Психологическая гостиная как эффективная модель взаимодействия педагога-психолога с воспитателями.
методическая разработка
Психологическая гостиная – это модель психолого-педагогического сопровождения педагогов, комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказания психологической помощи педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.
Работа в рамках психологической гостиной важна в первую очередь для тех, кто готов к работе над собой, готов изменить свою жизнь к лучшему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gostinaya.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая гостиная как эффективная модель взаимодействия педагога-психолога с воспитателями.
Актуальность.
В связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется.
Чтобы помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть, пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, сплотить коллектив я использую такую форму работы, как психологическая гостиная.
Понятие «психологическая гостиная».
Психологическая гостиная – это модель психолого-педагогического сопровождения педагогов, комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказания психологической помощи педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.
Работа в рамках психологической гостиной важна в первую очередь для тех, кто готов к работе над собой, готов изменить свою жизнь к лучшему.
Задачи психологической гостиной:
- Выявлять индивидуальные потребности педагогов в организации психологической поддержки.
- Развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.
- Обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния
- Способствовать формированию у педагогов потребности к внедрению полученных знаний и умений в собственную педагогическую деятельность.
- Формировать у педагогов мотивацию к саморазвитию, профессиональному совершенствованию личности.
Девиз в работе психологической гостиной: «Здоровый педагог - здоровый ребенок».
Планируемые результаты:
- Повышение психологической компетентности педагогов в вопросах управления стрессом, регуляции психоэмоционального состояния, создания позитивного мышления.
- Закрепление формы «психологическая гостиная» в практике работы дошкольного учреждения.
- Отработка активных форм и способов обучения.
Занятия в психологической гостиной организуются в дошкольном учреждении 1 раз в квартал в соответствии с тематическим планом.
Методы и приемы в работе психологической гостиной.
Взаимодействие с участниками включает разные формы работы, каждая из которых выполняет свои функции.
- педагоги знакомятся с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;
- проводятся упражнения на развитие навыков управления стрессом, навыков позитивного мышления;
- педагоги знакомятся с приемами снятия психофизического напряжения, повышения стрессоустойчивости.
Данная система работы включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагога в целом.
- Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повышению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
- Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения;
- Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
- Релаксационные методы способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате – позитивному самовосприятию.
- Аутотренинг способствует закреплению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.
Формат встреч зависит от конкретной темы, носит неофициальный характер, предоставляет членам гостиной чувствовать себя свободно, оказывать взаимную эмоциональную поддержку.
Важная часть в комплексе общей работы психологической гостиной – чаепитие за общим столом. После затронутых на встрече тем и эмоциональных процессов этот организационный момент будет способствовать продолжению живого контакта и еще большему сближению участников группы. Во время чаепития педагоги могут отдохнуть от проделанной внутренней работы.
Литература:
- Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. — М.: Смысл; Academia, 1996.
- Ненашева, А.В., Осинина, Г.Н., Тараканова, И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации. — Волгоград: Учитель, 2011. — 143 с.
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт. — сост. О.И. Бабич. — Волгоград: Учитель, 2009.
- Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / Авт. — сост. М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2008.
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. — Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002.
- Электронный журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» 12.2016.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
- Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4+4+4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
- Экспресс - прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
- Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
- Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
- Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
- Поперечное расслабление и напряжение.
Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул…Напрягите все мускулы…
Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения… Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул…Держите напряжение…Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение…Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело…Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.
Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице…Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся как все ваше тело…Насладитесь контрастом…Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее…Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле…Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее. Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот…Задержите свое внимание на этом положении.
Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните. Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело останется расслабленным…Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже. Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите слово «вдох», а выдыхая, - «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.
- Диафрагмальная гимнастика.
Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным).
Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.
Другой вариант:
- Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
- Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
- Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
- Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».
- Микропаузы активного отдыха.
Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.
Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:
- Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
- После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
- Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
- Поднимите плечи и медленно опустите.
- Расслабьте запястья и поводите ими.
- Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
- Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
- Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны- в сторону.
- Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
- Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.
В данном случае вы проработаете 12 зон тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...
«Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагог...
Клуб-общение "Влияние взаимодействия педагога-психолога с родителями и педагогами на речь и психологическое здоровье детей"
Цель: выработка внутренней позиции профессиональной деятельности, ориентирующей психологом на построение взаимоотношений с педагогами и с родителями на основе сотрудничества.Задачи:Актуализирова...
Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"
В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду....
"Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с воспитателем при подготовке ребенка на ПМПК»
quot;Взаимодействие педагога-психолога ДОУ с воспитателем при подготовке ребенка на ПМПК"...