ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ НА 2021-2024 г. для старшей – подготовительной групп Мое самообразование на перспективу
календарно-тематическое планирование

Девяткова Елена Валентиновна

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Основной является -  чередование видов деятельности, от спокойных, к подвижным и мало подвижным, смена видов деятельности с учетом возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Ханты-Мансийского района  «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО

НАПРВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ НА 2021-2024 г.

для старшей – подготовительной групп  

Мое самообразование на перспективу

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Девяткова Елена Валентиновна

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. Основной является -  чередование видов деятельности, от спокойных, к подвижным и мало подвижным, смена видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

Цель оздоровительной работы: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих, посредством комплекса мероприятий по ЗОЖ и ОБЖ,  с привлечением родителей.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Развитие сенсорных и моторных функций;
  • Формирование потребности в двигательной активности;
  • Профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • Приобретению навыков правильного дыхания;
  • Привитию навыков элементарного самомассажа;
  • Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  • Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.);
  • Ознакомить детей с анатомо-физиологическими понятиями (строение тела, первоначальные представления о строении и функциях органов);
  • Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
  • Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки  ЗОЖ и правильного поведения;
  • Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных ситуаций;
  • Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека;
  • Создание  зоровьесберегающей среды в группе;
  • Воспитание у детей культуры здоровья,  к осознанной  необходимости  заботы о своем здоровье.

УТРО (до занятий): Уделять внимание каждому ребенку, создать  в группе хороший психологический настрой  на весь день, у детей бодрое, радостное настроение, мотивировать  детей  заниматься интересной, полезной двигательной активностью.

  • Массаж и дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковые игры;
  • Зарядка;
  • Физкультминутки во время организованной образовательной деятельности;
  • Динамическая пауза между организованной образовательной деятельностью.

Прогулки:  Проводить с детьми индивидуальную работу, организовывать совместную двигательную деятельность.

  • Подвижные  игры со всей группой;
  • Подготовительные упражнения для новых основных движений;
  • Спортивные игры для закрепления двигательных навыков;
  • Спортивные игры и спортивные упражнения;
  • Катание на велосипедах, самокатах, санках, лыжах, скольжение на ледяных дорожках, лазание, метание.

После сна: Создавать положительное эмоциональное настроение, организовывать активный отдых детей.

  • Гимнастика после сна;
  • Закаливающие процедуры;
  • Ходьба по «дорожке здоровья»;
  • Элементы самомассажа;
  • Полоскание горла;
  • Самостоятельная двигательная активность детей с различными пособиями;
  • Спортивные досуги, праздники, развлечения.

Вечер

  • Подвижные и малоподвижные игры;
  • Дыхательные упражнения;
  • Игры со спортивным инвентарем;
  • Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей;
  • Участие родителей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях группы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Средняя группа

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Беседа по сказке Чуковского К. «Мойдодыр»

Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять…», «Здравствуйте!»

Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье»

Д/и: «Что мы делаем не скажем, а покажем»

Гимнастика для укрепления мышц шеи: «Сидит белка»

Ритмический танец: «Точка, точка, запятая…»

Физминутка: «Лягушата»

П/И: «Мы веселые ребята»

Профилактика ОРВИ: Употребление в пищу лука и чеснока

Октябрь

Беседа о здоровой пище.

 Д/и «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек».

Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Замок», «Как на пишущей машинке..»

Опытно – исследовательская деятельность: что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и другими опасными предметами.

Беседа «Беседуем с незнакомыми людьми»

Дыхательное упражнение: «Шарик надулся и лопнул»

Физминутка: «Листики»

П/И: «Зайцы и морковь»

Профилактика ОРВИ: Употребление в пищу лука и чеснока

Ноябрь

Беседа «Чистота и здоровье».

Целевая прогулка к проезжей части. Рассматривание дорожных знаков.

Беседа «Как переходить через улицу».

Рассматривание иллюстраций бытовых приборов. Беседа о правилах обращения с электроприборами.

Дыхательное упражнение: «Паровозик»

Физминутка: «Самолеты

П/И: «Лохматый пес»

Употребление  в пищу витаминов

Декабрь

Беседа: «Одежда и обувь»

Массаж ладошек  бигудями  (не традиционный массаж)

Продуктивная деятельность «Обведем ладошку».

Обыгрывание ситуаций с транспортными игрушками.

Чтение «Федорино горе» Чуковский К. И.

Игра: «Передай мяч ногами»

Физминутка: «Будем прыгать и скакать»

П/И: «Мышеловка»

Январь

Беседа «Полезное – неполезное».

Опытно – исследовательская деятельность: определение овощей и фруктов на вкус.

Массаж пальцев: «Умывание»

Беседа: «Спички – это не игрушка»

Игра: «Быстрые ладошки»

Физминутка: «Буратино»

П/И: «Попади в цель»

Профилактика ОРВИ: Употребление в пищу лука и чеснока

Февраль

Чтение «Айболит» Чуковского К. И.

Рассказ воспитателя «Если ты потерялся».

Беседа: «Мое тело»

Массаж биологически активных точек «Что делать»

Упражнение «Изобрази животного» (павлина, пингвина, медведя и др)

Физминутка: «Веселые гуси»

П/И: «Успей взять игрушку»

Огород на окне: «Садим лук»

Профилактика ОРВИ: Чесночные бусы

Март

Беседа «Электрические приборы».

Продуктивная деятельность. Рисование «Мы делаем зарядку».

Д/и « Не бери предметы, которые опасны»

Целевая прогулка: «Опасности на дороге» (яма, острый предмет, кочка, камни, гвозди и др.)

Ритмический танец под песню: «Антошка»

Упражнение «Просыпайся, глазок»

Пальчиковая гимнастика

П/И: «У медведя во бору»

Едим выращенный зеленый лук

Профилактика ОРВИ: Чесночные бусы

Апрель

Беседы «Осторожно, лекарства!»

«Как вести себя во время болезни»

Целевая прогулка: «Помоги природе прибраться»

Физминутка: «Мы сегодня рисовали»

Продуктивная деятельность «Слепим разные продукты», «Витрина овощного магазина».

Комплекс дыхательной гимнастики А.Стрельниковой

«Задержка дыхания», игра на внимание «Рыбка», «Парадоксальное дыхание»

П/И: «Совушка»

Профилактика ОРВИ: Чесночные бусы

Май

Рассматривание иллюстраций режимных процессов.

Беседа «Чтобы быть здоровым».

Развлечение «Мы пешеходы»

Викторина «Я знаю, что можно, а что нельзя».

Беседа «Безопасность при общении с животными»

Гимнастика для стоп: «В роще вырос можжевельник…»

Игра на осанку: «Совушка-сова»

Физминутка: «Бабочка»

П/И: «Зайцы и волк»

Июнь-август

Беседа «Чтобы не было беды» (правила поведения на воде и суше).

Развлечение «Азбука чистоты»

Спортивный праздник «Мы растем здоровыми».

Д/и «Полезное - не полезное кушанье».

Физминутка  музыкальная: «Мои веселые пальчики»

Комплекс ОРУ: «Птицы»

Динамическая пауза: «Мартышки»

Закаливание: прогулки в любую погоду, одеваться по погоде, ходьба босиком в помещении д/с, принятие солнечных ванн, контрастное обливание ног, умывание прохладной водой.

Массаж стоп, массаж носа,  массаж спины «Свинки», самомассаж, массаж ладошек, массаж ушей «Вареники, пельмешки»; упражнения на осанку «Зайка»; упражнения на дыхание, упражнения для глаз, динамические паузы, релаксации.

Комплекс ритмической гимнастики под песню «Вместе весело шагать»

Употребление в пищу фруктов и овощей

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Старшая группа

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Беседа «Как лето помогает нам быть здоровыми».

Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу.

Д/и «Правила движения».

Организация выставки рисунков «Мы – пешеходы».

Д/и «Что где лежит?»

Игра: «Муравьи» (ходьба гуськом друг за другом)

Комплекс ритмической гимнастики под песню «Вместе весело шагать»

Физминутка: «Пожалуйста»

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»

П/И: «Ловишка»

Фруктово-ягодные, овощные соки, фрукты, овощи

Октябрь

Беседа: «Как правильно вести себя за столом?»

Целевая прогулка по улице. Беседа «На чем люди ездят»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Мы переходим через дорогу»

Беседа: «Про еду»

Д/и: «Съедобное – не съедобное»

Упражнение для ног: «Пройди по линии» (профилактика плоскостопия)

Физминутка: «Я позвоночник берегу»

Массаж спины: «Свинки»

П/И: «Хитрая лиса»

Лампа «Дазар»

Ноябрь

Беседа: «О спорте и спортсменах»

П/дид упражнение: «Встаньте те, кто чистил зубы, делал зарядку и т.д.

Д/и «Туалетные принадлежности».

Игры в уголке дорожной безопасности.

Беседа «Кто нас защищает».

Чтение С. Михалков «Дядя Степа – милиционер».

Пальчиковая гимнастика: «Какая у кого песенка» (с.57)

Полоскание зева кипячёной охлаждённой водой.

Декабрь

Беседа: «Носовой платок»

Целевая прогулка по улице: «Исследуем снег»

Д/и: «Найди флажок своего цвета»

Беседа: «Как правильно украшать елку».

Дыхательное упражнение: «Снежинки»

Физминутка: «Снежинки»

Пальчиковая гимнастика: «Крокодил»

П/И: «Два мороза»

Кварцевание помещения

Январь

Беседа: «Добрый и злой огонь»

Гимнастика для глаз: «Муха»

Самомассаж ладошек «Бигуди»

Целевая прогулка по участку д/с «Рассматриваем одежду для прогулки зимой»

Упражнение для осанки: «Прямая спинка» (с.76)

П/И: «Вокруг домика хожу»

Чесночно-луковая закуска, морковь, свекла с чесноком, луковый салат

Февраль

Беседа «Как работает мой организм».

Опытно – исследовательская деятельность: тонет - плывет – горит.

Беседа «Как работают пожарные».

Практикум: эвакуация при опасности возникновения пожара.

Д/и: «С чем нельзя играть».

Чтение С. Маршак «Кошкин дом».

Массаж ушей: «Чтобы уши не болели…»

Упражнение для профилактики плоскостопия: «Передай мяч ногами»

П/И: «Бубенцы»

Кварцевание помещения

Март

Беседа «Где живут витамины».

Посадка лука и корней петрушки.

Беседа «На остановке ждем автобус, не шалим и не сорим».

Рассматривание альбома «Безопасность».

Беседа «Опасные незнакомые животные».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций о предложениях незнакомых людей.

Д/И: «Летает – не летает»

Артикуляционная гимнастика»: «Язычок проснулся, потянулся…»

П/И: «У кого мяч?»

Профилактика ОРВИ: Употребление в пищу лука и чеснока

Апрель

Показ приемов оказания первой помощи при ушибах и порезах.

Беседа: «Зубы!»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций на макетах: «Чистая природа – здоровая жизнь»

Рассказ воспитателя о поведении ребенка при контакте с незнакомыми взрослыми.

Гимнастика для глаз: «Смотрим вправо..» (с.81)

Упражнения для гибкости позвоночника

Физминутка: «Аист»

П/И: «Охотники и зайцы»

Витаминизация

Май

Июнь-август

Беседа «Как нам делали прививки».

Д/и «Что полезно для здоровья?»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Важные правила для пешехода».

Беседы: «Какие бывают грибы», «Опасные растения».

Выставка рисунков: «Нарисуем, чтобы запомнить и не трогать».

Массаж стоп: «Ходьба по массажной дорожке»

Динамическая пауза «Мартышки»

Фруктово-ягодные, овощные соки, фрукты, овощи

Беседы: «Чем опасны грязные руки?», «Наш организм. Тело», «Витамины и здоровье», «Наша безопасность дома и на улице».

Развлечения: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Красный, желты, зеленый».

Дидактические игры по закреплению правил дорожного движения.

Беседа: «Азбука безопасности».

Беседы: «В  мире опасных предметов», «Животные и растения – друзья и враги».

Д/игры на закрепления правил безопасности в быту и при пожаре.

Продуктивная деятельность «Огонь – друг, огонь – враг!»

Беседа: «Один дома».

Обыгрывание и обсуждение ситуации.

Опытно – экспериментальная деятельность с водой, песком.

Закаливание: прогулки в любую погоду, одеваться по погоде, ходьба босиком в помещении д/с, принятие солнечных ванн, контрастное обливание ног, умывание прохладной водой.

Массаж стоп, массаж носа,  массаж спины: «Свинки», «Рельсы», самомассаж, массаж ладошек, массаж ушей «Вареники, пельмешки»; упражнения на осанку «Зайка»; упражнения на дыхание, упражнения для глаз, динамические паузы, релаксации.

Комплекс ритмической гимнастики под песню «Вместе весело шагать»

Употребление в пищу фруктов и овощей

ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

Подготовительная группа

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Беседа: «Я расту, я развиваюсь»

Целевая прогулка к пешеходному переходу.

Рассматривание картин «Улица города»

 Обсуждение опасных ситуаций:

 «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

Загадывание загадок о транспорте, правилах дорожного движения.

Дидактические игры по правилам дорожного движения.

Продуктивная деятельность «Машины на нашей улице».

Физминутка: «Море волнуется»

Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал?»

П/И: «День – ночь»

Фруктово-ягодные, овощные соки, фрукты, овощи

Октябрь

Беседа: «Что такое здоровье?»

Беседа «Правила обращения с опасными предметами».

Д/и: «Опасно – не опасно».

Игра: «Поменяйтесь местами»

Беседа: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

Целевая прогулка к растениям на участке: «Польза растений»

Массаж ладошек: «Бигуди»

Физминутка: «Капитаны»

П/И: «Бездомный заяц»

Чесночно-луковая закуска, морковь, свекла с чесноком, салаты

Ноябрь

Беседа: «Твой режим дня»

Целевая прогулка по улице.

Беседы «Правила для пешеходов».

Изготовление светофоров из бросового материала.

 «Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Как вести себя с незнакомыми животными».

Продуктивная деятельность «Моё домашнее животное»

Беседа: «Как утро начнешь, так день проведешь»

Зверобика: «Мы охотимся на льва»

Упражнение для развития дыхания: «Аромат цветов»

П/И: «Водяной»

Кварцевание помещения

Декабрь

Беседа: «Надо, надо умываться…»

Массаж лица: «Умывалочка»

Беседа: «О микробах»

Беседа: «Закаляйся!»

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Беседа о труде врача.

Игра: «Быстрые ладошки»

Релаксация: «Я на солнышке лежу…»

Артикуляционная гимнастика с язычком и губками: «Утка», «Дудочка», «Язычок жолобок», «Язычок пельмешек»

Физминутка: «Стоп, покажи движение»

П/И: «Выше ноги от земли»

Витаминизация

Январь

Рассматривание полости рта в зеркало, определение состояния зубов.

Беседа: «Зубы! Зубы! Зубы!».

Д/и: «Зеркало»

Беседа «Как работают наши органы».

Д/и «Кто больше знает о себе».

Сюжетно-ролевая игра: «Инспектор ДПС»

Массаж спины: «Лошадки»

Профилактика плоскостопия: «Ходьба по массажным дорожкам»

Динамическая паузу: «Мартышки»

Полоскание зубов кипяченой водой

Февраль

Беседа: «Одежда и обувь»

Беседа «Почему нужно охранять природу».

Изготовление плакатов о защите природы.

Игровое упражнение «Электричество полезное или опасное».

Целевая прогулка на участке

Беседа: «Про еду»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций о поведении агрессии со стороны незнакомых взрослых.

Гимнастика для ног: «Слон»

Массаж тела: «А рядом бегемотики схватились за животики…»

П/ И: «Третий лишний»

Проветривание помещения

Март

Беседа: «Садимся за стол»

Беседа: «Движенье – это жизнь»

Д/и и упражнения «Окажи помощь». «Что делать, если ты..»

Беседа: «Безопасность в лесу»

Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Трубочка», «Улыбочка»

Динамическая пауза: «Кошка»

П/И: «Вышибалы»

Полоскание горла кипяченой водой

Апрель

Беседа: «Что мы думаем о спорте»

Беседа: «Осанка»

Игровое упражнение «Мы дружим с физкультурой».

Д/и «Угадай вид спорта».

Лепка «Мы делаем зарядку».

Игровые упражнения «Зачем нужны дорожные знаки».

Беседа: «О глазах»

Упражнение для глаз: «Муха»

П/И: «Попади в цель»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Когда нужно слушаться взрослых».

Просмотр видеофильма «Уроки осторожности».

Кварцевание помещения

Май

Беседа: «О звуках»

Беседа: «Если ты заболел. Если болеют твои родные»

Беседа: «О доброте»

Развлечение «Путешествие в страну здоровья».

Изготовление плакатов о здоровом образе жизни.

Беседа « И во дворе ездят машины».

Конструирование «Автостоянка для машин».

Беседа «Правила поведения на воде».

Игровая ситуация «Не зная брода, не суйся в воду».

Игра: «Бегай и замри»

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для ног: «Я иду песочком»

Фруктово-ягодные, овощные соки, фрукты, овощи

План профилактических мероприятий

Термометрия, учет здоровых детей постоянно

Период повышенной заболеваемости:

  • Лекарственная терапия (оксолиновая мазь в нос, полоскание морской солью).
  • Витаминотерапия (аскорбиновая кислота).
  • Натуротерапия (чесночные бусы, употребление в пищу лука чеснока).
  • Санэпидрежим (жесткий режим проветривания, влажной уборки, кварцевания).
  • Массаж.

Формы работы с родителями

-  Журнал здоровья

- консультации

- Рекомендации

- Памятки ЗОЖ

- родительское собрание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Примерное тематическое планирование работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники в средней и старшей группе

План работы по приобщению к художественной литературе средствами мнемотехники для среднего и старшего дошкольного возраста....

Календарно- тематическое планирование по физическому воспитанию на 2018 – 2019 уч. год. (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная).

Вторая младшая группа. Месяц№ неделиВводная частьОРУОсновные виды движенийПодвижная играЗаключительная частьС Е Н Т Я Б Р Ь1-я неделяХодьба и бег небольшими группами в прямом направлении за воспи...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Перспективно-тематическое планирование включения квест-технологии в воспитательную работу по социально-коммуникативному развитию

Перспективно-тематическое планирование по работе с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет, на основе которого квест-игры проводятся один раз в месяц. Планирование предусматривает работу с семьями в...

Перспективно-тематическое планирование включения квест-технологии в воспитательную работу по социально-коммуникативному развитию

Перспективно-тематическое планирование по работе с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет, на основе которого квест-игры проводятся один раз в месяц. Планирование предусматривает работу с семьями в...

Перспективно-тематическое планирование включения квест-технологии в воспитательную работу по социально-коммуникативному развитию

Перспективно-тематическое планирование по работе с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет, на основе которого квест-игры проводятся один раз в месяц. Планирование предусматривает работу с семьями в...