Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Образовательные задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
Развивающие задачи:
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.
Воспитательные задачи:
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Методические приёмы:
Словесные
Наглядные
Практические
Оборудование:
Глобус, иллюстрация с изображением круговорота воды в природе, кубик, мячик, узкая баночка, широкая баночка, стакан с молоком, стакан с водой, любая картинка, кисточка, краска, сахар, соль, таблетка аскорбиновой кислоты, мука, подсолнечное масло, травяной настой, мятные капли, тазик с водой.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды.
- Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
- Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_eksperimentirovaniyu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга "Жемчужинка"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Вода вокруг нас».
Приоритетная образовательная область:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Используемые современные образовательные технологии:
Технология исследовательской деятельности
Технология личностно-ориентированного взаимодействия
Составила воспитатель:
Зайцева О.А.
Провела «21октября» 2014г
Санкт-Петербург
Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Образовательные задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
Развивающие задачи:
- Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.
Воспитательные задачи:
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Методические приёмы:
Словесные
Наглядные
Практические
Оборудование:
Глобус, иллюстрация с изображением круговорота воды в природе, кубик, мячик, узкая баночка, широкая баночка, стакан с молоком, стакан с водой, любая картинка, кисточка, краска, сахар, соль, таблетка аскорбиновой кислоты, мука, подсолнечное масло, травяной настой, мятные капли, тазик с водой.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о значении воды.
- Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
- Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
- Чтение сказки «Путешествие Капельки».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: Ребята, отгадайте пожалуйста загадку.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )
Воспитатель:
- А что такое глобус?
(Ответы детей.)
- А как вы понимаете что такое модель Земли? (Объяснения детей).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Ответы детей).
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показываю на глобусе).
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? (Ответы детей).
- Почему? (Дети объясняют).
- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).
- Кому нужна вода? (Ответы детей).
- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).
- А как они её получают? (Ответы детей).
- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).
- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).
(Звучит запись журчания ручейка).
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду нельзя, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).
Воспитатель:
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку? (Ответы детей).
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей).
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: Я смотрю вы немного засиделись, давайте разомнёмся.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: (круги двумя руками вперед)
Вместе – раз, это брасс. (круги руками вперед поочередно)
Одной, другой – это кроль. (прыжки на месте)
Все, как один, плывем как дельфин. (шагаем на месте)
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей).
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
(На столе лежит кубик и мячик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
Воспитатель: А имеет ли вода форму? (Ответы детей).
Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Воспитатель: Ну, что ж, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель:
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте опять сделаем вывод.
Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
Воспитатель:
А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Затем предлагаю одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагаю попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Сделаем вывод.
Вывод: Своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Двое детей выполняют это задание).
Воспитатель:
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физкультминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на стакан, где мы растворяли муку.
- Что же мы видим? (Ответы детей).
Воспитатель: Мука растворилась не полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у воды запах. (Ответы детей).
(Затем предлагаю размешать в воде травяной настой и мятные капли, и снова предлагаю понюхать воду).
Воспитатель: Ребята, что изменилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, вы правы, у воды появился запах.
Вывод: Растворяясь в воде, различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
Воспитатель:
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).
- Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно своё лицо, отражение.
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (Ответы детей). Правильно в зеркале, в витрине магазина и т.д.
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Ответы детей). Да, отражение ваше видно очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия.
Выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания" .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....
Проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Кладовая земли"
Проект по исследовательской деятельности с детьми...
Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование
Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Вода в природе»
quot;Вода в природе"...
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Вода»
Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пока...
Проект «Свет вокруг нас» по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы
Проект про электричество «Свет вокруг нас» по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы...