Формирование КГН и навыков самообслуживания, посредством использования фольклора, художественного слова и элементов театрализации с детьми первой младшей группы
план-конспект занятия (младшая группа)
Культурно-гигиенические навыки и привычки, необходимые для жизни и сохранения здоровья, нужно вырабатывать с дошкольного детства.Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Выступление
Формирование КГН и навыков самообслуживания, посредством использования фольклора, художественного слова и элементов театрализации с детьми первой младшей группы
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Трофимова Елена Михайловна
МДОУ детский сад №55 «Кузнечик»
2019 г.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, необходимые для жизни и сохранения здоровья, нужно вырабатывать с дошкольного детства. (1 слайд)
Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. (2 – 3 слайды)
Интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие. Если это время упустить, то неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности и не аккуратности. (4 – 5 слайды)
Дети с раннего детства должны понимать, что неряшливый человек, не умеющий следить за своей внешностью, как правило, не вызывает одобрения у окружающих людей. (6 слайд)
Формируя положительные привычки у детей относительно соблюдения гигиены и самообслуживания, мы помогаем сформировать такие черты характера: как трудолюбие, аккуратность, опрятность и самостоятельность. (7 – 8 слайды)
Привычки, приобретенные ребенком в раннем возрасте, сохраняются надолго, а с поощрения взрослых, остаются на всю жизнь.
«Посеешь привычку – пожнешь характер».
Систематическое напоминание детям о полученных знаниях и представлениях через различные виды деятельности сформирует первичный жизненный опыт.
Необходимо уделять внимание к проявлению детской инициативы и самостоятельности, это предпосылки к успешной социализации и адаптации к социокультурной среде. (9 слайд)
Вся работа по данному направлению требует системного подхода и использования целого ряда педагогических технологий, методов и приемов с учетом возрастных особенностей детей. В рамках данного направления я реализую проект «Растишка», в котором сделала акцент на включение фольклора, художественного слова и элементов театрализации в детскую деятельность.
Основным направлением моей работы является создание такой среды и условий, которые будут способствовать формированию культурно-гигиенических навыков в приближенной для детского восприятия обстановке. (10 слайд)
Детям очень близок фольклор. Они любят подражать различным персонажам, с удовольствием играют с ними, слушают потешки и короткие стишки. (11 слайд)
Важно, чтобы было интересно, увлекательно и способствовало обогащению социального опыты детей. (12 – 13 слайды)
Результат: Сформированность у детей первичных представлений о культуре гигиены и элементарных навыков самообслуживания.
К сожалению многие родители, до прихода ребенка в детский сад не уделяют этой проблеме должного внимания.
Поэтому, прежде чем приступить к работе с детьми был проведен опрос родителей (анкета/диаграмма). (14 слайд)
Полученные сведения указывали на то, что у родителей нет четких представлений о формировании культурно-гигиенических правил у детей раннего возраста, на основании полученных результатов анкетирования была спланирована разъяснительная работа с родителями. (15 слайд)
В процессе адаптации возникали трудности: низкий уровень осведомленности родителей об особенностях развития детей раннего возраста, гиперопёка, присутствовало грудное вскармливание, памперсы.
Работа с родителями велась на протяжении всего периода (педагогическая гостиная с участием педагога-психолога, (16 – 17 слайды)
памятки, буклеты, информационные стенды, индивидуальные беседы по заявленным проблемам). (18 слайд)
Результатом является выстроенное взаимодействие с родителями на основе доверия, понимания.
Работа с детьми строилась по двум направлениям:
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- развитие осознанной самостоятельной деятельности (навыки самообслуживания и правила поведения).
Процесс формирования навыков самообслуживания и правил соблюдения гигиены мы начинали с создания положительного образа, который по нашим наблюдениям мотивирует малышей к подражанию и способствует формированию привычки к опрятности, аккуратности, умения убирать за собой вещи и игрушки, содержать в чистоте свои руки и одежду. А это и есть социокультурная среда, совокупность культурных ценностей, общепринятых норм и правил поведения.
При использовании потешек дети быстро запоминают алгоритм действий при умывании, одевании, запоминают правила поведения за столом. 19 – 20 – 21 слайды:
Вместе с любимыми персонажами мы формируем навыки самообслуживания, например: Вместе с Машей дети усваивали, что - Надо вещи убирать не придется их искать). (22 слайд)
Мышка помогала осознанно выполнять действия (Надо мыть руки, потому что…) (23 слайд)
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.
Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и привлечь внимание к этому процессу я читаю потешки, а дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. (24 слайд)
Нам в ведерке принесла Курочка водицы, мы водицы не боимся, побежали мыться…
Или Чистая водичка умоет Саше личико…. (каждый раз меняя имя ребенка)
Зайка тоже умывался, видно в гости он собрался….
Для обыгрывания ситуаций ввожу различных персонажи, которые понятны, интересны и знакомы детям. Кукла доктор следит за чистотой рук и лица и знакомит с правилами. (25 слайд)
Доктор, Доктор, как нам быть? Руки (щечки, носик, лобик) мыть? Или не мыть?
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Щечки мыли? Глазки мыли? Ручки мыли?
Дети: ДА!!! И теперь мы чистые, Зайчики пушистые!
Поможет потешка и при причесывании:
Уж я косу заплету, Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету, приговариваю:
«Ты расти, расти, коса, Всему городу краса»…
Чешу, чешу волосики, расчесываю косыньки….
Кошка Мурка приучает кушать аккуратно (26 слайд)
Ложкой кушай суп и кашу,
Пей из чашки простоквашу.
Вытирай салфеткой рот,
И не капай на живот.
Использование фольклора в режимных моментах помогает настроить детей на выполнение определенных действий.
Час обеда подошел, сели дружно все за стол.
Бери ложку, бери хлеб, и скорее за обед.
С аппетитом мы едим, большими вырасти хотим.
После сна, дети не способны активно одеваться, часто капризничают, я использую короткие стихи или приговорки при этом помогая одному, другой слушая, начинает сам одеваться. (27 слайд)
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
Сашенька, дружок, скорей вставай
И штанишки надевай.
Вот какой ты молодец, молодец и удалец!
При сборе на прогулку дети испытывают возбуждение, кто-то даже страх, что не умеют одеваться, а рядом нет мамы, которая оденет и обует. На помощь приходит потешка, которая успокоит, отвлечет и подскажет.
Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
С Мишкой дети разбирали ситуацию с грязными штанишками и помогали ее исправить. (28 слайд)
У нашего Мишки грязные штанишки, как помочь нам Мишке
Дети: постирать штанишки.
Постираем и рубашку – что бы Мишка наш косолапый был всегда аккуратный.
Быстро мы беду исправим, Всю одежду постираем.
Укладывая Куклу спать, мы учимся аккуратно поправлять простынку, поправлять одеяло. (29 - 30 - 31 слайды)
Мы кроватку заправляем, мы простынку поправляем
Вот так, вот так…
Одеяло мы поправим и постельку мы заправим
Вот так, вот так…
Так без прямого научения, играя, дети запоминают культурно-гигиенические правила.
Использование фольклора, стишков, обыгрывания проблемных ситуаций помогает детям понять и принять определённые нормы и требования, а также проявлять инициативу и желание использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома.
Вывод: Выбранное мною направление дает положительный результат. Дети активно проявляют свои умения, им нравиться соответствовать правилам поведения. Они активно используют приобретенный опыт в играх и в быту. (32 слайд)
Работа еще не окончена, но результат уже виден, и он радует и меня и родителей.
33 слайд: Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»
Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...
Конспект комплексного занятия по развитию речи с элементами сенсорики с детьми первой младшей группы
«Осенняя прогулка» Программное содержание: дать понятия о времени года, продолжать знакомство с животными, учить заботиться о них, закреплять понятия о ц...
НОД по речевому развитию с элементами театрализации с детьми 2 младшей группы
Театральная неделяНОД по речевому развитию с элементамитеатрализации с детьми 2 младшей группы«По сказочным дорожкам»...
Проект «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми первой младшей группы «Карапузики»
Проблема проектаВ современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:увеличивается ста...
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми первой младшей группы
Физическое развитие детей и здоровьесберегающие технологии занимают одну из важных ступеней в требованиях федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО)....
Краткосрочный проект по физическому развитию «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми первой младшей группы»
Информационная картотека проекта Актуальность проекта. Ранний возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте зак...
Интегрированное занятие с элементами театрализации для детей первой младшей группы "Жили у бабуси два весёлых гуся"
Цель: создание условий для развития познавательной активности и позитивного отношения к миру у детей раннего возраста....