«Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»
консультация на тему
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivn_tehnol_vzaimod_ped-psih_s_semyoy.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Брусничка»
Доклад для районного методического объединения педагогов-психологов
по теме: «Эффективные технологии взаимодействия педагога-психолога с семьёй в рамках реализации ФГОС ДО»
Подготовила:
педагог-психолог
Е.В. Брусликова
г. Тарко-Сале
март 2016 год
Мы с Вами знаем:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил 1 сентября 2013 года;
- ФГОС дошкольного образования, который вступил 1 января 2014 года;
- Примерную основную образовательную программу дошкольного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
ФГОС дошкольного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями)
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения.
Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.
Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в Организации.
Родители (законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к Организации, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы.
Риски для детей дошкольного возраста.
- Рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;
- Неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Дошкольное учреждение и Семья
В дошкольном учреждении:
- Ребенок получает всестороннее образование;
- Приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми;
- Учится проявлять собственную активность.
А родительские функции – это адаптация ребёнка к миру и удовлетворение потребностей ребенка, всё это даёт эмоциональное отношения к ребёнку, от этого вытекает принятие ребёнка родителем, формирование отношения к миру и к себе, появление ценностных ориентаций и мировоззрения.
Психологические модели формирующиеся в семье
- Модель привязанности
- Гендерные модели
- Супружеские модели
- Модели детско-родительских отношений.
Типы семей
- благополучная семья
- неблагополучная семья
Классификация неблагополучных семей
- «Недоверчивая семья»
- «Легкомысленная семья»
- «Хитрая семья»
Виды дисфункционнальных семей
- «Внешне спокойная семья»
- «Вулканическая семья»
- «Семья – санаторий»
- «Семья-крепость»
- «Семья – театр»
- «Семья – третий лишний»
- «Семья с кумиром»
В примерной основной образовательной программе дошкольного образовании включены современные технологии в работе педагога-психолога с родителями:
- Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа.
- Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.
- Организацией поощряется обмен мнениями между родителями (законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.
Психодиагностика семьи
Для диагностики семьи используются следующие методики и тесты:
- Тест–опросник определения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина;
- Тест–опросник удовлетворенности браком (ОУБ) В.В. Столина;
- Методика анализа семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера;
- Опросник для измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера;
- Методика Е. Шеффера и Р. Белла по определению отношения родителей к ребенку и другие.
Основные виды помощи
- Психологическая неграмотность родителей – психологическое просвещение;
- Искажённые родительские отношения – консультирование, семейная психотерапия;
- Дисгармония психического развития ребенка – диагностика, коррекция;
- Задержка психического развития – консультирование, направление к дефектологу;
- Нарушение личностного развития ребенка – психокоррекция.
Семейные консультирование
Типы поддержки:
- Влиятельный
- Внимательный
- Спрашивающий
- Утверждающий
- Стремящийся к пониманию
Основные проблемы родителей
- Синдром неуверенного родителя – жалоба на ребенка (несоответствие развития или поведения должному идеалу), проблема «не знаю, как…»;
- Отношение к ребенку пессимистичное, без достаточной близости, без уважения запрос - «помогите исправить»;
- Личностное неблагополучие родителя – жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, действия; запрос состоит в эмоциональной поддержке;
- Поиск союзников - жалоба на «третьих лиц» (привести их поведение в соответствие с моралью и справедливостью), запрос – «помогите заставить».
Некорректное поведение психолога
1) морализование – консультант сходит с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли учителя;
2) самолюбование – игнорирование исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения;
3) демонстрация негативных реакций – проявление психологом каких-либо негативных эмоций или личных оценок по отношению к клиенту является нарушением профессиональной этики.
Специальные навыки и умения
- Постановка открытых и закрытых вопросов;
- Фиксирование внимания на мыслях и чувствах клиента;
- Перефразирование и суммирование важнейших высказываний;
- Выразительное молчание (внимание, напряженная пауза, отрицание);
- Умение следовать в беседе за логикой клиента;
- Умение совместного принятия решений.
Активные формы работы с родителями
- Родительские группы,
- Групповая дискуссия,
- Ролевые игры,
- Домашние задания по модификации поведения,
- Анализ и интерпретацию взаимоотношений (моделирование в контролируемых условиях семейных ситуаций, разыгрывание проблемных ситуаций);
- Метод совместных действий (выполнение ребенком и родителем общего задания);
- Видеокоррекция
Групповая дискуссия
- Цель дискуссии – выработка оптимального подхода к конкретной жизненной ситуации.
- Результатами дискуссии являются: информативность - приобретение новых знаний, изменение точки зрения; отреагирование – уменьшение напряженности, осознание проблемы; сближение – взаимопонимание и сближение участников дискуссии; улучшение – устранение проблемы, разрешение ситуации.
Видеокоррекция
- Проигрывание ситуаций в условиях видеозаписи с последующим ее просмотром и анализом.
- Эффектами работы является повышение их сенситивности к ребенку, выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, получение родителями информации о восприятии семейной ситуации ребенком.
Например, просмотр сказки «Красавица и Чудовище»
Правила семьи:
- Каждый член семьи должен иметь жизненное пространство;
- Каждый член семьи должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому;
- Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других, следовательно, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другим человеком, и может помочь ему измениться;
- Каждый член семьи может оказаться в центре воздействий со стороны других членов – важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Руководство взаимодействием общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО» .
Данная консультация содержит в себе описание различных форм работы с родителями в связи с переходом на ФГОС ДО....
Модель сетевого взаимодействия ДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО
Модель сетевого взаимодействияДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО...
Презентация "ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В РАМКАХ ФГОС"
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родите...
Сценарий Районного Методического Объединения для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования на тему: «Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
laquo;Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»...
Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации ФГОС ДО"
Проект взаимодействия детского сада и семьи в рамках ФГОС ДО предназначен воспитателям детского сада, работающим на логопедической подготовительной к школе группе. Проект построен с целью...
Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...
"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...