РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) по теме
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 162.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально - досуговый центр детей и молодежи»
Алексеевского муниципального района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по тестопластике «Мукосолька»
(разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.)
для детей 4 - 6 лет
Срок реализации - 2 года
Руководитель: Чиликина Татьяна Сергеевна
ст. Алексеевская 2016г
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………
2.Методические рекомендации по организации занятий……………………………………………………
3.Содержание дополнительной программы
4.Ожидаемые результаты и способы определения результативности…………………………………….
5. Методическое обеспечение ………………………………………………………………….
6.Перспективные планы занятий………………………………………………………………………...
6.1 Средняя группа………………………………………………………………………………………………
6.2 Старшая группа…………………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………………………………
Пояснительная записка
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.
Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа «Мукосольки (тестопластика)» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определѐнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и в большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребѐнок не только рождает идею, но и сам является еѐ реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всѐ это реально, если он прошѐл курс определѐнной учѐбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребѐнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объѐмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
Занятия в мастерской тестопластики даѐт уникальную возможность моделировать мир и своѐ представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребѐнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребѐнок не только видит то, что создал, но и трогает, берѐт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:
- Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ:
Цели:
1)образовательные:
- расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
- освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
2) развивающие:
- развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой,
- раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
- раскрытие личности ребенка в творческом его развитии
3) воспитательные:
- ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество
- информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам
- регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
- коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
- культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных особенностей в данный момент деятельности.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Обогащения сенсорного опыта.
- последовательности и систематичности.
- личностно-ориентированный подход.
- культурного обогащения содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
- взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
Содержание программы.
Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
Занятия в группе первого года обучения проходят 2 раза в неделю, во второй половине дня и длятся 20 минут, всего 72 занятия в год. Занятия в группе второго года обучения проходят также 2 раза в неделю, во второй половине дня и длятся 25-30 минут, всего 72 занятия в год.
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) – «Путешествие в страну Тестопландию начинается».
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Программа имеет четкую содержательную структуру.
В структуре программы выделяются следующие основные тематические блоки занятий:
Путешествие в мир ремесел.
В гостях у царицы Осени.
В мире животных.
В гостях у сказки.
Путешествие в прошлое.
Путешествие к далеким планетам.
Праздник круглый год.
В гостях у Феи Цветов.
В гостях у Морского Царя.
Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.
В работе с дошкольниками используются такие фор м организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д.
Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:
- Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
- Салфетки - бумажные и тканевые;
- Различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
- Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
- Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
- Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
- Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
- Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
- Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
- Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
- Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
- Клей ПВА;
- Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Преимущества соленого теста:
1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
2.Легко отмывается и не оставляет следов;
3.Безопасно при попадании в рот.
4. Лепится замечательно, к рукам не липнет;
5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
6. Предметы из соленого теста хорошо красятся.
7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Методическое обеспечение
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
• игровые приемы (приход героя и др.)
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
Совместная деятельность с педагогам.
Техническое оснащение занятий: муз. центр, интерактивная доска и др.
Формы подведения итогов: выставка, презентация творческих работ.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребѐнка конкретным показателем его успехов является:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом.
- Скорость выполнения заданий и чѐткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
- Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
- Оригинальность предлагаемых художественных решений.
- Окрепшая моторика рук.
- К концу обучения дети должны знать рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, должны уметь лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.
- В конце учебного года – выставка творческих работ детей.
В результате работы кружка дети освоят следующие приёмы лепки:
скатывание прямыми движениями;
скатывание круговыми движениями;
расплющивание;
соединение в виде кольца;
защипывание края формы;
лепка из нескольких частей;
пропорции;
оттягивание части от основной формы;
сглаживание поверхности формы;
присоединение части;
прижимание;
примазывание;
Перспективный план занятий в кружке «Мукосолька»
Кол-во часов в неделю - 2 ч. Кол-во часов в год - 72ч.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»
(1–й год обучения – средняя группа дети 4-5 лет)
Месяц №занятия | Кол-во часов | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
I этап (начальный) «Путешествие в страну Тестопландию начинается» | ||||
Октябрь 1 | Вводное занятие | «Король Соленое Тесто приглашает друзей» | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. | |
2 | Путешествие в мир ремесел | Ознакомление с трудом кондитера | Познакомить детей с трудом кондитера, видами кондитерских изделий. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. | |
3-4 |
1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Вкусное печенье | Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста. | |
5-6 |
1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Шоколадные конфеты, плюшки | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет. Создать условия для использования разных инструментов и материалов. | |
7-8 |
1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Фруктовое мороженое | Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Развивать мелкую моторику. | |
Ознакомление с трудом пекаря | ||||
Ноябрь 1 |
1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Хлебушек душистый, теплый, золотистый | Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. | |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Выпекали мы в печи пироги и калачи | Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.). | |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции) | Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). | |
4 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | В гостях у царицы Осени | Овощи и фрукты | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д. |
II этап (промежуточный) «Увлекательная тесто пластика» | ||||
Декабрь 1 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | В мире животных | Морская черепашка | Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность. Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Пингвины на льдине | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. | |
4 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Праздник круглый год | Ёлочные украшения | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. |
Январь 1 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Красивый подсвечник | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус. | |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | В гостях у сказки | Город снеговиков (коллективная работа) | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию. |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. | |
Февраль 1 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Дюймовочка в чашечке цветка | Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д. Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок). Развивать мелкую моторику рук. | |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Праздник круглый год | Валентина | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Рамка для фотографии (В подарок папам) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. | |
4 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам) | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | |
Март 1 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Бусы и браслеты (в подарок девочкам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Путешествие в прошлое | Динозаврики | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Древние ящерицы | Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение. | |
4 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Роспись готовых изображений | Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. | |
Апрель 1 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Составление макета «Парк Юрского периода» | Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности. Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ древнего мира. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Воспитывать самостоятельность и творческую активность. | |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Праздник круглый год | Лепка и роспись пасхальных яиц | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов. |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | В гостях у Феи Цветов | Ромашки и маки | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. |
4 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Васильки и одуванчики | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике. | |
Май 1 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Улитка и гусеница | Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины). | |
2 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Бабочка и пчелка | Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа. | |
3 | 2 1 –изгот-ние, 1 – раскр-ние | Цветочная полянка (оформление коллективной композиции) | Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. | |
4 | Выставка – развлечение | Принцесса Солечка приглашает друзей | Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность. | |
Итого | 72 часа |
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»
(2–й год обучения – старшая группа дети 5-6 лет)
Месяц № занятия | Кол-во часов | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
Октябрь | 2 | Вводное занятие | Оформление вывески – указателя «Страна Тестопландия» | Закрепить представление о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить разными способами. Создать условия для использования разных инструментов и материалов при оформлении вывески. |
Путешествие в мир ремесел | Ознакомление с трудом повара | |||
2 | Обед на блюде. Яичница и сосиска | Закрепить навыки скатывания и раскатывания соленого теста, закрепить приемы лепки: сплющивание в диск и полусферу. Учить детей раскладывать вылепленный «обед» на основе (одноразовой тарелочке). Познакомить детей с особенностями труда повара, как и зачем он трудится. | ||
2 | Гамбургеры и мини-пиццы | Учить детей лепить гамбургеры и мини-пиццы, применяя для решения новой творческой задачи, ранее освоенные способы и приемы лепки. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности. | ||
Ознакомление с трудом кондитера | ||||
2 | Пирожные и кексы | Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение». Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. Формировать художественный вкус. Развивать мелкую моторику. | ||
III этап (завершающий) Мы – фантазеры | ||||
Ноябрь | 2 | В мире животных | Мишка-панда | Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Закрепить умение лепить объемные фигурки животных на основе каркаса из фольги. Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей животных. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. |
2 | Обезьянки на пальмах | Учить детей лепить фигурку животного по частям, передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и лап. Учить плотно скреплять части, придавать устойчивость фигурке, используя такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. | ||
2 | Слоны и носороги | Закрепить умение лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Создавать образы крупных животных на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой). | ||
2 | Забавные рыбки | Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать уплощенные фигуры, украшать их налепами, прорезными рисунками. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т.д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность. | ||
Декабрь | 2 | Осьминог и морская звезда | Закреплять умение применять знакомые приемы и способы лепки. Закреплять навыки нанесения рисунка на поверхность изделия из соленого теста с помощью палочек, зубочисток, соломинок, стеки. Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронность работы обеих рук. | |
2 | Подводное царство (оформление панорамы) | Предложить детям создать вместе панораму, включающую обитателей подводного мира. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать чувство композиции. | ||
2 | Праздник круглый год | Дед Мороз и Снегурочка у новогодней ёлки | Продолжить учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубке). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза и Снегурочки. Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. | |
2 | Рождественский венок | Учить детей лепить плетеный венок: раскатывать две одинаковые по длине колбаски и перевивать их, осторожно перекладывая колбаски одну на другую. Учить соединять венок, срезав концы колбасок по косой, смочив концы водой и прижимая их друг к другу. Предложить детям украсить свои изделия с помощью подручных средств и природного материала. | ||
Январь | 2 | В гостях у сказки | Чудо-дерево | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек для выпечки рельефные фигурки для размещения на Чудо-дереве. Воспитывать инициативность и самостоятельность. |
2 | Окошко в сказку | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. | ||
2 | Путешествие в прошлое | Лепка золотой рыбки | Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. | |
Февраль | 2 | Лепка животных по сказкам А.С.Пушкина | Учить детей лепить разнообразных животных: конек – горбунок, белка и т.д. | |
2 | Лепка фигурок домашних животных по выбору детей (свинка, котик, собачка, овечка, петушок, курочка) | Закрепить умение лепить домашних животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. | ||
2 | Составление и обыгрывание макета «Золотая рыбка» | Формировать у детей навыки сотрудничества в коллективной деятельности. | ||
2 | Праздник круглый год | Карандашница (в подарок папам) | Инициировать творческое проявление детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания карандашницы путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. Активировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы. | |
Март | 2 | Декоративная решетка с цветами (подарок мамам) | Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | |
2 | Красивый медальон (подарок девочкам) | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов. Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. | ||
2 | Путешествие к далеким планетам | Звезды и кометы | Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. | |
2 | Далекие планеты | Напомнить детям о возможности смешивания разных цветов соленого теста для придания оригинального цветового решения изображению. | ||
Апрель | 2 | Космические корабли | Учить детей лепить космические корабли конструктивным и комбинированным способами. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. | |
2 | В далеком космосе (Панорама) | Предложить детям создать и обыграть панораму, включающую разные космические объекты. Воспитывать интерес к сотворчеству. | ||
2 | Праздник круглый год | Пасхальные куличи | Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами. | |
2 | В гостях у Феи Цветов | Анютины глазки | Совершенствовать технику лепки. Закрепить представления об особенностях внешнего вида цветов. Развивать чувство формы и композиции. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности. | |
Май | 2 | Подсолнушки – маленькие солнышки | Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски. Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни. | |
2 | Венок с полевыми цветами (коллективная работа) | Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла. | ||
2 | Итоговое занятие | Портрет друга (подруги) на память | Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество. | |
2 | Выставка – развлечение | Прощальный бал во дворце короля Соленое Тесто | Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей. | |
Итого | 72 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет Лыковой И. А.
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
- Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.
Приложение 1.
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Ус тройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических живот ных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по это му поводу самую интересную сказку, ис торию.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребён ку всяческую поддержку и почаще хва лите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время за нятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!
Приложение 2.
Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей
Змейка
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
Самолет
Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».
Черепаха
Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».
Жучок
Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».
Машина
Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.
Аппликация на тесте
Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.
Предложите ребенку выполнить упражнения:
«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка». Зеленое тесто размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
Рисунок на тесте
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).
Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста? Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»
Мозаика
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.
Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.
На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)
Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет "Цветные ладошки"
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...
Презентация авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой в соответствии с ФГОС ДО
Автором И.А. Лыковой представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, у...
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Пояснительная записка Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой...
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет « Цветные ладошки»
Рабочая программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет « Цветные ладошки»...
Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год
Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...