Программа здоровья
рабочая программа на тему

Муравцова Ольга Викторовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya_zdor.docx151.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОХОПЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЛАСТОЧКА»

Утверждена приказом заведующего        Принята Педагогическим советом

от 31.08.15 г. № 34/3        протокол №1 от 31.08.15.

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ-ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

                            Новохоперск 2015


ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ-ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2015-2019 гг.

Авторы – составители:

Кончакова С.В.. – заведующий

Муравцова О.В.- старший воспитатель

Батова Л.Ю.– инструктор по физической культуре Батищева Н.С.- медсестра

          Седых Т.С.- педагог-психолог

 


Содержание: Пояснительная записка. Концепция программы.

1. Аналитическое обоснование программы. 1.1. Материально – технические условия. 1.2. Кадровое обеспечение.

1.3. Система оздоровительных мероприятий. 1.4. Программно-методическое обеспечение. 1.5. Мониторинг здоровья детей.

2.        Пути реализации программы.

2.1. Участники реализации программы. 2.2. Основные направления программы.

2.3. Обеспечение реализации основных направлений программы. 2.4. Перспективы.

3. Мониторинг эффективности программы. Литература Приложения


Пояснительная записка

Актуальность программы

Жизнь в наше время ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной остается проблема сохранения здоровья. Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны: это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регуляция его качества. Оно связано с внедрением в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных программ, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку, здоровьесберегающих технологий.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период (в нашем случае эта программа оздоровления рассчитана на 5 лет)


Концепция программы

Программа разработана в силу особой актуальной проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения детей в дошкольной организации.

Сроки реализации программы:  2015 - 2019 гг.

Цель программы  создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов; формирование у родителей, педагогов, воспитанников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.

  1. Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.

  1. Приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, плавание, футбол, волейбол, ритмика).

  1. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.) и умения рационально использовать их в различных условиях.

  1. Усвоение правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.

  1. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

  1. Воспитание интереса детей к различным доступным видам двигательной активности, положительных нравственно-волевых качеств дошкольников.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

 принцип научности подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

 принцип активности и сознательности участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;


 принцип комплексности и интегративности решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;

  • принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

  • принцип индивидуально  личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок;

  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества;

  • принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;

  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Ожидаемые  результаты:

  1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.

  1. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в детском саду. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.

  1. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости  детей.

Оценка результатов:

  1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.

  1. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.

  1. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.

1. Аналитическое обоснование программы

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения


здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

  1. Материально-технические условия

Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми, включает в себя следующие помещения:

  • медицинский кабинет;

  • изолятор.

В детском саду имеется необходимое медицинское оборудование.

Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует музыкальный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием.

Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей.

В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

На территории детского сада оборудована спортивная площадка с футбольными воротами и волейбольная площадка.


  1. Кадровое обеспечение:

  • Заведующий;

  • медицинская сестра;

  • старший воспитатель;

  • учитель-логопед;

  • педагог-психолог;

  • инструктор по физической культуре;

  • музыкальный руководитель;

  • воспитатели.

  1. Система оздоровительных мероприятий

В ДОУ сложилась система мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

 профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);

 общеукрепляющие мероприятия (витаминотерапия, полоскание горла, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);

 организация рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд). Десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;

 санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия; режимы проветривания и кварцевания;

 двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

 комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта);

 работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;

 использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др.).

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности:


 Непосредственно образовательная деятельность, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

 Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

 Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

 Участие в городских мероприятиях: воспитанники ДОУ являются постоянными участниками, неоднократными победителями спортивных соревнований на муниципальном уровне.

  1. Программно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение базируется на комплексной программе Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др., «От рождения до школы», издание 2-е, исправленное и дополненное, М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Физическое развитие детей в детском саду осуществляется инструктором физического воспитания. Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. В основе данного планирования лежит программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагог-психолог ДОУ, совместно с родителями, старается вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.

Коррекция речевых патологий у детей осуществляется учителем-логопедом посредством ряда программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, рассчитанных на детей от 5 до 7 лет, авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.


При планировании воспитательно-образовательного процесса педагогами осуществляется интеграция образовательных областей:

Доминирующая

Интеграция образовательных областей (задачи)

п/п

область

1.

«Здоровье»

«Физическая культура»

(развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как

важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей)

«Познание»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части

представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)

«Социализация»

(формирование первичных ценностных представлений о здоровье и

здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных

общепринятых норм и правил в части здорового образа жизни)

«Безопасность»

(формирование основ безопасности собственной  жизнедеятельности, в

том числе здоровья)

«Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья

  • здорового образа жизни человека)

  1. «Физическая              «Здоровье»

культура»

(в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению

физического и психического здоровья )

«Музыка»

(развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических

качеств и основных движений детей)

«Познание»

(в части двигательной активности как способа усвоения ребенком

предметных действий, а также одного из средств овладения

операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части

необходимости двигательной активности и физического

совершенствования; игровое общение)

«Социализация»

(приобщение к ценностям физической культуры; формирование

первичных представлений о себе, собственных двигательных

возможностях и особенностях, приобщение к элементарным

общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми в совместной двигательной активности)

«Труд»

(накопление опыта двигательной активности)


  1. «Социализация»     «Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части

представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания

трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в

семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами)

  1. «Безопасность»      «Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения

способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе,

помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и

др., в части формирования основ экологического сознания)

«Труд»

(формирование представлений и освоение способов безопасного

поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой

деятельности)

«Познание»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части

представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах

сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)

«Социализация»

(формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,

семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного

поведения и основ экологического сознания)

«Здоровье»

(формирование первичных ценностных представлений о здоровье и

здоровом образе жизни человека)

5.

«Труд»

«Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе

трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)


«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части

развития представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в

процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,

семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

  1. «Познание»               «Коммуникация»

(развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми )

«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи

психолого-педагогической работы – формирование целостной картины мира)

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части

представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части

представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Музыка»(расширение кругозора в части музыкального искусства)

«Художественное творчество» (расширение кругозора в части изобразительного искусства)

  1. «Коммуникация»    Решение основных психолого-педагогических задач осуществляется во

всех образовательных областях

8.

«Чтение

«Коммуникация»

художественной

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу

литературы»

прочитанного, практическое овладение нормами речи)

«Познание»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора)


«Социализация»

(формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и

эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование

первичных ценностных представлений)

«Художественное творчество»

(развитие детского творчества)

9.

«Музыка»

«Физическая культура»

(развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности)

«Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки)

«Познание»

(расширение кругозора детей в части элементарных представлений о

музыке как виде искусства)

«Социализация»

(формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и

эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и  музыкального

искусства)

10.

«Коммуникация»

«Художественное

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса

творчество»

и результатов продуктивной деятельности)

«Познание»

(формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части

изобразительного искусства, творчества)

«Безопасность»

(формирование основ безопасности собственной  жизнедеятельности в

различных видах продуктивной деятельности)

«Труд»

(формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту

воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной

деятельности)

«Музыка»

(развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)

«Чтение художественной литературы»

(развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)

«Физическая культура»

(развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)


1.5. Мониторинг здоровья детей МКДОУ «Ласточка»

Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в ДОУ является мониторинг здоровья ребенка, который осуществляется медицинским и педагогическим персоналом.

Цель мониторинга: Повышение уровня здоровья детей.

Аспекты отслеживания:

   заболеваемость детей – статистический учет по результатам годовых отчетов  ДОУ по посещаемости и причинам отсутствия детей;

  • периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;

  • оценка адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);

  • оценка личностных психофизических особенностей ребенка;

  • общее физическое развитие детей;

  • уровень физической подготовленности детей.

Мониторинг здоровья детей за период 2013-2015 гг.:

Показатели

2013

2014

2015

1.

Среднее число дней пребывания

157,2

162

158

одного ребенка в дошкольном

учреждении.

2.

Среднее число дней, пропущенных

86

88,3

84

одним ребенком в отчетном году.

3.

Коэффициент занятости места в

64,2

66

64,8

ДУ

4.

Показатель заболеваемости детей,

18623

10158

12575

воспитывающихся в дошкольном

учреждении (на 1000 детей)

5.

Распространенность отдельных

9

11

15

хронических заболеваний среди

детей.

6.

Показатель полноты охвата детей

94%

100%

100%

углубленными медицинскими

осмотрами.

7.

Показатель  полноты   охвата

100 %

100%

100%

оздоровлением диспансерных

контингентов.

8.

Удельный вес детей, отнесенных к

I гр.

I гр.

I гр.

каждой группе здоровья

70 %

69 %

66 %

II гр.

II гр.

II гр.

22.5 %

23.5 %

25.5 %

III гр.

III гр.

III гр.

8 %

8 %

9 %

IV гр.

IV гр.

IV гр.

0,5%

0,5 %

0,5 %


9.

Показатель «эффективности

11%

11%

13%

оздоровления»

10

Показатель «эффективности

50%

50%

62,5%

оздоровления» ЧБД

Количество случаев заболеваний и пропусков за 2013/2015 гг.:

Год

Количе

Количество

Пропущено

Количество

1 группа

2

3

4

ство

случаев

детодней по

дней, в среднем

здоровь

группа

группа

груп

детей

заболеваний

болезни

пропущенных

я

здоровь

здоров

па

по заболеванию

я

ья

здоро

на 1 ребенка

вья

2013

526

18623

14

55

45

15

1

165

2014

   170

698

10158

12

63

52

19

1

2015

210

774

6644

11

54

53

17

1

Анализ заболеваемости детей за 2013-2015 гг.:

Перечень заболеваний

2013

2014

2015

Количество случаев

526

698

774

заболеваний

Количество на 1 ребенка

7

      8

7

Несчастные случаи,

-

-

-

отравления, травмы

Количество ЧДБ детей

5

7

6

Индекс здоровья

22%

43%

38%

N 15%-40%

Движение детей по группам здоровья:

Распределение

детей

по

2013

2014

2015

группам здоровья

1 группа

70 %

69 %

66 %

2 группа

22.5 %

23.5 %

25.5 %

3 группа

8 %

8 %

9 %

4 группа

0,5 %

0,5 %

0,5 %


Процент детей, имеющих хронические заболевания за 2015 г.:

Классификация

Нозологическая форма

Количество

п/п

болезней

детей

1.

Болезни

органов

Бронхиальная астма, респираторный

13(7 %)

дыхания

аллергоз, хронический бронхит

2.

Болезни крови

Железодефицитная анемия,

       1

(0.5%)

геморрагический васкулит

3.

Болезни

сердечно-

Неревматический кардит

  -

сосудистой системы

4.

Болезни желудочно-

Гастродуоденит

   

кишечного тракта

-

5.

Болезни

кожи    и

Атопический дерматит

подкожной

-

клетчатки

6.

Болезни

нервной

ДЦП,  энцефалопатия,  последствия

1(0.5%0

системы

гипоксическо-ишемического

поражения ЦНС

7.

Расстройство

Гипотрофия

-

питания

Данный анализ позволяет сделать вывод о возможности и необходимости разработки и внедрения программы «Здоровые дети - здоровое поколение», призванной обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.

  1. Пути реализации программы

  1. Участники реализации программы

Участники

Деятельность

Заведующий

1.

Общее руководство по реализации  программы

«Здоровые дети – здоровое поколение».

2.

Анализ реализации и корректировка программы.

3.

Контроль  за соблюдением охраны жизни и здоровья

детей.

Заведующий

1.

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в

хозяйством

ДОУ.

2.

Создание материально – технических условий.

3.

Контроль  за  выполнением  младшим  обслуживающим

персоналом   санитарно   –   гигиенических   условий   при

реализации

программы

«Здоровые

дети-здоровое

поколение».

Медицинские

1.

Обследование детей, получение  антропометрических


работники

данных, выявление патологии; составление списков часто и

длительно болеющих детей.

2.

Определение оценки эффективности реабилитации,

критериев здоровья, прививочная работа.

3.

Гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей.

4.

Организация   и   контроль   соблюдения   санитарно-

гигиенического и противоэпидемиологического режима.

5.   Контроль   уровня   здоровья   детей:   определяют   и

оценивают    показатели    заболеваемости,    физического,

функционального  и  моторного  развития,  динамику групп

здоровья.

6.   Контроль   выполнения   двигательного   режима   и

физических нагрузок на утренней гимнастики и физических

занятиях, эффективность закаливающих процедур.

7.Сотрудничество ДОУ с узкими специалистами из детской

поликлиники.

8. Первая помощь при травмах.

Старший

1. Программно – методическое обеспечение реализации

воспитатель

программы «Здоровые дети – здоровое поколение».

2.

Проведение мониторинга (совместно с пед. персоналом).

3.

Контроль за реализацией программы.

4.

Планирование и контроль организации мероприятий по

физическому воспитанию детей.

5.

Оказание методической помощи воспитателям.

6.

Наблюдение за организацией двигательного режима.

Инструктор по

1. Определение показателей физической подготовленности

физической

детей.

культуре

2. Коррекция отклонений в физическом развитии.

3.

Проведение

физкультурно-оздоровительных

мероприятий  и   закаливания  (физкультурные  занятия  на

воздухе,  при  открытых  окнах,  утренняя  гимнастика  в

сочетании с воздушными ваннами).

4.

Формирование у детей:  основ здорового образа жизни,

двигательных

умений

и

навыков;

оптимальной

двигательной

активности

в

коллективных

и

самостоятельных

видах

деятельности;

валеологической

культуры, осознанного освоения программы оздоровления.

Воспитатели

1. Обеспечение

психологического

комфорта   каждому

ребёнку в группе.

2.

Проведение

оздоровительных

мероприятий

и

формирование   основ

безопасности

жизнедеятельности

детей.

3.

Использование здоровьесберегающих технологий.

4.

Взаимодействие    с    родителями    по    физическому

воспитанию, пропаганда ЗОЖ.

5.

Внедрение здоровьесберегающих технологий.


Музыкальный

1.Обеспечение   развития   эмоциональной   сферы   детей,

руководитель

певческого дыхания, речи детей.

2.Включение в содержание занятий музыкальный материал

о здоровье.

3.Проводение консультаций для педагогов и родителей, на

которых  раскрывает  влияние  музыки  на  здоровье  детей,

даёт рекомендации по использованию музыки  в семье.

Педагог-

1.

Внедрение здоровьесберегающих технологий.

психолог

2.

Коррекция отклонений в психическом развитии.

Учитель-логопед

1.

Внедрение здоровьесберегающих технологий.

2.

Коррекция отклонений в речевом развитии детей.

Родители

1.

Ознакомление с результатами диагностики  физической

подготовленности детей.

2.

Участие  в  спортивных  мероприятиях  в  ДОУ  и  на

городском уровне.

3.

Обмен опытом работы с детьми в домашних условиях.

2.2. Основные направления программы

Профилактическое

  1. Обеспечение вариативных режимов дня и пребывания детей в ДОУ: типовой, адаптационный (на период адаптации), щадящий (на период морозной и ненастной погоды), гибкий, щадящий (после болезни).

  1. Выполнение санитарно-гигиенического режима.
  2. Проведение мониторинга здоровья и физического развития детей.

  1. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

  1. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

  1. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья.

  1. Изучение передового педагогического,медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

  1. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

  1. Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

Лечебное

  1. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.
  2. Дегельминтизация.
  3. Антиструминопрофилактика эндемического зоба.
  4. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.


  1. Обеспечение реализации основных направлений программы

Мероприятия

Ответствен

Сроки

п/п

ные

выполнения

I

Совершенствование материально-

технической базы

Создание оздоровительной предметной

Педагоги

Постоянно

среды и жизненного пространства в

групповых комнатах с целью обеспечения

профилактико - оздоровительного эффекта

в течение всего времени пребывания

ребенка в условиях ДОУ.

   Оборудование физкультурного зала со

Инструктор

2014/2015 г.

всем необходимым спортивным

по ф/к

оборудованием: несколько гимнастических

скамеек, спортивные маты, гимнастические

стенки, наклонные доски, ребристые доски,

лестницы для перешагивания и развития

равновесия, мячи, обручи, канаты, кегли.

Капитальный ремонт бассейна.

Завхоз

2015/2016 г.

II

Работа с кадрами

Совершенствование проф. мастерства

педагогов посредством обобщения и

Педагоги

Постоянно

распространения положительного опыта

своей работы, роста их общей культуры.

  • Курсы повышения «ФГОС

дошкольного образования» для педагогов.

Заведующий

2014 г.

Подготовка квалифицированных

кадров для работы с детьми в бассейне.

Заведующий

2015 г.

Консультации медицинских

Медперсонал

Ежегодно

специалистов для педагогов.

   Курс тренингов для педагогов по

Педагог-

2015 г.

эмоциональному выгоранию.

психолог

Знакомство и внедрение в практику

работы ДОУ новых программ, технологий в

Ст.

Постоянно

области физического воспитания детей

воспитатель

дошкольного возраста.

  • Внедрение современных методов

мониторинга здоровья в соответствии с

Ст.

2014 г.

ФГОС ДО.

воспитатель

Разработка и внедрение

психологических, педагогических,

Педагог-

Постоянно

валеологических и медицинских методов

психолог

коррекции.

   Пропаганда здорового образа жизни

Все педагоги

Постоянно

(проведение конкурсов, распространение

рекламно-информационной литературы).


Медико-педагогические совещания:

-Обсуждение планов по оздоровительной

Заведующий

Ежемесячно

работе. Анализ выполнения программы

оздоровления.

-Анализ эффективности проведения

закаливающих мероприятий.

-Анализ организации питания в ДОУ.

-Анализ проведения летних

оздоровительных мероприятий.

-Обсуждение, утверждение, анализ

проведения смотров-конкурсов по

физкультурно-оздоровительной работе.

-Анализ работы с детьми ЧБД и с детьми

группы риска.

-Адаптация детей в группах раннего

возраста.

-Результаты коррекционной работы с

детьми логопедической группы (подг. гр.)

III

Система рационального питания

Соблюдение натуральных норм

Медсестра,

Постоянно

продуктов для детей.

кладовщик

Витаминотерапия: аскорбиновая

Медсестра

Ежедневно

кислота (витаминизация третьих блюд),

ревит, витаминизированные напитки.

Соблюдение основных принципов

Медсестра

Постоянно

питания: совместимость продуктов,

увеличение сырорастительного компонента,

физиологичность приема пищи.

Анализ качества питания.

Бракеражная

Ежедневно

комиссия

Оздоровление фитонцидами

(чесночно-луковые закуски).

Медперсонал

Постоянно

Соблюдение санитарно-гигиенических

требований при организации питания

IV

Организация физкультурно-

оздоровительной работы

Занятия физической культурой.

Инструктор

Согласно

Музыкально-ритмические занятия

по ф/к

расписания

Утренняя гимнастика.

Ежедневно

Танцевально-игровая гимнастика в

Муз. руков.

Еженедельно

непосредственно образовательной

деятельности «Музыка».

Воспитатели

Ежедневно

Оздоровительная гимнастика после

сна.

Воспитатели

Ежедневно

Физкультминутки, физкультпаузы.

Воспитатели

Постоянно

Прогулки с включением подвижных

игр и физических упражнений.


Оздоровительный бег.

Инстр по ф/к

Лето

Спортивные игры и упражнения.

Воспитатели

В течение года

Индивидуальная работа по развитию

и инструктор

движений.

по ф/к

Постоянно

Прогулки-походы в лес (пешие,

Зима, лето

лыжные)

Все педагоги

Постоянно

Использование здоровьесберегающих

технологий:

-коррегирующая гимнастика;

-логоритмическая гимнастика;

-пальчиковая гимнастика;

-дыхательная гимнастика;

-гимнастика для глаз;

-динамические паузы;

-гимнастика маленьких волшебников:

точечный массаж, самомассаж

биологически активных точек,

аурикулярный массаж (ушных раковин),

игровой массаж А.Уманской.

Самостоятельная двигательная

Воспитатели

Постоянно

активность детей.

   Дни и недели здоровья.

Ежеквартально

Детские спортивные развлечения и

Ежемесячно

досуги.

Спортивные праздники.

Инструктор

Зима, лето

Работа физкультурно-оздоровительных

по ф/к

кружков.

Медико-педагогический контроль.

Ст. воспит.,

Раз в месяц

мед.персонал

V

Закаливающие мероприятия

Утренний прием детей на воздухе в

Воспитатели

Ежедневно

теплое время года.

Контрастное воздушное закаливание.

Воспитатели

Ежедневно

Массажные (солевые) дорожки.

Воспитатели

Ежедневно

Умывание прохладной водой.

Ежедневно

Воспитатели

Ежедневно

Полоскание горла водой комнатной

температуры.

Воспитатели

Постоянно

Прогулка 2 раза в день.

Воспитатели

Постоянно

Соблюдение воздушного и светового

режима.

Педагоги

Постоянно

Проветривание помещений.

Воспитатели

Лето

Ходьба по песку  босиком, обливание

Воспитатели

В течение года

ног.

 Дозированный оздоровительный бег на

Инструктор

Постоянно

воздухе, в т.ч. по дорожкам препятствий.

по ф/к


Релаксационные упражнения с

Все педагоги

использованием музыкального фона

(музыкотерапия).

VI

Охрана психического здоровья детей

Арттерапия.

Педагог-

2015 г.

Технологии музыкального воздействия

психолог

(в различных формах физкультурно-

Все педагоги

Постоянно

оздоровительной работы).

Сказкотерапия.

Воспитатели

Еженедельно

Технологии коррекции

Учитель-

Еженедельно

логопед

Еженедельно

поведения.Логоритмика.

Фонетическая ритмика.

Педагоги

Ежемесячно

Кинезиологические упражнения.

VII

Обеспечение безопасности

жизнедеятельности детей

Реализация детских и совместных

Воспитатели

Согласно

проектов на темы: «Я и мое тело», «Лесная

тематического

аптека», «Бабушкины советы по

годового плана

оздоровлению», «Разговор о правильном

питании» и др.

Беседы, валеологические занятия.

Обучение дошкольников приёмам

Педагог-

В течение года

личной самодиагностики,  саморегуляции.

психолог

Психологические тренинги.

VIII

Взаимодействие с семьей по

оздоровлению детей

Просветительское направление:

Наглядная агитация (стенды, памятки,

Все педагоги

В течение года

папки – передвижки, устные журналы,

бюллетени): консультация «Роль семьи и

детского сада в воспитании детей»,

«Кариеса можно избежать», «Точечный

массаж при ОРЗ», «Изготовление

чесночных бус»; фотостенд «Здоровье»;

оформление уголка здоровья для родителей

в группах.

Собеседование (сбор информации о

Педагоги

При поступл.

здоровье детей).

детей

Анкетирование, тесты, опросы.

Мед. и пед.

В течение года

Беседы, индивидуальные консультации

персонал

Ежеденвно

по возникшим вопросам

Встречи со специалистами: детским

Медсестра

Ежегодно

врачом-стоматологом, педиатром.

Ст.

Круглый стол «Рациональный режим

воспитатель

2015 г.

питания дома»

Дискуссии (совместное обсуждение


проблем, планов на будущее) «Причины частых заболеваний у детей».

  • Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья «Если ребенок часто болеет» М.Н.Кожевниковой и др.

Культурно - досуговое направление:

  • Дни открытых дверей

«Здоровьесберегающие технологии (дыхательная, зрительная гимнастика, логоритмика и др.)»

  • Совместные музыкально-оздоровительные и физкультурные праздники и развлечения.

  • Организация вечеров вопросов и ответов.

  • Осенние выставки овощных блюд, включающих чеснок, лук.

  • Спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»

  • Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе.

  • Тренинги, семинары – практикумы по оздоровлению: «В гостях у Айболита»

  • Информация по оздоровлению детей на сайте ДОУ

Воспитатели

По мере необх.

Воспитатели        Ежемесячно

Муз.рук.

Ежеквартально

Инстр. по

ф/к

Муз.рук.

Ежеквартально

Инстр. по

ф/к

Заведующий

Ежегодно

Воспитатели

Ежегодно

Инстр. по

ф/к,

1 раз в полгода

воспитатели

Ежеквартально

Ст.

воспитатели

Ежегодно

Воспитатели

групп

Ежемесячно

Ст. воспит.

Что бы мы хотели видеть в перспективе? Портрет  идеально  здорового  ребенка:

  • Прежде всего, если он и болен, то очень редко и ни в коем случае не тяжело.

  • Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям.

  • Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переносятся им стойко и без вредных последствий.

  • Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходят гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен.

  • Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах.

  • Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.


Литература:

  • Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И.Бересневой._М.: ТЦ Сфера,2004

  • Змановский Ю.Ф. "Воспитаем детей здоровыми".-М.:Медицина, 1989.

  • Змановский Ю.Ф. "Здоровые дошкольники" // "Дошкольное воспитание".1995,

№6.

  • «Двигательная активность ребенка в детском саду», М.А. Рунова, М.: Мозаика-Синтез, 2004г.

  • «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин, М.: ВЛАДОС, 2003г.

  • «Педагогика здоровья» В.Н. Касаткина, М.: Линка-Пресс, 2000г.

  • «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях», С.А. Соловей, М.: Педагогическое общество России, 2004г.

  • «Игры, которые лечат. Для детей от 2 до 7 лет», А.С. Таланов, М.: Педагогическое общество России, 2005г.

  • «Сценарии оздоровительных досугов. Для детей 4-7 лет» М.Ю. Картушина, М.: Сфера, 2004г.

  • Программа «Здоровый дошкольник (социально-оздоровительная технология 21 века)», Ю.Ф. Змановский, М.: АРКТИ, 2003г.

  • «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», А.П. Щербак, М.: ВЛАДОС, 2002г.

  • «Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми», Н.Н. Королева. Справочник руководителя дошкольного учреждения №11, 2006г.

  • «Планирование оздоровительной работы», О.А. Кижаткина. Управление ДОУ,

№1 2006г.

  • «Настольная книга медицинской сестры детского сада», В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткин, М.: Линка-Пресс, 2003г.

  • «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Г.В. Каштанова, М.: АРКТИ, 2006г.

  • Шебеко В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание.-2009.-№5.-С.18-22.

  • Шебеко В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание.-2009.-№3.-С.21-27.

  • Леви-Гориневская, Е.Г. Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника / Е.Г. Леви-Гориневская // Дошкольное воспитание.-2009.-

№2.

  • Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Здоровье, 1991.

  • Оздоровительная работа по программе «Остров здоровья» (стр.57 – Физминутки для глаз)

  • Степаненкова, Э. Н.А. Метлов и физическое воспитание дошкольников / Э. Степаненкова // Дошкольное воспитание.-2008.-№9.-С.33-35.

  • Стародубцева, И. Физическое воспитание: инновационные технологии / И. Стародубцева // Дошкольное воспитание.-2008.№6.-С.41-43.


  • Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С. Абольянина // Дошкольное воспитание.-2008.-№4.-54-60.

  • Стародубцев, И. Слушай – действуй!: музыка в физическом воспитании дошкольников / И. Стародубцева // Дошкольное воспитание.-2008.-№4.-С.62-65.

  • Исаенко, Ю. «А мы солнышко догоним…» : модель процессуального и содержательного обеспечения двигательной активности младших дошкольников / Ю. Исаенко, Л. Волошина // Дошкольное воспитание.-2008.-№3.-С.30-34.

  • Аркин, Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника / Е. Аркин // Дошкольное воспитание.-2008.-№1.-С.11-16.

  • Кучирова, Е. Лыжная подготовка дошкольников на Крайнем Севере / Е. Кучирова // Дошкольное воспитание.-2008.-№1.-С.47-52.

  • Свитцова, Т. Физическое воспитание: формы организации / Т. Свитцова // Дошкольное воспитание.-2006.-№12.-С.23-24.

  • Семенова, Т. Воспитание ловкости у старших дошкольников / Т. Семенова // Дошкольное воспитание.-2006.-№12.-С.59-65.

  • Сочеванова, Е. Вспомним о ходьбе / Е. Сочеванова // Дошкольное воспитание.-2006.-№12.-С.66-72.

  • Цой, Е. Физическое и психическое развитие, коррекция и оздоровление дошкольников / Е. Цой // Дошкольное воспитание.-2006.-№10.-С.21-24.

  • Рунова, М. Приобщаем детей к физической культуре / М. Рунова // Дошкольное воспитание.-2006.-№10.-№52-61.

  • Волошина, Л. Будущий воспитатель и культура здоровья / Л. Волошина // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

  • Полтавцева, Н. О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности / Н. Полтавцева, Н. Гордова // Дошкольное воспитание.-2005.-№6.-С.9-13.

  • Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание.-2004.-№№ 1-3, 5.

  • Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей / Е. Демидова // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.28-32.

  • Федоровская, О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О. Федоровская // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.33-35.

  • Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина //Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.37-45.

  • Бочарова, Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации / Н. Бочарова // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.46-51.

  • Рунова, М. Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: старшая и подготовительная к школе группы / М. Рунова, И. Бурба, П. Храмцов // Дошкольное воспитание.-2003.-№4.-

С.28-35.

  • Кожухова, Н. Каков он – инструктор по физической культуре / Н. Кожухова, М. Самодурова // Дошкольное воспитание.-2003.-№4.-С.101.-105.


  • Филиппова, С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки!: (гендерный подход к физическому воспитанию) / С. Филиппова // Дошкольное воспитание.-2002.-№6.-С.31-38.

  • Егоров, Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми / Б. Егоров // Дошкольное воспитание.-2001-.-№12.-С10-23.

  • Замотаева, Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки / Н. Замотаева / Дошкольное воспитание.-2001.-№5.-С.36-48.

  • Рунова, М. Формирование оптимальной двигательной активности / М. Рунова // Дошкольное воспитание.-2000.-№6.-С.30-37.

  • Рунова, М. Характеристика модели оптимального двигательного режима / М. Рунова // Дошкольное воспитание.-1999.-№№11,12.

  • Воротилкина, И. Организация двигательной активности дошкольников / И. Воротилкина // Дошкольное воспитание.-1998.-№6.-С.34-38.

  • Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек / Н. Бочарова // Дошкольное воспитание.-1997.-

№12.-С.72-75.

  • Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание.-1997.-№5.-С.14-20.

  • Михайлова, Л. Почему дети приходят в детский сад уже с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л. Михайлова // Дошкольное воспитание.-1995.-

№12.-С.5-8.

  • Картавых, Л. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников / Л. Картавых, Л. Борисова // Дошкольное воспитание.-1995.-№№10,11.

  • Засыпкина, Л. Планирование физкультурно-оздоровительной работы / Л. Засыпкина, Т. Солдатенкова, А. Шестова // Дошкольное воспитание.-1994.-№12.-

С.2-7.

  • Богина, Т.Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей / Т. Богина, А. Усова // Дошкольное воспитание.-1994.-№6.-С.9-12.

  • Гусарова, Л. Развитие движений детей 3-4 лет / Л. Гусарова // Дошкольное воспитание.-1994.-№1.-С.19-22.

  • Засыпкина, Л. Планирование физкультурных занятий в зале и на воздухе / Л. Засыпкина, Т. Солдатенкова, А. Шестова // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.-

С.25-29.

  • Кузнецова, М. Двигательная активность детей. Плоскостопие / М. Кузнецова // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.-С31-33.

  • Литвинова, М. Физкультурная площадка детского сада / М. Литвинова // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.-С.42-48.

  • Москаленко, В. К вопросу о физическом воспитании детей / В. Москаленко // Дошкольное воспитание.-1993.-№2.-С.3-6.

  • Закаливание детей в современных условиях // Л. Веремкович, О. Иванова, И. Лашнева (и др.) // Дошкольное воспитание.-1993.-№2.-С.6-10.

  • Доскин, В. Интенсивное закаливание / В. Доскин, С. Фоменков // Дошкольное воспитание.-1993.-№2.-С.10-12.

  • Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание.-1993.-№2.-С.12-16.


  • Игра – путь к уму и сердцу ребенка / А. Погорелова, В. Серебрякова, В. Половова, Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание.-1993.-№2.-С.21-23.

  • Кожокин, В. Организация и методика обучения детей ходьбе на лыжах / И. Кожокин // Дошкольное воспитание.-1990.-№10.-С.38-40.

  • Нестерова, З. Обучение метанию вдаль / З. Нестерова // Дошкольное воспитание.-1988.-№5.-С.25-30.

  • Лескова, Г. Содержание основной части физкультурных занятий / Г. Лескова, Н. Ноткина // Дошкольное воспитание.-1988.-№4. – С.53-59.

  • Литвинова, М. Физкультурная площадка детского сада / М. Литвинова // Дошкольное воспитание.-1988.-№2.-С.31-35.

  • Анашкина, Л. Повышение двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке / Л. Анашкина, М. Рунова // Дошкольное воспитание.-1987.-№12.-С.7-9.

  • Андреева, В. Обучению детей физическим упражнениям – систему / В. Андреева // Дошкольное воспитание.-1987.-№8.-С.44-46.

  • Карманова, Л. Пути повышения эффективности подвижных игр / Л. Карманова // Дошкольное воспитание.-1986.-№11.-С.20-23.

  • Рунова, М. Развитие движений на прогулке: подготовительная к школе группа / М. Рунова // Дошкольное воспитание.-1986.-№8.-С.15-22.

  • Сулимцев, Т. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников / Т. Сулимцев, Т. Шанина // Дошкольное воспитание.-1986.-№6.-С.13-14.

  • Нестерова, З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет / З. Нестерова // Дошкольное воспитание.-1986.-№2.-С.34-37.

  • Сафелкина, В. Совместная работа детского сада и семьи по совершенствованию основных движений дошкольников / В. Сафелкина // Дошкольное воспитание.-1985.-№12.-С.14-16.

  • Воспитатель ДОУ №3 – 2008 (стр. 11 – Послушные глазки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Программа здоровья "Здоровый малыш"

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни   были и  сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим,  в дошколь...

Программа «Здоровей-ка» по здоровьесберегающим технологиям, по освоению детьми младшей группы образовательной области «здоровье» в рамках направления «физическое развитие»

Пояснительная запискаЗдоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, к...