инструкции.

    В работу с не говорящими детьми активно включала язык жестов. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, т.е. способности с помощью жеста (необязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос. На протяжении всего года, мы с детьми учились слышать и слушать взрослого, отвечать на утвердительные вопросы кивание головой с последующем произношением слова «Да». Потом мы учились отвечать на отрицательные вопросы жестом головы «Нет». Сейчас, когда все дети научились отвечать  на утвердительные и отрицательные вопросы, задачу усложняю. Учу их вдумываться в вопрос и правильно отвечать «Да» или «Нет».

На музыкальных занятиях активно использовала песни с движениями. Дети с удовольствием выполняли движения к песням, получая от этого огромное эмоциональное удовлетворение. продолжали эту работу в режимных моментах, рассказывая стихи с помощью жестов и доступных речевых звукокомплексов.

     Таким образом,  развитие речи как коммуникативный компонент должно включаться во все виды деятельности детей: игру, обучение, режимные моменты и реализуется  на материале игр и задач, предлагаемых направлениями программы. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой  как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее детям со сложным дефектом добиться максимальной социализации в обществе.     Дети смогут адаптироваться к  окружающему миру,  будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коментированное рисование -средство развития речи и коммуникативной компетентности у детей. Памятка для родителей к семинару в рамках семейного клуба.

Совместное рисование ребёнка и родителя - обычное дело для семьи, если малышу  2,5-3 года. Однако, это очень важная и необходимая совместная деятельность может быть продолжена и далее, ...

«Овощи изучаем, пальцы разминаем». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в подготовительной группе с ЗПР со сложными дефектами.

Цель: закрепить знания детей об овощах.Задачи:Образовательные:1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла, лук, чеснок, капуста, помидор, капуста, перец).2. Закреплять ...

«Большая стирка». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познанию и развитию речи в подготовительной группе с ЗПР со сложными дефектами.

Цель: поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.Задачи:1. Закрепить представление об основных цветах и геометрических фигурах. Образовательная область «Познава...

Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, н...

Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...

Игры на развитие речи и коммуникативной сферы ( для детей 5-6 лет).

Дети лучше усваивают навыки в игре, так как игра это главная деятельность в дошкольно возрасте. И развитие речи в том числе лучше развиваить играя. Таким образом получая еще и хорошее настроение!...