Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Шахматы»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа
дополнительного образования
«Шахматы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty-_platnye_.pdf | 894.66 КБ |
shahmaty-dlya-malyshey-_2_.pdf | 778.57 КБ |
planeta_shahmat.docx | 128.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Городской конкурс
молодежных социально-значимых инициатив
«Новое пространство»
Номинация«Спорт и здоровье»
Проект
«Планета шахмат»
Воспитатель:
Рзаханова Д. И.
Покачи
2022
Содержание
- Описание проекта
- Актуальность
- Цель и задачи
- Реализаторы проекта
- План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта
- Бюджет проекта (смета расходов)
- Ожидаемые результаты
- Литература
- Приложение
«Игроков, которым мастер может с успехом давать ферзя вперед, существуют
миллионы; игроков, перешагнувших эту ступень, можно насчитать, наверно,
не более четверти миллиона, а таких, которым мастер ничего не может дать
вперёд,вряд ли наберётся больше двух-трех тысяч».
ЭмануилЛаскер
- Описание проекта
Проект «Планета шахмат» разработана в целях получения дополнительного образования всеми детьми независимо от их здоровья и индивидуальных возможностей. Он выполняет образовательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.Проект «Планета шахмат» предназначен для спортивно - оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного учреждения, проявляющими интерес спорту. Шахматы в ДОУ определенно влияют на развитие у детей таких качеств, как: внимание, воображение, мышление память, усидчивость. Обучение детей с ОВЗ игре в шахматы с самого раннего детства помогает детям не отставать в развитии от своих сверстников. Здесь представляется расширение круга общения ребенка, тем самым дети преодолевают свою замкнутость.
- Актуальность
Современной России в новых условиях развития нужны граждане новой формации. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечается: «Развивающемуся обществу нужны…люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».
Одним из способов решения данной задачи может стать увеличение количества занимающихся шахматами на всех уровнях и во всех возрастах. При обучении шахматам, по данным исследований, отмечается увеличение познавательных потребностей, жизненной активности и самостоятельности мышления, повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических преобразований.
В современном мире все больше дети увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, но только умственный. Правительство РФ уделяет большое внимание продвижению шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат.В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является развитие интеллектуальных способностей у подрастающего поколения. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение и воспитывает волю. С воспитанниками своей группы я начала играть в шахматы уже со средней группы. С первого дня моим детям знакомство с шахматами было очень интересным. В прошлом году один воспитанник на городских соревнованиях занял первое место среди подготовительных групп, и ещё одна воспитанница заняла второе место среди воспитанников старших групп. А в этом году трое из моих воспитанников участвовали на городских соревнованиях, одна из них Набиева Э. Э., воспитанница подготовительной группы опять заняла первое место. Мою группу посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно со слабым зрением. Этому ребенку тоже стало интересно знакомство с фигурами. Но чтобы обучить ее даже элементарным понятиям необходимо приобрести напольные шахматы. При помощи этих шахмат можно обучить не только детей с ОВЗ, но и остальных детей завлечь в эту игру.
Анализ результатов опроса родителей показал: 80% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 60% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.
- Цель и задачи проекта
Цель:Формирование системы привлечения дошкольников, в том числе с ОВЗ, к занятиям шахматами через создание и внедрение вертикально-ориентированной схемы развития шахмат в ДОУ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей воспитанников путем введения в обучение занятий по шахматам;
2. Совершенствование организационной деятельности по привлечению дошкольников к занятиям шахматами в кружковой деятельности, и совместной деятельности;
3. Создание материально-технических, кадровых и методических условий для повышения профессионального мастерства педагогов.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Разработка проекта «Планета шахмат»
- Подбор художественной литературы
- Собрать и изучить информацию о шахматной игре
- Обеспечение организации напольными шахматами
2 этап. Основной
- Знакомство с шахматной доской и фигурами (показ презентаций)
- Проведение дидактических и малоподвижных игр
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
- Рисование шахматных фигур, заготовка шахматных масок для театра
- Просмотр шахматных мультфильмов
- Шахматные партии при использовании интерактивной доски
- этап. Заключительный
- Организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы»
- Создание шахматного уголка
- Проведение шахматных турниров, привлечение к участию в шахматном турнире неограниченных детей с ОВЗ.
- Реализаторы программы
Главными исполнителями мероприятий Проекта являются: воспитанники, родители, педагогический коллектив, администрация. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.Данная деятельность будет направлена на достижение единства взглядов административно-управленческого персонала, педагогических коллективов образовательных учреждений города на роль и место воспитания в процессе формирования у обучающихся мотивации для развития социально-значимой деятельности обучающихся, стимулирования активности. Для реализации проекта привлекается воспитанница, победитель городских соревнований среди дошкольников, в качестве тьютера, для оказания деятельностной помощи поддержки детям с ОВЗ.
- План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта
Мероприятия | Сроки реализации | Ответственный | Результат |
1 этап | |||
Формирование предложений в план воспитательной работы детского сада | Январь – февраль 2022г. | Рзаханова Д. И. | Планы работы |
Подбор литературы для знакомства с шахматами | Воспитатели | Собеседования | |
Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ: - организация помещения для занятий; - оснащение помещения необходимым оборудованием (игральные наборы, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал); | |||
Воспитатели | Информационная справка | ||
2 этап | |||
Организация дидактического оснащения реализации проекта: - Организация шахматного уголка в группах; - Альбом «Великие гроссмейстеры»; - Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста»; - Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции «Черно-белое королевство»; - Выставка детских творческих работ «Ход конем»; - Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур; - Фотовернисаж «С шахматами на ты»; - Дидактические игрушки: шахматная матрешка, разрезные шахматные картинки, шахматное лото, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др. Образовательная деятельность: Тематические образовательные ситуации: -Шахматная доска - Шахматные фигуры -Начальное положение -Ладья - Слон - Ладья против слона - Ферзь -Ферзь против ладьи и слона -Конь - Конь против ферзя, ладьи, слона - Пешка - Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня - Король - Король против других фигур - Шах - Мат - Ничья - Рокировка - Шахматная партия Развлекательно-игровые и развивающие программы: - мастер-класс по шахматам; -Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»; -Развлечение «Шахматная ярмарка»; - Презентация «Шахматы - это спорт или игра»; -Изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король.»; - Спортивный праздник «Страна черно-белых королей» Кульминационное мероприятие: - звездный шоу-турнир «Что могут короли!» Совместные мероприятия с родителями: - шахматный турнир «Мама, папа, я – шахматная семья»; - энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»; - семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры» Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности: - разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту; - пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ. | Февраль – Апрель 2022г. В течении года 2 раза в год, Апрель, октябрь 2022г. 1 раз в месяц | Педагог-тренер Рзаханова Диана Идаятовна Воспитатели групп Педагог- тренер Педагог- тренер Воспитатели групп совместно с педагогом-тренером | Стендовая информация |
Оформление выставки рисунков | |||
Оформление альбома | |||
Театрализация Проверка знаний Праздничные мероприятия Организация турнира | |||
3 этап | |||
Итоговый проектный день:
Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта) | Ноябрь 2018г. | ||
Итоговое отчетное родительское собрание:
Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития) | Ноябрь 2022г. |
- Бюджет проекта (Смета расходов)
№ | Наименование | Сумма | |
Средства гранта | Средства обр. организации | ||
1 | Комплект напольных шахмат КШ-8 | 7900 руб. | |
2 | Магнитная демонстрационная доска | 6000 руб. | |
3 | Шахматное виниловое поле | 2100 руб. | |
Итого: | 10000 руб. | 6000 руб. | |
16000 руб. |
7. Ожидаемые результаты
Воспитанники:
С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:
- развитие логического мышления;
- развитие пространственной ориентации на плоскости;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение интереса детей к игре в шахматы.
Родители:
- создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
- увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
- сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ ДСКВ «Солнышко».
Педагоги:
- приобретен педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
- повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
- пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
- повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
- Литература
- В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: «Просвещение» 1991.
- Гришин В.Г., Ильин Е. «Шахматная азбука». – М.: Детская литература, 1980.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Сухин И. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР. 2000г.
- С.Б. Позин. «25 уроков шахмат»– М.: «RussianCHESSHouse/Русский шахматный дом», 2011.
- Приложение
- Игра «Черепаха»
- Игра. «Обжорный ряд»
- Игра.«Роковой мат»
- Игра.«Мат на кухне»
- Игра. «Взятие Бастилии»
- Игра «Взятие Бастилии всадниками»
- Игра «Взятие Бастилии офицерами»
- Игра.«Вампир-шутник»
- Игра.«Вампир-всадник»
- Игра.«Вампирв башне»
- Игра.«Вампирна кухне»
- Игра «Охота боевых слонов на раджу»
- Игра «Охота конницы на раджу»
- Игра «Охота боевых слонов и конницы на раджу»
- Игра «Охота боевых слонов и боевой колесницы на раджу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...