Проект «Пальчики и мячики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством методики Су - Джок)
презентация к уроку (младшая группа)
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребѐнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su_dzhok_1_vosstanovlen.docx | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Пальчики и мячики»
(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством методики Су - Джок)
Автор:
Карапетян Зинаида Сергеевна,
воспитатель.
ст. Тбилисская
2018год
Актуальность проекта.
Мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребѐнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.
Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу необходимо с трех лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
При составлении проекта учитывались особенности детей раннего возраста. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.
Проект «Пальчики и мячики» на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии, является наиболее актуальной для детей данной группы, так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребѐнка.
Метод Су-Джок терапии разработан корейским профессором Пак Чже Ву в 1986 году, обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой.
Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек, не прибегая к медикаментам, помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.
Воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Например, тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги.
Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.
При каком-либо возникшем заболевании «сигнальная» волна из пораженного органа или участка направляется в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной.
При стимуляции этой точки возникает ответная, лечебная волна, нормализующая деятельность пораженного органа. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека.
Практика показывает, что использование массажеров Су-Джок в обычных группах эффективно в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.
Су-Джок массажеры в педагогической практике активно применяю на протяжении этого учебного года. За это время мною разработана картотека упражнений с применением шариков и колец Су-Джок.
Систематическое занятие с детьми Су-Джок положительно сказывается не только на здоровье и настроении ребят, но и способствует развитию мелкой моторики.
Массажеры имеются в группе, находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога.
Неоспоримыми достоинствами Су–Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су–Джок терапию могут использовать, как и педагоги в своей работе, так и родители с детьми в домашних условиях.
Простота применения – они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Что представляет собой этот чудо массажер? Массажер «Ёжик» или «Каштан» — это полое сферическое изделие из пластмассы с шипиками на внешней поверхности. Изделие состоит из двух полусфер, которые открываются, как коробочка. Внутри полости находится массажер для пальцев рук – от одного до трех пружинных колечек.
Тип проекта.
Информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта.
Групповой.
Участники.
Дети 3-4 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Долгосрочный (в течение учебного года).
Цель – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.
Задачи:
Оздоровительные:
• сохранить психофизическое здоровье ребенка;
• формировать основы личной гигиены;
• формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;
Образовательные:
• осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной системы Су- Джок и использовать ее в практической деятельности;
• сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;
• включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;
• дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.
Воспитательные:
• воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
• воспитание культуры здоровья;
• формирование нравственных качеств: забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.
Принципы реализации программы:
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, соответствующей его возрасту форме;
- принцип индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей;
- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Средства достижения поставленных задач:
-применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
-использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке;
-информационные листы для родителей;
-разучивание стихов, потешек.
Материалы и оборудование для организации проектной деятельности.
Набор Су-Джок массажеров: массажные шарики и эластичные кольца (пружинные колечки), картотека игр и сказок для проведения гимнастики.
Методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
2. Словесные приемы. (Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.)
3. Игровые приемы. (Занятие-игра, игровые упражнения.)
4. Наглядные приемы. (Видеоматериалы,иллюстрации.)
5. Практические действия. (Массаж кистей, пальцев.)
Этапы работы.
I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Связь с другими видами деятельности.
Включение гимнастики в организацию образовательной деятельности, (физкультминутки, пальчиковые игры), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы взаимодействия педагога с родителями:
Консультация «Применение Су – Джок терапии».
Планируемые результаты.
Таким образом, при регулярном использовании элементов Су-Джок терапии:
-дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с использованием Су-Джок терапии;
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
-возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
-дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
-отзывы родителей и педагогов;
-развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;
-после применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.
Программа рассчитана на 31 занятие, срок реализации программы – 8 месяцев (с октябрь по май) для детей второй младшей группы. Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительность занятия – не более 10 минут в первой половине дня. Совместная деятельность проводится в группах наполняемостью 5 – 6 детей.
Заключение.
Использование разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Используемая литература:
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
- Вопросы терапии и практики Су–Джок терапии Серии книг по Су–Джок терапии (Пак Чжэ Ву, Су–Джок Академия,2009)
- Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
- Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике ( Составитель М.А.Поваляева, Ростов- на-Дону; Феникс, 2006)
- Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
- Су–Джок терапия в коррекционно – практической работе с детьми (Л.А.Ивчатова – Логопед – 2010, №1)
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
Приложения.
Приложение 1. Перспективный тематический план.
Приложение 2. СКАЗКА «Ежик на прогулке».
Приложение 3. Игровые упражнения в стихах для Су – Джок терапии.
Приложение 4. Консультация для родителей.
Приложение 5. Презентация.
Перспективный тематический план.
месяц | неделя | Содержание образовательной деятельности | Задачи | ||||||||||||||||||
о к т я б р ь | 1. | 1.«Давайте познакомимся. «Ёжик на прогулке». 2.«Сказка о Ёжике». | Знакомство с колючим шариком при рассказывании сказки, Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков. | ||||||||||||||||||
2. | Игровые упражнения в стихах .
| Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев. | |||||||||||||||||||
3. | 1.«Волшебный шарик» . 2.«Мячик - ежик». | Развитие мелкой моторики рук, координации движений. | |||||||||||||||||||
4. | 1.«Ежик - ежик». 2.«Ежик колкий». | Закрепление основных видов движений. | |||||||||||||||||||
н о я б р ь | 5. |
| Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. | ||||||||||||||||||
6. | 1.«Овощи». 2. «Капустка». | Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, активизировать движение пальцев рук. | |||||||||||||||||||
7. | 1.«Фрукты». 2. «Компот». | Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными; развитие тактильной чувствительности. | |||||||||||||||||||
8. | 1.«Поздняя осень». 2. «Ветер». | Познакомить с сезонными явлениями поздней осени, развивать моторику обеих рук. | |||||||||||||||||||
д е к а б р ь | 9. | 1.«Наши пальчики». 2. «Пальчики». | Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. | ||||||||||||||||||
10. | 1.«Зимние забавы». 2. «Лепим мы снеговика». | Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам; продолжать совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с именами существительными в роде и числе. | |||||||||||||||||||
11. | 1.«Дикие звери зимой». 2. «Животные Севера». | Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажёра, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. | |||||||||||||||||||
12. | 1.«Новогодний праздник». 2. «Ёлка». | Закрепление представлений о новогоднем празднике. Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев. | |||||||||||||||||||
я н в а р ь | 13. | 1.«Посуда». 2. «Машина каша». | Активизация словаря по теме; обогащение словаря за счет глаголов и существительных; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. | ||||||||||||||||||
14. | 1.«Транспорт». 2. «Машина». | Активизация словаря по теме «транспорт»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. | |||||||||||||||||||
15. | 1.«Одежда». 2. «Новые кроссовки». | Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости.
| |||||||||||||||||||
м а р т
| 20. | 1.«Женский день - 8 Марта». 2. «Наши мамы». | Развитие связной речи у детей в процессе активной межличностной коммуникации с использованием различных вспомогательных средств. | ||||||||||||||||||
21. | 1.«Мебель». 2. «Много мебели в квартире». | Способствовать точечной координации рук; развивать словарь по данной теме. | |||||||||||||||||||
22. | 1. «Телефон». 2. «Стиральная машина». | Обучение составлению рассказа по опорным картинкам, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря по теме «Бытовая техника». | |||||||||||||||||||
23. | 1.«Игрушки». 2. «Шарик». | Развитие коммуникативных навыков, сообразительности; учить вкладывать одну форму в другую. | |||||||||||||||||||
а п р е л ь
| 24. | 1.«Насекомые». 2. «Полянка». | Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые». | ||||||||||||||||||
25. | 1.«Подводный мир». 2. «Рыбки». | Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. | |||||||||||||||||||
26. | 1.«Перелётные птицы». 2. «Зимующие птицы». | Развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи. | |||||||||||||||||||
27. | 1.«Домашние птицы». 2. «Домашние животные». | Учить детей поочередно сгибать пальчики; закреплять названия птиц. | |||||||||||||||||||
м а й | 28. | 1.« Пальчики». 2. «Мальчик -пальчик». | Учить детей поочередно соединять большой палец с остальными пальцами. | ||||||||||||||||||
29. | 1.«Дикие звери весной». 2. «Медведи». | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев. | |||||||||||||||||||
30. | 1.«Родные братья». 2. «Семья». | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев, воспитание заботы о близких. | |||||||||||||||||||
31. | 1. «Ягоды». 2.Открытое итоговое занятие для родителей «Волшебные шарики». | Активизировать движение пальцев рук. Показать что умеем, чему научились. |
ф е в р а л ь | 16. | 1.« 23 февраля». 2. «Мой город». | Обобщение знаний по теме, расширение и активизация словаря детей, развитие лексико – грамматических категорий: согласование сущ. в ед. и мн. числа Р. п., подбор относительных прилагательных к существительным, построение распространенных предложений, стимулировать речевую активность детей. Развитие мелкой моторики, согласовывать речь с движением. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам. |
17. | 1. «Дом и ворота». 2. «Улица». | Способствовать точечной координации рук; развивать словарь по теме. | |
18. | 1. «Весна». 2.«Детский сад». | Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости. | |
19. | 1.«Комнатные растения». 2. «Воробушки». | Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка, ч...
Программа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня мелкой моторики. В наш «кнопочный век&ra...
Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности, обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...