Главные вкладки
Формирование у детей подготовительной группы представлений о профессиях, связанных с транспортом, посредством сюжетно-ролевой игры
статья (подготовительная группа)
В статье рассматриваются вопросы формирования у дошкольников представлений о профессиях, связанных с транспортом, через сюжетно-ролевую игру. Обоснована актуальность трудового воспитания в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Раскрывается роль игры как ведущего вида деятельности ребенка, ее значение в социализации, развитии личности и познании мира профессий. Особое внимание уделено использованию сюжетно-ролевой игры как эффективного метода для расширения знаний детей о профессиях транспортной сферы. Указывается на противоречие между потребностью в ознакомлении детей с профессиями и недостаточной разработанностью практического материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у детей подготовительной группы представлений о профессиях, связанных с транспортом, посредством сюжетно-ролевой игры
Пряничникова Анастасия Сергеевна,
студентка, отделение «Дошкольное образование» Дзержинский педагогический колледж, РФ, г.Дзержинск
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы формирования у дошкольников представлений о профессиях, связанных с транспортом, через сюжетно-ролевую игру. Обоснована актуальность трудового воспитания в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО. Раскрывается роль игры как ведущего вида деятельности ребенка, ее значение в социализации, развитии личности и познании мира профессий. Особое внимание уделено использованию сюжетно-ролевой игры как эффективного метода для расширения знаний детей о профессиях транспортной сферы. Указывается на противоречие между потребностью в ознакомлении детей с профессиями и недостаточной разработанностью практического материала.
Ключевые слова: дошкольное образование, подготовительная группа, профессии, транспорт, сюжетно-ролевая игра, трудовое воспитание, ФГОС ДО.
Формирование трудовых представлений у детей – важная часть всестороннего развития в дошкольный период. В рамках требований ФГОС ДО одним из целевых ориентиров выступает овладение ребенком начальными знаниями о мире, включая социальные явления и профессии. В этом контексте актуальным становится знакомство дошкольников с профессиями, связанными с транспортом.
Современная образовательная практика отмечает потребность в формировании у детей ценностного отношения к труду, понимания его общественной значимости и разнообразия. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) подчеркивает необходимость развития у детей представлений о взаимосвязи видов труда. Особенно важно, чтобы эти знания имели прикладной, жизненный характер, что делает тему транспорта и смежных профессий близкой и интересной детям.
Игра — ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в которой он активно усваивает нормы, социальные роли, формирует личностные качества. Сюжетно-ролевая игра, как одна из самых сложных и значимых форм игровой деятельности, позволяет моделировать социальные ситуации, проживать различные трудовые роли.
Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, игра — это одновременно спонтанное и организованное взаимодействие ребёнка с миром взрослых. В ней дети проявляют самостоятельность, креативность, эмоциональную вовлеченность. В условиях сюжетно-ролевой игры дети погружаются в деятельность водителей, машинистов, пилотов, диспетчеров, получают представление о функциях и задачах этих профессий.
Развитие сюжетно-ролевой игры как средства ознакомления с трудовой деятельностью рассматривалось в трудах М.А. Васильевой, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной и др. Они отмечают, что игра способствует интеллектуальному, речевому, коммуникативному и эмоциональному развитию, а также формирует первичное профессиональное самоопределение.
Несмотря на теоретическую проработанность темы, в образовательной практике дошкольных учреждений остается недостаточно разработанным вопрос внедрения сюжетно-ролевых игр, ориентированных на профессии транспортной сферы. Это вызывает противоречие между реальной потребностью детей и отсутствием целенаправленной программы в данной области.
Таким образом, формирование у детей подготовительной группы представлений о профессиях, связанных с транспортом, посредством сюжетно-ролевой игры — эффективный путь реализации образовательных задач дошкольного воспитания. Необходима разработка и внедрение методических материалов, обеспечивающих системный подход к трудовому воспитанию через игру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
- Алябьева, Е. А. Дошкольникам о транспорте и технике / Е. А. Алябьева. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. - 2-5 с. - ISBN 978-5-9949-1400-7. - Текст : непосредственный.
- Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – Москва : Мозайка-Синтез, 2011. – 136 с. – ISBN 978-5-8677-5781-6. – Текст: непосредственный.
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 209 с. – ISBN 5-86775-272-0. – Текст : непосредственный.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 160 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06998-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
- Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
- Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольника / А. В. Запорожец. — Москва : Просвещение, 1965. — 294 c. - ISBN 978-5-534-05560-3. – Текст : непосредственный.
- Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада. – Москва : Просвещение, 1988. - 96 с. - ISBN 5-09-000726-8. – Текст : непосредственный.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 329 с. - ISBN 5-8291-0190-4. - Текст : непосредственный.
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 2012. –3-58 с. - ISBN 978-5-4468-8629-6. – Текст : непосредственный.
- Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик. — 3-е изд. — Москва: Просвещение, 1983. — 207 с. – URL : (дата обращения: ). – Текст : электронный.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2012. - 705 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01141-8. - Текст: непосредственный.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.- ISBN 5-691-00256-2. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры по формированию у детей подготовительной группы представлений о музеях СПб
закреплять знания детей старшего дошкольного возраста, полученные на экскурсиях в музеи Санкт-Петербуга. Развивать культуру общения и монологическую речь...

Примерный план работы по формированию у детей старшей группы. Представлений о профессии «Музыкант».
Примерный план работы по формированию у детей старшей группы. Представлений о профессии «Музыкант»....
Мастер-класс для детей подготовительной группы и их родителей «Вылепим хлебобулочные изделия для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Научить использовать возможности соленого теста - тестопластики в совместном творчестве родителей и детей....
План работы по формированию у детей старшей группы представлений о профессии «Повар» .
План работы по формированию у детей старшей группы представлений о профессии «Повар» ....

Игра – викторина для детей подготовительной группы на тему «Профессии нужны, профессии важны».
Конспект викторины используется для старших дошкольников на занятия по закреплению знаний профессий. В ходе данной викторине дети закрепляют знания, вспоминают профессии....

Вовлечение родителей в образовательную деятельность с целью формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Аннотация. В данной статье рассмотрены различные методы, формы и условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Особое внимание уделено взаимодействию с родител...
Формирование у детей подготовительной группы представлений о пожарной безопасности через сюжетно-ролевую игру
Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. Занятия могу...