Программа здоровья
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Принято: Педагогический совет Протокол № ____ от ____________________ | Утверждаю: Приказ от ____________№ ____ Заведующий МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» Дорофеева Н.А. (печать) ____________
|
Комплексно-тематическое
планирование
старшей группы (от 5 до 6 лет)
МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска Саратовской области»
воспитателя I квалификационной категории
Каплина Е. Н.
г. Красноармейск, Саратовская область 2015 – 2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Здоровье».
Содержание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Основная форма реализации данной программы – НОД, совместная и самостоятельная деятельность детей.
Методы: беседы, дидактические игры, практические и творческие задания, викторины, развлечения и т. д.
2. Цель и задачи программы, её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.2. Задачи:
1. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровье сберегающего и безопасного поведения. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
2. Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
3. Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Интегрируется с областями «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
3. Требования к уровню освоения содержания программы
Достижения ребёнка:
· Ребёнок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
· Ребёнок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
· Ребёнок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:
- умеет обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причёсывать волосы и т. п.);
- умеет определить состояние своего здоровья (здоров или болен), высказаться о своём самочувствии, назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган;
- владеет культурой приёма пищи (сидит спокойно, аккуратно пережёвывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, правильно пользуется вилкой и ножом, салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные продукты питания, разумно употребляет их;
- умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
- проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
- умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно ведёт себя в лесу;
- готов оказать элементарную помощь себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью);
- проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребёнка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой.
4. Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 80 часов 15 минут
Таблица 1
№ п/п | Наименование и № разделов | В том числе объём (час, мин.) | ||
всего | теоретические | практические | ||
1 | Раздел 1 Здоровье и здоровый образ жизни | 1500 минут | 1050 минут | 450 минут |
2 | Раздел 2 Применение опыта здоровье сберегающего поведения | 3225 минут | 2500 минут | 725 минут |
3 | Раздел 3 Диагностика | 90 минут | 60 минут | 30 минут |
5. Содержание программы
5.1. Объём программы по темам
Таблица 2
№ раздела | № темы | Объём программы (час., мин.) | ||
ВСЕГО | Теоретические | Практические | ||
Раздел 1 Здоровье и здоровый образ жизни | Тема 1 | 250 мин | 175мин | 75 мин |
Тема 2 | 250 мин | 175 мин | 75 мин | |
Тема 3 | 250 мин | 175 мин | 75 мин | |
Тема 4 | 250 мин | 175 мин | 75 мин | |
Тема 5 | 250 мин | 175 мин | 75 мин | |
Тема 6 | 250 мин | 175 мин | 75 мин | |
Раздел 2 Применение опыта здоровье сберегающего поведения | Тема 7 | 645 мин | 500 мин | 145 мин |
Тема 8 | 645 мин | 500 мин | 145 мин | |
Тема 9 | 645 мин | 500 мин | 145 мин | |
Тема 10 | 645 мин | 500 мин | 145 мин | |
Тема 11 | 645 мин | 500 мин | 145 мин | |
Раздел 3 | Диагностика | 90 мин | 60 мин | 30 мин |
Итого: | 4815мин | 3610 мин | 1205 мин |
5.2. Содержание разделов образовательной программы
Раздел 1. «Здоровье и здоровый образ жизни» (1500 мин.: 1050 мин. – т., 450 мин. – пр.).
Тема 1. «Признаки здоровья и нездоровья человека» ( 250 мин.:175 мин. - т., 75 мин. - пр.).
Тема 2. «Правила здорового образа жизни, полезные и вредные привычки» ( 250 мин.:175 мин. - т., 75 мин. - пр.).
Тема 3. «Правильное поведение при болезни, помощь при уходе за больным» ( 250 мин.:175 мин. - т., 75 мин. - пр.).
Тема 4. «Человеческий организм, бережное отношение к нему» ( 250 мин.:175 мин. - т., 75 мин. - пр.).
Тема 5. «Правила профилактики и охраны здоровья» ( 250 мин.:175 мин. - т., 75 мин. - пр.).
Тема 6. «Представление о собственном здоровье, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания» ( 250 мин.:175 мин. - т., 75 мин. - пр.).
Раздел 2. «Применение опыта здоровьесберегающего поведения» (3225 2500 мин.: мин. – т., 725 мин. – пр.).
Тема 7. «Соблюдение режима дня» ( 645 мин.: 500 мин. – т., 145 мин. – пр.).
Тема 8. «Соблюдение культурно-гигиенических навыков» ( 645 мин.: 500 мин. – т., 145 мин. – пр.).
Тема 9. «Помощь при недомогании».мин.: 500 мин. – т., 145 мин. – пр.).
Тема 10. «Способы ухода за своим организмом» ( 645 мин.: 500 мин. – т., 145 мин. – пр.).
Тема 11. «Здоровье, правила здорового образа жизни» ( 645 мин.: 500 мин. – т., 145 мин. – пр.).
Раздел 3. Диагностика. (90 мин.: 60 мин. – т., 30 мин. – пр.).
5.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований: беседы, наблюдения.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют умение обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены, знание о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья, понимание, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье и т. д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагога и родителей:
· Ребёнок не проявляет интереса к проблемам здоровья и здоровье сберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своём поведении основ здорового образа жизни.
· Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопасного поведения носят поверхностный, формальный характер.
· Ребёнок испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, своими вещами и игрушками, в пользовании носовым платком, салфетками, столовыми приборами. Требуется постоянное напоминание и помощь взрослого.
· Не проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому или ребёнку, неохотно откликается на просьбы о помощи и заботе.
7. Методическое обеспечение программы
7.1. Рекомендуемая литература
7.1.1. Основная литература
Таблица 3
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1. | Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др. | «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» | Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС», 2011 год, 528 стр. | Программа | 1 |
2. | Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Крулехт М. В. и др. | «Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие» | Санкт-Петер-бург, «ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС», 2011 год, 592 стр. | Научно-методическое пособие | 1 |
7.1.2. Дополнительная литература
Таблица 4
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательство, год издания, кол-во стр. | Вид издания, гриф | Кол-во экз. |
1 | Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. | Игры, которые лечат. | М: ТЦ Сфера, 2009. | 1 | |
2 | Метельская Н. Г. | 100 физкультминуток на логопедических занятиях. | М: ТЦ Сфера, 2008. | 1 | |
3 | Гаврючина Л. В.. | Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.- | М: ТЦ Сфера, 2007. | 1 | |
4 | Подольская Е. И. | Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. | М: Скрипторий 2003, 2009. | 1 | |
5 | -Прохорова Г. А. | Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. | М: Айрис Пресс, 2009. | 1 | |
6 | - Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. | Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс». | СПб: Детство-Пресс, 2007. | 1 |
7.2. Средства обеспечения для освоения программы
7.2.1. Аудио - и видео - пособия
Таблица 5
Вид аудио - и видео- пособия | Наименование пособия | |||
видеофильм | кинофильм | слайды | аудио- пособие | |
нет | нет | нет | нет | нет |
7.2.2. Наглядный материал
Таблица 6
Картины, предметные картинки, | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
Игра «Валеология (кожа, питание, сон» | ||
Игра «Валеология: зубы, зрение, слух). |
8. Материально-техническое обеспечение
8.1. Специализированные учебные помещения и участки
Таблица 7
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (кв. м.) | Количество мест |
1. | Физкультурный зал | ||
2. | Спортивная площадка |
8.2. Основное учебное оборудование
Таблица 8
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Физкультурный зал | массажоры – мячи 2-х видов, 4-х размеров; гимнастические скамейки; корригирующие маты; мягкие арки; тоннели; мягкие модули для равновесия; массажоры «Ежики» стойки баскетбольные; резиновые мячи разных размеров; обручи 2-х размеров; гимнастические палки; скакалки; дартц; стойки для прыжков и метания; кегли пластмассовые гантели. |
2. | Спортивная площадка | баскетбольный щит |
Приложения
Конспекты занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....
Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.
Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...
Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."
Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...
Мастер-класс "В здоровом теле-здоровый дух" в рамках реализации программы "Здоровье"
мастер-класс предназначен для воспитателей доу....
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Программа здоровья "Здоровый малыш"
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, в дошколь...
Программа «Здоровей-ка» по здоровьесберегающим технологиям, по освоению детьми младшей группы образовательной области «здоровье» в рамках направления «физическое развитие»
Пояснительная запискаЗдоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, к...