Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"
проект (подготовительная группа) по теме
Все чаще приходится сталкиваться с проявлением у детей душевной скудости, проистекающей от отсутствия или недостатка нравственности. Мы – педагоги, и – родители – хотим в будущем видеть детей «успешными взрослыми». Но насколько успешным можно считать человека, отлично знающего, где и как заработать, чтоб занять «достойное место в жизни», но понятия не имеющего, что такое милосердие, честь и достоинство? С помощь проекта, истоки нравственного сознания мы решили искать в национальных традициях, обратиться к опыту народной педагогики, семейным ценностям и формировать этическое сознание в воспитанниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Дорогою добра»
(для детей подготовительной к школе группы)
Пояснительная записка.
Современное общество буквально захлестывают потоки информации и жажды материальных благ. Еще русский великий психолог А.Н. Леонтьев предупреждал, что избыток информации ведет к оскудению души. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи. Все чаще приходится сталкиваться с проявлением у детей душевной скудости, проистекающей от отсутствия или недостатка нравственности. Мы – педагоги, и – родители – хотим в будущем видеть детей «успешными взрослыми». Но насколько успешным можно считать человека, отлично знающего, где и как заработать, чтоб занять «достойное место в жизни», но понятия не имеющего, что такое милосердие, честь и достоинство? С помощь проекта, истоки нравственного сознания мы решили искать в национальных традициях, обратиться к опыту народной педагогики, семейным ценностям и формировать этическое сознание в воспитанниках.
Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2012г.-май 2013г.)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель: Сохранение нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется основными направлениями сегодняшних реформ образования – изменение уклада его начальной ступени. Назрела необходимость так перестроить воспитательно-образовательный процесс дошкольников, чтобы дети были заинтересованы в саморазвитии, в эмоционально-волевом самосовершенствовании и приобрели способность к нравственным поступкам. В старшем дошкольном возрасте способность восприятия воспитательного воздействия из вне проявляется максимально благодаря пластичности психофизических механизмов ребенка: высокому уровню подражания, любознательности, стремлению к новому, отсутствие системы фиксированных ценностей, мнений и заранее установленных ориентаций. Дошкольники подготовительной группы активно осваиваются в общественной жизни, учатся устанавливать с людьми определенные взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков.
Задачи проекта через интеграцию образовательных областей «Социализация», «»Здоровье», «Познание», «Коммуникация»:
Образовательная область «Социализация»
- На основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к доброте, способную противостоять злу.
- Становление первоначальных нравственных ценностей у детей: почтения и уважение к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
- Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании.
Образовательная область «Здоровье»
- Снижение уровня агрессивности, заболеваемости.
- Формирование основ здорового образа жизни, как залога эмпатии со стороны социума.
Образовательная область «Познание»
- Преобразование нравственных ценностей во внутриличностные принципы через самопознание.
Образовательная область «Комуникация»
- Формирование у воспитанников способности выстраивать диалог с окружающими на основе морально-ценностных ориентиров.
Система нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование нравственности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ
- обращение к традициям и ценностям своего народа
- гуманное отношение к окружающему миру;
- любовь к родной семье, родному дому, к Родине;
- уважение к людям разных национальностей;
- уважение к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (1 блок - «Общий сбор», 2 блок - «Все красивое - от природы, доброе – от человека»).
2 этап – основной (3 блок - «Семья – ближний круг», 4 блок - «Здоровый образ жизни – залог успеха в общении»).
3 этап- заключительный (5 блок - «Труд облагораживает человека», 6 блок - «Россия – моя Родина»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование блока | Задачи | Формы работы | |
1. | «Общий сбор» | Диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях. Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. | -тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы. |
2. | «Все красивое - от природы, доброе – от человека» | -раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; - воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; - формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии . | - чтение художественной литературы; - этические беседы; - совместные экскурсии, - часы общения; - творческие работы; - проекты; - выставки; - семейные чтения; - семейные посиделки. |
3. | «Семья – ближний круг» | - Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; - воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; - расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; - повышение компетентности родителей в нравственном воспитании - знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа | -беседы; - часы общения; - семейные праздники; - посиделки; - походы; - дни именин и дни рождения; - совместные выставки; - творческие встречи; - индивидуальные консультации; - дни открытых дверей; - практикум для родителей и т.д. - работа родительского клуба «Счастливая семья». |
4. | «Здоровый образ жизни – залог успеха в общении» | - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; - профилактика вредных привычек; - на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. | - совместные прогулки; - кроссы; - спортивные соревнования; - праздники; - беседы-практикумы; - походы; - эстафеты; - турниры; - акции; - встречи; - Дни здоровья и т.д. |
5. | «Труд облагораживает человека» | -формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; - воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; | - организация самообслуживания; - беседы; - конкурсы; - встречи с интересными людьми; - деловые игры; - ролевые игры; - выставки и др. |
6. | «Россия – моя Родина» | - воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; - знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма; - развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям; - поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. | - экскурсии в музеи; - знакомства с подвигами святых и героев своей Земли; - этические беседы; - встречи с семьями; - конкурсы, - обсуждение мультфильмов и т.д. - посещение музея |
Ожидаемые результаты:
Педагоги:
- Повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов;
- Повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;
- Расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум;
Дети:
У воспитанников сформированны представления:
- О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- О духовных и нравственных ценностях;
- О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- Знакомы с историей и культурой своей страны;
- Умеют беречь и поддерживать красоту;
- Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
- Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
- Стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
- Сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей
- Воспитанию чувства благоговения к святыням;
- Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.
Тематическое планирование: «Дорогою добра»
Работа с детьми | Работа с родителями |
Беседа: «Мой внутренний мир», «В мире вежливых слов». | -анкетирование; -тестирование; -опрос; -индивидуальные беседы |
Дидактическая игра «Семейный круг» | |
Беседа «Что такое самовоспитание» | |
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо» | |
Конкурс рисунков: «Защити слабого» | |
Конкурс стихов: «Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов» | |
2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека» | |
Беседа «Приветливые слова» | - выставка творческих работ «Вежливость» - семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке - акция доброты: сбор книг для детей инвалидов |
Оформление альбома «Пословицы о доброте» | |
Конкурс песен о дружбе «Дружба верная» | |
Сочинение сказки «Доброта» | |
Сюжетно-ролевая игра «Учись оказывать помощь» | |
Тематическое занятие «Доставляй людям радость добрыми делами» | |
3 блок: «Семья – ближний круг» | |
Сюжетно-ролевая игра с заданиями «Гостям всегда рады» | - семейные праздники; - посиделки; - дни именин и дни рождения; - совместные выставки; - творческие встречи; - индивидуальные консультации; - дни открытых дверей; - практикум для родителей и т.д. - работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья». - «Моя родословная» |
Моделирование «Дом, в котором я живу» | |
Конкурс рисунков «Моя дружная семья» | |
Апликация «Моя родословная» | |
4 блок: « Здоровый образ жизни – залог успеха в общении» | |
Беседа «Здоровая и вкусная еда» | - совместные прогулки; - кроссы; - спортивные соревнования; - праздники; - эстафеты; - турниры; - встречи; - Дни здоровья и т.д. |
Дидактическая игра «Вредные привычки» | |
Физминутка «Волшебные точки» | |
Инсценировка «Я прививок не боюсь…» | |
Оформление альбома «Если хочешь быть здоровым, закаляйся!» | |
5 блок: «Труд облагораживает человека» | |
Беседа «Трудолюбивый человек всегда прекрасен» | - организация самообслуживания; - беседы; - конкурсы; - встречи с интересными людьми; - деловые игры; - ролевые игры; - выставки - организация экскурсий на работу родителей |
Конкурс «Пословицы о труде» | |
Дидактическая игра «Все профессии нужны, все профессии важны» | |
Слайдовая презентация «Любовь к труду у всех на виду» | |
Аппликация «Мы - модельеры» | |
6 блок: «Россия – моя Родина» | |
Конкурс рисунков «Мы маленькие дети на большой планете» | - знакомства с подвигами святых и героев своей Земли; - встречи с ветеранами войн; - этические беседы; - встречи с семьями; - конкурсы, - обсуждение мультфильмов и т.д. - посещение музея |
Беседа «Наша Родина - Россия» | |
Оформление выставки «Мой край» | |
Встреча с ветеранами «Защитники нашей Родины» | |
Посещение музея космонавтики и рисунки «Наши космонавты» | |
Слайдовая презентация «Этот День Победы». |
Литература:
- Буре, Р.С. Когда обучение воспитывает / Р.С. Буре. – Спб, 2002.
- Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / по ред. Р.С. Буре, М.В. Воробьева и др. – М.: Просвещение, 2006;
- Метенова, Н.М. Уроки вежливости Практическое пособие. / Н.М. Метенова. – Ярославль, 2000.
- Шорыгина, Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Шорыгина, Т.А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.
- Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. – Х.: Издательство «Ранок», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект для старшего дошкольного возраста. «Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского».
На протяжении многих лет взрослыми и детьми слушаются и поются добрые, светлые детские песни Владимира Шаинского. Их популярность огромна. Сколько раз критики, специалисты пытались объяснить фен...
Презентация краткосрочного проекта для старшего дошкольного возраста " Добро и зло в русских народных сказках".
Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, пос...
Педагогический проект для старшего дошкольного возраста на тему "СКАЗКИ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12401722","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"480"}}]]...
Педагогический проект для старшего дошкольного возраста "Музыка и песни Владимира Яковлевича Шаинского"
В наше трудное время. когда кругом звучит много разной, грохочущей музыки, которая плохо влияет на психику детей. именно песни и музыка замечательного композитора В.Я.Шаинского помогают воспитан...
Педагогический проект в старшей дошкольной группе на тему: «Дарите людям доброту»
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества....
Педагогический проект в детском саду "Мир добрых слов" с детьми среднего дошкольного возраста
Провела 16 апреля 2019 года на РМО "Д\с "Чебурашка"" ....
«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»
Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...