Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа) на тему
Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty.docx | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик»
Перспективный план работы
«Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: Рыбникова Е.В., воспитатель
Г. Гагарин
Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены на формирование двигательной культуры дошкольников. Использование на физкультурной непосредственно организованной деятельности и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности.
В современных условиях реформирования системы образования, к дошкольному воспитанию предъявляются новые, более высокие требования, связанные с организацией воспитательно-образовательного процесса, при которой эффективно решались бы образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Ухудшение здоровья воспитанников влечет нарушение интеллектуального развития, несформированность эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей. Поэтому деятельность, направленная на здоровьесбережение ребенка должна быть интегративной, использоваться в различных областях совместной деятельности с ребенком.
Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Осознавая значимость данной проблемы, изучив литературу и Интернет-ресурсы, я разработала перспективный план работы по формированию и развитию моторных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Целью является совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, развитие крупной и мелкой моторики.
Продолжительность занятий — 20–25 минут. Количество занятий: 15. Занятия проводятся в среднем 2 раза в месяц с постоянным повторением отдельных игровых упражнений в режимных моментах, занятиях НОД и свободной деятельности воспитанников.
В сентябре, январе и мае занятия не проводятся, так как проходит Мониторинг развития воспитанников согласно образовательной программе дошкольного учреждения.
Все занятия поделены на блоки, каждый из которых преследует свои цели.
I блок – «Я развиваюсь» | II блок – «Делай, как Я» | III блок – «Я всё смогу» |
Октябрь – Декабрь Занятия № 1-5 | Декабрь – Март Занятия № 6-10 | Март – Апрель Занятия № 11-15 |
Цель: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера. | Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности. | Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства. |
Включает: – упражнения на развитие крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве; – упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса; – упражнения на развитие пространственных представлений. | Работа по развитию мелкой ручной моторики включает в себя: -пальчиковую гимнастику; – конструирование; – графические упражнения; – игры и действия с предметами. | Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя: – артикуляционную гимнастику; – игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия; – мимические упражнения. |
Программа занятий.
Блок I «Я развиваюсь».
Занятие № 1.
Задачи:
— развивать общую координацию движений; выполнять движения согласно тексту;
— развивать чувство стихотворного ритма.
Оборудование: музыкальный центр, маска ослика, игрушка.
Ход занятия:
Задание № 1. Групповая гимнастика.
Задание № 2. Игра «Ослик – огородник»
Задание № 3. Упражнение "Зеркало".
Задание № 4. Игра "Найди клад".
Занятие № 2.
Задачи:
— формировать умения ориентироваться в пространстве;
— формировать умения регулировать свой мышечный тонус;
— развивать чувство стихотворного ритма.
Оборудование: музыкальный центр, маска свинки, корзинка, кегли.
Ход занятия:
Задание № 1. Групповая гимнастика.
Задание № 2. Игра «Ходит свинка по бору».
Задание № 3. Упражнение «38 попугаев».
Задание № 4. Игра «Снеговик».
Занятие № 3.
Задачи:
— развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом;
— Развивать меткость, глазомер, координацию движений.
Оборудование: кольцеброс.
Ход занятия:
Задание № 1. Групповая гимнастика.
Задание № 2. Игра «Большая жёлтая луна».
Задание № 3. Подвижная игра «Накинь кольцо».
Задание № 4. Упражнение «Лодочка».
Занятие № 4.
Задачи:
— Развивать у детей ориентировку в пространстве и ритмичность движений;
— Развивать у детей сообразительность.
Ход занятия:
Задание № 1. Групповая гимнастика.
Задание № 2. Упражнение «Марионетки».
Задание № 3. Упражнение «Слоник».
Задание № 4. Игра «Найди себе пару».
Занятие № 5
Задачи:
— развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений;
—развивать общую моторику.
Оборудование: бильбоке, гимнастические палочки.
Ход занятия:
Задание № 1. Групповая гимнастика
Задание № 2. Упражнение «Делай, как я» («Кулак – ребро – ладонь»).
Задание № 3. Подвижная игра «Бабочки»
Задание № 4. Игра « Бильбоке».
Блок II «Делай, как Я».
Занятие № 6
Задачи:
— развивать умения производить точные движения пальцами рук;
— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
— воспитывать внимательность к выполнению заданий;
— формировать графо - моторные навыки;
Оборудование: цветные карандаши с гранями, листы с графическими заданиями.
Ход занятия:
Задание № 1. Игры с карандашом.
Задание № 2. Пальчиковая игра «Деревья»
Задание № 3. Графическое задание - обвести пунктирные линии разноцветными карандашами.
Занятие № 7.
Задачи:
— формировать графо - моторные навыки;
— развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;
— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
Оборудование: листы с графическими заданиями, мячики-ёжики.
Ход занятия:
Задание №1. Игры с мячиком-ёжиком.
Задание № 2. Пальчиковая игра «Зайка прячется под сосной».
Задание № 3 Графическое задание – обвести рисунок, разукрасить воздушный шар.
Занятие № 8.
Задачи:
— развивать умения производить точные движения пальцами рук;
— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
— воспитывать внимательность к выполнению заданий;
— формировать графо - моторные навыки;
Оборудование: кружочки из плотного картона, листы с графическими заданиями.
Ход занятия:
Задание № 1. Игры с кружочками.
Задание № 2. Пальчиковая игра «Дружные пальчики».
Задание № 3. Графическое задание – обвести круги у снеговика.
Занятие № 9.
Задачи:
— развивать умения производить точные движения пальцами рук;
— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
— воспитывать внимательность к выполнению заданий;
— формировать графо - моторные навыки;
Оборудование: листы с графическими заданиями
Ход занятия:
Задание № 1. Упражнение «Вырежи по контуру».
Задание № 2 Пальчиковая гимнастика «Пальчик вышел погулять».
Задание № 3. Графическое задание – «Дорожки»
Занятие № 10.
Задачи:
— развивать умения производить точные движения пальцами рук;
— развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
— воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
— воспитывать внимательность к выполнению заданий;
— формировать графо - моторные навыки;
Оборудование: листы с графическими заданиями
Ход занятия:
Задание № 1. Игры с палочками.
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика «Шёл медведь к своей берлоге».
Задание № 3. Графическое задание – разукрась ниточки, дорисуй заборчик.
Блок III «Я всё смогу».
Занятие № 11.
Задачи:
— развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц;
— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;
— Развитие лицевой мускулатуры.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки, вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход занятия:
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Е.А. Пожиленко)
Задание № 2. Упражнения «Лети бабочка» и «Листопад».
Задание № 3. Игра «Улыбка»
Занятие № 12.
Задачи:
— Развитие плавного ротового выдоха;
— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;
— Развитие лицевой мускулатуры.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки), кусочки ваты.
Ход занятия:
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Т.А. Куликовская)
Задание № 2. Упражнения «Ветерок» и «Снег идёт».
Задание № 3 Игра «В магазине зеркал».
Занятие № 13.
Задачи:
— Развитие плавного ротового выдоха;
— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;
— Развитие лицевой мускулатуры.
Оборудование: игрушка-вертушка, бумажные птички из оригами.
Ход занятия:
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Е.А. Пожиленко)
Задание № 2 Упражнения «Вертушка» и «Летите, птички».
Задание № 3. Игра «Грустные шарики».
Занятие № 14.
Задачи:
— Развитие плавного ротового выдоха;
— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;
— Развитие лицевой мускулатуры.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик, воздушный шарик на ниточке.
Ход занятия:
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Т.А. Куликовская)
Задание № 2. Упражнения « Катись, шарик» и «Воздушный шарик».
Задание № 3. Игра «Эмоциональная разминка».
Занятие № 15.
Задачи:
— Развитие плавного ротового выдоха;
— выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;
— Развитие лицевой мускулатуры.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном или готовые мыльные пузыри.
Ход занятия:
Задание № 1. Артикуляционная гимнастика (Е.А. Пожиленко)
Задание № 2. Упражнения « Весёлые пузыри» и « Мыльные пузыри».
Задание № 3. Игра «Боюсь — не боюсь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...
Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья детей....
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе №1 "Сказка" на 2017-2018 учебный год....
Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация 2 этапПрактиче...
Перспективный план работы на темы «Сказочная нейрогимнастика» детей старшего дошкольного возраста.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Заблаговременные и систематические занятия нейрогимнастикой позволяют оптимизировать мозговую деятельность ...
Перспективный план работы по опытно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Каждая тема включает в себя беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, дидактические игры, экспериментальную деятельность, рекомендации для родитлей....
Перспективный план работы с родителями: коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32049666","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 95px; width: 110px; float: left;"}}]]Уважаемые студенты, на мой взгляд, это в...