Занятие с элементами ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа)

Тоболина Таиса Валерьевна

Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе по теме «В стране Эмоций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatiya_2.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Малышок»

Конспект организованной образовательной

деятельности в старшей группе по теме «В стране Эмоций»

Педагог-психолог Тоболина Таиса Валерьевна

пгт. Березово

2018

Психологическое занятие в старшей группе

«В стране  Эмоций» с элементами ТРИЗ и сазкотерапии.

Цели: Закрепление знаний по теме эмоциональных состояний человека.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей об основных эмоциях человека (радость, страх,  удивление, гнев, спокойствие); обогащать  сенсорный опыт детей; формировать основы саморегуляции.
  2. Развивать умения детей распознавать разные эмоциональные состояния и изображать их на листе бумаги. Развивать творческие способности детей через театрализацию.
  3. Воспитывать положительные качества детей, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: письмо в конверте, электронная свеча, картинки с разными эмоциями, ширма и кукла мальчика, музыкальное сопровождение, игрушка для ведения тренинга, проволока,  простые карандаши и листы бумаги, шапочка кошки для игры, выставка эмоций на доске.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», просмотр мультфильма "Снежная королева".

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Активизация и обогащение словаря: учить отвечать полным ответом.

Использовала технологии:

  • Личностно-ориентированная технология (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
  • ТРИЗ автор Г.С. Альтшуллер (принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.);
  • социоигровые технологии  авторами, которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов. (основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит).

Ход занятия:

 Педагог-психолог: (дети проходят в центр зала, встают в круг)

Здравствуйте, друзья! Предлагаю сейчас провести с пользой время. Для начала хочу узнать, как вы себя чувствуете. (По кругу дети передают игрушку и отвечают на  вопрос: «Как ты себя чувствуешь?»).

Стук в дверь. Ребята нам письмо.

Педагог-психолог: Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано: от королевы Эмоций, ребятам старшей группы (открываем конверт).

Текст письма: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Королева Эмоций! Дорогие ребята хочу вам рассказать о мальчике Кае, которого заколдовала Снежная Королева. Он был всегда приветлив со взрослыми, доброжелателен с детьми, любил животных, а теперь он  всем грубит, обижает младших, ссориться с друзьями, дразнит собак. Помогите Каю. С большим уважением к вам Ее величество Королева Эмоций».

Педагог-психолог: Ребята как же нам помочь Каю? (ответы детей). Нам надо отправиться в страну Эмоций.

Ребята нам надо помочь, вы согласны. Как же мы перенесемся в страну Эмоций. (Предложения детей). У меня есть волшебная свечка, мы передаем ее по кругу со словами:

Горящая (электрическая), волшебная свеча. (Макет свечи, звучит музыка)

Передай свечу по кругу

Свет не погаси,

Заветные слова друг другу

Ты громко повтори:

«Волшебная свеча гори

В страну эмоций унеси».

Педагог-психолог: Вот мы в стране Эмоций. Скажите, ребята, какие вы знаете эмоции?

Давайте разберемся, что это за эмоция злость. Как она выглядит (дети показывают злость с помощью мимики лица, с помощью жестов), а противоположное слово эмоции злость – это ... доброта. Покажите доброту мимикой. Какие поступки можно назвать добрые, а какие злые. Если бы доброта была цветом, то каким, если бы на вкус, то каким, на ощупь. А доброта, каким цветом, запахом, вкусом, на ощупь. Скажите в каких случаях злиться хорошо, а в каких плохо?

Ответы детей.

Педагог-психолог: А вот и мальчик Кай. Здравствуй Кай. Ребята поздороваемся. (Игрушка Кая на руке воспитателя).

Кай: Не буду я с вами здороваться.

Педагог-психолог: Это считается дурным тоном, ты показываешь себя с плохой стороны. Мы знаем, что ты всегда был добрым.

Кай: ну, ладно здравствуйте. У меня плохое настроение.

Педагог-психолог: Кай, а ребята могут тебе помочь!

Кай: (заинтересованно) Чем это вы мне можете помочь?

Педагог-психолог: предлагаю тебе поиграть с ребятами в игру "Хорошо-плохо".

 Игра «Хорошо-плохо»

Описание: Эта игра развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассматривается какой-нибудь предмет или явление и даётся как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

Ход игры:

Злость  – это хорошо; (можно постоять за себя, дать отпор, перестать лениться).

Злость - это плохо; (нет друзей, обижаешь родных, плохо себя чувствуешь).

Кай: Вы меня удивили, но все равно я еще в плохом расположении дуга, "не с той ноги встал".

Педагог-психолог:  Вот послушай какие пословицы и поговорки ребята знают о плохом расположении духа и задумайся правильно ли ты общаешься с близкими людьми...

Дети вспоминают пословицы и поговорки по теме:

Будь прям, да не упрям (русская).

Гнев — враг человеку, а разум друг его (татарская).

Гнев всегда является плохим советчиком (французская).

Гнев человеку сушит кости и рушит сердце (русская).

Добрый человек, как солнце, злой человек, как змея (тувинская).

Если нрав горяч, жди неудач (японская).

Злой не верит, что на свете добрые есть (русская).

Злой язык — злое оружие (немецкая).

Кто зря сердит, у того голова болит (русская)

Лишь тот свободен, кто собой владеет (русская).
Пчела жалит жалом, а человек — словом (украинская).

Кай: мне уже лучше, но все равно что-то не то.

Педагог-психолог: Предложи ты свою игру.

Кай: Есть у меня одна интересная  игра. Ну, я думаю, что загадки вы отгадывать не умеете.

Ее трясет, глаза горят.

Сама пряма как гвоздь!

Кидается на всех подряд. Что это. Это … (злость).

Обида, ярость, раздраженье. А рык стоит, ну словно лев

И никакого нет сомненья,

Напал на человека … (гнев).

Пришла, вцепилась в сердце,

И стало все грустного вида, но только улыбкой согрели,

Растаяла злая… (обида).

Плохой советчик говорят.

Трясется все в руках,

И не поможет, не спасет дрожащий этот …. (страх).

Поможет, утешет, подскажет

Ведь в этом ее красота

Поддержит в беде, пожалеет.

Она всем нужна … (доброта).

Она против горя и грусти

Любая не почем ей гадость.

Развеселит, осушит слезы,

Улыбки дарит – это … (радость)

Кай: Какие вы сообразительные! А еще давайте поиграем, мне очень понравилось. У меня есть проволока, только я не знаю, что с ней делать.

Педагог-психолог: А мы простую проволоку превратим в волшебную. Вы, знаете ребята, что из нее можно сделать, все, что тебе в голову прейдет. Вот смотрите это прямая линия, а это, что за линия (волнистая). А если бы линия была человеком, какими бы качествами обладала (добрая, веселая, активная, приятная, милая). А если бы это были сказочные герои, то кто бы это был? (Доктор Айболит, Василиса - Премудрая, Золушка, Белоснежка).

А вот теперь проволока превратилась в какую линию? Ломаная. На что похожа такая линия (колючка, молния, ига). Тогда какими качествами будет наделен человек? (упорный, стремительный, злой, свирепый). Кто в сказках с такими характеристиками? (Баба Яга, Пират, Бармалей, Кощей Бессмертный).

Задание: сделайте из проволоки любую эмоцию и объясните, какая это эмоция.

Педагог-психолог: Сейчас я вам расскажу одну историю, а вы попробуете ее разыграть, как настоящие актеры. (Котенок встает в центр круга, ему одевается шапочка, остальные повторяют движения за педагогом).

Котенок убежал из дома, ночь застала его в лесу. Поднялся ветер (сильно дуют на котенка). Пошел дождь (звучит запись грозы, дети хлопают в ладоши и приговаривают «Кап-кап», Котенок испугался и съежился (котенок садится на корточки), Деревья громко стали скрипеть и гнуть ветки под напором ветра почти до земли (дети машут руками и наклоняются в разные стороны). Перекликались филины «У-У» (дети ухают У-У). Завывали волки «У-у-у-у» (дети воют у-у-у-у). Где-то рычал медведь «э-э-э» (дети рычат низким голосом э-э-э, музыка затихает». Солнце поднимается, утро начинается, кончилась гроза. Котенок встал, увидел тропинку и прибежал домой. Все обрадовались котенку, стали ему улыбаться, гладить, обнимать, похлопывать по плечу (дети радуются).

Молодцы, ребята, вы были как настоящие актеры. 

Кай: какие вы молодцы ребята, как здорово выступали, настоящие артисты. Вы мне очень помогли, но я так и не понял, как быть всегда в хорошем настроении.

Педагог-психолог: Милый Кай, пусть ребята сами скажут, что надо для хорошего настроения. Какие эмоции положительные и их можно свободно выражать, а какие эмоции нужно учиться контролировать или проявлять безопасным способом. Давайте вспомним, какие эмоции живут в волшебной стране? Только мы не будем их перечислять, а вы их нарисуете на заготовках, и объясните Каю, какая эмоция, что из себя представляет. В конце дети дарят Каю нарисованные смайлики.  

Дети рисуют эмоции и затем демонстрируют каждый свой рисунок с объяснением, что это за эмоция.

Подошло к концу наше приключение. Дети прощаются с Каем.

Вот и пора нам возвращаться в детский сад, где наша волшебная свеча?

Горящая (электрическая), волшебная свеча.

Передай свечу по кругу

Свет не погаси,

Заветные слова друг другу

Ты громко повтори:

«Волшебная свеча гори

В детский сад унеси».

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного с нами произошло? Как вы себя чувствуете? Ребята, у меня к вам просьба, в течение недели понаблюдать за животными, птицами, погодой,  природными явлениями, послушать музыку в мультфильмах и сказать есть ли у них настроение. А на следующем занятии вы мне расскажите о своих наблюдениях.  

Королева эмоций дает вам наставление: Быть добрым, без каприз и дарит вам сюрприз.

Сегодня мы будем варить настроенье. Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства, 200 грамм доброй шутки. И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы.  И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами ТРИЗ

Тема:« Волшебная страна  »(старший дошкольный возраст)...

Комплексное занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Очень интересное и динамичное, занятие будет полезно при закреплении пройденного по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром....

Комплексное занятие с элементами ТРИЗ.

Тема: «Что мы знаем о красках?» или «В гостях у ребят Весёлый Карандашик».  Рисование «Противоположные цвета» или «Нарисуй, что хочешь»....

Открытое комплексное занятие с элементами ТРИЗ «Дом моды Госпожи Одежды»

Открытое комплексное занятие с элементами ТРИЗ...

занятие с элементами ТРИЗ, средняя группа "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ, средняя группа...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ «В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»

Программное содержаниеЧерез знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой развивать эстетические, патриотические чувства ребенка; побуждать детей мыслить и фантазировать; научить детей различать ви...