Перспективный план работы по опытно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Жоголева Елена Вячеславовна

Каждая тема включает в себя беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, дидактические игры, экспериментальную деятельность, рекомендации для родитлей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi_i_roditelyami.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

по опытно - исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

(5-6лет)

Сентябрь

Песок. Глина

1.Знакомство с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

2. Рассматривание песка и глины через лупу. Определение формы песчинок. 3.Беседа «Чем песок отличается от глины»

4.Свойства сухого и влажного песка. Постройки из песка.

5.Кинетический песок. Лепим из кинетического песка

6.Игра «Оттиски на глине» (ракушка, шишка, ветка, пуговица)

7.Д/и «Как люди используют в своей жизнедеятельности песок и глину»?

8.Чтение сказки «Глиняный парень».

9.Просмотр презентации «Гончарное ремесло».

10.Опыты с песком, глиной, почвой.

11. Рекомендации родителям «Экспериментируем дома»

Октябрь

Свет.  Тень

1.Беседа «Солнце – источник тепла и света» Цель: Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Чтение сказки «Тень дерева» уйгурская сказка

3.Мультфильм про Лунтика и его друзей «Тень».

4.Наблюдения на прогулке «Все ли тени от предметов одинакового оттенка?» Сравните, например, зимой тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

«Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?» Чтобы выяснить это, очертите палочкой на песке или на снегу (на асфальте мелом) тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем днем и вечером. Сравните размер и положение тени в разное время суток.

5.Дидактическая игра «Найди чья тень».

Цели: учить находить заданные силуэты. Закрепление знаний детей о посуде. Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления. Развитие конструктивного праксиса. Развитие приемов зрительного наложения. Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости.

Оборудование: 12 карточек с изображением посуды. 12 карточек с изображением силуэтов. Правила — 1 штука.

Ход игры:

1 вариант:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

2 вариант:

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте малышу дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?

6.Дидактическая игра «Пляшущие тени»

Цель: развивать зрительное ощущение, формировать представления о свете и темноте.

Ход игры: эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание детей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.

Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.

7. Опыты со светом и тенью.

8. Рекомендации родителям  «Экспериментируем дома»

Ноябрь

Вода

1.Беседа «Вода вокруг нас» 

2.Просмотром презентации «Вода в природных явлениях «Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

3.. Наблюдения «Где мы видим воду? «Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.

4.Дид. Игры «Где живет вода?

5.Просмотр мультфильма. «Берегите воду»

6. Беседа «Как человек использует воду» Цели: расширить представления детей о том, где используется вода дать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений; закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар) ; активизировать речь, развивать образное мышление; воспитывать бережное и осознанное отношение к воде, отрицательное отношение к факторам, загрязняющим ее.

7.Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды» 

8.Опыты с водой

9.Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой”

Декабрь

Снег. Лед

1.Беседа «Что мы знаем про снег и лед»

2. Стихи, загадки о зимних явлениях природы

3.Наблюдения за зимними явлениями

4. Игры со снегом. Сооружение снежных построек

5.Проблемная ситуация «Чистый ли снег?».

6.Беседы «Почему растаяла Снегурочка?» «Почему лед не тонет»  «Почему снег хрустит?» Сравнить свойства снега и льда. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

7.Чтение р. Н. Сказки «Заушина избушка».

8.Опыты со снегом и льдом.

Цель: учить внимательно слушать, следить за развитием сюжета.8.

9.Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома:опыты со льдом и снегом»;

Январь

Воздух

1.Беседа на тему: «Что такое воздух?».

2Презентация «Кому нужен воздух?»,

3.Беседа «Воздух и его свойства»

4.Дидактические игры: «Узнай по запаху»

5.Беседа с детьми на тему: «Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

6.Чтение художественной литературы: «Ветер» М.Исаковского

7.Опытыс воздухом.

Цель: учить внимательно слушать, следить за развитием сюжета.8.

9.Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома:опыты с воздухом

Февраль

Растения

1.Беседа «Что нужно комнатным растениям для роста и развития»

2. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

3.Просмотр презентаций: «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»

4.Чтение сказок, рассказов: «Колокольчики и гном» Т. Шорыгина, «О чем рассказали цветы» Ж.Санд.

5.Проблемная ситуация «Сможет ли растение прожить без воды? Какую воду любят растения?

6.Д/игра «Магазин цветов»,

8.Опыты с комнатными растениями.

Цель: учить внимательно слушать, следить за развитием сюжета.8.

9.Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома: опыты с комнатными растениями».

Март

Магнит

1.Знакомство с магнитом. Беседы «Что такое магнит?»

2.Просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики: «Магнетизм»

3.Чтение сказки «Мечты одного магнита»

Консультация для родителей "Чудесные магниты"

5 «Магнитный театр».

6.Просмотр презентации «Магниты в быту и производстве

7.Дидактические игры «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука»,  игры с магнитным конструктором

8.Опыты с магнитом.

Цель: учить внимательно слушать, следить за развитием сюжета.

9.Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома: опыты с магнитом».

Апрель

Отражение и преломление

1.Что такое отражение.

2.Дидактическая игра «Солнечные зайчики».

3.Чтение сказок и рассказов по теме. Разучивание стихотворений В. Волина «Солнечные зайчики»,

4.Беседа на тему: «Как влияют солнышко на живыеорганизмы.»

5.Театрализованные игры «Расскажи нам сказку, солнечный зайчик».

6.Динамический час «Игры с солнечным зайчиком»

7.Развлечение «Солнечные зайчики».

8.Поисковая деятельность на прогулоке: «Мы - разведчики»;

9.Решение проблемных ситуаций «Можно ли поймать солнечного зайчика и посадить его в коробку», «Можно ли играть с солнечным зайчиком», «Появляется ли солнечный зайчик в темноте»

10.Опыты с солнечными зайчиками.

11.Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома: наблюдение за солнечным зайчиком в домашних условиях ».

Май

Сила тяготения.

1.Планета Земля. Знакомство детей с глобусом.

2.Проблемная ситуация: если земля круглая, почему мы не падаем, почему реки и моря не выливаются?

3.Беседа «Земное притяжение»

4. Проблемная ситуация: что могло бы случиться, если бы не было земного притяжения?

5. Презентация «Сила притяжения»

6. Беседа «Что такое невесомость?»

7. Игровое упражнение «Задержись в воздухе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Опытно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...

Индивидуальный план самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2021-2022 учебный год

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван п...

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...