Проект «Пальчики и мячики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством методики Су - Джок)
презентация к уроку (младшая группа)

Карапетян Зинаида Сергеевна

 Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребѐнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok_1_vosstanovlen.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Пальчики и мячики»

(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством методики Су - Джок)

Автор:

 Карапетян Зинаида Сергеевна,

воспитатель.

                                             ст. Тбилисская

                                                  2018год

Актуальность проекта.

Мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

 Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то ребѐнок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты речевые способности, внимание, мышление, координация в пространстве, наблюдательность, память (зрительная и двигательная), воображение. Ведь области коры головного мозга, отвечающие за эти способности, связаны нервными окончаниями, находящимися на пальцах рук.

Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном закачивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу  необходимо с трех лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

 При составлении проекта учитывались особенности детей раннего возраста. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

Проект «Пальчики и мячики» на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии, является наиболее актуальной для детей данной группы, так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребѐнка.  

Метод Су-Джок терапии разработан корейским профессором Пак Чже Ву в 1986 году,  обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой.

Су-Джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа) – нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма, которой может овладеть каждый человек, не прибегая к медикаментам, помочь себе и своим близким. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.  

Воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.    Например, тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть.   Большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги.

Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.

При каком-либо возникшем заболевании «сигнальная» волна из пораженного органа или участка направляется в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной.

При стимуляции этой точки возникает ответная, лечебная волна, нормализующая деятельность пораженного органа. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека.

Практика показывает, что использование массажеров Су-Джок в обычных группах эффективно в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.

Су-Джок массажеры в педагогической практике активно применяю на протяжении этого учебного года. За это время мною разработана картотека упражнений с применением шариков и колец Су-Джок.

Систематическое занятие с детьми Су-Джок положительно сказывается не только на здоровье  и настроении ребят, но и способствует развитию мелкой моторики.

Массажеры имеются в группе,  находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога.

Неоспоримыми достоинствами Су–Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су–Джок терапию могут использовать, как и педагоги в своей работе, так и родители с детьми в домашних условиях.

Простота применения –  они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Что представляет собой этот чудо массажер? Массажер «Ёжик» или «Каштан» — это полое сферическое изделие из пластмассы с шипиками на внешней поверхности. Изделие состоит из двух полусфер, которые открываются, как коробочка. Внутри полости  находится массажер для пальцев рук – от одного до трех пружинных колечек.

Тип проекта.

Информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта.

Групповой.

Участники.

Дети 3-4 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность.

Долгосрочный (в течение учебного года).

Цель  – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.

 Задачи:

Оздоровительные:

• сохранить психофизическое здоровье ребенка;

• формировать основы личной гигиены;

• формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;

 Образовательные:

• осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной системы Су- Джок и использовать ее в практической деятельности;

• сформировать в сознании ребенка чувство неразрывности с природой;

• включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;

• дать элементарные анатомические и физиологические характеристики человека.

Воспитательные:

• воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;

• воспитание культуры здоровья;

• формирование нравственных качеств: забота об окружающих, родителях, умения во время прийти на помощь и оказать ее.

Принципы реализации программы:

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, соответствующей его возрасту форме;

- принцип   индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

Средства достижения поставленных задач:

-применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

-использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке;

-информационные листы для родителей;

-разучивание стихов, потешек.

Материалы и оборудование для организации проектной деятельности.

Набор Су-Джок массажеров: массажные шарики и эластичные кольца (пружинные колечки), картотека игр и сказок для проведения гимнастики.

 Методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.

2. Словесные приемы. (Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.)

3. Игровые приемы. (Занятие-игра, игровые упражнения.)

4. Наглядные приемы. (Видеоматериалы,иллюстрации.)

5. Практические действия. (Массаж кистей,  пальцев.)

 

 Этапы работы. 

I этап.  Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Связь с другими видами деятельности.

Включение гимнастики в организацию образовательной деятельности, (физкультминутки, пальчиковые игры), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Формы взаимодействия педагога с родителями:

 Консультация «Применение Су – Джок терапии».

Планируемые результаты.

Таким образом, при регулярном использовании элементов Су-Джок терапии:

-дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с использованием Су-Джок терапии;

-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

-увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

-возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

-дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

-отзывы родителей и педагогов;

-развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;

-после применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

Программа рассчитана на 31 занятие, срок реализации программы – 8 месяцев (с октябрь по май) для детей второй младшей группы. Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительность занятия – не более 10 минут в первой половине дня. Совместная деятельность проводится в группах наполняемостью 5 – 6 детей.

Заключение.

Использование   разнообразных игр и упражнений способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный,   доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления   путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

Используемая литература:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
  2. Вопросы терапии и практики Су–Джок  терапии Серии книг по Су–Джок терапии (Пак Чжэ Ву, Су–Джок Академия,2009)
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  4. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике ( Составитель М.А.Поваляева, Ростов- на-Дону; Феникс, 2006)
  5. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
  6. Су–Джок терапия в коррекционно – практической работе с детьми (Л.А.Ивчатова – Логопед – 2010, №1)
  7. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

Приложения.

Приложение 1. Перспективный тематический план.

Приложение  2. СКАЗКА «Ежик на прогулке».

Приложение  3. Игровые упражнения в    стихах для Су – Джок  терапии.

Приложение  4.  Консультация для родителей.

Приложение 5. Презентация.

Перспективный тематический план.

месяц

неделя

Содержание образовательной деятельности

Задачи  

о

к

т

я

б

р

ь

1.

1.«Давайте познакомимся.    «Ёжик на прогулке».

2.«Сказка о Ёжике».

Знакомство с колючим шариком при рассказывании сказки,   Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков.

    2.

Игровые упражнения в стихах .  

  1. «Мы колечки надеваем».
  2. «Шарик пальчиком катаю».

Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев.

     3.

1.«Волшебный шарик» .                               2.«Мячик - ежик».

 Развитие мелкой моторики рук, координации движений.

      4.

1.«Ежик - ежик».

2.«Ежик колкий».

Закрепление основных видов движений.

н

о

я

б

р

ь

    5.

 

  1. «Грибы».
  2. «Пошел ежик по грибы».

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме  «Грибы». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

6.

      1.«Овощи».

      2. «Капустка».

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера,  активизировать движение пальцев рук.

7.

1.«Фрукты».

2. «Компот».

Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными; развитие тактильной чувствительности.

8.

1.«Поздняя осень».

    2. «Ветер».

Познакомить с сезонными явлениями поздней осени,  развивать моторику обеих рук.

     д

е

к

а

б

р

ь

 9.  

1.«Наши пальчики».

  2. «Пальчики».

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

10.

1.«Зимние забавы».

2. «Лепим мы снеговика».

Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам; продолжать совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с именами существительными в роде и числе.

11.

1.«Дикие звери зимой».

2. «Животные Севера».

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажёра,  при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

 12.

1.«Новогодний праздник».

      2. «Ёлка».

Закрепление представлений о новогоднем празднике.  Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев.

я

н

в

а

р

ь

13.

 1.«Посуда».

2. «Машина каша».

Активизация словаря по теме; обогащение словаря за счет глаголов и существительных; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

14.

1.«Транспорт».

2. «Машина».

Активизация словаря по теме «транспорт»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

15.

1.«Одежда».

2. «Новые кроссовки».

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости.

 

  м

 а

р

т

                     

20.

1.«Женский день - 8 Марта».

2. «Наши мамы».

Развитие связной речи у детей в процессе активной межличностной коммуникации с использованием различных вспомогательных средств.

21.

1.«Мебель».

2. «Много мебели в квартире».

 Способствовать точечной координации рук;  развивать словарь по данной теме.

22.

1. «Телефон».

2. «Стиральная машина».

Обучение составлению рассказа по опорным картинкам, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря по теме «Бытовая техника».  

23.

1.«Игрушки».

2. «Шарик».

Развитие коммуникативных навыков,  сообразительности; учить вкладывать одну форму в другую.

 

а

п

р

е

л

ь

 

24.

1.«Насекомые».

2. «Полянка».

Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые».

25.

1.«Подводный мир».

2. «Рыбки».

Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

26.

1.«Перелётные     птицы».

2. «Зимующие птицы».

Развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи.

27.

1.«Домашние птицы».

2. «Домашние животные».

Учить детей поочередно сгибать пальчики; закреплять названия птиц.

м

а

й

28.

1.« Пальчики».

2. «Мальчик -пальчик».

Учить детей поочередно соединять большой палец с остальными пальцами.

29.

1.«Дикие звери весной».

2.  «Медведи».

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев.

30.

1.«Родные братья».

2. «Семья».

Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев, воспитание заботы о близких.

31.

1. «Ягоды».

2.Открытое итоговое занятие для родителей «Волшебные шарики».

Активизировать движение пальцев рук.

Показать что умеем, чему научились.

ф

е

в

р

а

л

ь

16.

1.« 23 февраля».

2. «Мой город».

 Обобщение знаний по теме, расширение и активизация словаря детей, развитие лексико – грамматических категорий: согласование сущ. в ед. и мн. числа Р. п., подбор относительных прилагательных к существительным, построение распространенных предложений, стимулировать речевую активность детей.   Развитие мелкой моторики, согласовывать речь с движением. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам.

17.

1. «Дом и ворота».

2. «Улица».

Способствовать точечной координации рук; развивать словарь по теме.

18.

1. «Весна».

2.«Детский сад».

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости.

19.

1.«Комнатные растения».

2. «Воробушки».

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Актуальность.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка, ч...

Программа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

   Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня мелкой моторики. В наш «кнопочный век&ra...

Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики»

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредствам тестопластики...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...