Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Верещагина Наталья Валентиновна

Методическая разработка 

Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба», планируемый для реализации в рамках районного семинара  в г.Красное Село (Спб) для педагогов, работающих с детьми с ТМНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный семинар 06.12.22.

«Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Составила: учитель-дефектолог Верещагина Н.В., группа №1

Цель: развивать коммуникативные навыки у детей со сложными дефектами

Задачи:

- упражнять детей со сложными дефектами вступать в ситуацию общения

-расширять способы невербального и вербального общения дошкольников со сложными дефектами

- упражнять детей выражать свои коммуникативные намерения разными способами:

жесты, мимика, поза, указательный жест, голосовые реакции, контакт глаз, кивки головой, различные эмоциональные  и поведенческие реакции

-поддерживать коммуникативный настрой воспитанников

Количество детей 2-3 -4 человека

Оборудование: курочка Ряба (игрушка), куклы перчаточного театра (Баба, Дед, Мышка), яичко резиновое и яички по количеству детей из киндер-сюрприза

Словарь: ба-ба,де-да, мыш-ка, пи-пи,ко-ко, ай-ай, ой-ой, бах, так

Предварительная работа: чтение сказки «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций, наблюдение за героями кукольного спектакля по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Ход.

Вводная часть

Учитель-дефектолог: «Здравствуйте, мои дорогие дети, проходите, сказку расскажу и порадую!». Дети входят в группу. «Давайте поздороваемся со всеми и друг с другом.»

Ситуация приветствия. Дети жмут руку, машут рукой, обнимаются (по инициативе или по своему желанию).

Дети проходят и садятся на стульчики полукругом.

Основная часть.

Учитель- дефектолог: «Сказку расскажу для вас интересную. Посмотрите, вот герои сказки. (Демонстрирует героев сказки по очереди, дети рассматривают, дают ответную реакцию).

«Вот Курочка Ряба. Посмотрите, какая она.» (Взрослый отдает в руки курочку, ребенок передает сам дальше или с помощью взрослого. Дети гладят курочку, прижимают, покачивают как выражение симпатии) «Кто это?» (взрослый спрашивает утрированно эмоционально.)

Дети (повторяют совместно со взрослым): «Ко-ко. Кура Ряба» (взрослый утрированно артикулирует.)

Учитель-дефектолог: «Посадим Курочку тут. (ставит игрушку на стол.) А с кем же Курочка жила? (Педагог утрированно поднимает плечи и разводит руки в стороны. Дети отражают движения взрослого.)

С бабушкой. (Взрослый достает куклу перчаточного театра.)

Вот какая бабушка, посмотрите. (Взрослый подносит к каждому ребенку куклу, жмет руки, дети рассматривают, гладят по голове, пожимают руку).

Кто это?»

Дети (совместно со взрослым \ отраженно) : «Баба».

Учитель- дефектолог: «Правильно. А вот это дедушка. (Взрослый достает куклу перчаточного театра.)

Вот какой дедушка, посмотрите. (Взрослый подносит к каждому ребенку куклу, жмет руки, дети рассматривают, гладят по голове, пожимают руку).

Кто это?»

Дети (совместно со взрослым \ отраженно) : «Деда».

Учитель-дефектолог: « Правильно. А вот еще в сказке есть мышка. (Взрослый достает куклу перчаточного театра.)

Вот какая мышка, посмотрите. (Взрослый подносит к каждому ребенку куклу, жмет руки, дети рассматривают, гладят по голове, пожимают руку).

Кто это?»

Дети (совместно со взрослым \ отраженно) : «Пи-пи. Мышка».

Учитель-дефектолог: «Правильно. Всех героев рассмотрели. Начинаем готовиться рассказывать сказку.

Динамическая пауза (стоя с движениями).

Мышка по полю бежала.

И тут сказку увидала.

Удивилась, присмотрелась…

Бабка с дедкою сидит и на курочку глядит

Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не ходите далеко

Учитель-дефектолог: « Усаживайтесь, ребятишки. Сказку начинаем.

Жили-были дед (показывает куклу, стимулирует детей на голосовую \ эмоциональную реакцию утрированной артикуляцией без голоса) и баба (показывает куклу, стимулирует детей на голосовую \ эмоциональную  реакцию утрированной артикуляцией без голоса).

И была у них курочка Ряба (показывает куклу, стимулирует детей на голосовую \ эмоциональную  реакцию утрированной артикуляцией без голоса).

Снесла курочка яичко (Показывает яичко. Каждому ребенку дает отдельное яичко)

Покатайте, посмотрите, какое круглое. (Дети катают на ладонях, некоторые дети  с помощью взрослого).

Мышка бежала (пи-пи-пи), хвостиком махнула (так!), яичко упало (бах!) и разбилось (Ах!). (Дети стараются повторить за взрослым, потом дети бросают яички.)

Дед плачет: « Ай,ай,ай» (дети держатся за голову, изображая печаль,  и качают головой. Стараются повторить слова).

Баба плачет: « Ой,ой,ой» (дети держатся за голову, изображая печаль,  и качают головой. Стараются повторить слова ).

А курочка кудахчет: «Ко-ко-ко. (Стараются повторить слова.) Не плачь, дед , (дети гладят по голове деда.) Не плачь, баба (дети гладят по голове бабу). Я Вам другое яичко снесу, лучше прежнего. Обрадовались дед с бабой, давай обниматься (дети обнимают друг друга) и плясать.

Динамическая пауза (стоя).

Вот как наши ребятишки

Расшалились, словно мышки, 

 Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Заключительная часть.

Дети садятся на стульчики.

Учитель-дефектолог: «Вот какие мы молодцы, сказку рассказали, гостей порадовали. А кто в сказке был? Давайте вспомним. (Взрослый обращается к ребенку.)

Даня, принеси бабу. (Даня несет игрушку). Кто это? – Баба (Даня пытается повторить ).

Кирилл, принеси деда . (Кирилл несет деда.) – Кто это?- Деда (Кирилл пытается повторить.)

Тимур , принеси мышку. (Тимур несет мышку.) – Кто это?- Мышка. Пи-пи (Тимур пытается повторить.)

А теперь все вместе посмотрим на нашего главного героя- Курочку Рябу. Вот она какая. (Рассматривают Курочку.) Яичко снесла и деда с бабой порадовала. Вот и сказочки конец, а кто слушал, молодец.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

«Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»

Что  нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть  различные трудности в общении....

Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков  у детей со сложной структурой дефекта  третьего года обучения «Игрушки»...

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность      Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...

Конспект отрытой ООД по развитию речи в группе раннего развития (2-3 года) «Поможем мышонку Пи-пи-пи» (по мотивам сказки «Курочка Ряба»)

Занкомство детей со сказками позволяет научиь малышей доброте, сопереживаню, сочувствию. любви к ближнему. поэтому необходимо не только читать детям сказки, но использовать в своей работе разнообразны...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема:...