"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
Формировать представления о четырех частях света;
Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.
Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Программа кружка « Юные исследователи»
в НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»
Составитель:
Воспитатель НРМДОБУ «ЦРР –д/с «Улыбка»
Чиркова Е.Н.
Принята
на заседании педсовета
Протокол № 1
от 28.08.2015года
с.п. Салым 2015 г.
«Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _____________ Ю.С. Сычёва | «Утверждаю» Заведующий НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка» _________ О.А. Усольцева
|
« Юные исследователи»
Дополнительная рабочая программа кружка
по реализации вариативной части
основной образовательной программы
дошкольного образования
для детей 6– 7 лет
на 2015 /2016 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Чиркова Е.Н.
Принята
на заседании педсовета
протокол № 1
от 28.08.2015года
с.п. Салым 2015 г.
1. Пояснительная записка
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. Педагоги стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся в течение недели циклы наблюдений.
Цель:
Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
Формировать представления о четырех частях света;
Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером.
Познакомить с профессией гидрометеоролога.
Гипотеза:
Предположим, что знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;
-что занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
-что у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
-что практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Принципы:
-принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
-принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
-принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
-принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
Содержание
Одну неделю каждого месяца планируется:
-вести ежедневные наблюдения за погодой;
-изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;
-наблюдать за животными на участках и в округе детского сада (в конце недели);
-ежедневно работать с календарем погоды.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.
Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.
Количество занятий
Срок реализации программы 1 год.
Название | Количество занятий | Продолжительность занятий | |
в неделю | в год | ||
1 | 28 | 30 минут |
Список детей
на 2015– 2016 учебный год
1. | Абдуллин Родион |
2. | Баженов Женя |
3. | Велигура Злата |
4. | Голобродский Никита |
5. | Горячев Артур |
6. | Губарь Анна |
7. | Евдакимов Миша |
8. | Зотов Коля |
9. | Исанькова Вика |
10. | Карачурин Илья |
11. | Кобяков Кирилл |
12. | Коровина Люда |
13. | Крисаненкова Вика |
14. | Махалина Ангелина |
15. | Монастырева Вика |
16. | Пироженко Олеся |
17. | Полищук Ваня |
18. | Проценко Арсений |
19. | Пухова Настя |
20. | Цендяков Дима |
21. | Чукавина Полина |
22. | Яшпатров Рома |
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование Разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | «Земля, наши первые открытия» | 9 | 4 | 5 |
2 | «Приборы-помощники» | 12 | 5 | 7 |
3 | «Метеоплощадка» | 7 | 1 | 6 |
4 | Дневник наблюдений за погодой | ежедневно | ||
ИТОГО | 28 | 10 | 18 |
Тематический план занятий кружка
Земля, наши первые открытия
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | Тема 9 ч | Дата |
Что такое погода? | Знакомить с погодными явлениями | Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление» | 1. «Что нам поможет предсказать погоду?» 2 «Осадки» (С.27 Костюченко) 3. «Явления неживой природы» | с 4-8 октября 12-16 октября с 19-23 октября |
Народные приметы | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду | Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря» | 4. «Коллекция природных примет» (с.95 Масленникова) 5.« Приметы урожая» 6. «Приметы урожая» | с 26-30 октября с 2-6 ноября с 9-13 ноября |
Загадки планеты Земля | Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца | Беседа-путешествие в «Планетарной комнате» | 7.«Земля. Наши первые открытия» (почему климат на земле разный?» (с. 109 Масл.) | с 16-20 ноября |
Что такое компас? | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом | Экскурсия в лес | 8.«Что такое компас и для чего он нужен? « (с.111 Масл.). | с 23-27 ноября |
Откуда дует ветер? | Обучать детей работе с компасом | Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада | 9.«Откуда дует ветер?» (с.112 Масл.) | с 1-4 декабря |
«Приборы-помощники»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | Тема 12 ч | Дата |
Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром | Занятие в экологической лаборатории | 1.«Приборы-помощники. Какие бывают термометры?» (с.116) 2.Знакомство с термометром (для измерения температуры воздуха), водным термометром и термометром для измерения температуры почвы. | с 7-11 декабря с 14-18 декабря |
Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра | Занятие на метеоплощадке | 2.Знакомство с анемометром. (с.119) 3.Чашечный анемометр. (с.122). | с 21-25 декабря с 11-15 января |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке | 4.Опыт «Сделай воздушный барометр» 5. Опыт «Под давлением» (с.123) | с 18-22 января с 25-29 января |
Мы – юные метеорологи | Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений | 6.Определение. Прогнозирование погоды, использование прогноза. (с.124) 7.Определение температуры воздуха. 8. Наблюдение за погодой в сильный мороз 9. Наблюдение за сугробом (плотность снега) 10. Наблюдение за изменением термометра. 11. Наблюдения за снежным покровом (появление воронок в снегу вокруг стволов деревьев) 12. Наблюдение за строением почек. | с 1-5 февраля с 8-12 февраля с 15-19 февраля
с 22-26 февраля с 29 февраля – 4 марта с 9-11 марта с 14-18 марта |
«Метеоплощадка»
Название мероприятия | Задачи мероприятия | Форма проведения | 7 часов | Дата |
Кто дает прогноз погоды? | Познакомить детей с настоящей метеостанцией, формировать представление о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений | Экскурсия на метеорологическую станцию | «Метеобюро. Народные приметы» (с.103 Масл.) | с 21 -25 марта 28 марта- 1 апреля |
Работа на метеоплощадке | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений | В течение всего года
| с 4-8 апреля с 11-15 апреля с 18-22 апреля с 25-29 апреля с 3-6 мая с 10-13 мая |
*Работа на метеоплощадке
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- Определяют температуру воздуха.
- Измеряют количество осадков с помощью осадкомера.
- Снимают показания барометра.
- С помощью анемометра и вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.
- Выставляют показания на стенде-календаре.
- Делают прогноз погоды на текущий день.
- Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.
Основные требования к организации метеоплощадки
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.
Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м². желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев. Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.
Для метеоплощадки делают ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.
Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью осадкомера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса В ходе наблюдений, экспериментирования, чтения литературных произведений дети усвоят понятия "Юный эколог" (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней, поняли добрые и плохие поступки по отношению к природе, пришли к пониманию того, что только через добрые дела можно стать Юным экологом.
Дневник наблюдений за погодой
Дата | Температура | Атмосферное давление | Направление ветра | Скорость ветра | Количество осадков | Предполагаемый прогноз | Фактическая погода | ||
воздуха | воды | почвы | |||||||
Уровни освоения материала кружка «Юные исследователи»
1 балл – низкий уровень
- ребенок проявляет интерес к темам раздела;
- при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;
- затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.
2 балла – средний уровень
- ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;
- общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;
- имеет системные знания по некоторым темам раздела.
3 балла – высокий уровень
- ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;
- использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;
- проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;
- имеет системные знания по всем темам раздела.
Основные показатели знаний, умений и навыков
кружка «Юные исследователи»
№ | Имя, фами-лия ребенка | Знание погод- ных явлений | Народные приметы | Знание о профессии гидрометео ролога | Знание метеорол. приборов | Умение исполь-зовать приборы | Кален- дарь | Балл | Уро вень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Средний балл | |||||||||
Высокий уровень | |||||||||
Средний уровень | |||||||||
Низкий уровень | |||||||||
% |
Используемая литература:
- Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.: ил.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
- Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-141636-1432216058.jpg)
«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/04/picture-650232-1459740094.jpg)
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-989793-1570179602.jpg)
Методическая разработка "«Диагностика освоения вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками МАДОУ «Детский сад № 5»
Наше образовательное дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной участниками образовательного процесса на основе комплексной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-621744-1477307006.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-1014323-1526631206.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...