Исследовательская деятельность "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Воздух вокруг нас»
Цели:
• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
• развивать умение детей решать проблемные задачи;
• воспитывать интерес к экспериментированию;
• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Материалы: заяц (игрушка), приглашение, для каждого ребёнка: стакан с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажный веер воздушный шарик.
Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.
Предварительная работа: коллективное оформление приглашения в детский сад для зайчика, принести шарики на каждого ребенка.
1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).
Заяц (переодетый взрослый или игрушка):
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? (ответы детей). Я так рад, что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит шары воспитателю).
Воспитатель:
- Ой, Ребята! А что это? Что нам подарил зайчик? (ответы детей). А сколько их? Давайте вместе посчитаем. Какого они цвета? Какой формы?
Заяц:
- Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
- Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).
Воспитатель:
- Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
- Как он там оказался (появился)? (ответы детей).
2. Отгадывание загадки (худ. литература).
Воспитатель:
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
Заяц:
- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
3. Дыхательная гимнастика (здоровье).
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. Дыхательную гимнастику комментирует Заяц.
4. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете, чем мы дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: мы без воздуха можем жить?
- Для чего нам нужен воздух?
(ответы детей).
Заяц:
- Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!
- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей)
Воспитатель:
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Заяц:
- А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
- Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
- Получилось?
(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
- А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух прозрачный, невидимый).
Заяц:
- Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
- А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Воспитатель:
- А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
5. Физ.минутка:
Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;
Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;
Тает снег от лучей, садимся на корточки;
Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. идём большими шагами;
Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;
В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;
Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;
И отряхается. трясём руками;
А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;
И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;
садимся на корточки .
6. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца)
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).
- Ребята, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
Заяц:
- Ой! А что это?!
(ответы детей).
Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
-Правильно, ребята, молодцы. Это выходит наш воздух. Как вы помните, мы воздухом дышим.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.
Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить, какой из шаров взлетит, а какой нет.
7. Подведение итогов.
Заяц:
- Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещал своим друзьям зайчатам рассказать всё.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
Итоги:
• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде
Заяц:
- Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!
Дети прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».
Аннотация проекта Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...
Исследовательско - творческий проект в средней группе "Вода вокруг нас"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:· «Физическая культура»,· «Здоровье»,·...
Исследовательская деятельность по теме «Часы вокруг нас»
Игровые задачи. 1. Расширить представления детей о часах, как приборе измерения времени.2 .Класси...
Воздух вокруг нас (познавательно-исследовательская деятельность
В данном конспекте. поделилась опытом составления НОД для своих коллег. В конспекте отображено все то, как заинтересовать детей к исследованию путем увлекательного их путешествия в лабораторию и оказа...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».
Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представлени...