Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
методическая разработка на тему
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми потребностями, ограничены в своих передвижениях, контакте с другими детьми и взрослыми, в развитии своих навыков, умений и потребностей. Поступающие в нашу группу дети зачастую практически не владеют навыками самообслуживания: не умеют пользоваться туалетом, не могут самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться столовыми приборами. Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им для дальнейшей интеграции в общество, в их адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением своей работы, считаю, социально-бытовую адаптацию детей через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом
через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Автор: Кротова Оксана Валерьевна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 92» компенсирующего вида г.Дзержинска Нижегородской области.
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми потребностями, ограничены в своих передвижениях, контакте с другими детьми и взрослыми, в развитии своих навыков, умений и потребностей. Поступающие в нашу группу дети зачастую практически не владеют навыками самообслуживания: не умеют пользоваться туалетом, не могут самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться столовыми приборами. Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им для дальнейшей интеграции в общество, в их адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением своей работы, считаю, социально-бытовую адаптацию детей через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Программа для детей с нарушением интеллекта (авторы Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева), по которой мы работаем, предусматривает не просто воспитание культурно-гигиенических навыков у детей, но и целенаправленную образовательную деятельность в этом направлении. В программе специально выделен раздел, посвященный воспитанию культурно-гигиенических навыков. Для достижения стойкого положительного результата необходима длительная и кропотливая работа. Для того, чтобы умственно отсталые дети овладели необходимыми навыками самообслуживания, их обучение должно вестись иными методами, чем в дошкольных учреждениях общего типа. Исходя из особенностей развития умственно отсталых дошкольников, их надо специально обучать действиям самообслуживания. Воспитание культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников проводится как на специальных занятиях, так и в процессе проведения с детьми режимных моментов.
С целью овладения детьми конкретными навыками самообслуживания в рамках непосредственно образовательной деятельности я провожу различные виды занятий.
Рассмотрим на примере формирования навыка одевания-раздевания.
Вначале я провожу занятия, направленные на создание у детей положительного отношения к формируемому навыку. При этом важно, чтобы дети поняли значение этого навыка и захотели им овладеть. Я учу детей показывать и называть предметы одежды, знать ее назначение, формировать умение различать предметы одежды и обуви. Также знакомлю детей с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене), назначением и способами его использования ребенком, создавая игровую образовательную ситуацию «Путешествие с куклой Аней». Реализовывать данные задачи помогают также дидактические игры и упражнения «Во что одета кукла Аня», «Покажем кукле, где лежат наши вещи», «Чья картинка», «Научим Мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике» и другие.
Последующие занятия направлены на анализ сложного состава навыка, на значение каждого входящего в него действия. Но так как особенности развития умственно отсталого ребенка со сложным дефектом не позволяют ему самостоятельно воспринять состав действия, например, при одевании-раздевании, его обучаю этому поэтапно. При этом каждое действие я показываю и словесно обозначаю. Сначала используются совместные действия воспитателя и ребенка, затем дети действуют по подражанию. В обучение включаю наглядные приемы, в том числе алгоритмы - схематичные изображения того или иного действия, которые оказывают значительную помощь при последовательности выполнения действия. Большое значение играют игры с куклой или другими персонажами «Покажем кукле Ане, как правильно мы одеваемся», «Что сначала, что потом». В ходе работы использую различные стихи и потешки. Художественное слово позволяет ребенку осмыслить бытовую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами.
На третьем этапе проводятся занятия для отработки тех движений рук и мелких движений пальцев, которые необходимы для выполнения предметных действий, входящих в состав разнообразных навыков, в том числе одевания-раздевания. Я знакомлю детей с различными видами застежек: липучками, кнопками, молнией, пуговицами, используя дидактические игры и упражнения «Копилка», «Волшебные пуговки», «Поучим Мишку расстегивать застежки», «Что лежит в кошельке?» и другие.
Предлагаю вашему вниманию разработку планирования работы по формированию навыка одевания-раздевания у детей со сложным дефектом на год, в соответствии с программой Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, в которой прослеживаются все этапы формирования навыка:
1. Создание у детей положительного отношения к формируемому навыку.
2. Обучение последовательности выполнения действий навыка.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Месяц | Цель | Форма образовательной деятельности |
сентябрь | Учить детей показывать и называть предметы одежды, знать ее назначение, формировать умение различать предметы одежды и обуви. Формировать положительно-эмоциональное отношение к навыку. | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» |
Продолжать учить детей показывать и называть предметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа; продолжать учить детей играть с куклой. | Дидактическая игра «Во что одета кукла Аня» | |
октябрь | Знакомить детей с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком. | Игровая образовательная ситуация «Путешествие с куклой Аней» (Знакомство с раздевалкой). Дидактическое упражнение «Покажем кукле, где лежат наши вещи» |
Знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; формировать умение ориентироваться в предметном пространстве. | Дидактические упражнения «Найди свой шкафчик», «Чья картинка». Дидактическая игра «Научим Мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике» | |
ноябрь | Познакомить детей со схематичным изображением навыка одевания (алгоритмом). | Рассматривание картинок с изображением одежды. Дидактическое упражнение «Покажи правильно». |
Учить правильно находить и в определенной последовательности надевать с помощью взрослого колготки, штаны, носки. | Дидактические игры «Покажем кукле Ане, как правильно мы одеваемся», «Что сначала, что потом». Чтение З.Александрова «Катя в яслях» | |
декабрь | Познакомить детей со схематичным изображением навыка раздевания (алгоритмом). | Рассматривание картинок с изображением одежды. Дидактическое упражнение «Покажи правильно». |
Учить в определенной последовательности с помощью взрослого снимать колготки, штаны, носки. | Дидактическая игра «Покажем кукле Ане, как мы раздеваемся» | |
январь | Учить правильно находить и в определенной последовательности надевать и снимать с помощью взрослого колготки, штаны, носки, кофту и обувь. Побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, а также действий (снять, надеть, повесить, положить). | Дидактические игры «Каждая ножка - в свой домик», «Поссорились – подружились» (учить правильно одевать обувь). Чтение Е.Благинина «Научу обуваться я братца», А.Барто «Башмаки» |
Расширить представления детей о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, шарфы, варежки, чтобы не поддувало и было тепло. Развивать умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части, на основе простейшего сенсорного анализа выделять качества ткани (толстая, пушистая, мягкая). Учить одевать и снимать шапку, шарф, варежки. | Дидактические игры «Теплая шапочка куклы Ани», «Найди шапочку», «Как Мишка учился одевать шапочку и шарф». Чтение Н.Саконская «Где мой пальчик?», А.Барто «Наступили холода», З.Александрова «В рукавичках маленьких» | |
февраль | Познакомить детей с различными видами застежек: липучками, кнопками, молнией. Учить расстегивать липучки, кнопки, молнию. | Дидактические игры «Поучим Мишку расстегивать застежки», «Что лежит в кошельке?» |
Закреплять умение пользоваться застежками: липучками, кнопками, молнией (застегивать и расстегивать). | Дидактическая игра «Поможем Мишке расстегивать и застегивать застежки» | |
март | Познакомить детей с пуговицами. Совершенствовать соотносящие движения, умение брать предметы «пинцетным захватыванием» (двумя пальцами - большим и указательным), различать и обозначать словом величину предмета (большая, маленькая пуговица). | Дидактические игры «Застежки – пуговички», «Волшебные пуговки», «Копилка» |
Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы. | Дидактические игры «Поучим зверюшек застегивать пуговицы», «Разложи пуго-вицы», «Волшебные пуговки» | |
апрель | Учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый. | Дидактическая игра «Найди пару» (ботинки, сапоги, туфли, носки, варежки) |
Закрепить умение в определенной последовательности с помощью взрослого одеваться и раздеваться. Учить детей проверять свою внешность перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки в одежде. | Дидактическая игра «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» | |
май | Закрепить последовательность и способы рационального выполнения действий одевания-раздевания с помощью взрослого. Учить элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формировать умение благодарить за помощь. | Дидактическая игра «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться» |
Все виды занятий проходят в игровой форме, с сюрпризными моментами, с элементами дидактических игр и обязательной практической частью, где дети повторяют и закрепляют последовательность выполнения различных действий.
Занятия являются лишь подготовкой детей к овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Они не заменяют упорную работу по формированию навыков, которую я провожу в режимные моменты. Во время умывания, одевания, раздевания, еды я показываю все действия медленно, раздельно, словесно обозначая каждое из них. Важно, чтобы все дети выполняли действия в определенной последовательности. В случае необходимости помогаю детям, выполняя действия совместно с ними, их руками. Я обращаю внимание на успехи и достижения воспитанников, которые им даются с трудом, тем самым создавая положительное отношение к дальнейшим усилиям.
Прививая детям навыки опрятности и аккуратности, использую игровые приемы. Например, организуя такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Стирка», «Гости» и другие, можно в интересной для ребенка форме обыграть многие бытовые действия, правила поведения.
Процессу формирования данных навыков помогают игры с бытовыми предметами-орудиями, образные игрушки. Создаются разнообразные ситуации, используются естественные бытовые ситуации, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в процессе которых решаются общеразвивающие и коррекционные задачи, дидактические игры, например «Подберем одежду кукле для прогулки», «Мыльные перчатки», «Что нужно кукле?».
Но по-настоящему положительного результата нельзя получить, если вся работа проводится только педагогами в детском саду, поэтому здесь необходима помощь семьи. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку адаптироваться к окружающему его миру.
Известно, что многие родители, воспитывающие ребенка с нарушением развития, позволяют по отношению к нему повышенную опеку, выражающуюся в стремлении все делать за него. Это ставит ребенка в полную зависимость от окружающих. Обучение родителей педагогическим технологиям, позволяющим систематически и целенаправленно проводить с ребенком занятия по овладению им предметами ближайшего окружения, важное направление нашей педагогической работы.
Необходимо, чтобы в семье соблюдалось постоянство и единство требований всех взрослых в отношении правил поведения ребенка. Он не научится быть самостоятельным и аккуратным, если мама требует от него убирать игрушки на место, а папа позволяет их разбрасывать, папа побуждает есть самостоятельно, а бабушка кормит и одевает.
Диагностика бытовых навыков умственно отсталых детей проводится воспитателем в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах, а также при беседе с родителями в соответствии с методикой педагогического обследования Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Проведенное обследование позволило выявить особенности формирования бытовых навыков у детей со сложным дефектом. В начале учебного года большинство детей были не способны самостоятельно ориентироваться в условиях выполнения действий, испытывали трудности при их выполнении. Они нуждались в существенной помощи взрослых при выполнении культурно-гигиенических навыков.
Мониторинг бытовых навыков детей группы «Особый ребенок»
(1 год обучения по программе Е.Екжановой, Е.Стребелевой
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»)
за 2013 – 2014 учебный год
Фамилия, имя ребенка | Навык еды | Навык одевания | Навык умывания | Навык опрятности | |||||
IX | V | IX | V | IX | V | IX | V | ||
1 | Дима | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
2 | Саша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | Аня | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
4 | Катя К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
5 | Катя Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1,6 | 2,4 | 1,6 | 2,2 | 1,4 | 2,0 | 1,6 | 2,2 |
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Проведенная работа дает положительные результаты: многие дети умеют в определенной последовательности одеваться, умываться, складывать вещи, аккуратно кушать, благодарить за оказанную им помощь.
Таким образом, является бесспорным, что овладение культурно-гигиеническими навыками помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей, что впоследствии способствует их активному адекватному включению в социум.
Использованная литература:
1. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Москва, «Просвещение», 2005 г.
2. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации» Москва, «Просвещение», 2009 г.
3. М.В.Браткова «Формирование навыков самообслуживания» // Дошкольное воспитание. 2012 г. № 11.
4. М.В.Браткова «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
2009 г. № 4.
5. О.Пожидаева, О.Кайева «Теплою водою руки чисто мою…» Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников с нарушением интеллекта // Дошкольное воспитание. 2012 г. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....
план самообразования воспитателя по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет"
Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов....
Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»
Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста. (консультация для родителей)
Дети наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его красиво, стараются нагуля...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Консультация для педагогов и родителей...