Формирование КГН и навыков самообслуживания, посредством использования фольклора, художественного слова и элементов театрализации с детьми первой младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа)

Трофимова Елена Михайловна

Культурно-гигиенические навыки и привычки, необходимые для жизни и сохранения здоровья, нужно вырабатывать с дошкольного детства.Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Выступление

Формирование КГН и навыков самообслуживания, посредством использования фольклора, художественного слова и элементов театрализации с детьми первой младшей группы

(из опыта работы)

                                                                                                            Подготовила: воспитатель

Трофимова Елена Михайловна

МДОУ детский сад №55 «Кузнечик»

2019 г.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, необходимые для жизни и сохранения здоровья, нужно вырабатывать с дошкольного детства. (1 слайд)      

Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. (2 – 3 слайды)

Интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие. Если это время упустить, то неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности и не аккуратности. (4 – 5 слайды)

Дети с раннего детства должны понимать, что неряшливый человек, не умеющий следить за своей внешностью, как правило, не вызывает одобрения у окружающих людей. (6 слайд) 

Формируя положительные привычки у детей относительно соблюдения гигиены и самообслуживания, мы помогаем сформировать такие черты характера: как трудолюбие, аккуратность, опрятность и самостоятельность. (7 – 8 слайды) 

     Привычки, приобретенные ребенком в раннем возрасте, сохраняются надолго, а с поощрения взрослых, остаются на всю жизнь.

 «Посеешь привычку – пожнешь характер».      

     Систематическое напоминание детям о полученных знаниях и представлениях через различные виды деятельности сформирует первичный жизненный опыт.

     Необходимо уделять внимание к проявлению детской инициативы и самостоятельности, это предпосылки к успешной социализации и адаптации к социокультурной среде. (9 слайд) 

     Вся работа по данному направлению требует системного подхода и использования целого ряда педагогических технологий, методов и приемов с учетом возрастных особенностей детей. В рамках данного направления я реализую проект «Растишка», в котором сделала акцент на включение фольклора, художественного слова и элементов театрализации в детскую деятельность.

Основным направлением моей работы является создание такой среды и условий, которые будут способствовать формированию культурно-гигиенических навыков в приближенной для детского восприятия обстановке. (10 слайд)

Детям очень близок фольклор. Они любят подражать различным персонажам, с удовольствием играют с ними,  слушают потешки и короткие стишки. (11 слайд)  

Важно, чтобы было интересно, увлекательно и способствовало обогащению социального опыты детей. (12 – 13 слайды)

Результат: Сформированность у детей первичных представлений о культуре гигиены и элементарных навыков самообслуживания.

       К сожалению многие родители, до прихода ребенка в детский сад не уделяют этой проблеме должного внимания.  

Поэтому, прежде чем приступить к работе с детьми был проведен опрос родителей (анкета/диаграмма). (14 слайд) 

         Полученные сведения указывали на то, что у родителей нет четких представлений о формировании культурно-гигиенических правил у детей раннего возраста, на основании полученных результатов анкетирования была спланирована разъяснительная работа с родителями. (15 слайд)

       В процессе адаптации возникали  трудности:  низкий уровень осведомленности родителей об особенностях развития детей раннего возраста, гиперопёка, присутствовало грудное вскармливание, памперсы.

Работа с родителями велась на протяжении всего периода (педагогическая гостиная с участием педагога-психолога, (16 – 17 слайды) 

памятки, буклеты, информационные стенды, индивидуальные беседы по заявленным проблемам). (18 слайд)

     Результатом является выстроенное взаимодействие с родителями на основе доверия, понимания.

Работа с детьми строилась по двум направлениям:

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- развитие осознанной самостоятельной деятельности (навыки самообслуживания и правила поведения).

Процесс формирования навыков самообслуживания и правил соблюдения гигиены мы начинали с создания положительного образа, который по нашим наблюдениям мотивирует малышей к подражанию и способствует формированию привычки к опрятности, аккуратности, умения убирать за собой вещи и игрушки, содержать в чистоте свои руки и одежду. А это и есть социокультурная среда, совокупность культурных ценностей, общепринятых норм и правил поведения.

   При использовании потешек дети быстро запоминают алгоритм действий при умывании, одевании, запоминают правила поведения за столом. 19 – 20 – 21 слайды:  

Вместе с любимыми персонажами мы формируем навыки самообслуживания, например: Вместе с Машей дети усваивали, что - Надо вещи убирать не придется их искать). (22 слайд)

Мышка помогала   осознанно выполнять действия (Надо мыть руки, потому что…) (23 слайд)

Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.

Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и привлечь внимание к этому процессу я читаю потешки, а дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. (24 слайд)

Нам в ведерке принесла Курочка водицы, мы водицы не боимся, побежали мыться…

Или Чистая водичка умоет Саше личико…. (каждый раз меняя имя ребенка)

Зайка тоже умывался, видно в гости он собрался….

Для обыгрывания ситуаций ввожу различных персонажи, которые понятны, интересны и знакомы детям. Кукла доктор следит за чистотой рук и лица и знакомит с правилами.  (25 слайд)

Доктор, Доктор, как нам быть? Руки (щечки, носик, лобик) мыть? Или не мыть?

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, после сна и перед сном.

Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли?

Дети: ДА!!! И теперь мы чистые, Зайчики пушистые!

Поможет потешка и при причесывании:

Уж я косу заплету, Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету, приговариваю:

«Ты расти, расти, коса, Всему городу краса»…

Чешу, чешу волосики, расчесываю косыньки….

Кошка Мурка приучает кушать аккуратно (26 слайд)

Ложкой кушай суп и кашу,
Пей из чашки простоквашу.

Вытирай салфеткой рот,
И не капай на живот.

Использование фольклора в режимных моментах помогает настроить детей на выполнение определенных действий.

Час обеда подошел, сели дружно все за стол.

Бери ложку, бери хлеб, и скорее за обед.

С аппетитом мы едим, большими вырасти хотим.

После сна, дети не способны активно одеваться, часто капризничают, я использую короткие стихи или приговорки при этом помогая одному, другой слушая, начинает сам одеваться. (27 слайд)

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

Сашенька, дружок, скорей вставай

И штанишки надевай.

Вот какой ты молодец, молодец и удалец!

      При сборе на прогулку дети испытывают возбуждение, кто-то даже страх, что не умеют одеваться, а рядом нет мамы, которая оденет и обует. На помощь приходит потешка, которая успокоит, отвлечет и подскажет.

Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

С Мишкой дети разбирали ситуацию с грязными штанишками и помогали ее исправить. (28 слайд)

У нашего Мишки грязные штанишки, как помочь нам Мишке

Дети: постирать штанишки.

Постираем и рубашку – что бы Мишка наш косолапый был всегда аккуратный.

Быстро мы беду исправим, Всю одежду постираем.

Укладывая Куклу спать, мы учимся аккуратно поправлять простынку, поправлять одеяло. (29 - 30 - 31 слайды)

Мы кроватку заправляем, мы простынку поправляем

Вот так, вот так…

Одеяло мы поправим и постельку мы заправим

Вот так, вот так…

      Так без прямого научения, играя, дети запоминают культурно-гигиенические правила.

  Использование фольклора, стишков, обыгрывания проблемных ситуаций помогает детям понять и принять определённые нормы и требования, а также проявлять инициативу и желание использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома.      

Вывод: Выбранное мною направление дает положительный результат. Дети активно проявляют свои умения, им нравиться соответствовать правилам поведения. Они активно используют приобретенный опыт в играх и в быту. (32 слайд)

Работа еще не окончена, но результат уже виден, и он радует и меня и родителей.

33 слайд:  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект комплексного занятия по развитию речи с элементами сенсорики с детьми первой младшей группы

«Осенняя прогулка»        Программное содержание: дать понятия о времени года, продолжать знакомство с животными, учить заботиться о них, закреплять понятия о ц...

НОД по речевому развитию с элементами театрализации с детьми 2 младшей группы

Театральная неделяНОД  по речевому развитию с элементамитеатрализации с детьми 2 младшей группы«По сказочным дорожкам»...

Проект «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми первой младшей группы «Карапузики»

Проблема проектаВ современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:увеличивается ста...

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми первой младшей группы

Физическое развитие детей и здоровьесберегающие технологии занимают одну из важных ступеней в требованиях федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО)....

Краткосрочный проект по физическому развитию «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми первой младшей группы»

Информационная картотека проекта Актуальность проекта. Ранний возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте зак...

Интегрированное занятие с элементами театрализации для детей первой младшей группы "Жили у бабуси два весёлых гуся"

Цель: создание условий для развития познавательной активности и позитивного отношения к миру у детей раннего возраста....