Тематическое планирование по здоровьесбережению
статья (старшая группа) на тему

В статье представлен план деятельности по здровьесбережению в детском саду со старшими дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №3

В тематическом плане представлены темы проектов, реализуемых в учебном году, и их характеристики по разным критериям (по классификации Е. Полат). Тематика проектов соответствует тематическому планированию в старшей группе. Некоторые проекты разработаны на основе рекомендаций одного из авторов примерной основной образовательной программы В.А. Деркунской

Тематическое планирование по использованию проектной деятельности при формировании культуры здоровья с детьми старшей группы

Месяц года

Тема проекта

Вид проекта

по доминирующему методу

по характеру

контактов

по количеству

 участников

по

продолжительности

Сентябрь

Чистота – залог здоровья

Предметно-ориентировочный

Внутренний

Групповой

Краткосрочный

Октябрь

В царстве лекарственных растений

Творческий

Внутренний

Групповой

Краткосрочный

Ноябрь

Сохранить здоровье чтоб (виды спорта)

Предметно-ориентировочный

Внутренний

Групповой

Краткосрочный

Декабрь

Я – такой

Исследовательский

Внутренний

Групповой

Средней продолжительности

Январь

Если хочешь быть здоров

Творческий

Внешний

Групповой

Средней продолжительности

Февраль

Зимние забавы для малышей

Творческий

Внутренний

Групповой

Краткосрочный

Март

Красота – залог здоровья

Творческий

Творческий

Парный

Групповой

Апрель

Какие неприятности могут произойти дома и на улице

Предметно-ориентировочный

Внутренний

Групповой

Средней продолжительности

Май

Витаминки на грядке и на дереве

Информационный

Внутренний

Групповой

Средней продолжительности

План реализации проектной деятельности в течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста

Тема комплексно-тематического планирования группы

Срок реализации

Тема: « Здравствуйте это Я!»

сентябрь

Тема проектной деятельности: «Чистота – залог здоровья»

Познавательной развитие. Беседа: «Как мы устроены», «Экскурсия в медицинский кабинет». Просмотр мультфильма « Смешарики»: « Азбука здоровья», загадки по теме проекта.

Социально-коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Телефонный разговор»( вызов скорой помощи), «Магазин», «Аптека», «Поликлиника». Беседа о микробах, бережном отношении к своему здоровью» (забота об ушах, глазах).

Речевое  развитие: Беседа о себе , своём теле, гигиене, питании: «Как быть здоровым»,пальчиковые гимнастики, заучивание стихотворений, потешек.

Художественно- эстетическое  развитие: рисование: « Полезный натюрморт», «Нарисуй что хочешь для здоровья», коллективная работа: «Если хочешь быть здоров»(раскраски по теме); лепка: «Зубная щётка», « Что надо чтобы быть здоровым»;  аппликация: « В гостях у Мойдодыра»; конструирование : «Забавные человечки».

Физическое развитие: П.и. «Найди пару», «Найди где спрятано», «Найди и промолчи», « Повтори за мной», игровые упражнения с мячом, спортивный досуг: « Праздник здоровья».

октябрь

Тема: «Природа вокруг нас»

Тема проектной деятельности: « В царстве лекарственных растений»

Познавательное  развитие: рассматривание картинок о лекарственных растениях и беседы по ним: « Польза лекарственных растений», «Для чего нужны лекарственные растения людям». Д.и. «Угадай растение», «Найди непохожий», «Найди пару», «Узнай по описанию».

Социально-коммуникативное  развитие: Сюжетно-ролевые игры «Семья», « Аптека» и др., рассматривание альбома «Лекарственные растения, рассказ воспитателя о способах лечения лекарственными растениями, игра «Какого растения не стало».

Речевое развитие: загадывание  загадок о ромашке, крапиве (лекарственных растениях), словесная игра: Доскажи словечко».

Художественно-эстетическое развитие :рисование: «Одуванчики,  цветы словно солнышко ясны»; лепка:

«Цветы»( на пластине); аппликация: « Мир лекарственных цветов», создание буклетов о пользе лекарственных растений

Физическое развитие: Игры и игровые упражнения: «Найди и промолчи», « Кто быстрее добежит до шиповника», «Солнышко и дождик» и др. Праздник: «В царстве лекарственных растений».

ноябрь

Тема: «Мир игры »

Тема проектной деятельности: «Сохранить здоровье чтоб»

Познавательное развитие: Д.игры «Первая помощь», тематический словарь в картинках «Гигиена и здоровье, «Азбука здоровья», «Валеология», «Путешествия в мир эмоций», «Основы безопасности», «Что хорошо, что плохо?»; исследовательская деятельность «Опыт по очистке воды», «Необходимость воздуха для жизни».       

Социально-коммуникативное развитие: Беседа о правилах поведения больного человека в общественном месте; сюжетно-ролевые игры: « Больница», « Поликлиника», « Аптека», « Кафе», « Магазин» (покупка полезных для здоровья продуктов); беседы о микробах, соблюдении  гигиены, бережном отношении к своему здоровью; знакомство с профессией лаборанта.

Речевое развитие: Цикл бесед «Как быть здоровым» о себе, своём теле, гигиене, питании; ситуативные разговоры о пользе закаливания и гигиенических процедур в режимные моменты; решение кроссвордов.

Художественно-эстетическое развитие: Чтение художественной литературы А. Потапова «Зловредный Ал-Чхи», Г. Шалаева, о. Журавлёва, О. Сазонова « Правила поведения для воспитанных детей» и др.; продуктивная деятельность: аппликация «Украсим саночки», «Снеговик»; рисование «Люди занимаются спортом», «Полезные и вредные продукты», « Нарисуй что хочешь для здоровья», коллективная работа « Если хочешь быть здоров»; лепка « Лыжник», «Овощи и фрукты  на тарелочке», « Зубная щетка»; конструирование «Дворец для сказочных героев»,  « Детская площадка или парк отдыха», «Санки для гномов».

Физическое развитие: Игры в футбол, игры с элементами баскетбола (ведение мяча правой рукой, перевод мяча с правой на левую руку); подвижные игры: « Совушка – сова», «День – ночь», «Мячик кверху», « Бездомный заяц», «Жмурки», « Подвижная цель»; игра малой подвижности « Найди и промолчи»,  физкультурный досуг для детей « Путешествие в сказочный лес»; гимнастика для глаз; зарядка «Достань яблоко».

декабрь

Тема: «Я и мои друзья»

Тема проектной деятельности: « Я – такой»

Познавательное развитие: Беседа: «Как мы устроены»; экскурсия в медицинский кабинет, встреча с медицинской сестрой;  Д.и. «Профессии» и др. Просмотр мультфильма « Смешарики» : «Азбука здоровья».

Социально-коммуникативное развитие: «Сюжетно-ролевые игры: «Больница», « Телефонный разговор» (вызов скорой помощи), « Магазин», «Аптека», « Поликлиника», « Магазин».Беседа о микробах, бережном отношении к своему здоровью»(забота об ушах, глазах и др.»).

Речевое развитие: Беседа о себе, своём теле, гигиене, питании: «Как быть здоровым»; пальчиковые гимнастики, заучивание стихотворений, потешек.

Художественно-эстетическое развитие: рисование:  «Полезный натюрморт», «Нарисуй что хочешь для здоровья»; коллективная работа: «Если хочешь быть здоров»; лепка: «Зубная щётка», «Что надо чтобы быть здоровым»; аппликация: «В гостях у Мойдодыра»; конструирование: «Забавные человечки».

Физическое развитие: Подвижные игры: «Найди пару», «Найди где спрятано», «Повтори за мной». Физкультурный  досуг: «Праздник здоровья».

январь

Тема: «Детский сад»

Тема проектной деятельности: « Если хочешь быть здоров».

Познавательное развитие: Дид.игра: « Первая помощь»,   « Путешествие в страну эмоций», « Что такое хорошо и что такое плохо»; беседа с привлечением в ДОУ повара об основах здорового питания, экскурсия на кухню. Исследовательская деятельность: « Опыт с водой», « Необходимость воздуха».     

Социально-коммуникативное развитие:        Беседа о правилах поведения в общественных местах; о соблюдении гигиены, бережном отношении к своему здоровью. Сюжетно-ролевые игры: « Кафе», «Больница» (врач-пациент), «Овощной магазин», (покупка полезных для здоровья продуктов).

Речевое развитие :цикл бесед «Как быть здоровым» (о себе, своём теле, гигиене, питании); Чтение художественной литературы  С. Михалков « Про девочку, которая плохо кушала»; В.  Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо».

Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Люди занимаются спортом», « Полезные и вредные привычки»; лепка: « Лыжники», « Овощи на тарелочке; конструирование: «Дворец для сказочных героев», «Парк отдыха»; аппликация: « Снеговик», « Украсим саночки».

Физическое развитие: Подвижные игры: «Совушка-сова», «День-ночь», «Попади в цель», « Зарядка», «Достань до предмета». Физкультурный досуг: « Быть здоровыми хотим».

февраль

Тема: «Зима»

Тема проектной деятельности: «Зимние забавы»

Познавательное развитие: Беседы:  «Зимние забавы», «Что такое лыжный спорт», « Мы- спортсмены». Экспериментальная  деятельность  со снегом, льдом: « Ледяная тайна», « Ледяная рубашка», « Разные свойства льда».

Социально-коммуникативное развитие: Беседы о правилах безопасности на улице зимой « Осторожно сосулька», « Осторожно гололёд». Сюжетно-ролевые игры: « Семья», « Поликлиника», « Путешествие в зимний лес».

Речевое развитие: составление рассказов по картинкам: « Зимние забавы», « Зима». Словесные игры: « Доскажи словечко», « Угадай песенку звука», загадки о зиме.

Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Зимний пейзаж», «Украсим одежду для зимы», раскрашивание « Зимние забавы»; лепка «Клюшка и шайба», « Мы - хоккеисты», организация фотовыставки, выставок детских работ.

Физическое развитие: « Тропа здоровья», катание с горки на санках, лыжах, метание снежков в мишень; игры и игровые упражнения: « Два мороза», « Ловишки», « Перебежки». Физкультурный праздник: « Зимние забавы».

март

Тема: « Мир природы и красоты»

Тема проектной деятельности: « Красота – залог здоровья»

Познавательное развитие: Беседы: «Что такое внешняя красота», проигрывание театральных игр по знакомым детям сказкам; просмотр презентации об эмоциях «Выражение лица». Экскурсия в парикмахерскую, салон красоты.

Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игры,  развивающие нравственно-волевые качества: «Вот идёт рассеянный по улице Бассейной», «Собирайся скорей» , «У нас порядок», КВН «Вместе весело шагать». Д.и.: «Эмоции движения», «Домик настроения»; игры, направленные на развитие эмоций: «Счастливый сон», «Прочитай письмо», «Добрые слова»; упражнения «Я хочу с тобой подружиться».

Речевое развитие: рассматривание картинок, репродукций по теме «Эмоции», составление рассказов на тему «Мой красивый дом». Словесная игра «Уговори куклу поговорить со мной».

Художественно-эстетическое развитие: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», С.Маршак «Вот какой рассеянный », Н.Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»; прослушивание песен о дружбе и спорте. Рисование: «Радость куклы»,  «Небо настроения» создание экрана, изготовление «смайликов» для экрана настроения. Конструирование: изготовление подарков другу. Аппликация: «Маленький дизайнер» изготовление одежды для куклы, создание книжки-малышки «История моего настроения». Лепка: кулинарное занятие по приготовлению из теста печенья для друзей.

Физическое развитие: П.и.: «Стройся по длине одежды» (ходьба), «Мы весёлые ребята» (бег), «Разноцветные мячи» (метание). Физкультминутки: «Весёлые прыжки», «В понедельник». Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик». Игры- эстафеты: « Мы смелые, ловкие, умелые». Создание коллажа: « Полезные и вредные привычки».

Апрель

Тема: «Безопасный мир»

Тема проектной деятельности: «Какие неприятности могут произойти дома и на улице»

Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций « Опасности дома  и на улице» ; Беседа: « Предметы бывают разные опасные и безопасные», экскурсии к пешеходному переходу, железнодорожному  переезду( знакомство с работой регулировщика, сотрудниками полиции, пожарных); собирание и рассматривание разрезных картинок ( пазлов): « Не играй с огнём»; ситуативный разговор о безопасном умывании и нахождение в ванной комнате.

Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры: « Пожарный», « Полиция», «Семья»; Дидакт. игры: « Будь внимателен», « Найди опасные предметы»; обыгрывание ситуаций « Разговор с посторонним человеком».

Речевое развитие :театрализованные  сказки  К. Чуковского « Путаница», правила поведения дома, во время прогулок, игр.                      

Художественно-эстетическое развитие: музыкальный досуг: « Звуки музыки», лепка:» «Автомобили»; рисование « Мы на улицах города», « Весёлый светофор».

Физическое развитие:  прохождение полосы препятствий  « Мы – пожарные», П.и.  «Светофор»,  « Цветные автомобили», « Волк и гуси»;  хождение босиком по тропе здоровья; Физкультурный досуг « Островок безопасности».

май

Тема: Здоровье и дети»

Тема проектной деятельности: «Витамины на грядке и на дереве»

Познавательное развитие: рассматривание картинок и беседы по ним: « Здоровое питание», « Даст нам сила всегда витаминная еда»; дидак .игры: « Овощное лото», « Кубики с картинками», «Определи на вкус», «Узнай по описанию», « Чудесный мешочек»; выращивание зелёного лука.

Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры «Семья», « Супер-маркет»; беседы о микробах и бережному отношению к своему здоровью; презентация о полезности витаминов.

Речевое развитие : Блиц-опрос: «Говорящее меню».

Художественно-эстетическое развитие: чтение художеств.литер. К. Чуковский « Спор овощей», В. Сутеев «Мешок яблок»; рисование: « Полезные овощи и фрукты»; лепка «Огород», «Овощи и фрукты на тарелочках», аппликация: изготовление листов для книги « Здоровое питание»; создание коллажа: «Полезные витамины для здоровья».

Физическое развитие: Игры и игровые упражнения: « Найди яблоко», «Кто быстрее» и др.; Физкультурный досуг: « В гостях у доктора Айболита»      



Предварительный просмотр:

Приложение  №6

Примерные темы для детского экспериментирования (старший дошкольный возраст)

Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что  благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны освоить знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, понимать биологический смысл гигиенических процедур и здоровьесберегающих мероприятий.

Экспериментирование является одним из методов формирования потребности у ребенка в здоровом образе жизни.

Задачи экспериментирования:

  • начать проводить самообследование и эксперименты на себе и на других людях;
  • делать первые попытки выполнять короткий опыт по одной инструкции;
  • при выполнении экспериментов начать самостоятельно соблюдать правила безопасности;
  • осваивать простейшие меры первой помощи в свободной деятельности на специально организованных занятиях;
  • использовать обследовательские навыки для изучения строения человека, для чего рассматривать непосредственно или в зеркало доступные части тела (зубы, язык, нос, глаза, руки);
  • принимать активное участие в разработке экспериментов, их планов и методик;
  • самостоятельно проводить эксперименты и при необходимости фиксировать их результаты в дневнике наблюдений;
  • уметь предсказать результаты эксперимента, для чего до его начала зарисовать предполагаемый результат, а затем сравнивать рисунок с результатом, который получился реально;
  • уметь делать выводы из полученных данных;
  • слушая инструкции, задавать уточняющие вопросы;
  • воспринимать рекомендации товарищей и взрослых, критически их осмысливать;
  • систематически решать экспериментальные задачи;
  • уметь делать заключения о скрытых (не воспринимаемых  непосредственно) свойствах объектов наблюдения.

1. Составь портрет (или фоторобот).

Материалы: картинки с изображением различных частей тела для фланелеграфа (глаза — добрые, злые, веселые, грустные, разного цвета; носы разной формы; различные прически; формы рта — с изображением радости, грусти, страха, негодования; форма лица — различная и т.д.).

Описание состояния человека, выводы, находки ребенка.

2. Превращение продуктов в жареные, вареные, печеные с помощью разных приборов при приготовлении простейших блюд.

3. Изучение кожной чувствительности.

Материалы: различные предметы (гладкие и разной шероховатости, легкие и тяжелые, горячие и холодные, колючие и т.д.).

4. Исследование зрительной и слуховой памяти (объема, точности механической памяти).

Материалы: карточки с изображением разного количества предметов, путаниц, одинаковых предметов с небольшими отличиями и др. Запоминание на слух названий, чисел, предметов и др.

5. Изучение работы мышц тела: сокращение, напряжение, утомление при разной работе, упражнениях; количество выполненных упражнений сильным и слабым человеком.

Материалы и оборудование: сантиметровая лента, динамометр, гантели двух-трех размеров весом до 1 кг, набивные мячи (до 1 кг), шагомеры и др.

  • Влияние физической нагрузки на частоту  сердцебиений
  • Влияние физической нагрузки на количество дыхательных движений (частота дыхания)
  • Роль  языка, зубов, губ, гортани в произношении звуков речи
  • Зачем человеку два глаза
  • Зачем человеку 2 уха
  • Самообследование  своего скелета: кости  рук, ног, черепа, грудной клетки, таза. Затем моделирование рисунка скелета, разрезанного на части.
  • Чем похожи и чем различаются две руки
  • Что можно узнать с помощью кожи
  • Роль языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно-тематический план по здоровьесбережению во 2 младшей группе

Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей....

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 учебный год.

Календарно-тематическое планирование по МЭО в подготовительной к школе группе (6-7 лет), в соответствии с комплексно-тематическим планированием МАДОУ ЦРР – д/с «Сказка» на 2020-2021 ...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ НА 2021-2024 г. для старшей – подготовительной групп Мое самообразование на перспективу

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, как во время организованной об...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...