Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и социумом старшая группа «Б» на 2015- 2016 учебный год
проект (старшая группа) на тему

Александрова Марина Михайловна

     Программа составлена в соответствии с Законом российской  Федерации «Об образовании, концепцией дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «конвенций о правах ребенка» и разработками отечественных в области общей и специальной педагогики и психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_perspektivnoe_planirovanie_0.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 комбинированного вида 2 категории

города Алейска Алтайского края

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и социумом

старшая группа «Б»

на 2015- 2016 учебный год

                                                                                           Разработчики:

                                                                                                  Александрова М.М.

                                                                                              Тексакалиди Н.В.

Структура

  1. Рабочая программа: «Ознакомление с окружающим миром»
  1. Пояснительная записка
  2. Цель рабочее программы
  3. Задачи рабочей программы
  4. Принципы и подходы образовательного процесса
  5. Особенности развития детей дошкольного возраста (5-6 лет)
  6. Планируемые результаты освоения программы
  1. Комплексно- тематическое планирование.
  2. Материально- техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

1.1. Пояснительная записка

     Программа составлена в соответствии с Законом российской  Федерации «Об образовании, концепцией дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «конвенций о правах ребенка» и разработками отечественных в области общей и специальной педагогики и психологии.

     Данная программа представляет развивающую систему, обеспечивающую сознание, оптимальных условий для развития, эмоционально-волевой познавательной, двигательной сферы, развитию позитивных качеств личности ребенка. По ознакомлению детей с  окружающим мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование  системы знаний и умений, целостных ориентаций нравственно- этических и этических отношений обеспечивающих ответственность отношений к состоянию окружающей среды .

     Основой для разработки данной учебной программы явились: «программа и обучение и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комарова.

Данная программа разработана в соответствие со следующими нормативными документами

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 23.12.2012г. ;

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 г.г.;

- ФГОС ПО;

- СанПин 2.4.1. 3049-13;

- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №10 г. Алейска.

1.2. Цель: Знакомство дошкольников с целостной картинкой мира в процессе решения или задачей по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.

1.3. Задачи:

1. Расширить представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к малой Родине. Формировать представления о том, что Россия – огромная многонациональная страна.

2. Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах, материальной культуре, свойствах и разновидностях материалов.

3. Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.

4.Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.

5. Воспитывать в детях аккуратность, словоупотребление и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.

6. Сформировать интерес к своей родословной. Знать, где работают родители, как важен для общества труд.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими образовательными условиями: 

- готовностью педагога к развитию познавательных интересов, интеллектуального развития у детей через формирования целостности картины мира, расширение кругозора детей.

- творческая  организация образовательного процесса, вариативность, использование образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

- активным участием родителей в воспитательном процессе.

- связь с социумом.

-Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку  и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

- программа строителя на принципе культуросообразности соответствует принципу развивающего образования целью которого является развитие ребенка.

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих обеспечивающих целей и задач

1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

Ребенок стремиться познать себя  и другого человека  как представителя  общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношения людей, качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил,  соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.                        Дети часто пытаются компрометировать  действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия, ссылаясь к правилам. Обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать представления об основных свойствах предметов еще более расширяется и углубляется.

1.6. Планируемые результаты. Освоение программы 

- овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме самопознание;

- называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи и свою социальную роль в них (тётя, дядя, внук, внучка, прабабушка, прадедушка, наш город);

- оценивает, сравнивает свои поступки и поступки сверстников, выделяет особенности другого человека и самого себя;

- мир, в котором я живу, проявляет интерес к жизни народа в своем городе, называет свою страну, её столицу, рассказывает о своей стране, городе;

- знает стихи, поговорки, пословицы, отражающие любовь и заботу к близким, труд людей;

 - имеет представление о народных и государственных символах (флаг, герб, гимн);

- имеет представления: о человеческом обществе;

- об эмоциональном состоянии людей, личностных качествах, характере взаимоотношений;

- выполняет правила поведения в общественных местах;

- проявляет внимательность и наблюдательность к окружающим людям;

- понимает, насколько опасны колющие, режущие предметы;

- понимает, что существуют пожароопасные предметы, неосторожное обращение с которыми может привести к пожару;

- знает дорожные знаки;

- устанавливает причинно- следственные связи, делает первые обобщения своего практического опыта;

- задает познавательные вопросы, с помощью взрослого выдвигает предположения, догадки.

3. Материально-технического обеспечение программы.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой –  «Мозайка-Синтез», Москва 2011г.

2. Развернутое перспективное планирование. Старшая группа под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - издательство «Учитель» 2009г.

3. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа - автор Н.В. Алёшина, Москва, 2001 г.

4. Ознакомление с окружающим миром. 5- 6 лет Н.А. Морозова, М.А. Пушкарева, издательство «Мозайка – Синтез», Москва 2006г.

5. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, О.Д. Дыбина издательство «Мозайка- Синтез» Москва, 2011г.

6. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет Т.В. Вострухина, М.А. Кондрыкинаская, издательство «ТЦ Сфера» 2011г.

7. Познавательное развитие детей 5-7 лет, Г.М. Блинова, Творческий центр, Москва, 2010г.

8. Вариативная модель планирования занятий познавательного цикла в специализированном ДОУ, АКИПРО, 2006г.

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Работа вне занятия

Сентябрь

1. «Моя семья»

1. Формировать представления о семейных связях, дать понятие «родственники», «родители», «родовое дерево»

2. Совершенствовать диалогическую речь, активировать слова

3. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи

Д/игра: «Расскажи о своей семье», чтение стихотворений, скороговорок и книг: Г. Ослеанов «новые стихотворения и скороговорки (о семье)», Т. Тарабарин  «Загадки и пословицы для малышей» Рисование «Моя семья».

2. Предметное окружение «Предметы, облегчающие труд человека в быту»

1. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, их назначение обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относится; закреплять представления воспитывать правила безопасности

Рассматривание картинок, загадывание загадок, чтение пословиц, поговорок, сюжетно-ролевые игры.

Октябрь

1. «Кто я, какой я?»

1. Дать детям представления о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма.

2. Определить эмоциональное состояние по схематическим соображениям.

3. Составить словесный портрет человека.

4. Вызвать у ребенка потребность рассказывать о себе.

5. Замечать индивидуальные черты у себе и у других (я – такой, а он - такой)

6. Знать полезные и вредные привычки людей.

7. Воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательным и предупредительным по отношению к окружающим.

Литература: Г.М. Беликова, стр.4

Чтение сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Рисование на тему: «Мое настроение». Беседа с детьми «Наши добрые дела», «Каким я буду школьником», «Мои друзья», «Мои мечты». Чтение стихов С. Маршак «Одна дана нам голова», С. Капутикян «Шепчет ротик…», С. Михалков «Все бывает в первый раз». Рассматривание картинок фотографии с изображением человека (грустный, веселый, печальный и т.д.)

  Октябрь

«У меня есть права»

1. Дать детям представления об их правах и обязанностях.

2. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.

3. Научить уважать достоинство и личные права других людей.

4. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5. Воспитывать желание помочь людям пожилого возраста, испытывать сочувствие.

Литература:                              Г.М. Беликова, стр.13

Знакомство с Декларацией прав человека. Игра «Закончи предложение». Чтение стихов «Наши права». Декларация «Права ребенка». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка». Рисование на тему «Не опаздывай на зарядку»

Ноябрь

1. «Знакомство со свойствами дерева и металла»

1. Уточнить знания детей о свойствах дерева и метала, с которыми они познакомились в средней группе (металл – холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева).

2. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит)

3. Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.

4. Воспитывать бережное отношение к предметам.

Литература:                              Н.В. Алешина, стр. 91

Выставка предметов. Устройство магазина «игрушки» (из разных материалов)      Д/ игра «Устроим кукле квартиру » (предметные картинки). Закрепление названия и функционального назначения предметов мебели в квартире. Игры на музыкальных инструментах.

2. «Правила дорожного движения»

1.Расширить представления о правилах дорожного движения, рассказать о необходимости их соблюдения.

2. Познакомить с назначением тротуаров для пешеходов, «Автобусная остановка»

3. Продолжать знакомить с сигналами светофора.

Рассматривание иллюстраций с изображениями  дорожных знаков: «пешеходный переход», «поворот», «место стоянки», «медицинская помощь», «въезд запрещен», «телефон» и др.

Рисование «Придумай сам дорожный знак», Настольно-печатные игры: «Дорога», кон-ия «Макет улицы» Чтение С. Маршак «Моя улица», «Дядя Степа». Беседа «Дорожная азбука» кому и почему ее надо знать?

Декабрь

1. «Мой дом и что в нем»

1. Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.

2. Знакомить с конструированием домов и с разными строительными материалами.

3. Обсудить правила поведения в опасных ситуациях дома  и при контактах с незнакомыми людьми.

4. Развивать умение ориентироваться по плану – схеме.

5. Воспитывать любознательность, интерес к жизни в домах.

Литература: Г.М. Беликова, стр. 33 Сборник метод.матер. стр.29 АКИПКРО

Рисование на тему: «Любимое место в моей квартире». Чтение художественной литературы С.Маршак «Откуда пришёл стол». Отгадывание загадок, д/игры: «Что лишнее?»,  «Что с чем дружит?», с/р игра «Ждем гостей». Беседа «История вещей», д/игра «Обставь свое жилье мебелью». Экскурсия в магазин «Мебель»

Декабрь

«Праздник ёлки»

Привлечь к активному участию и подготовки к празднику, закладывая основы праздничной культуры, воспитывать чувство удовлетворения от участия коллективной праздничной деятельности, вызывать желание активно участвовать в подготовке к празднику.

Разучивание стихотворений и песен, слушание музыки. Рисование в свободное от занятий время. Рассматривание ёлочных игрушек. Игра «Что из чего сделано», «Узнай игрушку по описанию».

Январь

1. «Одежда. Обувь»

Закрепление знаний о сезонной одежде, обуви. Уточнить название одежды, дать ее классификацию, учить понимать почему и чем отличается сезонная одежда. Привлекать детей заботиться о своем здоровье и одеваться по сезону.

Инсценировка русской народной сказки:

- «Рукавичка»

- Д/и «Одень куклу» (бумажную)

 «Придумай узор на сарафане»,

 с/ролевая «Ателье мод» Чтение худ. литературы К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», «Как Мите сшили сюртук» чтение пословиц о труде

2. «Профессия»

Расширить представления о людях разных профессий, рассказать о важности и значимости труда. Познакомить детей с деловыми и личностными качествами людей разных профессий. Развивать умения вычленять общественную значимость каждой профессии.

Оформление детскими рисунками книжки-малышки «кем быть?»

- рассматривание иллюстраций изображение профессий (строитель, повар, доктор и т.д.)

с/ролевая игра «Строитель» конструирование (лего) Чтение стихов, пословиц, поговорок.

Февраль

1. «Транспорт»

Закрепить занятия о понятии «Транспорт», познакомить с его классификацией и его значением в жизни человека. Познакомить с видами общественного транспорта и спецтехники. Продолжать знакомить  с  трудом работников этих видом  транспорта. Воспитывать представления о труде людей на транспорте.

Рассматривание иллюстраций фотографий о транспорте, игра- викторина «Морской и воздушный бой». Составление модели «Виды транспорта». Беседа на тему  «Зачем людям нужен транспорт»

Д/игра «Какой транспорт бывает?» «Ездит, плавает, летает», Игра « Хорошо, плохо» Рисование на тему: «Виды транспорта». Сюжетно-ролевые игры.

2. «Защитники Отечества»

Закреплять знания о Российской Армии – надежной защите нашей Родины. Познакомить детей с историей возникновения армии, с родами войск. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества.

Чтение художественной литературы А. Митяев «Почему Армия всем родная», К. Селихов, Ю. Дерюгин «На красной площади парад». А. Барто «На заставе», С. Романовский «Граница на замке», С. Баруздин «Шёл по улице солдат», Б.Алмазов «Матросская лента». Изготовление подарков для пап и дедушек. Музыкальный досуг на тему: «Недаром помнит вся Россия». Оформление наглядного материала на тему: «Эмблемы родов войск Российской Армии»

Март

1. «Из какой посуды раньше ели»

1. Познакомить детей с историей создания предметов посуды, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей.

2. Закреплять знание детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная)

3. Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавшим различные предметы.

Сюжетно-ролевая игра «К кукле в гости» Составление загадок описаний.

Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Д/игра «Четвертый лишний», «Один и много», «Скажем ласково». Рисование на тему «Посуда». Лепка на тему: «Посуда»

2. «Международный женский день»

1. Обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа по теме: «8 марта» по сюжетной картинке с опорой на картинки – подсказки и символ выражения положительных эмоций.

2. Воспитывать любовь к родным и близким.

Утренник, посвященный дню 8 марта. Рисование: «Портрет мамы». Изготовление подарков – сувениров. Рассматривание иллюстраций картинок на тему: «Профессия мамы» Чтение стихов. Народные праздники на Руси: «Масленица»

Апрель

1. «Игрушки»

1. Познакомить детей с историей возникновения игрушек, с их назначением.

2. Дать представление о разнообразии русских народных игрушек, учить их различать, знать характерные особенности разных народных промыслов.

3. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству, бережное отношение к игрушкам.

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

д/и: «Угадай по описанию», «Четвертый лишний» произведение А. Барто «Игрушки»

Д/и «Один и много «Скажем ласково»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

2. «Этот загадочный космос»

1. Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству.

2. Расширить представление детей о профессии космонавта.

3. Воспитывать уважение к этой профессии.

Создание стендов

- «Все о космосе» (с портретами космонавтов Ю.Гагарина, А. Леонова, В. Териковой, основателя космонавтики К.Э. Циолковского, гл. конструктора космических аппаратов С.П. Королёва)

Беседы о космосе, чтение и рассматривание книг К. Мишиной «Что, зачем, почему?» Рисование на тему «День космонавтики»

Май

1. «День Победы»

1. Дать детям представление о победе советской армии над фашистами захватчиками. О героизме солдат.

2. Формировать уважительное отношение к старшему поколению

3. Воспитывать уважение к памяти воинов победителей.

Чтение художественной литературы военной тематики. Разучивание стихов. Рассматривание иллюстраций «Плакаты военного времени». Рисование на тему: «День Победы».

2. «Наша Родина Россия»

1. Формировать представление о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сёл.

2. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями.

3. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать интерес к истории своей Родины, гордость за нее.

Чтение художественной литературы о Родине. Разучивание стихов. Рассматривание иллюстраций об особенностях к культуре наций, проживающих на территории России, поговорки, пословицы. Д/ и «Собери пазлы». Рисование на тему «Мой родной город»

         

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Рассматривать фотографии из семейного архива.

2. Провести беседы с участием родителей: «Это было недавно, это было давно»

3. Организовать конкурс негеологического дерева «Моя родословная»

Октябрь

1. Побеседовать с детьми на тему: «Моя семья», «Мое имя», «Когда я вырасту большой…»

2. Провести родительское собрание: «Как вести себя с ребенком, если он капризничает?»

3. Провести анкетирование среди родителей «Как вы понимаете смысл слов «права и обязанности моего ребенка»?»

Ноябрь

1. Провести анкетирование на тему: «Я и мой ребенок на улицах города»

2. Нарисовать с детьми схему – маршрут «Я иду в детский сад»

3. Изготовить макет «Мой микрорайон»

Декабрь

1. Организовать конкурс детского рисунка: «Идёт волшебница зима»

2. Подобрать и самостоятельно изучить с детьми стихи о Новом годе.

3. Провести консультацию для родителей: «Как организовать встречу Нового года в семейном кругу?»

Январь

1. Рассказать детям о своей профессии, как она важна для окружающих. Если это возможно побывать с ребенком на работе, если нет, сделать фотографии и прокомментировать их ребенку.

2. Организовать выставку детских работ «Кем работают мои родители»

Февраль

1. Попросить родителей рассказать детям о том кто в семье служил в армии, кто воевал, рассмотреть семейные фотографии.

2. Провести: Соревнования сильнейших, посвященные Дню защиты Отечества. Подобрать с детьми пословицы о смелости, дружбе, доблести.

Март

1. Организовать семейный клуб «Расскажем о семейных традициях»

2. Провести конкурсы совместных проектов «Семейный герб» и рассказов о семье «Наша родословная»

3. Конкурс книжек – малышек посвящен дню 8 марта на тему: «Любимая мамочка»

Апрель

1. Провести экскурсию с детьми в библиотеку.

2. Конкурс рисунков на тему: «Космос»

3. Организовать экскурсию в музей.

Май

1. Посетить с детьми памятник к вечному огню.

2. Посетить музей.

3. Пригласить ветерана ВОВ для беседы с детьми.

4. Организовать выставку детского рисунка «Природа России»

5. Рассказать детям о русских умельцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и природой в старшей группе.

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и природой в старшей группе....

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и социумом старшая группа «Б» на 2015- 2016 учебный год

   Программа составлена в соответствии с Законом российской  Федерации «Об образовании, концепцией дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном обр...

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Перспективное планирование в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром составлено по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В...

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром средняя группа

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром средняя группа...

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе.

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе....