Статья "Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста"
статья

В статье описывается опыт организации взаимодействия педагога-психолога с родителями детей 3-4 лет в период адаптации к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст, 3-4 года – это возраст, когда дети поступают к нам в дошкольное учреждение и происходит закономерный процесс адаптации. Новая обстановка со свои распорядком, незнакомые дети и взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, не только для детей, но и для педагогов, а также родителей. Родители испытывает тревогу за своего ребенка и тоже привыкают к требованиям детского сада.

Практика показывает, что от того, как  проявляют себя родители в этот период, зависит насколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Поэтому работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в дошкольном учреждении.

Как правило, в данный период специалисты в  качестве форм работы с родителями используют следующие:

  • индивидуальные консультации и беседы,
  • стендовую информацию,
  • выступления на родительских собраниях,
  • анкетирование.

Данные формы работы способствуют психологическому просвещению родителей, привлекают их к сотрудничеству с педагогами и специалистами.

Однако, как показывает наш опыт работы, родители часто испытывают затруднения в применении и использовании психологических знаний на практике, в умении найти выход из той или иной ситуации взаимодействия с ребенком.

Поэтому перед нами стояла задача поиска таких форм работы с родителями, которые бы позволили не только расширять и углублять их знания в области детской психологии, но и сформировать практические навыки общения с ребенком, чтобы позволило более безболезненному прохождению адаптационного периода у детей.

Л.С. Выготский  полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В 3-4 года игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир. 

В игре ребёнку легче установить контакты со сверстниками, преодолеть стрессовую ситуацию, избавиться от внутреннего дискомфорта, страхов.

Поэтому, учитывая важность игровой деятельности в процессе адаптации, мы разработали систему игровых занятий с детьми, направленных на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». В основу данной системы были положены принципы игровой развивающей методики О.Н.Тепляковой. Использование данной системы позволяет реализовать цель работы с детьми в адаптационный период: обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали наши наблюдения, использование игровых технологий в работе с детьми в адаптационный период позволяет значительно облегчить его прохождение.

А как же родители? Используют ли родители такой мощный инструмент как игра для формирования доверительных отношений с ребенком, для его развития? Наш опрос в ходе индивидуальных бесед и консультирования показал, что родители довольно редко используют весь развивающий потенциал игры, более того многие признавались, что им довольно скучно и сложно играть с собственными детьми.

Эта сложность обусловлена многими причинами:

  • Нехватка времени. Когда ребенку исполняется 3 года, и он идет в детский сад, многие мамы выходят на работу. Социальная загруженность добавляется к домашним хлопотам, и у родителей, как правило не остается сил и времени на совместные игры с детьми;
  • В играх (особенно в ролевых и спонтанных) важно включать воображение. Иногда взрослые, к сожалению, теряют способность фантазировать, придумывать что-то интересное и новое.
  • Боязнь выглядеть глупо со стороны.
  • Обесценивание игры и желание заняться чем-то более «полезным».
  • Порой у родителей есть собственный негативный опыт. Допустим, с ними не играли их родители. Об этом, например, могут говорить ситуации, когда во время игры резко начинает хотеться спать или появляются такие чувства, как злость, раздражение, неловкость либо просто невозможность находиться с ребенком в игре.
  • Нежелание родителя играть именно так, как хочет ребенок. Например, когда требуют от ребенка, чтобы игрушки использовались строго по назначению: допустим, пирамидка только для того, чтобы нанизывать кольца на основу, и нельзя ее части использовать, например, как пирожки.

Таким образом, понимая важность активного участия родителей в жизнедеятельности детского сада, особенно в период адаптации, а также  недостаточность имеющихся у них психолого-педагогических знаний и трудности в их практическом применении, мы выдвинули задачу организации таких форм работы с родителями, которые бы повысили мотивацию родителей на сотрудничество с педагогами ДОУ, повысили их психолого-педагогическую компетентность, что в итоге позволило бы создать для всех участников образовательного процесса эмоционально комфортное, интересное и содержательное взаимодействие, являющееся залогом оптимального течения адаптации к детскому саду.

Итак, в работе с родителями основной акцент делался на психолого-педагогическое просвещение и формирование детско-родительских отношений посредством игрового взаимодействия.

С этой целью мы использовали такие формы работы, как семинары-практикумы и совместные занятия родителей и детей.

Семинар-практикум – это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. Данная форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс «добывания» информации, осваивать методы и приемы эффективного взаимодействия с детьми.

В качестве примера остановимся более подробно на семинаре-практикуме для родителей «Развиваемся, играя». Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Обсуждение значения игры в жизни ребенка, какое место игра занимает в каждой семье, что значит «играть с удовольствием».
  2. Научить родителей способам игры с детьми по методике О. Н. Тепляковой.
  3. Побуждать к активному общению, групповому взаимодействию.
  4. Стимулировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с собственным ребенком, использованию полученных знаний в воспитании и развитии ребенка.

В ходе семинара мы обсудили с родителями, какое значение имеет игра в жизни ребенка и как она способствует формированию всех сторон его психики.

Большинство родителей понимают важность игры в жизни ребенка, но испытывают трудности в организации игр дома и сталкиваются с проблемой, как играть с удовольствием.

Очень важным моментом было то, что родители, высказав свое мнение, увидели, что каждый из них сталкивается с похожими проблемами, что они не одиноки, и это способствовало формированию чувства общности с другими.

Следующим шагом  было проведение «мозгового штурма». Прежде чем организовывать игры с детьми, важно понимать, а зачем игра нужна самим родителям. И вот, к каким выводам пришли наши мамы и папы:

1. Полноценная игра с ребенком может быть отдыхом. Во время игры мы откладываем все домашние дела и погружаемся в игровой процесс. Веселая, интересная игра может настолько захватить, что не сравнится ни с какой йогой. Итак, игры необходимы, просто чтобы отдохнуть!

2. Игра избавляет от информационного перегруза.

Мы все время в интернете, на фоне  работает телевизор, идут новостные рассылки – тонны чужой ненужной информации. И чтобы от этого избавиться, необходимо играть, и тогда понимаешь, насколько в играх все просто, насколько все понятно и никакой лишней информации нет.

3. Игра позволяет чувствовать положительные эмоции и свободу.

Игра позволяет  избавиться от своих комплексов, например: закричать и побежать на детской площадке, если у вас нет ребенка - это нереально, а если он у вас есть, вы это практикуете постоянно.

4. Игра развивает родителей.

Если до рождения ребенка мы учились, работали, читали книги, дискутировали с интересными людьми, то после рождения ребенка таких возможностей не так много. Игра тренирует ум и коммуникативные способности. Необходимо пользоваться инструментами, которые у нас есть, если книги и карьера сейчас не доступны – можно развиваться в игре. Кроме интеллекта, игра также учит владеть своим телом и голосом, т.е. открывает в родителях новые таланты.

  1. В игре мы чувствуем настоящую любовь ребенка.

Наши дети воспринимают нас как нечто пользовательское, любовь и уважение своего ребенка начинает полностью проявляться именно в игре. Ему крайне важно понимать, что вы думаете об этом, насколько вам это интересно и это чувство дает очень много позитива.

  1. Воспитание ребенка процесс не всегда приятный и все моменты, связанные с этим нивелируются, если вы объясняете ребенку это в игре. Помимо этого они очень легко усваиваются в процессе игры и очень трудно объяснить в последующем это на словах. Поэтому игра является своего рода помощью – если играть с ребенком полноценно и часто, воспитание тоже будет даваться легче. Помимо всего этого игра учит ребенка доводить дело до конца, он знает, что время игры подошло к концу и нужно думать о других делах, и это поможет ему в будущем стать успешным.

После обсуждения всех пунктов, совместно с родителями мы сделали вывод, что очень важно находить смысл в занятиях с собственным ребенком, что игра не должна быть ради результата, игра должна быть ради процесса и ради удовольствия всех ее участников.

Затем мы познакомили родителей со способами организации игр с детьми с использованием методики О.Н. Тепляковой. Ольга Николаевна – автор множества книг для родителей о раннем развитии. Создатель целой линейки развивающих пособий для детей раннего возраста. Ее методика может использоваться с детьми от 6 мес. до 6-7 лет.

В основе методики лежит имплицитная теория научения – то есть ребенок не заучивает, не запоминает специально, а получает все знания в ходе интересной деятельности.  

Игры по методике Тепляковой всегда имеют комплексный характер. Что это значит?

Центром обучения являются игровые ситуации - вокруг увлекательного для ребенка сюжета мы выстраиваем все виды деятельности:

  • наблюдение,
  • взаимодействие с предметами
  • пение и музицирование
  • театрализация.
  • рисование
  • лепка
  • аппликация
  • математические операции

Для игры мы стараемся взять интересную для детей ситуацию из реального опыта и обыграть ее самыми разными способами.

Например, мы гуляем и ходим по дорожке.

Мы можем не только ходить, мы можем притоптывать, прихлопывать, петь песенку:

Ножки-ножки, наши ножки

Зашагали по дорожке!

Это Маша идет,

Звонко песенку поет!

или

Ножками затопали,

Зашагали по полу.

Топ-топ, топ-топ-топ,

А теперь все дружно «стоп»!        

Придя домой, можно также походить просто по полу, либо по импровизированной дорожке, вспомнить песенку, отхлопать её ритм ладошками или наиграть его любыми имеющимися под рукой музыкальными инструментами.

А можно еще эту дорожку нарисовать, заранее или с ребенком вырезать два овала 3-4 сантиметров в диаметре, проделать в них дырочки для пальчиков и одеть на пальчики. У нас будут, например, пара синих сапожек, пара красных сапожек, пара желтых. Если ребенку сложно одеть такие на одну руку сапожки – на два пальца, то одеваем один на палец одной руки, другой на другую руку. И под песенку шагаем нашими «сапожками» по полу.

По дорожке бегут  красные сапожки,

А в сапожках бегут Левины ножки!

Посмотрите, сколько задач можно решить с помощью разных вариаций одной простой игры «Дорожка».

Диапазон игр для детей очень широк. В методике представлены все виды игр, необходимых для гармоничного развития ребенка.

Это:

- музыкально-ритмические игры

- предметные игры.

- художественные игры

- игры-театрализации

- игры на развитие речи

- математические игры

- игры на чтение.

И в разные виды игр родители смогли в ходе семинара сами поиграть и почувствовать на себе, как это может быть легко, увлекательно и просто.

Потому что:

  • Все игры очень гибкие, дают возможность менять сюжет на ходу,

развивать его. Такой подход позволяет не только учитывать актуальные возможности ребенка, но и создать зону ближайшего развития.

  • Минимум игровых атрибутов, которые появляются только тогда, когда необходимы. Игры по методике вообще - очень простые. Не нужны специальные пособия, специально подобранные игрушки. Пригождается и используется всё, что есть под рукой.
  • В играх много тактильного контакта. Это и приём "рука в руке", и танец и обнимания с ребенком, многие движения и действия выполняются взрослым руками малыша. Например, нужно хлопать в такт песне - берем ладони ребёнка в свои и хлопаем, или хлопаем ладонью ребенка по своей ладони. Это снимает тревогу, рождает эмоциональный контакт, повышает доверие между малышом и взрослым и желание играть вместе.
  • Отсутствие критики и оценки.

Для ребенка игра существует ради игры - ребенок в игре делает то, что хочет, что ему нравится, интересно: примеривает что-то, пробует что-то, бывает ошибается. Это все может отличаться от наших взрослых представлений, как это должно делаться или выглядеть. Поэтому, мы, взрослые часто сердимся и говорим, что вот, здесь ты делаешь неправильно, надо делать так-то и так-то. Ребенок в игре совершенно не выносит критики и бывает очень обескуражен, если вдруг слышит эту критику. Поэтому, надо стараться избегать этого в игре, спокойней относиться к тому, какой результат я получу в итоге. Мне-то кажется, что результат игры в том, чтобы все кубики были сложены куда надо. А для ребенка? А для ребенка может быть другой результат – он общался с мамой, он играл с ней, он смеялся. Всё! Вот его результат!

Вот так насыщенно, эмоционально прошел наш семинар-практикум. После которого мы решили провести совместное с родителями и детьми игровое занятие, чтобы родители смогли попрактиковаться в разнообразных играх с ребенком.

Занятие состояло из 3-х частей:

1. Вводная часть.

Цель – установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей и родителей на совместную работу. У нас была музыкально-ритмические игры:

  • игра «Паровозик», с помощью которой мы разместились в игровом пространстве,
  • затем ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка!»,
  • и игра «Бубен», играя и передавая его по кругу дети и родители познакомились друг с другом.

2.Основная часть.

Цель – способствовать налаживанию игрового взаимодействия родителей и детей.

На этом этапе использовались

  • игра в парах на формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера «Ходит котик по лавочке»,
  • подвижная игра «Лохматый пес»,
  • пальчиковые игры,
  • художественная игра (аппликация с элементами рисования).

3. Заключительная часть.

Цель - закрепление положительных эмоций от встречи, чувства доверия друг к другу, и желание следующей встречи.

С этой целью была проведена музыкально-ритмическая игра «Ладушки-ладошки» и ритуал прощания.

 Практика проведения занятий детей с родителями позволяет сделать вывод, что совместная деятельность родителей и детей является мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребенок получает возможность эмоционально комфортно чувствовать себя в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивать новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребенком, овладевая ее содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

Таким образом использование таких форм работы, как семинары-практикумы и совместные занятия, способствуют более активному включению родителей в образовательный процесс, возможности применять ими на практике полученные знания и опыт, что значительно облегчает прохождение адаптации у детей, является стимулом для их психического развития и улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями детей младшего дошкольного возраста.

Взаимодействие воспитателя с родителями детей младшего дошкольного возраста....

Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...

Значение малых форм фольклора для всестороннего развития для детей младшего дошкольного возраста.

Показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у ...

Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС. Мастер – класс.

Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в простран...

Конспект совместного развивающего занятия педагога-психолога с мамой и ребенком младшего дошкольного возраста "Солнышко"

Мама для ребенка – это источник безопасности, любви, комфорта и познания мира. Именно поэтому, актуально проведение занятий для детей младшего дошкольного возраста, направленных на всестороннее ...

Статья на тему "Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями"

Современные инновационные формы взаимодействия педагога-психолога ДОУ с родителями.По новой федеральной образовательной программе (ФОП) основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных пр...