Комплексное занятие с элементами ТРИЗ.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Тема: «Что мы знаем о красках?» или «В гостях у ребят Весёлый Карандашик». Рисование «Противоположные цвета» или «Нарисуй, что хочешь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_s_elementami_triz.docx | 126.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие с элементами ТРИЗ.
Тема: «Что мы знаем о красках?» или «В гостях у ребят Весёлый Карандашик». Рисование «Противоположные цвета» или «Нарисуй, что хочешь».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Здоровье».
Виды детской деятельности: интегративная, коммуникативная, восприятие художественной литературы (загадки), игровая и познавательная.
Цели:
- Закрепление знаний у детей о свойствах и различиях между гуашью и акварелью.
- Знакомство детей с правилами работы с красками и правилами обращения с кисточкой.
- Закрепление знаний о семи основных цветах.
- Продолжать развивать детское творчество, воображение, учить передавать в рисунке свои ощущения о выбранном цвете.
Планируемые результаты: умение мыслить и отгадывать загадки, закрепление знаний о цвете, знание отличий в красках, знакомиться с их свойствами, общение, высказывание своих наблюдений, отражает в рисунке свои ощущения и ассоциативное мышление.
Материалы и оборудование: загадки про ИЗО материалы, фланелеграф, «Весёлый Карандашик» (на фланелеграф), цветные карточки или «девочки Красочки» (на фланелеграф), рисунок портрета «Карандаша» и пейзаж (можно ксерокопию), 1 коробка гуаши, 1 коробка акварели (новые), бумага для рисования, краски разные, кисточки для рисования, баночки «непроливайки».
Содержание организованной деятельности детей
- Вводное слово воспитателя:
Ребята, вы любите рисовать? (Да), а отгадывать загадки? (Да). Тогда отгадайте мои загадки:
Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)
Волоски пушистой белки
Окуну слегка в гуашь я.
Все картинки и поделки
Очень ярко я раскрашу.
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой... (кистью)
Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всё раскрасит... (акварель)
Вы простым карандашом
Нарисуйте школу, дом,
А цветным карандашом
Свой листок раскрасьте.
Чтоб подправить всё потом,
Пригодится... (ластик)
Молодцы! Как хорошо вы умеете отгадывать загадки. А про что мои загадки?
Дети: ещё раз называют все предметы .
Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом?
Дети: изобразительные материалы. (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им подсказывает).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о некоторых изобразительных материалах, о красках.
- Сравнительная характеристика акварели и гуаши.
Воспитатель: У меня есть ещё одна загадка, послушайте её:
Он бывает очень острым
И рисует ярко, пестро.
Грифелёк со всех сторон
Древесиной окружен.
Это друг надежный ваш
И художник - ... (карандаш)
Дети: отгадывают загадку.
Воспитатель: Да! Правильно, ну конечно же это карандаш! И сегодня у нас в гостях «Весёлый Карандаш» (на фланелеграфе появляется карандаш).
Карандаш: Здравствуйте ребята, здравствуйте воспитатель! Я Весёлый Карандаш, я очень люблю рисовать. У меня много братьев и мы живём большой и очень дружной семьёй. Каждый из моих родственников любит рисовать, например: у жёлтого карандаша, лучше всего получается рисовать солнышко и жёлтые одуванчики, а у зелёного – листочки и травку, у красного – розы, ягодки, у синего – небо, море. (Дальше дети рассказывают что можно нарисовать и другими цветами, а воспитатель показывает карточку с цветом или «девочки Красочки» на 7 цветов радуги).
Есть у меня ещё один друг его зовут – Простой Карандашик! Он рисует всё, всё, всё, но картины его получаются не цветными, а вот такими! Вот посмотрите он мне прислал свои рисунки. (Дети рассматривают рисунки на одном изображён портрет карандаша, а на другом пейзаж).
Воспитатель: Очень хорошие рисунки, их только нужно раскрасить.
Карандаш: Я хотел их раскрасить сам, вот решил, что раскрашу красками, а какими красками лучше, не знаю. (Показывает акварель и гуашь). И это краска и это краска, чем они отличаются? Какую лучше выбрать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Карандашу и расскажем ему чем отличаются краски. Вот они перед вами. (С детьми ведётся свободная беседа).
Дети: рассказывают о том, что гуашь в коробочке, каждый цвет в отдельной баночке, а акварель в одной коробочке все краски.
- Что гуашь мягкая, густая, а акварель твёрдая, сухая, липкая, медовая.
Карандаш: Ребята, наверное лучше всего рисовать акварелью? Она не растекается, меньше размером, легче.
Дети: соглашаются, Да. Но её надо всё время смачивать водой, сухая акварель не будет рисовать.
Карандаш: Тогда лучше гуашь?
Дети: Да.
Карандаш: Значит акварелью плохо рисовать? Надо всё время добавлять воды, лучше я выберу гуашь, правильно ребята?
Дети: нет!
Карандаш: Почему? Я что-то совсем запутался, чем же мне лучше раскрасить рисунки?
Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на рисунки Карандаша, как их можно назвать? (дети ещё раз рассматривают и определяют жанр рисунка).
Дети: на одном рисунке – портрет Карандаша, а на другом – пейзаж.
Воспитатель: Кто мне может сказать какие краски лучше выбрать для пейзажа?
Дети: лучше акварель!
Воспитатель: Почему?
Дети: Когда ею рисуешь она наполняется водой и становиться прозрачной. Ею хорошо рисовать – небо, облака, кроны деревьев, радугу.
Воспитатель: А портрет какой краской лучше всего рисовать?
Дети: Гуашью! Потому, что она плотно ложиться на бумагу, и цвет у неё яркий, она равномерно закрашивает рисунок.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь Карандашик будет лучше разбираться в красках.
Карандаш: Теперь мне нравятся обе краски, я обязательно попробую порисовать и той и другой.
Воспитатель: Только при рисовании красками нужно запомнить такие правила:
- Покрывать лист бумаги не больше 3х слоёв краски.
- Смешивать краски лучше на палитре и не больше 3х красок.
- Лист бумаги долго не тереть кисточкой на одном месте – портится бумага.
Ещё есть правила обращения с кисточкой:
- Ни когда! Не оставлять кисточку в воде после рисования.
- После рисования кисточки обязательно моем водой, так чтобы краски на ней совсем не оставалось, иначе краска может испортить ворсинки кисточки.
- Поставь кисточки в баночку ворсинками вверх, чтобы они высохли и не портились. (Можно показать детям схему рисования гуашью, хранения кисточек).
Карандаш: Спасибо Вам всем за помощь, я не забуду Ваши советы и буду рисовать аккуратно, бережно обращаясь с красками и кисточкой.
- Физкультминутка: «Кто играет с нами в прятки?».
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте поиграем:
Кто играет с нами в прятки?
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок — (Прыжки.)
Ускакала под кусток. (Сесть в глубокий присед.)
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас. (Дети сидят в глубоком приседе.)
Это шустрая лягушка! Выходи играть, квакушка! (Дети встают, наклоняются и задерживаются в наклоне на несколько секунд.)
Посмотри, как небо ясно! (Потягивания — руки вверх.)
Как природа здесь прекрасна! (Потягивания — руки в стороны.)
А лягушка любит дождь. (Руки скрещены на груди, ладони на плечах.)
Чем мы можем ей помочь?
Ведь сегодня ясный день,
Отнесём лягушку в тень. (Дети садятся.)
- Рисование на тему: «Противоположные цвета».
Воспитатель предлагает детям нарисовать необычный рисунок. Для этого ребёнку нужно выбрать 2 цвета краски: один симпатичный ему, а другой не симпатичный – и создать изображение.
Можно нарисовать два рисунка: один из цветов, приятных ребёнку, другой – из не приятных, а затем сравнить оба рисунка.
После рисования дети вместе с воспитателем и карандашиком рассматривают свои рисунки и рисунки других детей и каждый ребёнок рассказывает о своих ощущениях, ассоциациях вызванных нарисованными рисунками, о своём отношении к симпатичным и не симпатичным изображениям.
Итог занятия:
Выставка детского творчества, составление альбома: «Рассказы детей о цвете».
Используемая литература:
- С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства» Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Н.В.Дубровская «Игры с цветом» Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие с элементами ТРИЗ для детей 4—5 лет
Волшебная дорожка...
Комплексное занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Очень интересное и динамичное, занятие будет полезно при закреплении пройденного по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром....
Открытое комплексное занятие с элементами ТРИЗ «Дом моды Госпожи Одежды»
Открытое комплексное занятие с элементами ТРИЗ...
КОНСПЕКТ комплексного занятия с элементами ТРИЗ для детей младшего возраста
конспект занятия для детей младшего дошколоного возраста с использованием ТРИЗ технологии...
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ...
«Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ»
Закрепление пройденного материала по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, художественной литературе...
Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе.Задачи: Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию, изображенные на карточке. Умение выбирать блоки по зад...