Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 80.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по разделу
«Обучение грамоте»
«Читай-ка»
Воспитатель: Куцеволова Л.В.
Воронеж 2014
Расписание кружка
Понедельник 15.45-16.15
Состав кружка.
- Бащева Яна.
- Бородкин Дима.
- Гришанова Альбина
- Косякова Вика.
- Кутищева Ульяна
- Попов Костя.
- Тишков Данил.
- Тутина Соня.
- Шевцов Саша.
- Шерешков Данил.
- Юрова Соня.
- Воронкова Полина.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом. Занятия проводятся на индивидуальных рабочих листах.
Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.
Задачи:
- развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
- знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Ожидаемые результаты:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;
знать буквы.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года.32 занятия за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 12 детей. Срок реализации программы – 1 год
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Тема: Звуки и буквы Задачи: дать понятие «неречевые и речевые звуки»; дать представление о возникновении речевых звуков (сказка о Весёлом Язычке). | Тема: Слова. Звуки. Задачи: дать понятие какие бывают слова и какую роль в них играют звуки; чем длинные слова отличаются от коротких. | ||
Октябрь | Тема: Звук (А) Задачи: дать понятие, как образуется звук (А); находить звук (А) в названиях картинок; определять положение звука в слове; познакомить с буквой А. | Тема: Звук (О) Задачи: напомнить артикуляцию звука (О); определять положение (О) в словах; называть слова со звуком (О); познакомить с буквой О. | Тема: Звук (Э) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Э); определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; познакомить с буквой Э. | Тема: Звук (И) Задачи: напомнить артикуляцию звука (И);называть слова со звуком (И); определять количество звуков (И) в словах; определять положение звука в слове; познакомить с буквой И. |
Ноябрь | Тема: Звук (Ы) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ы);находить слова со звуком (Ы); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; образовывать сущ. Мн.ч. от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Э. | Тема: Звуки (И)– (Ы) Задачи: называть отличия в артикуляции звуков; определять положение звуков в словах; уметь дифференцировать звуки в словах ; образовывать сущ. С помощью ум.-ласк. Суффиксов. | Тема: Звук (У) Задачи: напомнить артикуляцию звука (У);находить слова со звуком (У); определять количество звуков (У) в словах; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки; познакомить с буквой У. | Тема: Гласные звуки Задачи: называть, чем отличаются звуки (И)-(Ы), (О)-(У), (А)-(О); Познакомить с понятием «гласные звуки»; определять, какие гласные есть в названиях картинок; называть звуки в двухсложных и трёхсложных словах. |
Декабрь | Тема: Звук (М). Согласные звуки. Слоги Задачи: напомнить артикуляцию звука (М); познакомить с понятием «согласный звук»; называть отличия согласного от гласного звука; учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; называть количество звуков (М) в словах; определять положение звука в слове. | Тема: Звук (М*). Твёрдые и мягкие согласные Задачи: учиться выкладывать слоги со звуком (М*) с помощью звуковых обозначений; упражнять в подборе антонимов; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (М) и (М*); познакомить с буквой М. | Тема: Звук (Н) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Н); учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; определять количество и положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки ; выкладывать с помощью звуковых обозначений слог НА; превращать слог НА в НО | |
Январь | Тема: Звук (Н*) Задачи: учить давать характеристику согласному звуку; продолжать учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (Н) и (Н*); познакомить с буквой Н. | Тема: Звук (П) Задачи: напомнить артикуляцию звука (П); продолжать учить давать характеристику звука, выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки; уметь подбирать слова со слогом ПА (ПО, ПУ) в начале слова, называть, чем эти слоги отличаются. | ||
Февраль | Тема: Звук (П*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (П) и (П*); познакомить с буквой П. | Тема: Звук (Т) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Т); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Т); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; называть, чем отличаются слоги ТА и ТО, добавлять их в начало слов. | Тема: Звук (Т*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (Т) и (Т*); познакомить с буквой Т. | Тема: Звук (К) Задачи: напомнить артикуляцию звука (К); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (К); развивать умение отгадывать загадки; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. |
Март | Тема: Звук (К*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (К) и (К*); познакомить с буквой К. | Тема: Звук (Х) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Х); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Х); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. | Тема: Звук (Х*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть из каких звуков состоит слог ХИ, добавить этот слог в начало или конец слова; уметь дифференцировать звуки (Х) и (Х*); образовывать сущ. Мн.ч от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Х. | Тема: Звуки (К)-(Х), (К*)-(Х*) Задачи: уметь дифференцировать звуки (К) и (Х), (К*) и (Х*) в слогах, словах; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. |
Апрель | Тема: Звук (Ф) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ф); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Ф); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. | Тема: Звук (Ф*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; уметь дифференцировать звуки (Ф) и (Ф*); называть, чем отличаются слоги ФИ и ФЕ, добавлять их в начало слов; учить менять местами слоги, чтобы получились новые слова; познакомить с буквой Ф. | Тема: Звук (Й) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Й); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Й); определять положение звука в слове; образовывать сущ в Д.п., П.п; учиться «превращать» слова; познакомить с буквой Й. | Тема: Двойные гласные звуки. Звук (ЙО) Задачи: дать понятие «двойной гласный звук»;выкладывать слоги; определять положение звука в словах; уметь объяснить, почему (ЙО)-гласный; уметь называть слова со звуком (ЙО) в начале или конце слова; познакомить с буквой Ё. |
май | Тема: Звук (ЙУ) Задачи: уметь объяснить, почему этот звук – двойной; выкладывать слоги; называть, чем отличаются звуки (ЙО) и (ЙУ); уметь согласовывать прил. + сущ.; «превращать» слова; познакомить с буквой Ю. | Тема: Звук (ЙА) Задачи: называть двойные гласные звуки; уметь рассказать о звуке (ЙА); выкладывать слоги; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; называть слова со звуком (ЙА) в начале слова; преобразовывать слова; познакомить с буквой Я. | Тема: Звуки (ЙЭ), (ЙУ), (ЙО), (ЙА) Задачи: называть «двойные гласные звуки», что у них общее, чем отличаются; называть слова с этими звуками; развивать умение отгадывать загадки; образовывать сущ. в В.п.; подбирать антонимы; выкладывать слоги; узнавать и дорисовать буквы. | Тема: Звук (Л) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Л); уметь дать характеристику звука; выложить слоги; отвечать на вопросы: какие слоги слышаться в конце слов, чем отличаются слоги ЛА и ЛЭ, чем отличаются слова?; читать слова, добавляя недостающие гласные звуки. |
Литература:
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1989.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 1996.
Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеренбург, 1998.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» НА НАЧАЛО 2014 УЧЕБНОГО ГОДА
№ П\П | Фамилия, имя ребёнка | Умение делить слова на слоги | Умение называть слова с заданным звуком | Умение проводить звуковой анализ слова | Умение различать согласные; на звуки, твердые и мягкие. | Умение понимать роль звука в слове | Умение вычленять ударение, определять его место в слове | Умение различать слово и предложение |
1. | Башева Яна | |||||||
2. | Бородкин Дима | |||||||
3. | Гришанова Альбина | |||||||
4. | Косякова Виктория | |||||||
5. | Кутищева Ульяна | |||||||
6. | Попов Костя | |||||||
7. | Тишков Данил | |||||||
8. | Шерешков Данил | |||||||
9. | Шевцов Саша | |||||||
10. | Воронкова Полина | |||||||
11. | Тутина Соня | |||||||
12. | Юрова Соня |
Уровень знаний:
Низкий | |
Средний | |
Высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, для детей 6-7 лет.
Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей 6-7 лет. Работа дополнительной образовательной деятельности планируется с учётом возрастных особенностей детей....
ПРОГРАММА КРУЖКА «АБВГдейка» по обучению грамоте детей 6-7 лет
Разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции формирования у детей 6 -7 лет навыков: звуко-буквенного анализа, послогового чтен...
Рабочая программа кружка « АБВГД-ейка» Раздел «Обучение дошкольников грамоте» для детей старшей группы (5-6 лет)
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения. Задачи: Развивающие:· Развивать жела...
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ...
" Симметричность в Легоконструировании " тема раздела в рамках программы кружка «Юный конструктор»
Наши успехи на кружке....
Федеральная образовательная программа ДО. Раздел "Обучение грамоте дошкольников"
Мы предлагаем вам подробнее ознакомиться в области речевого развития с содержанием образовательной деятельности по «Подготовке к обучению грамоте» в каждой возрастной группе в соответствие...
Рабочая программа кружка «Изобразительная деятельность» Раздел «Рисование» (дошкольники 5-7 лет)
Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажда...