Воздух вокруг нас (познавательно-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Малышева Наталья Андреевна

В данном конспекте. поделилась опытом составления НОД для своих коллег. В конспекте отображено все то, как заинтересовать детей к исследованию путем увлекательного их путешествия в лабораторию и оказанию помощи ребятам с другой планеты. В результате путешествия и исследования воздуха, ребята пришли к выводу, что воздух существует вокруг нас и  без него нет жизни не только на планете Земля, но и на других планетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                     «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»                                                                                                              города Балашова Саратовской области»

Воздух вокруг нас

конспект  

 образовательной  познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе «Светлячок»

Составила:

          Малышева Н. А.

   

г. Балашов

2015г.

Образовательная область: познавательное  развитие

Образовательная деятельность: познавательно-исследовательская

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное

Тип: интегрированное

Возраст детей: 6-7 лет

Формы организации: подгрупповая

Цель: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе  на современном этапе развития дошкольного образования.

Программное содержание:

1.     Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать логическое мышление, умения делать выводы и озвучивать их.

      Активизировать речь и обогащать словарь детей.

       2.     Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

3.     Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

 Воздушные шары,  полоски бумаги,  вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, долька чеснока, лимон; проектор, флэш-карта , белые халаты, колпачки, бейджики; карточки  на детей с высоким уровнем развития и среднего уровня развития.

Ход занятия:

(развивающая среда в группе оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.)

Воспитатель: сегодня я вас хочу пригласить посетить научную лабораторию. Для этого вы одели спец одежду. Вы согласны посетить со мной лабораторию?

Дети: (ответ детей)

Дети вместе с воспитателем заходят в группу, звучит звуковое письмо (аудиозапись):

Лунтик:

Здравствуйте ребята группы «Светлячок»!

Вы меня узнали? Правильно! Меня зовут Лунтик!

Я побывал на многих планетах, и знаю как хорошо живёте вы ребята на планете Земля, но есть такая далёкая планета-Фанталия, где таким же, ребятам как вы нужна помощь.

Вы поможете им?

Воспитатель: интересно, что же могло случиться на другой планете? Как вы думаете ребята?

И что за помощь нужна? У вас есть свои предположения?

 Лунтик:  Для оказания помощи вам понадобится научная лаборатория. И она у вас есть. Я вам создал лабораторию, где есть всё необходимое для исследования.

На вашей одежде есть опознавательные значки, которые подскажут вам, к какому рабочему столу в лаборатории вы отправитесь. На рабочих столах есть точно такой же значок. Это для того, чтобы вы знали, куда должны отправиться.

Воспитатель: интересно ребята, а о чём говорил Лунтик? Я так и не поняла, какая то проблема с ребятами? И зачем то нас отправил в лабораторию?  Может быть, мы на месте и разберёмся, какая всё же помощь требуется от нас с вами и чем мы можем помочь ребятам с другой планеты?

Давайте попробуем занять места за рабочими столами, может тогда что нибудь и проясниться

Воспитатель: Вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем обычно занимаются в лабораториях?

1.Дети: в лабораториях проводят опыты, например с мышами делают им прививки с новым лекарством и смотрят, как они будут себя чувствовать, чтобы потом это лекарство давать людям.

2. А ещё там исследуют воду, и смотрят, чтобы она была пригодна для питья.

3. В лаборатории испытывают разные аппараты и технические приборы, которые потом будут помогать людям, например, так же при лечении.

4. Так же в лаборатории исследуют атмосферу воздуха чистый он или загрязнённый.

А какие опыты и эксперименты мы с вами в группе проводили?

Дети: В группе мы проводили различные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, с растениями, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое.

(звучит продолжение аудиозаписи)

Лунтик: Ребята! Я вам забыл сказать самое главное! У ребят на другой планете беда, у них хотят отнять  воздух. Один очень умный волшебник  пригрозил ребятам с планеты- Фанталия, если они ничего не узнают о его свойстве,он отнимет у них воздух, и чтобы им помочь мы должны раскрыть свойство воздуха  Помогите им, пожалуйста!

Воспитатель: Ну что ребята, какое будет ваше решение? Что будем дальше делать?

Воспитатель: Не бросать ведь ребят в такой беде надо им помочь!

Лунтик: Сейчас я приглашу к экрану жителей планеты, и они будут наблюдать за всеми вашими действиями.

Воспитатель: А вы помните, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?

Дети: Да!

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, провести опыты, сделать соответствующие выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Лунтик, ребята, всё приготовил нам, а вот в наши лаборатории забыл всё разместить. А может быть и мы ему поможем? Разместим всё необходимое сами? Возьмите всё необходимое для исследования на столе и разместите в своей лаборатории.

Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)

Воспитатель: Слушаю вас.

Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить, сейчас мы вам это докажем:

- надуть воздушный шарик (показ)

- подуть на полоску бумаги (показ)

-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)

-подуть на вертушку

Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам!  (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.

Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!

- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

Воспитатель: Откуда он взялся?

Ребёнок: Он находился внутри нас!

Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)

Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Как?

Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).

Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).

Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?

Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.

Воспитатель: Докажите.

Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.

Воспитатель: Она сухая, а почему?

Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.

Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Воспитатель: Шарик надулся, а почему?

Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Воспитатель: Шарик сдулся, почему?

Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?

Воспитатель: Нет.

Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?

Воспитатель: Апельсином.

Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?

Воспитатель: Чесноком.

Дети: Запах передаётся по воздуху.

Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.

И так проанализируем наши исследования и подведём итоги?

Воспитатель: на столах я увидела у вас карточки с условными обозначениями, вы можете мне рассказать, что они обозначают?

Я вас внимательно слушаю.C:\Users\User\Desktop\я исследователь.jpg

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.

*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а столы жёлтого, а у воздуха цвета нет.

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ребята с другой планеты: Спасибо исследователи! От вас мы узнали много нового и интересного про воздух И теперь мы не боимся  справиться с волшебником,  но очень хотелось бы узнать где ещё можно найти воздух. (выключился экран)

Воспитатель: Эх, как обидно, мы ведь не всё ещё рассказали ребятам, где ещё можно найти воздух

Лунтик: К сожалению связь прервалась, но вы ребята не расстраивайтесь я обязательно передам , но боюсь, что я не всё запомню.

Воспитатель: Ну, да, может произойти катастрофа, если ты что то напутаешь. Что же делать?  Как же быть?

Воспитатель: ребята, у вас есть ещё одна возможность. Показать, где находиться воздух. Подойдите пожалуйста все к вертолетикам и каждый возьмите себе карточку.

 Сейчас мы с вами поиграем в д/игру: «Назови, где находится воздух»

1.Дети с высоким уровнем развития: берут карточки с усложнёнными заданиями

2.Дети со средним уровнем развития: берут карточки с облегченными заданиями.

Воспитатель: А каким образом мы передадим всё это?

Дети: почтой или через Лунтика

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, а в чем заключалась ваша помощь?   Что вам больше всего понравилось сегодня? Как вы думаете, где вам пригодятся ваши знания о свойстве воздуха? Спасибо большое! Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.  

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали. Спасибо вам за интересные открытия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

"Мир вокруг нас" познавательно - исследовательский проект.

В материале раскрыты задачи, этапы и формы реализации проекта, ставящего перед собой такую цель как,  развитие чувства ответственности за состояние своего здоровья и формирование привычки к здоро...

Конспект познавательного занятия «Воздух вокруг нас» Опытно-экспериментальная деятельность.

Занятие построено на основе опытно-экспериментальной деятельности, в ходе которой дети знакомятся со свойствами воздуха и его значкнием для всего живого....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка «Воздух-невидимка» по познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в средней группе

Методическая разработка «Воздух-невидимка»по познавательно – исследовательской и продуктивной  деятельности в средней  группе...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...