Опыт работы "Развитие познавательных способностей и активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности"
презентация

Галахова Валентина Александровна

Процесс качественного обновления образования с каждым годом поднимает планку уровня  развития познавательных способностей детей и их интеллектуального развития.

В рамках исследовательского подхода обучение идет :
  • с опорой на непосредственный опыт ребенка;
  • на его расширение в ходе поисково-исследовательской деятельности, активного освоения мир;
  • детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;
  • создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями

Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

     Новизна идеи состоит в том, что я стремлюсь действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГОС.  При реализации содержания образовательной области «Познание» я использую на мой взгляд, эффективный  метод – эксперимент . Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось.

      Исследование организуется от мотива, потребности детей. Моя задача на этом этапе - помочь осознать эту  потребность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Тема: « Развитие познавательных способностей и активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности » Автор: воспитатель Галахова В.А. «

Слайд 2

Педагогическая идея, которую я представляю «Детское экспериментирование как метод познания»

Слайд 3

Что привело меня к выбору данной идеи ? В современных Федеральных стандартах к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Одним из перспективных методов, которые служат развитию познавательных способностей детей и является метод экспериментирования. Ведущей идеей моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, т. к. эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Слайд 4

Актуальность и новизна педагогической идеи Процесс качественного обновления образования с каждым годом поднимает планку уровня развития познавательных способностей детей и их интеллектуального развития. В рамках исследовательского подхода обучение идет : с опорой на непосредственный опыт ребенка; на его расширение в ходе поисково-исследовательской деятельности, активного освоения мир; детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности; создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Новизна идеи состоит в том, что я стремлюсь действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГОС. При реализации содержания образовательной области «Познание» я использую на мой взгляд, эффективный метод – эксперимент . Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей. Моя задача на этом этапе - помочь осознать эту потребность.

Слайд 5

Задачи по её реализации: Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности; Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование Формировать умение детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности; Развивать коммуникативные навыки и любознательность Цель педагогической идеи : развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Слайд 6

Содержание центра экспериментальной деятельности Компонент дидактический: - Книги познавательного характер для старшего возраста; -Тематические альбомы; -Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» Компонент оборудования: Простейшие приборы и приспособления : -лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений»; -зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»; -контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы в разными запахами; «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки Материалы: - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной; - красители-пищевые и непищевые; - семена бобов, фасоли, гороха; - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Компонент стимулирующий: -на видном месте вывешиваются правила работы с материалами; -персонажи, наделанные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация; - карточки-схемы проведения экспериментов.

Слайд 7

Основное содержание исследований, проводимых с детьми: 1 . О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2 . О природных явлен иях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3 . О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). Элементарность моих опытов заключается: во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование

Слайд 8

Структура проведения эксперимента Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента Уточнение плана исследования Выбор оборудования Непосредственное проведение эксперимента. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования

Слайд 9

Правила работы с различными материалами С песком : Если сыплешь ты песок — рядом веник и совок. Со стеклом: Со стеклом будь осторожен- Ведь оно разбиться может. А разбилось — не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат-совок И для мусора бачок — Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук — друг: он нам помог, И никто здесь не промок С огнем: Помни правило: огонь никогда один не тронь! По окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил?

Слайд 10

Приёмы повышения активности ребёнка в познавательно- исследовательской деятельности 1.Обеспечиваю интерес к предстоящей деятельности через: мотивацию; образность, эмоциональность,; значимость и необходимость участия каждого в деятельности. 2.Стимулирую исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения. 3.Обсуждаю с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата 4.Помогаю составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения. 5.Использую приемы развития творческого воображения. Накопление ребенком опыта инициативного поведения в экспериментальной познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области

Слайд 11

Результативность реализации педагогической идеи Критерии сформированности у детей экспериментальной деятельности: отношение к экспериментальной деятельности; осознание проблемы; выслушивание инструкций ; прогнозирование результатов; выполнение работы; выполнение правил безопасности; словесный отчет об увиденном, формулирование результатов. Дети стали проявлять любопытство, задавать вопросы. Непосредственный контакт детей с предметами и материалами, опыты с ними позволили познать их свойства, качества, особенности. Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что все поставленные цели и задачи реализуются

Слайд 12

Перспективность Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личностью . Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона « Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Слайд 13

Опытническая деятельность «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА…»

Слайд 14

ЦЕЛИ Дать детям знания о свойствах воды, снега, льда. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность. Воспитывать бережное отношение к воде. Учить работать вместе, дружной командой. Создание эмоциональной атмосферы в группе .

Слайд 15

Вода – это жидкость Она льётся. Что такое вода?

Слайд 16

Растениям Животным Кому нужна вода?

Слайд 17

Вода нужна людям, чтобы готовить пищу, мыть посуду. Кому нужна вода?

Слайд 18

Вода нужна людям, чтобы умываться, стирать одежду. Кому нужна вода?

Слайд 19

Игровое занятие «Тёплая капелька, или поможем колобку умыться» Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной. Какая бывает вода?

Слайд 20

Игра с холодными и горячими капельками Воспитатель выясняет ощущения детей и Колобка: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему? Ответы детей: Холодной водой умываться плохо, можно простудиться, неприятно, замерзнут руки, плохо отмывается грязь. Горячей водой можно обжечься. Изучаем свойства воды

Слайд 21

Как помочь Колобку? Сделать теплую капельку! Вывод: Чтобы получить теплую воду, нужно смешать горячую с холодной Опыт «Как сделать теплую воду»

Слайд 22

Дети самостоятельно переливают воду и убеждаются, что количество воды не изменилось Вывод: Вода принимает форму сосуда. И даже такую! Опыт «Вода принимает форму сосуда» Количество воды не изменилось.

Слайд 23

Цель: Показать, что сквозь воду видны разные предметы . Дети опускают в воду палочки, камешки, ложки, рассматривают сквозь воду картинки. Опыт «Вода прозрачная» Вода прозрачная, через неё видны разные предметы.

Слайд 24

В гостях у Снежной королевы Изучаем свойства льда Лёд- это замёрзшая вода. Он хрупкий.

Слайд 25

Игра «Освободим бусинки из ледяного плена» Игры забавы со льдом Различные мелкие предметы заливаем водой и замораживаем. В тёплом помещении они «освобождаются из ледяного плена».

Слайд 26

В морозную погоду снег рассыпчатый, из него трудно лепить снежки. Можно слепить разные фигурки используя формочки Игры со снегом

Слайд 27

В теплом помещении снег становиться липким и из него можно слепит снежки Минутка радости В теплую погоду снег становится липким и из него можно слепить снеговика.

Слайд 28

В холодной стране капельки из тучки превращаются в снежинки Откуда зимой снег?

Слайд 29

Что мы узнали Познакомились с основными свойствами воды (вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы) Мы также узнали , что если воду сильно нагреть - она превратиться в пар, если сильно охладить – она превратиться в лёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности

   Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающ...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....

Перспективный план по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Перспективный план по развитию познавательной активности посредством экспериментирования....