Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Шахматы»
рабочая программа

Рзаханова Диана Идаятовна

 

Дополнительная общеобразовательная программа 

дополнительного образования

«Шахматы»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon shahmaty-_platnye_.pdf894.66 КБ
PDF icon shahmaty-dlya-malyshey-_2_.pdf778.57 КБ
Файл planeta_shahmat.docx128.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Городской конкурс

молодежных социально-значимых инициатив

«Новое пространство»

Номинация«Спорт и здоровье»

Проект

«Планета шахмат»

http://xn--80aaaquui7agdlq1b7gf.xn--p1ai/img/870115/chess-for-children.jpg

Воспитатель:

Рзаханова Д. И.

Покачи

2022

Содержание

  1. Описание проекта
  2. Актуальность
  3. Цель и задачи
  4. Реализаторы проекта
  5. План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта
  6. Бюджет проекта (смета расходов)
  7. Ожидаемые результаты
  8. Литература
  9. Приложение

«Игроков, которым мастер может с успехом давать ферзя вперед, существуют

 миллионы; игроков, перешагнувших эту ступень, можно насчитать, наверно,

не более четверти миллиона, а таких, которым мастер ничего не может дать

вперёд,вряд ли наберётся больше двух-трех тысяч».

ЭмануилЛаскер

  1. Описание проекта

Проект «Планета шахмат» разработана в целях получения дополнительного образования всеми детьми независимо от их здоровья и индивидуальных возможностей. Он выполняет образовательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.Проект «Планета шахмат» предназначен для спортивно - оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного учреждения, проявляющими интерес спорту. Шахматы в ДОУ определенно влияют на развитие у детей таких качеств, как:  внимание, воображение, мышление память, усидчивость. Обучение детей с ОВЗ игре в шахматы с самого раннего детства помогает детям не отставать в развитии от своих сверстников. Здесь представляется расширение круга общения ребенка, тем самым дети преодолевают свою замкнутость.  

  1. Актуальность

Современной России в новых условиях развития нужны граждане новой формации. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечается: «Развивающемуся обществу нужны…люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».

Одним из способов решения данной задачи может стать увеличение количества занимающихся шахматами на всех уровнях и во всех возрастах. При обучении шахматам, по данным исследований, отмечается увеличение познавательных потребностей, жизненной активности и самостоятельности мышления, повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических преобразований.

В современном мире все больше дети увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, но только умственный. Правительство РФ уделяет большое внимание продвижению шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат.В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является развитие интеллектуальных способностей у подрастающего поколения. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение и воспитывает волю. С воспитанниками своей группы я начала играть в шахматы уже со средней группы. С первого дня моим детям знакомство с шахматами было очень интересным. В прошлом году один воспитанник на городских соревнованиях занял первое место среди подготовительных групп, и ещё одна воспитанница заняла второе место среди воспитанников старших групп. А в этом году трое из моих воспитанников участвовали на городских соревнованиях, одна из них Набиева Э. Э., воспитанница подготовительной группы опять заняла первое место. Мою группу посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно со слабым зрением. Этому ребенку тоже стало интересно знакомство с фигурами. Но чтобы обучить ее даже элементарным понятиям  необходимо приобрести напольные шахматы. При помощи этих шахмат можно обучить не только детей с ОВЗ, но и остальных детей завлечь в эту игру.

Анализ результатов опроса родителей показал: 80% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 60% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

  1. Цель и задачи проекта

        Цель:Формирование системы привлечения дошкольников, в том числе с ОВЗ, к занятиям шахматами через создание и внедрение вертикально-ориентированной схемы развития шахмат в ДОУ.

        Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей воспитанников путем введения в обучение занятий по шахматам;

 2. Совершенствование организационной деятельности по привлечению дошкольников к занятиям шахматами в кружковой деятельности, и совместной деятельности;

3. Создание материально-технических, кадровых и методических условий для повышения профессионального мастерства педагогов.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Разработка проекта «Планета шахмат»
  • Подбор художественной литературы
  • Собрать и изучить информацию о шахматной игре
  • Обеспечение организации напольными шахматами

2 этап. Основной

  • Знакомство с шахматной доской и фигурами (показ презентаций)
  • Проведение дидактических и малоподвижных игр
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
  • Рисование шахматных фигур, заготовка шахматных масок для театра
  • Просмотр шахматных мультфильмов
  • Шахматные партии при использовании интерактивной доски

  1. этап. Заключительный
  • Организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы»
  • Создание шахматного уголка
  • Проведение шахматных турниров, привлечение к участию в шахматном турнире неограниченных детей с ОВЗ.

  1. Реализаторы программы

Главными исполнителями мероприятий Проекта являются: воспитанники,  родители, педагогический коллектив, администрация. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.Данная деятельность будет направлена на достижение единства взглядов административно-управленческого персонала, педагогических коллективов образовательных учреждений города на роль и место воспитания в процессе формирования у обучающихся мотивации для развития социально-значимой деятельности обучающихся, стимулирования активности. Для реализации проекта привлекается воспитанница, победитель городских соревнований среди дошкольников, в качестве тьютера, для оказания деятельностной помощи поддержки детям с ОВЗ.

  1. План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1 этап

Формирование предложений в план воспитательной работы детского сада

Январь – февраль 2022г.

Рзаханова Д. И.

Планы работы

Подбор литературы для знакомства с шахматами

Воспитатели

Собеседования

Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

- организация помещения для занятий;

- оснащение помещения необходимым оборудованием (игральные наборы, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал);

Воспитатели

Информационная справка

2 этап

Организация дидактического оснащения реализации проекта:

- Организация шахматного уголка в группах;

- Альбом «Великие гроссмейстеры»;

- Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста»;

- Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции «Черно-белое королевство»;

- Выставка детских творческих  работ «Ход конем»;

- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;

- Фотовернисаж «С шахматами на ты»;

- Дидактические игрушки: шахматная матрешка, разрезные шахматные картинки, шахматное лото, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др.

Образовательная деятельность:

Тематические образовательные ситуации:

-Шахматная доска

- Шахматные фигуры

-Начальное положение

-Ладья

- Слон

- Ладья против слона

- Ферзь

-Ферзь против ладьи и слона

-Конь

- Конь против ферзя, ладьи, слона

- Пешка

- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

- Король

- Король против других фигур

- Шах

- Мат

- Ничья

- Рокировка

- Шахматная партия

Развлекательно-игровые и развивающие программы:

- мастер-класс по шахматам;

-Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»;

-Развлечение «Шахматная ярмарка»;

- Презентация «Шахматы - это спорт или игра»;

-Изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король.»;

- Спортивный праздник «Страна черно-белых королей»

Кульминационное мероприятие:

- звездный шоу-турнир «Что могут короли!»

Совместные мероприятия с родителями:

- шахматный турнир «Мама, папа, я – шахматная семья»;

- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:

- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту;

- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.

Февраль – Апрель

2022г.

В течении года

2 раза в год,

Апрель, октябрь 2022г.

1 раз в месяц

Педагог-тренер

Рзаханова Диана Идаятовна

Воспитатели групп

Педагог- тренер

Педагог- тренер

Воспитатели групп совместно с педагогом-тренером

Стендовая информация

Оформление выставки рисунков

Оформление альбома

Театрализация

Проверка знаний

Праздничные мероприятия

Организация турнира

3 этап

Итоговый проектный день:

  • Творческий отчет педагогов о реализации проекта;
  • Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;
  • Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации; анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;

Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта)

Ноябрь 2018г.

Итоговое отчетное родительское собрание:

  • Мультимедийная презентация «ДОУ, где все дети одаренные»;

Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития)

Ноябрь 2022г.

  1. Бюджет проекта (Смета расходов)

Наименование

Сумма

Средства гранта

Средства обр. организации

1

Комплект напольных шахмат КШ-8

7900 руб.

2

Магнитная демонстрационная доска

6000 руб.

3

Шахматное виниловое поле

2100 руб.

Итого:

10000 руб.

6000 руб.

16000 руб.

7.        Ожидаемые результаты

Воспитанники:

С помощью внедрения шахматного образования   у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы.

Родители:

  • создано единое образовательное  пространство дошкольного учреждения  и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Педагоги:

  • приобретен  педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

  1. Литература
  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: «Просвещение» 1991.
  2.  Гришин В.Г., Ильин Е. «Шахматная азбука». – М.: Детская литература, 1980.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной    игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  4.  Сухин И. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  5. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.
  6. С.Б. Позин. «25 уроков шахмат»– М.: «RussianCHESSHouse/Русский шахматный дом», 2011.

        

  1. Приложение

  1. Игра «Черепаха»





















  1. Игра. «Обжорный ряд»





















  1. Игра.«Роковой мат»





















  1. Игра.«Мат на кухне»





















  1. Игра. «Взятие Бастилии»





















  1. Игра «Взятие Бастилии всадниками»























  1. Игра «Взятие Бастилии  офицерами»





















  1. Игра.«Вампир-шутник»





















  1. Игра.«Вампир-всадник»





















  1. Игра.«Вампирв башне»





















  1. Игра.«Вампирна кухне»





















  1. Игра «Охота боевых слонов на раджу»





















  1. Игра «Охота конницы на раджу»





















  1. Игра «Охота боевых слонов и конницы на раджу»





















  1. Игра «Охота боевых слонов и боевой колесницы на раджу»






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...