Программа кружка по валеологии "Крепыш"
рабочая программа (младшая группа) по теме
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.
Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи; снижение социального благополучия; плохая экология.
Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnaya.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»
Города Мичуринска Тамбовской области
Рассмотрена и одобрена утверждена:
на заседании педагогического совета заведующий______________
№____от______20___ приказ №____от_____20____
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования
«Крепыш»
Программа
разработана для детей 2–3 лет
Составитель:
М.А. Ряховская
г. Мичуринск
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье –
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.Сухомлинский
Пояснительная записка
Актуальность
Великие учителя прошлого не зря утверждали, что физическое, духовное, и нравственное здоровье — это одно и то же. "La vale!", — говорили в Древнем Риме, приветствуя собеседника и желая ему здоровья. Поэтому валеологию можно смело назвать интегральной дисциплиной, которая гармонично заключает в себе триаду Гармония-Любовь-Красота.
Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.
Большинство заболеваний являются следствием неправильного отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения, т.е. всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.
Новизна программы в том, что она основывается на современной науке - валеологии. Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни.
Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма. Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в кружковой работе.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте ребенку важно:
* Много двигаться;
* Освоить мелкие движения пальчиков через игры;
* Осваивать речь;
* Играть;
* Выстраивать отношения со взрослыми;
* Получать помощь взрслого;
* Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать
Нормативно-правовая база:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
-ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования
и науки РФ №1155 от «17» октября 2013);
-Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года
№06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного
образования детей для использования в практической работе» ;
- Концепция развития дополнительного образования детей в
Тамбовской области на 2015-2020 годы (распоряжение администрации
Тамбовской области № 326-р от 22.07.2015 г.);
Программа не предполагает изучение базовых понятий экологического образования, так как эти знания приобретаются детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в детском саду.
Для реализации цели Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Цель и задачи программы
Программа дополнительного образования рассчитана для детей 2-3 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье. Ориентация воспитанников на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе. Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.
Цель:
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:
Обучающие.
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
3. Обучать" слушать" и "слышать" свой организм.
- Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Воспитательные.
- Приобщать к здоровому образу жизни, заботе о своем здоровье, правильном питании и укрепление организма.
- Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
- Воспитание культурно - гигиенических навыков.
- Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Развивающие.
- Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
- Развивать умение заботиться о своем здоровье.
- Развивать способности к установлению причинно-следственных связей между состоянием здоровья и поведением.
- Развивать основные физические возможности.
Формы и методы работы с детьми по программе.
Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.
Занятия с детьми проходят с октября месяца по май, 2 раза в неделю, продолжительность до 15 минут. По объему программа рассчитана на один год обучения.
Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, непосредственная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематики.
Принципы программы
- Интеграция с разными видами деятельности.
- Доступность.
- Учет возрастных особенностей.
- Систематичность и последовательность.
- Постепенная подача материала от простого к сложному.
- Повторение усвоенных правил и норм в течение всего года.
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Наглядность.
- Учет особенностей мышления.
- Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности сверстников.
Наглядный метод: показ, демонстрация, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.
Практический метод: повторение упражнений с соблюдением их правильного и точного выполнения.
Ожидаемые результаты
- Появление у детей интереса к собственному здоровью.
- Стремление детей укрепить свое здоровье, используя приобретенные знания и умения.
- Освоение навыков здоровьесохраняющего поведения.
- Владение элементарными знаниями о строении функциях организма человека.
- Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни, овладение навыками самооздоровления.
- Совместное оформление ребенком, педагогом, родителями выставок, фотовыставок.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Повышение уровня физической подготовленности.
- Сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.
10. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
В результате реализации программы кружка «Крепыш» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.
Первый этап работы по валеологическому воспитанию направлен на то, чтобы помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей.
Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д.), их назначением и уходу за ними. Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют.
Программа валеологического воспитания разделена на 6 разделов, каждый из которых делится на темы.
I. «Человек – живое существо»
II. «В гостях у Мойдодыра»
III. «Золотые правила питания»
IV. «Мой организм»
V. «Человек и его защита»
VI. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
В разделе «Мой организм» мы знакомим детей со строением тела человека, формируем представление о роли различных частей тела и органах чувств.
«Человек и его защита» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
В разделе «Овощи и фрукты – полезные продукты» дается детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека.
Оборудование к сюжетно-ролевым играм «Спортивный комплекс», «Магазин полезных продуктов», «Больница», натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др.;
Наглядные пособия: подборка энциклопедической литературы, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты.
Измерительные приборы: фонендоскоп, весы, часы и их модели
Тематический план занятий
Месяц | Неделя | № ООД | Тема | Цель |
Сентябрь | I раздел «Человек – живое существо» | |||
1 | 1 | «Чудо света человек» | Дать детям понять, что все люди живущие на Земле имеют сходные по строению тела. Что эти тела отличают людей от животных и растений, но хоть наши тела и похожи мы все совершенно разные. Как жизненные условия влияют на человека и какими возможностями он обладает. | |
2 | 2 | «Вот я какой» | Дать детям понять, что каждый из нас большая ценность. Что ребенок – это личность и он должен заботиться о себе. Поговорить о том, что он растет и какие у него способности. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. | |
3 | 3 | «Это мое тело» Дидактическая игра «Если бы я был куклой» | Дать детям понять, из каких частей тела состоит человек, почему они располагаются именно так, а не иначе. Закрепить полученные знания о движении частей тела, вызвать у детей радость от движения рук, ног, головы. Способствовать возникновению чувства радостного настроения | |
4 | 4 | «Зачем человеку скелет» | Дать представление о том, что у человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает внутренние органы от повреждений. Поговорить об опасности переломов и как их избежать. | |
Октябрь | 1 | 5 | «Мышцы – это сила» | Дать детям понять, что такое мышца и что только благодаря им мы можем выполнять движения. Воспитывать чувства любви к своему телу и восхищения его возможностями. |
2 | 6 | Досуг: «Чтобы сильным быть, надо со спортом дружить» | Создать приподнятое, радостное настроение, оптимистический настрой на будущее. Желание заниматься спортом, вести активную жизнь. | |
II раздел «В гостях у Мойдодыра» | ||||
3 | 1 | «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» | Приучать детей к чистоте, совершенствовать навыки умывания перед едой и после неё. | |
4 | 2 | «В гости к Мойдодыру» | Познакомить детей с культурно-гигиеническими навыками, с предметами личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Формировать основы здорового образа жизни детей. Воспитывать привычку ежедневного соблюдения гигиенических процедур. | |
Ноябрь | 1 | 3 | «О мыльной пене и расческе» | Продолжать формировать навыки гигиены. Умываться, чистить зубы, расчесывать волосы. Вытирать лицо только своим полотенцем. Воспитывать желание быть опрятным. |
2 | 4 | «Девочка чумазая» | Формировать потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков. Закреплять навыки ухода за своим телом. | |
3 | 5 | «Для чего надо мыть руки» | Воспитывать культурно – гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни. | |
4 | 6 | «Одевание и раздевание. Складывании одежды» | Приучать детей правильно и последовательно снимать и надевать одежду и складывать её на стульчик, в шкаф. | |
Декабрь | 1 | 7 | Досуг «Вопрос чистоты» | Приобщение детей к здоровому образу жизни через формирование культурно – гигиенических навыков, поддержание духовной установки по отношению к окружающему миру. |
III раздел «Золотые правила питания» | ||||
2 | 1 | «Что нам надо кушать» | Формировать представление детей о необходимых телу человека веществах, расширять словарный запас, познакомить с новой сказкой. | |
3 | 2 | «Как мы учили аккуратно кушать Мишку. Приём пищи» | Помочь привыкнуть к новому вкусу, к новой обстановке во время приёма пищи | |
4 | 3 | «Накормим куклу» | Закрепить представление детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Уточнить навыки правильного приема пищи. | |
Январь | IV раздел «Мой организм» | |||
1 | 1 | «Части тела и их действия» | Формировать у детей понимание значения отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Развивать умение соотносить свои движения со словами песенки. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. | |
2 | 2 | «Мои руки» | Формировать представление детей о руках человека, о их значении в нашей жизни. Рассказать об опасных предметах, средствах и способах защиты и обработки ран. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. | |
3 | 3 | «Нам без рук никак нельзя» | Закреплять умение детей различать и называть части тела. Развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать уважение к своему здоровью. | |
4 | 4 | «Мои пальчики» | Рассказать детям о пальцах, и об их именах, разучить упражнения для развития пальчиков, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова обозначающие действие, развивать внимание, воспитывать культуру поведения. | |
Февраль | 1 | 5 | «Зачем человеку нос?» | Познакомить детей с носом, как органом обоняния, его функциями и значением в нашей жизни. Объяснить детям способы ухода за носом. Обучать упражнениям, улучшающим кровообращения верхних дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к холоду и инфекциям. |
2 | 6 | «Чтобы уши слышали» | Формировать представление детей об органе слуха. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к своему телу. | |
3 | 7 | «Для чего нужен язычок» | Дать детям первичные знания о языке человека, его функциях и значении. Учить различать и называть вкус разных продуктов. Обучать правильному звукопроизношению. Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Воспитывать бережное отношение к своему телу. | |
4 | 8 | «Глазки подсказки» | Формировать представление детей о глазах человека, об их значении в нашей жизни. Познакомить с болезнями глаз. Учить бережно, относиться к своему здоровью. Показать упражнения для глаз. Тренировать зрительную память. | |
Март | 1 | 9 | «Пять помощников моих» | Закреплять у детей умение понимать значение отдельных частей своего тела: глаза, ушей, носа, рта. Различать детей по одежде, прическе, цвету волос и другим особенностям. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества. |
2 | 10 | «Для чего нужны ноги?» | Расширять представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Формировать представление о болезнях ног, правилах гигиены, отношения к своему здоровью. Развивать и укреплять мышцы и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям. | |
3 | 11 | «Путешествие к Королеве зубной щетке» | Познакомить детей с правилами ухода за зубами. Показать правила чистки зубов. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относиться к себе. | |
4 | 12 | «Про носовой платок, расческу и зубную щетку» | Формировать мотивацию к здоровому образу жизни посредством игровой деятельности. Помогать осваивать предметы личной гигиены. | |
Апрель | V раздел «Человек и его защита» | |||
1 | 1 | «Откуда берутся болезни?» | Познакомить с причинами заболеваний у детей интерес к сохранению своего здоровья. Воспитывать привычку к ежедневному выполнению культурно-гигиенических навыков. | |
2 | 2 | «Где живет здоровье?» | Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности; уточнить знания дошкольников о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия, продолжать обучать осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов; развивать познавательный интерес, мышление, воображение дошкольников. | |
3 | 3 | «Медвежонок спортсмен» | Познакомить детей с некоторыми видами спорта. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребность заниматься физической культурой и спортом. Воспитывать интерес к новым познаниям. | |
4 | 4 | «Победим микроба» | Дать детям элементарное представление о микробе, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым. | |
Май | 1 | 5 | «Если хочешь быть здоровым – закаляйся» | Познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, гимнастика. Рассказать о пользе соблюдения режима и водных процедур. |
VI раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» | ||||
2 | 1 | «В гости к Витаминке» | Познакомить детей с продуктами, полезными и вредными для здоровья и хорошего настроения. Закрепить название продуктов, овощей и фруктов. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Воспитывать потребность в здоровом питании. | |
3 | 2 | «Фрукты полезны взрослым и детям» | Уточнять знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. | |
4 | 3 | Досуг «День здоровья» | Продолжать укреплять здоровье детей, развивать физические качества, обобщить элементарные валеологические знания детей. |
Литература
1.Агаджанова С.Н. «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» Информационно-деловое оснащение ДОУ / М.2010г.
2.Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.
3.АганджановойС.Н.Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.// Под ред. В.И.Орла и. СПб., Детство-пресс, 2006
4.Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001.
5.Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? СПб., Детство-пресс, 2010
6. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010
7.Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
8.Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2007
9.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.
10.Зайцев Г. Пособие «Уроки Мойдодыра»; «Уроки Айболита. Расти здоровым» /С-П.1997г
11.Иванова А. И. Программа развития « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»
12.Иванова Т.В. Пособие «Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя группа» /К.2009г
13.Истомина И.В. «Расти здоровым»; В.Я. Хозяинова/К.1989г.
14.Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986
15.М.Ю. Картушина Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» / М.2009г.
16.Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
17. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009
18.Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006
19.Г.Остер «Петька-микроб»; «Вредные советы» /М.1999г.
20.Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.М.2008 г.
21.Пензулаева Л.И. «Растем здоровыми и крепкими»
22. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...