Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
статья (старшая группа) на тему
Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, что дети, увлеченные компьютерными играми и просмоторм телевизора, разучились общаться, взаимодействовать. А ведь коммуникативные навыки нужны и важны. Следовательно, ихразвитие должно стать приоритетеным направлением всех специалистов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями старших и подготовительных групп по формированию коммуникативной компетенции как одного из компонентов психологической готовности к обучению в школе
Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.
Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных группах. Психологическая готовность к школе – интегративная характеристика, в качестве компонентов которой выделяют: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую (коммуникативную) готовности. И если развитию первых трех уделяется достаточно внимания в рамках образовательной деятельности ДОУ, то формирование коммуникативной компетенции дошкольников часто остается стихийным процессом. Хотя от уровня ее развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе и успешность его обучения. Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.
Под коммуникативной компетенцией дошкольников мы понимаем формируемое интегративное качество личности, включающее в себя гибкое владение способами установления и поддержания взаимоотношений, развитие потребности в общении, умение действовать совместно. Реалии нашего времени (быстрый темп жизни, занятость родителей, высокий уровень технократизации общества) оказывают негативное влияние на формирование коммуникативных навыков детей. Попадая в зависимость от компьютерных игр, просмотр телепередач и мультфильмов, не соответствующих возрасту и не имеющих образовательного потенциала, ребенок перестает нуждаться в живом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.
Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?
- Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.
- Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).
- Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.
Занятия по развитию коммуникативных навыков должны способствовать:
- формированию потребности в общении;
- закреплению навыков установления и поддержания контактов,
- развитию качеств, помогающих в общении и купированию тех, которые мешают,
- формированию навыков совместной деятельности, которая возможна только при соблюдении правил, уважительном отношении к другим детям.
Примерами упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, могут быть: «Поздоровайся разными частями тела», «Чем мы похожи», «Правила дружбы», «Паровозик «Я-хороший»», Совместный рисунок».
Успехов Вам в таком нелегком, но увлекательном деле – воспитании подрастающего поколения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/09/picture-330505-1428595684.jpg)
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-324941-1382683669.jpg)
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-830975-1476811617.jpg)
проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"
проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-385277-1390639275.jpg)
«Дружные ребята». Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие доброжелательных межличностных отношений между детьми в процессе познавательной и игровой деятельности. Развитие умения взаимодействовать со взрослыми. Воспитание у детей чувства ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/06/picture-1275022-1601964467.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»
В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-248072-1366997056.jpg)
Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации...