Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
учебно-методическое пособие по теме

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.

Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для многих малышей бывает непростым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

    Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.

Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для многих малышей бывает непростым.

Актуальность 

    Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка
  По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. 
  Как известно
адаптационные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских педагогов и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Психолого –педагогическое сопровождение ребенка в адаптационный период и выявление факторов, оказывающих влияние на успешность адаптации, вызывают неизменный интерес теоретиков и практиков в области образования.

    Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования.   При этом  у ребенка  происходит смена представлений об окружающем мире: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Отсутствие родителей, новое помещение, четкий режим дня, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. «Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.»  (Л. В. Белкина, 2004). Поэтому многие дети трудно привыкают к детскому саду.  

        Актуальность темы обобщения передового  педагогического опыта обусловлена концептуальными взглядами на успешную адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению, существующими в науке.

В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как  педагогов и специалистов детского сада, так  и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

   Новизна состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей младшего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребёнка в группу, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей.

   Прежняя система взглядов на воспитание детей младшего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

   Целью нашего инновационного  педагогического опыта является создание благоприятного воспитательно - образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.

    Основным средством педагогического воздействия для успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, мы учитывали основные принципы:

1.Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребенку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение — ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребенку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

2.Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учет их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т. д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребенком, двигаясь прежде всего от ребенка.

3.Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребенка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

4.Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком предполагает, что взрослые овладевают

методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка, так как главная цель — его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

5.Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в целенаправленном развитии ребенка, на установлении партнерских отношений по типу  «семья - дошкольное учреждение», «дошкольное учреждение — семья».

6.Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

7.Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Для того чтобы контролировать процесс адаптации детей к дошкольному учреждению, его организаторам, особенно педагогу-психологу, необходимо ориентироваться в этом на определенные критерии, соответствующие показателям успешности — неспешности протекания адаптационного процесса. Для понимания критериев педагогу-психологу, воспитателю, родителю необходимо обладать достаточно развитой наблюдательностью и умением анализировать наблюдаемое.

В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению использовали следующие критерии процесса адаптации:

  • состояние здоровья ребенка (удовлетворительное или неудовлетворительное);
  • аппетит (хороший или плохой);
  • сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);
  • двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
  • деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
  • речь (инициативная, ответная или отсутствует);
  • эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
  • желание — нежелание идти в детский сад;
  • суждения родителей о состоянии и поведении ребенка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).

Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребенка в адаптационный период необходимо использовать диагностические процедуры. К ним относятся:

  • включенное наблюдение за поведением ребенка во время игр, занятий, прогулок, приема пищи и т. д.;
  • игровая диагностика;
  • опрос родителей, воспитателей.

Об ухудшении эмоционального состояния ребенка могут свидетельствовать  следующие признаки:

  • плач (часто, без причин);
  • замкнутость;
  • скованность, напряжение, пассивность в поведении;
  • негативное отношение к взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;
  • агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);
  • нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;
  • беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);
  • нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);
  • проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание

и т. д.);

  • потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);
  • нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);
  • склонность к частым заболеваниям хронического характера.

    Результативность инновационного педагогического опыта подтверждается, на протяжении  2012, 2013 годов, с детьми младшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципальное образование города Краснодар «Детский сад  №230».

В ходе проведённой работы:

1) Изучены и апробированы психолого-педагогические методы и приёмы взаимодействия с детьми и их родителями.

2) Подобраны формы целенаправленной просветительской и практической работы с семьей для оптимизации детско-родительских отношений в период адаптации ребёнка к детскому саду.

3) Разработан алгоритм успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, включающий в себя:

- поэтапное вхождение ребенка в детский сад вместе с мамой;

- индивидуальный подход к ребенку;

 - учет домашних  привычек;

- гибкий режим.        

4) Создана предметно-развивающая среда для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста

5) Практика показала, что у детей прошедших поэтапную адаптацию, в дальнейшем отмечалась низкая заболеваемость, безболезненная адаптация к условиям ДОУ, высокая познавательная активность.

6) Фиксируется повышение уровня педагогической компетентности семьи по вопросам детского воспитания, развития и обучения. Родители, получившие возможность изучить жизнь детского сада изнутри, являющиеся непосредственными  участниками педагогического процесса, характеризуются высокой общественной активностью и становятся настоящими помощниками педагогов в деле воспитания, развития и обучения детей.

7) В период адаптации с детьми достигнуты большие результаты. У детей улучшились элементарные навыки самообслуживания, установлены открытые, доверительные отношения между педагогами и сверстниками. Дети приобщились к общепринятым нормам и правилам поведения.

8) В процессе всего адаптационного периода у детей улучшились психические процессы: внимание, мышление, воображение, зрительная и слуховая память, повысилась мыслительная активность, расширился словарный запас слов, а также обогатилось речевое общение на основе культурных норм.

    Базой для формирования представляемого инновационного педагогического опыта являются дети младшего дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования  город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №230» в количестве 40 человек.

  Своевременная адаптация детей к детскому саду помогает существенно облегчить социализацию ребёнка, сохранить его психическое и физическое здоровье, позволяет дошкольному учреждению выйти на новый, партнёрский уровень взаимодействия с семьёй, в котором роль педагогического потенциала родителей возрастает.

Стабильность

    В течение 2012, 2013 годов педагогами и педагогом – психологом МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад  №230» был использован метод наблюдения за детьми, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе, анкетирование родителей для первичной информации о ребенке, методика «измерения» степени адаптации ребенка в ДОУ (автор А.Остроухова).

    Первым этапом стало изучение данных анкетирования, которые были направлены для облегчения адаптации  вновь поступивших детей младшего дошкольного возраста и организации взаимодействия с родителями по принципу сотрудничества. Таким образом, данные анкетирования, показали следующие результаты.

 Почему Вы обратились за помощью к детскому саду в воспитании ребенка?

 Считают детский сад лучшей формой приобретения личного опыта  - 18 семей (45 %);

 Некому присматривать за ребенком дома (нет няни)  - 12 семей (30 %);

  К другим причинам родители относят: опыт общения со сверстниками;  первый ребенок посещал это детский сад, остались довольны;  уважаю воспитателей и доверяю им - 10семей (25 %)

Что Вас больше всего привлекает в нашем детском саду?

 (несколько вариантов ответов):

Хорошее состояние территории и материально – техническое отношение групп – 8 семей (20%)

Наличие творческого профессионального педагогического коллектива – 12 семей  (30%)

Близость от дома – 4 семьи (10%)

Высокий уровень подготовки к школе - 10 семей (25%)

Интересные программы обучения и развития ребенка – 6 семей (15%)

 Что бы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?

 Наиболее распространенные  ответы родителей:

  • Навыки общения с детьми;
  • Физическое и интеллектуальное развитие;
  • Помощь в гармоничном развитии ребенка;
  • Социальный опыт;
  • Навыки самостоятельности;
  • Прогулки, игры, знания;
  • Уважение к окружающим, умение работать в команде;
  • Подготовка к школе и т.д.

    Анализ ответов говорит о том, что на сегодняшний день ожидания родителей вновь поступивших детей в целом совпадают с направленностью работы педагогического коллектива и образовательной программой нашего  дошкольного учреждения. Педагогам   не отводиться лишь функция присмотра за малышами. Это  можно рассматривать, как акт доверия, как положительную оценку   детскому саду. Но, следует добавить, что в 2013 году основным  условием достижения поставленных целей является более тесное сотрудничество родителей с педагогическим коллективом.

Какие формы сотрудничества с педагогами детского сада  для Вас наиболее привлекательны? 

Беседы - 12 семей (30%)

 Родительские собрания -  10 семей (25%)

Посещение открытых занятий, праздников - 4 семьи (10%)

Консультации -  4 семьи (10%)

Текстовая информация - 2 семьи (5%)  

Фото, видео- информация - 2семьи  (5%)

Интернет общение - 6 семей (15%).

Удовлетворены ли Вы:

Отношением воспитателя к ребенку?

 Да - 30 семей (75%)

 Нет - 10 семей (25%)

Взаимодействием  педагога, педагога – психолога  с родителями?

Да -  34 семей (85%)

 Нет - 6 семей (15%)

Взаимодействием  между родителями в группе?

Да  -  20 семей (50%)

 Нет - 20 семей (50%)

Что может на Ваш взгляд способствовать сотрудничеству семьи и детского сада?

Открытое общение с сотрудниками д/с – 8семей (20%)

Работа  воспитателя с родителями -12 семей (300%)

Обсуждение возникших проблем - 10 семей (25%)

Доверительное отношение к педагогам - 10 семей (25%)

Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка?

 Наиболее распространенные  ответы родителей:

- К вечеру устает;

- Кризис 3х лет;

 - Повышенная возбудимость;

- Нежелание идти в детский сад;

- Нет проблем;

- Стал больше вредничать и т.д.

Такие проявления в период адаптации вполне естественны для детей младшего дошкольного возраста. Безусловно, от родителей в это время требуется еще больше понимания и терпения по отношению к малышам.

Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

Наиболее распространенные  ответы родителей:

- Стал общаться с ребятами;

- Спокойнее реагирует на незнакомых людей;

- Стал играть в игрушки;

- Пока не заметили;

 - Больше говорит;

- Стал спокойнее и самостоятельнее и т.д.

Тот факт, что на фоне негативных проявлений, которые естественны в период адаптации,  родители  отмечают и положительные изменения в поведении и развитии ребенка. Это  говорит об эффективности работы педагогического коллектива по профилактике дезадаптации.

Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?

Единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателя- 24 семьи (60%)

Насыщенная предметно-развивающая среда - 6 семей (15%)

Хорошее здоровье детей, соблюдение режима дня детском саду и дома- 10 семей (25%)

Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию?

Действие всех сотрудников - 8 семей,(20%)

Совместные действия всех сотрудников и родителей - 30 семей (75%)

 Действие родителей -  2семьи (5%) .

Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?

Всегда интересуюсь - 12  семей  (30%)

 Интересуюсь и планирую с ребенком следующий день - 20  семей (50%) Инициатором беседы является сам ребенок (поделиться впечатлениями) - 12 семей  (20%)

  Не вижу в этом смысла – данный вариант ответа не выбирался родителями, что говорит об информированности семьи о необходимости  психологической поддержки через заинтересованность жизнью ребенка в детском саду.

Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду, придерживаться меню детского сада?

Все  родители - 40 семей  (100 %) осознают, что требования педагогов по созданию необходимых условий дома обоснованы, понимают, как соблюдение этих условий важно для благополучия ребенка, стараются их соблюдать.  

    Таким образом, можно сказать, что родители достаточно просвещенны  в вопросах привыкания  ребенка к детскому саду, что является результатом, как заинтересованности самих родителей, так и работы педагогов детского сада.

    В продолжение можно сказать, что результатом сотрудничества родителей и педагогического коллектива  стала успешная адаптация большинства ребят к дошкольному учреждению.

     В конце ноября подводились  итоги  по результатам  методики «измерения» степени адаптации ребенка в ДОУ (автор А.Остроухова)  в группах младшего дошкольного возраста. Данные, полученные в ноябре , 2012,2013 года представлены в виде графика: 

Диаграмма 1 - Результаты методики «измерения» степени адаптации ребенка в ДОУ  

    Безусловно, в младшем дошкольном  возрасте период адаптации у всех малышей проходит по – разному, негативные проявления могут возвращаться как после болезни, так и по другим причинам, но, в целом, совместную работу педагогов и родителей по данному направлению в 2013 учебном году можно считать эффективной. Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей.

Научность в представляемом педагогическом опыте заключается в следующем:

1)  Обобщен и изучен опыт по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

2)  Апробировали  психолого-педагогические методы и приёмы взаимодействия с детьми и их родителями.

3) Подобрали формы целенаправленной просветительской и практической работы с семьей для оптимизации детско-родительских отношений в период адаптации ребёнка к детскому саду.

4) Разработали алгоритм успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.        

5) Создали предметно-развивающую среду для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.

6) Апробировали  игры и упражнения, направленные на  снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, а также развитию познавательных процессов и оптимизации детско – родительских отношений.

7) Систематизировали  методический материал на тему: «Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя  по созданию  условий социально-психологической адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»

8) Для обследования результатов адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, использовали  методику «измерения» степени адаптации ребенка в ДОУ автор А.Остроухова.

В результате проделанной работы было установлено, что у детей прошедших поэтапную адаптацию, в дальнейшем отмечалась низкая заболеваемость, безболезненная адаптация к условиям ДОУ, высокая познавательная активность.

Технологичность

     Авторской группой МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад 230» разработан перспективный план по теме «Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя  по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста  к дошкольному образовательному учреждению», подобран практический  материал (игры – забавы, эмоционально-тактильные игры,  пальчиковая гимнастика, подвижные  игры, игры с сенсорным материалом, игры-инсценировки и т.д.), а так же материал по работе с родителями который воспитатели могут  использовать в своей работе с детьми.

Чтобы процесс адаптации протекал наиболее успешно, нами были разработаны мероприятия, которые были разделены на периоды.

Первый период заключал в себе подготовительно-информационную работу. Здесь мы изучали проблему адаптации, анализировали литературу, подготавливали методические пособия.

Во втором периоде мы составляли списки будущих воспитанников. Родителям были вручены пригласительные на родительское собрание, в котором были указаны тема и вопросы собрания.

В третий период входило проведение «Школы для родителей», на которой обсуждались такие вопросы, как: важность постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2–3 недели до поступления в детский сад) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму ДОУ; введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там; необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание).

      Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендовали родителям посещать совместно с ребенком прогулки и участвовать в играх с другими детьми в группе. Пояснили, для чего это необходимо: малыши познакомятся с педагогами и детьми, могут пообщаться с ними, вовлекаться в совместные игры, исследовать участок для прогулок, что приведет ребёнка к более спокойному, уравновешенному состоянию.

     Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, мы рекомендовали родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, рассказать о том, как сами родители ходили в детский сад, когда были малышами, в какие игры играли. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.

    Также мы провели небольшую экскурсию по детскому саду. Родители имели возможность познакомиться с групповой комнатой, с её обстановкой, особенностями устройства спальной, горшечной, приёмной комнатами, игрушками и пособиями. Многие родители впервые столкнулись с этой проблемой и поэтому они очень обеспокоены, взволнованы и интересуются всем, что будет окружать их  малыша. Эти три периода являлись подготовительными для  без стрессового прихода детей в ДОУ.

Четвертый период включал в себя непосредственно мероприятия по адаптации детей.

    Одним из первых мероприятий было совместное посещение ДОУ детьми и родителями. Родители с интересом откликнулись на такую форму взаимодействия с нами.

Данная форма работы проходила в 4 этапа.

Этап первый « Мы играем только вместе».

На этом этапе мама являлась проводником и защитником ребенка. Она побуждала его включаться в новые виды деятельности и сама активно играла во все игры. На данном этапе мама и ребенок — единое целое. Они играли или рисовали в четыре руки, танцевали или бегали в паре. В свободной деятельности мама сопровождала ребенка, следуя его интересам, знакомила его с играми и игрушками в группе, сопровождала его в туалет, одевала, раздевала и т.д.

Этап второй «Я играю сам, но ты будь рядом».

Постепенно малыш начинал осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывали интерес. Любознательность и активность побуждали его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще являлась опорой и защитой. Малыш постоянно возвращался к ней, оглядывался на нее. Это лишь первые пробы на самостоятельность. Здесь важно научить маму одновременно отпускать ребенка, следить за его безопасностью, своевременно окликаться на его призывы. Постепенно ребенок добровольно включался в игры с педагогом, другими детьми, чужими мамами.

Этап третий «Иди, я немножко поиграю один».

Рано или поздно наступал момент, когда малыш сам начинал проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просил маму остаться на стульчике в стороне, хорошо играл с педагогом и детьми, хорошо ориентировался в обстановке. У него появились любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила. Когда наступал такой момент, мы предлагали маме подождать ребенка в приемной. Главное в этой ситуации — то, что мама предупреждала ребенка: она ненадолго отлучится, и действительно ненадолго отлучалась, если ребенок соглашался на это.

     Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом нужно обязательно подчеркнуть: мама не обманула ребенка, она действительно отлучалась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно можно увеличивать время отсутствия.

Этап четвертый «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

На этом этапе ребенок, собираясь в детское учреждение, уже знает, что будет в группе один, и соглашался на это. Он легко ориентировался в группе, был активен в общении.

Это завершающий этап в процессе становления психологической автономности ребенка, для укрепления которой необходимо время.

    В помощь родителям был оформлен уголок по адаптации, куда входили - стенд «Первый раз в детский сад», одна из рубрик которого «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему посещать детский сад», памятки, папки - передвижки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.

Прохождение каждого этапа зависело от индивидуальных особенностей ребенка.

    Результатом использованных методов, приёмов и мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации детей к ДОУ, в ходе которого малыши приобрели различные навыки самообслуживания, умение контактировать со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в совместных играх и занятиях.

Библиографический список

1.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, практическое пособие.  Воронеж ТЦ «Учитель», 2004

2.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003

3.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик – семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012

4.Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». - СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС». -  2012

5. Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС».- 2013

6. Макарычева Н.В. '' Проблемы раннего детства : диагностика , педагогическая поддержка , профилактика : В помощь занимающимся воспитанием детей 2 - 3 лет''. – М.:АРКТИ, 2005

7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013

8. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009

9. Афонькина Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста» :Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010

10. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие  ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детство-Пресс»,2011

11.Жердева Е.В. « Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация , сценарии дня)».- Ростов н/Д: Феникс , 2008

12.Заводчикова О.Г. « Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошкольного  образовательного  учреждения и семьи: пособие для воспитателей». – М.: Просвещение.2007

13.Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю.  «Социальная адаптация малышей в ДОУ». М.:ТЦ Сфера,2011

14.Костяк  Т.В. « Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений». М.: Издательский центр «Академия»,2008

15.Лапина И.В. « Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа,  психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия». Волгоград: Учитель, 2010

16.Носова Е.А. , Швецова Т.Ю.  «Семья и детский сад : педагогическое образование родителей».- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2009

17.Оверчук Т.И. «Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи  и детского сада (сборник статей и документов)». СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003

18.Печора К.Л. « Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи». М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2006

19.Русаков А.С. «Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям :Сборник .»  - СПб.: Речь , Образовательные проекты ; М.: Сфера, 2010.

20.Соколовская Н.В. «Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации». Волгоград: Учитель,2011.

21.Шитова Е.В. «Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет». Волгоград :Учитель,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения....

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний....

Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...