Тематическое планирование по здоровьесбережению
статья (старшая группа) на тему
В статье представлен план деятельности по здровьесбережению в детском саду со старшими дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический план | 31.74 КБ |
Эксперименты со старшими дошкольниками по здровьесбережению | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
В тематическом плане представлены темы проектов, реализуемых в учебном году, и их характеристики по разным критериям (по классификации Е. Полат). Тематика проектов соответствует тематическому планированию в старшей группе. Некоторые проекты разработаны на основе рекомендаций одного из авторов примерной основной образовательной программы В.А. Деркунской
Тематическое планирование по использованию проектной деятельности при формировании культуры здоровья с детьми старшей группы
Месяц года | Тема проекта | Вид проекта | ||||
по доминирующему методу | по характеру контактов | по количеству участников | по продолжительности | |||
Сентябрь | Чистота – залог здоровья | Предметно-ориентировочный | Внутренний | Групповой | Краткосрочный | |
Октябрь | В царстве лекарственных растений | Творческий | Внутренний | Групповой | Краткосрочный | |
Ноябрь | Сохранить здоровье чтоб (виды спорта) | Предметно-ориентировочный | Внутренний | Групповой | Краткосрочный | |
Декабрь | Я – такой | Исследовательский | Внутренний | Групповой | Средней продолжительности | |
Январь | Если хочешь быть здоров | Творческий | Внешний | Групповой | Средней продолжительности | |
Февраль | Зимние забавы для малышей | Творческий | Внутренний | Групповой | Краткосрочный | |
Март | Красота – залог здоровья | Творческий | Творческий | Парный | Групповой | |
Апрель | Какие неприятности могут произойти дома и на улице | Предметно-ориентировочный | Внутренний | Групповой | Средней продолжительности | |
Май | Витаминки на грядке и на дереве | Информационный | Внутренний | Групповой | Средней продолжительности |
План реализации проектной деятельности в течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста
Тема комплексно-тематического планирования группы | |
Срок реализации | Тема: « Здравствуйте это Я!» |
сентябрь | Тема проектной деятельности: «Чистота – залог здоровья» |
Познавательной развитие. Беседа: «Как мы устроены», «Экскурсия в медицинский кабинет». Просмотр мультфильма « Смешарики»: « Азбука здоровья», загадки по теме проекта. | |
Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Телефонный разговор»( вызов скорой помощи), «Магазин», «Аптека», «Поликлиника». Беседа о микробах, бережном отношении к своему здоровью» (забота об ушах, глазах). | |
Речевое развитие: Беседа о себе , своём теле, гигиене, питании: «Как быть здоровым»,пальчиковые гимнастики, заучивание стихотворений, потешек. | |
Художественно- эстетическое развитие: рисование: « Полезный натюрморт», «Нарисуй что хочешь для здоровья», коллективная работа: «Если хочешь быть здоров»(раскраски по теме); лепка: «Зубная щётка», « Что надо чтобы быть здоровым»; аппликация: « В гостях у Мойдодыра»; конструирование : «Забавные человечки». | |
Физическое развитие: П.и. «Найди пару», «Найди где спрятано», «Найди и промолчи», « Повтори за мной», игровые упражнения с мячом, спортивный досуг: « Праздник здоровья». | |
октябрь | Тема: «Природа вокруг нас» |
Тема проектной деятельности: « В царстве лекарственных растений» | |
Познавательное развитие: рассматривание картинок о лекарственных растениях и беседы по ним: « Польза лекарственных растений», «Для чего нужны лекарственные растения людям». Д.и. «Угадай растение», «Найди непохожий», «Найди пару», «Узнай по описанию». | |
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры «Семья», « Аптека» и др., рассматривание альбома «Лекарственные растения, рассказ воспитателя о способах лечения лекарственными растениями, игра «Какого растения не стало». | |
Речевое развитие: загадывание загадок о ромашке, крапиве (лекарственных растениях), словесная игра: Доскажи словечко». | |
Художественно-эстетическое развитие :рисование: «Одуванчики, цветы словно солнышко ясны»; лепка: | |
«Цветы»( на пластине); аппликация: « Мир лекарственных цветов», создание буклетов о пользе лекарственных растений | |
Физическое развитие: Игры и игровые упражнения: «Найди и промолчи», « Кто быстрее добежит до шиповника», «Солнышко и дождик» и др. Праздник: «В царстве лекарственных растений». | |
ноябрь | Тема: «Мир игры » |
Тема проектной деятельности: «Сохранить здоровье чтоб» | |
Познавательное развитие: Д.игры «Первая помощь», тематический словарь в картинках «Гигиена и здоровье, «Азбука здоровья», «Валеология», «Путешествия в мир эмоций», «Основы безопасности», «Что хорошо, что плохо?»; исследовательская деятельность «Опыт по очистке воды», «Необходимость воздуха для жизни». | |
Социально-коммуникативное развитие: Беседа о правилах поведения больного человека в общественном месте; сюжетно-ролевые игры: « Больница», « Поликлиника», « Аптека», « Кафе», « Магазин» (покупка полезных для здоровья продуктов); беседы о микробах, соблюдении гигиены, бережном отношении к своему здоровью; знакомство с профессией лаборанта. | |
Речевое развитие: Цикл бесед «Как быть здоровым» о себе, своём теле, гигиене, питании; ситуативные разговоры о пользе закаливания и гигиенических процедур в режимные моменты; решение кроссвордов. | |
Художественно-эстетическое развитие: Чтение художественной литературы А. Потапова «Зловредный Ал-Чхи», Г. Шалаева, о. Журавлёва, О. Сазонова « Правила поведения для воспитанных детей» и др.; продуктивная деятельность: аппликация «Украсим саночки», «Снеговик»; рисование «Люди занимаются спортом», «Полезные и вредные продукты», « Нарисуй что хочешь для здоровья», коллективная работа « Если хочешь быть здоров»; лепка « Лыжник», «Овощи и фрукты на тарелочке», « Зубная щетка»; конструирование «Дворец для сказочных героев», « Детская площадка или парк отдыха», «Санки для гномов». | |
Физическое развитие: Игры в футбол, игры с элементами баскетбола (ведение мяча правой рукой, перевод мяча с правой на левую руку); подвижные игры: « Совушка – сова», «День – ночь», «Мячик кверху», « Бездомный заяц», «Жмурки», « Подвижная цель»; игра малой подвижности « Найди и промолчи», физкультурный досуг для детей « Путешествие в сказочный лес»; гимнастика для глаз; зарядка «Достань яблоко». | |
декабрь | Тема: «Я и мои друзья» |
Тема проектной деятельности: « Я – такой» | |
Познавательное развитие: Беседа: «Как мы устроены»; экскурсия в медицинский кабинет, встреча с медицинской сестрой; Д.и. «Профессии» и др. Просмотр мультфильма « Смешарики» : «Азбука здоровья». | |
Социально-коммуникативное развитие: «Сюжетно-ролевые игры: «Больница», « Телефонный разговор» (вызов скорой помощи), « Магазин», «Аптека», « Поликлиника», « Магазин».Беседа о микробах, бережном отношении к своему здоровью»(забота об ушах, глазах и др.»). | |
Речевое развитие: Беседа о себе, своём теле, гигиене, питании: «Как быть здоровым»; пальчиковые гимнастики, заучивание стихотворений, потешек. | |
Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Полезный натюрморт», «Нарисуй что хочешь для здоровья»; коллективная работа: «Если хочешь быть здоров»; лепка: «Зубная щётка», «Что надо чтобы быть здоровым»; аппликация: «В гостях у Мойдодыра»; конструирование: «Забавные человечки». | |
Физическое развитие: Подвижные игры: «Найди пару», «Найди где спрятано», «Повтори за мной». Физкультурный досуг: «Праздник здоровья». | |
январь | Тема: «Детский сад» |
Тема проектной деятельности: « Если хочешь быть здоров». | |
Познавательное развитие: Дид.игра: « Первая помощь», « Путешествие в страну эмоций», « Что такое хорошо и что такое плохо»; беседа с привлечением в ДОУ повара об основах здорового питания, экскурсия на кухню. Исследовательская деятельность: « Опыт с водой», « Необходимость воздуха». | |
Социально-коммуникативное развитие: Беседа о правилах поведения в общественных местах; о соблюдении гигиены, бережном отношении к своему здоровью. Сюжетно-ролевые игры: « Кафе», «Больница» (врач-пациент), «Овощной магазин», (покупка полезных для здоровья продуктов). | |
Речевое развитие :цикл бесед «Как быть здоровым» (о себе, своём теле, гигиене, питании); Чтение художественной литературы С. Михалков « Про девочку, которая плохо кушала»; В. Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо». | |
Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Люди занимаются спортом», « Полезные и вредные привычки»; лепка: « Лыжники», « Овощи на тарелочке; конструирование: «Дворец для сказочных героев», «Парк отдыха»; аппликация: « Снеговик», « Украсим саночки». | |
Физическое развитие: Подвижные игры: «Совушка-сова», «День-ночь», «Попади в цель», « Зарядка», «Достань до предмета». Физкультурный досуг: « Быть здоровыми хотим». | |
февраль | Тема: «Зима» |
Тема проектной деятельности: «Зимние забавы» | |
Познавательное развитие: Беседы: «Зимние забавы», «Что такое лыжный спорт», « Мы- спортсмены». Экспериментальная деятельность со снегом, льдом: « Ледяная тайна», « Ледяная рубашка», « Разные свойства льда». | |
Социально-коммуникативное развитие: Беседы о правилах безопасности на улице зимой « Осторожно сосулька», « Осторожно гололёд». Сюжетно-ролевые игры: « Семья», « Поликлиника», « Путешествие в зимний лес». | |
Речевое развитие: составление рассказов по картинкам: « Зимние забавы», « Зима». Словесные игры: « Доскажи словечко», « Угадай песенку звука», загадки о зиме. | |
Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Зимний пейзаж», «Украсим одежду для зимы», раскрашивание « Зимние забавы»; лепка «Клюшка и шайба», « Мы - хоккеисты», организация фотовыставки, выставок детских работ. | |
Физическое развитие: « Тропа здоровья», катание с горки на санках, лыжах, метание снежков в мишень; игры и игровые упражнения: « Два мороза», « Ловишки», « Перебежки». Физкультурный праздник: « Зимние забавы». | |
март | Тема: « Мир природы и красоты» |
Тема проектной деятельности: « Красота – залог здоровья» | |
Познавательное развитие: Беседы: «Что такое внешняя красота», проигрывание театральных игр по знакомым детям сказкам; просмотр презентации об эмоциях «Выражение лица». Экскурсия в парикмахерскую, салон красоты. | |
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игры, развивающие нравственно-волевые качества: «Вот идёт рассеянный по улице Бассейной», «Собирайся скорей» , «У нас порядок», КВН «Вместе весело шагать». Д.и.: «Эмоции движения», «Домик настроения»; игры, направленные на развитие эмоций: «Счастливый сон», «Прочитай письмо», «Добрые слова»; упражнения «Я хочу с тобой подружиться». | |
Речевое развитие: рассматривание картинок, репродукций по теме «Эмоции», составление рассказов на тему «Мой красивый дом». Словесная игра «Уговори куклу поговорить со мной». | |
Художественно-эстетическое развитие: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», С.Маршак «Вот какой рассеянный », Н.Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»; прослушивание песен о дружбе и спорте. Рисование: «Радость куклы», «Небо настроения» создание экрана, изготовление «смайликов» для экрана настроения. Конструирование: изготовление подарков другу. Аппликация: «Маленький дизайнер» изготовление одежды для куклы, создание книжки-малышки «История моего настроения». Лепка: кулинарное занятие по приготовлению из теста печенья для друзей. | |
Физическое развитие: П.и.: «Стройся по длине одежды» (ходьба), «Мы весёлые ребята» (бег), «Разноцветные мячи» (метание). Физкультминутки: «Весёлые прыжки», «В понедельник». Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик». Игры- эстафеты: « Мы смелые, ловкие, умелые». Создание коллажа: « Полезные и вредные привычки». | |
Апрель | Тема: «Безопасный мир» |
Тема проектной деятельности: «Какие неприятности могут произойти дома и на улице» | |
Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций « Опасности дома и на улице» ; Беседа: « Предметы бывают разные опасные и безопасные», экскурсии к пешеходному переходу, железнодорожному переезду( знакомство с работой регулировщика, сотрудниками полиции, пожарных); собирание и рассматривание разрезных картинок ( пазлов): « Не играй с огнём»; ситуативный разговор о безопасном умывании и нахождение в ванной комнате. | |
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры: « Пожарный», « Полиция», «Семья»; Дидакт. игры: « Будь внимателен», « Найди опасные предметы»; обыгрывание ситуаций « Разговор с посторонним человеком». | |
Речевое развитие :театрализованные сказки К. Чуковского « Путаница», правила поведения дома, во время прогулок, игр. | |
Художественно-эстетическое развитие: музыкальный досуг: « Звуки музыки», лепка:» «Автомобили»; рисование « Мы на улицах города», « Весёлый светофор». | |
Физическое развитие: прохождение полосы препятствий « Мы – пожарные», П.и. «Светофор», « Цветные автомобили», « Волк и гуси»; хождение босиком по тропе здоровья; Физкультурный досуг « Островок безопасности». | |
май | Тема: Здоровье и дети» |
Тема проектной деятельности: «Витамины на грядке и на дереве» | |
Познавательное развитие: рассматривание картинок и беседы по ним: « Здоровое питание», « Даст нам сила всегда витаминная еда»; дидак .игры: « Овощное лото», « Кубики с картинками», «Определи на вкус», «Узнай по описанию», « Чудесный мешочек»; выращивание зелёного лука. | |
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры «Семья», « Супер-маркет»; беседы о микробах и бережному отношению к своему здоровью; презентация о полезности витаминов. | |
Речевое развитие : Блиц-опрос: «Говорящее меню». | |
Художественно-эстетическое развитие: чтение художеств.литер. К. Чуковский « Спор овощей», В. Сутеев «Мешок яблок»; рисование: « Полезные овощи и фрукты»; лепка «Огород», «Овощи и фрукты на тарелочках», аппликация: изготовление листов для книги « Здоровое питание»; создание коллажа: «Полезные витамины для здоровья». | |
Физическое развитие: Игры и игровые упражнения: « Найди яблоко», «Кто быстрее» и др.; Физкультурный досуг: « В гостях у доктора Айболита» |
Предварительный просмотр:
Приложение №6
Примерные темы для детского экспериментирования (старший дошкольный возраст)
Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны освоить знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, понимать биологический смысл гигиенических процедур и здоровьесберегающих мероприятий.
Экспериментирование является одним из методов формирования потребности у ребенка в здоровом образе жизни.
Задачи экспериментирования:
- начать проводить самообследование и эксперименты на себе и на других людях;
- делать первые попытки выполнять короткий опыт по одной инструкции;
- при выполнении экспериментов начать самостоятельно соблюдать правила безопасности;
- осваивать простейшие меры первой помощи в свободной деятельности на специально организованных занятиях;
- использовать обследовательские навыки для изучения строения человека, для чего рассматривать непосредственно или в зеркало доступные части тела (зубы, язык, нос, глаза, руки);
- принимать активное участие в разработке экспериментов, их планов и методик;
- самостоятельно проводить эксперименты и при необходимости фиксировать их результаты в дневнике наблюдений;
- уметь предсказать результаты эксперимента, для чего до его начала зарисовать предполагаемый результат, а затем сравнивать рисунок с результатом, который получился реально;
- уметь делать выводы из полученных данных;
- слушая инструкции, задавать уточняющие вопросы;
- воспринимать рекомендации товарищей и взрослых, критически их осмысливать;
- систематически решать экспериментальные задачи;
- уметь делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах объектов наблюдения.
1. Составь портрет (или фоторобот).
Материалы: картинки с изображением различных частей тела для фланелеграфа (глаза — добрые, злые, веселые, грустные, разного цвета; носы разной формы; различные прически; формы рта — с изображением радости, грусти, страха, негодования; форма лица — различная и т.д.).
Описание состояния человека, выводы, находки ребенка.
2. Превращение продуктов в жареные, вареные, печеные с помощью разных приборов при приготовлении простейших блюд.
3. Изучение кожной чувствительности.
Материалы: различные предметы (гладкие и разной шероховатости, легкие и тяжелые, горячие и холодные, колючие и т.д.).
4. Исследование зрительной и слуховой памяти (объема, точности механической памяти).
Материалы: карточки с изображением разного количества предметов, путаниц, одинаковых предметов с небольшими отличиями и др. Запоминание на слух названий, чисел, предметов и др.
5. Изучение работы мышц тела: сокращение, напряжение, утомление при разной работе, упражнениях; количество выполненных упражнений сильным и слабым человеком.
Материалы и оборудование: сантиметровая лента, динамометр, гантели двух-трех размеров весом до 1 кг, набивные мячи (до 1 кг), шагомеры и др.
- Влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений
- Влияние физической нагрузки на количество дыхательных движений (частота дыхания)
- Роль языка, зубов, губ, гортани в произношении звуков речи
- Зачем человеку два глаза
- Зачем человеку 2 уха
- Самообследование своего скелета: кости рук, ног, черепа, грудной клетки, таза. Затем моделирование рисунка скелета, разрезанного на части.
- Чем похожи и чем различаются две руки
- Что можно узнать с помощью кожи
- Роль языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Комплексно-тематический план по здоровьесбережению во 2 младшей группе
Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей....
Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.
Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....
Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.
Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ НА 2021-2024 г. для старшей – подготовительной групп Мое самообразование на перспективу
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, как во время организованной об...
Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.
Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...