Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кочанова Ольга Васильевна

     Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности"

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей-дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования.

     Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение:   

     В период дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская, в процессе которой формируются и развиваются познавательные способности.

    Одна из форм исследовательской деятельности – экспериментирование. 

    В экспериментировании задействованы все сферы детской деятельности – игра, занятие, прогулка, а так же сон и прием пищи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, ученым.

       Экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Проведение эксперимента неотъемлемо от операций анализа, сравнения, умения классифицировать, следовательно, активизируются мыслительные процессы ребенка, развивается память. О проведенном эксперименте и полученных результатах необходимо рассказать, сделать выводы, а значит, стимулируется развитие речи. При этом формируются трудовые навыки.

     Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.

Актуальность:

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования.

     Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста.

     Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Основная цель нашей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Исходя из цели нашей работы, мы поставили перед собой познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Задачи:

Познавательные

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • Формирование трудовых навыков.

Развивающие:

  • Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
  • Способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
  • Развитие речи;

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к познанию окружающего мира;
  • Стимулирование желания детей экспериментировать;
  • Формирование коммуникативных навыков.

Описание работы:

Свою работу мы начали с анкетирования родителей, где выявили, что 34,7% родителей считают исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 17,7% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и лишь 15,2% респондентов поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.

  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан уголок «Мини-лаборатория». А так же был сформирован примерный перечень материалов для исследований.

     Для самостоятельных игр мы  приготовили самое простое оборудование и материалы, а для исследований разработали различные схемы проведения опытов и рисунки-символы, подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет. Например, нашим детям очень нравится работать с «ящиком ощущений».

    Отношения с детьми мы строили на основе партнерства. На первых этапах экспериментирования мы предлагали детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать.

    Для игр мы предлагали  им песок, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т.е. самые доступные материалы.

     Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, мы предложили родителям информационный материал в родительском уголке, где предложены занятия для детей и родителей. Кроме того, мы их приглашали на занятия, организовывали для них выставки детских работ.

       На начальном и на заключительном этапе работы нами был проведен мониторинг по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой.

Сравнив результаты начального и итогового мониторинга мы увидели, на сколько повысился уровень развития детей по экспериментальной деятельности.

     Таким образом,   мы уверены, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно – экспериментальной деятельности.

Месяц

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

Сентябрь

3 неделя.

Экспериментирование с песком и глиной.

Образовательная ситуация. 

Экспериментирование на прогулке.

Тема: песок, глина – наши помощники.  Цель: уточнить  представления о свойствах песка и глины.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской  активности детей.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет

4 неделя

Экспериментирование с песком.

Образовательная ситуация

Строительные игры

Тема: Песочные часы.  

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомить с песочными часами. 

Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.

Вывод: песок может двигаться. 

Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов

Октябрь

1 неделя

Наблюдение за жизнью растений.

Опыт 

Дидактическая игра

Труд в природе

Тема: на свету и в темноте.

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития  растения.

Тема: «Угадай растение».  Цель: учить описывать внешний вид растения.

Сбор осенних листьев для гербария.

Консультация: 

«Игра или 

экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Зарисовка

2 неделя

 В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Зарисовка

Тема: этот удивительный воздух.

 Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Цель: формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью  флюгера

3 неделя

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация

Конструирования

Тема: вдох – выдох.

Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха. 

Изготовление вертушки.

  Цель: учить делать вертушку из квадратного листа бумаги.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит  от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Поместить в уголок сосуды р

4 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Экологическая игра

Тема: с водой и без воды. 

Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).

«Угадай растение».  Цель: учить детей описывать растение, используя схему описания.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива  зарисовывают.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Вывод. Растения без воды жить не могут.

Ноябрь

1 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт 

Чтение художественной литературы

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Тема: два магнита.  Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад. 

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита

Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов

2 неделя.

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт на прогулке

Тема: магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Тема: стороны света. 

Цель: учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса

3 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Дидактическая игра 

Тема: свойства воды.

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

«Хорошо – плохо».  Цель: выявить положительные  и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков,  обозначающих данные свойства воды.

4 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация

Чтение художественной литературы

Тема: куда делась вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации,  выявить процесс испарения воды.

Чтение сказок «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Цель: продолжать формировать представление о круговороте воды в природе, о свойствах и формах воды, поддерживать интерес к литературе.

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит  при охлаждении пара.

Декабрь

1 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация 

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников.

Дидактическая игра

Тема: Термометр и температура.

Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов.

Тема: пейзаж в разное время года. 

Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха.

Тема: «Оденемся на прогулку».

Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

2 неделя

Экспериментирование с водой 

Опыт 

Дидактическая игра

Исследовательская деятельность на прогулке

Тема: замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Тема: «Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека.

Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды)

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование 

Игра – экспериментирование 

Опыт

Тема: плавучесть предметов.

Цель: подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

Тема: тонет – не тонет.

Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет.

Тема: почему не тонут корабли? Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть;

Независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.

4 неделя

Человек Образовательная ситуация 

Игра  

Прослушивание аудиозаписей

Тема: знакомство с ухом

Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха

Тема: угадай, чей звук.   Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов.

Тема: разные звуки.

Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами

Выводы: уши позволяют слышать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом, танцевать, слушать радио и т.д.

Январь

2 неделя

 Человек

Образовательная ситуация 

Опыт 

Беседа

Тема наши помощники – глаза.

Цель: познакомить со строением  глаза, функцией его частей.

Тема: почему у нас два глаза?  Цель:  помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза

Тема: береги глаза!  

Цель: воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

3 неделя

 Опыты со снегом 

Образовательная ситуация

Наблюдение на прогулке

Словесная игра

Почему идет снег?

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Тема: снег, его свойства.  

Цель: выявить свойства снега

Тема: четыре стихии.  Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Вывод: снег бывает   мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок

4 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация 

Игровая деятельность

Экспериментирование на прогулке

Тема: световой луч.

Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей.

Теневой театр «Репка».  Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

 Тема: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером -  от света фонарей. 

Домашнее задание  - изготовление фигурок для теневого театра.

Вывод: световое пятно  (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот.

Февраль

1 неделя

 Человек

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Игра  на мимику

Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.  Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.

Тема: угадай на вкус.  Цель: учить определять пищу на вкус.

Тема: покажи вкус.  Цель: учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.

Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: мир ткани. 

Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Тема: наряды куклы Тани.

 Цель: побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа 

Тема: мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги

Тема: для чего человеку бумага

Цель: формировать представление о роли бумаги для человека.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна»

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

4 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация-экспериментирование

Словесная игра  

Тема: путешествие в мир стеклянных вещей.  Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Тема: скажи, какой?  Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных  (стекло – стеклянный,  дерево – деревянный)

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? (Приложение№12)

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Март

1 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Тема:  какие условия нужны растению для хорошего роста?  Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету,  а третья –  без воды и света. Наблюдения за состоянием растений в зарисовывают на протяжении 3 недель.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

2 неделя

 Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация – экспериментирование

Опыт

Тема: вода – растворитель,  фильтрование воды.

Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра.

Тема: растворимость соли;  где легче плавать – в реке или море?

 Цель: формировать представление о том, что вода – растворитель, о свойствах соленой воды. 

Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят».

(Приложение №11)

Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

Фиксирование опыта 

Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука)  для самостоятельных опытов детей.

3 неделя

Человек 

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: определение пищи на вкус.

Цель: учить определять пищу на вкус.

Тема: полезные и вредные продукты.

Цель: продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно»

4 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Подвижная игра 

Чтение художественной литературы

Тема: Вершки – корешки.

Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян.

Тема: вершки и корешки

Цель: поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах.

Заучивание стихотворение Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника).

Цель: развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.

Наблюдение проводиться  ежедневно, в течение 10 –12 дней

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, 

алгоритм деятельности.

Рассматривание схемы строения растения. 

Апрель

1 неделя

Экспериментирование со светом

Экспериментирование на прогулке

Тема: Из каких цветов состоит солнечный луч.

Цель: познакомить с  механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Тема: солнечные зайчики.

Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи.

Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

2 неделя

Экспериментирование со светом

Экспериментирование на прогулке

Тема: образование тени. 

Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. 

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей.

3 неделя

 Земля.  Космос. 

Опыт

Образовательная ситуация 

Просмотр презентации «Неизведанный космос»

Тема: на орбите.

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите

Тема: от чего происходит смена дня и ночи.

Цель: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия.)

Вывод: когда предметы крутятся, они не падают.

4 неделя

Электричество 

Образовательная ситуация

Опыт: 

Дидактическая игра

Тема: виды электричества.

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Тема: как увидеть и услышать электричество?

Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.

Тема: что сначала, что потом? 

Цель:  дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Беседа:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Май

1 неделя

Экспериментирование с водой

Опыт 

Игра-имитация 

Чтение художественной литературы

Тема: куда исчезает вода? 

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра).

Тема: капельки.

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Сказка «Путешествие капельки»

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе.

Беседа:

«Как организовать игры с водой».

Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений. 

Вывод:  вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка)

2 неделя

 Экспериментирование с предметами 

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Тема: что из чего сделано?

Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.

Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается

3 неделя

Экспериментирование с предметами 

Опыт

Тема: металл и пластмасса.

Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы». 

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие




Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Волшебница-вода».

Цель: Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  2. Знакомить с техникой проведения опытов с водой, учить читать схемы;
  3. Развивать коммуникативные умения;
  4. Способствовать развитию самостоятельности и активности в процессе опытов, развивать умение работать в паре;
  5. Расширять и активизировать словарь (речная, морская, озерная, океаническая, пресная, соленая, ученый, экспериментатор, опыт, эксперимент).

Оборудование: стаканчики, сахар, соль, пуговицы, камни, крахмал, вода, ложки, блюдца, медали, марля, бумага, воронка, проектор, серебряное ведерко, карточки-капельки с загадками.

Ход занятия:

    Воспитатель рассказывает детям, что увидел утром на пороге детского сада серебряное ведерко. Интересуется, не хотят ли они заглянуть и узнать, что в нем лежит. Воспитатель достает из ведерка по очереди карточки-капельки с загадками.

-А здесь карточки - загадки, отгадайте-ка ребятки:

1.Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

2. Течет-течет – не вытечет;

Бежит-бежит – не выбежит. (Река)

3. В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)

4. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

   На экране появляются картинки-отгадки.

-Ребята, как вы думаете, что общего во всех этих загадках? (Все эти загадки о воде)

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в Страну знаний и экспериментов. Кто догадался, с чем мы сегодня встретимся в этой стране? (с водой)

  На экране появляется анимированное изображение волшебника.

-Посмотрите, кто с нами отправится в путешествие в страну знаний и экспериментов. (Это волшебник)

-Оказывается это волшебник оставил серебряное ведерко с капельками –загадками. Много интересных загадок приготовил для нас Волшебник и вы все их отгадали. Молодцы!

-Ребята, а вы знали, что человек без воды не может долго жить. Вот без еды он может прожить месяц, а без воды всего 3-4 дня. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Она окружает нас везде. Расскажите нашим гостям, где можно встретить воду. (Ответы детей)

- В реках, озерах, родниках, болотах – вода пресная. А как называется вода в озере? (Озерная)

   Воспитатель привлекает детей к речевой работе, словообразованию: вода в озере - озерная, в реке - речная, в роднике - родниковая, в болоте – болотная.

-А как можно назвать воду в морях и океанах? (Морская, океаническая)

-Какая это вода в отличие от пресной? (Соленая)

- Ребята, мы с вами уже кое-что знаем о воде, а сейчас мы познакомимся с ее некоторыми свойствами. Для этого я предлагаю вам превратиться в ученых-экспериментаторов. Кто такие ученые-экспериментаторы? Чем они занимаются? (проводят опыты)

-Волшебник превращает детей в ученых-экспериментаторов. Звучит голос Волшебника: «Вокруг себя ты обернись и ученым окажись». Дети поворачиваются.

-Волшебство совершилось, и теперь вы не просто ребята из старшей группы, а ученые-экспериментаторы. Приглашаю вас в научную лабораторию для проведения опытов и экспериментов.

Дети подходят к столам, на которых разложены предметы для проведения экспериментов.

-Посмотрите, сколько удивительных предметов лежат у вас на столах.

Опыт 1

На столе перед детьми – стаканчики с водой и без воды, набор мелких предметов (пуговицы, камушки).

-Ребята, возьмите стаканчик без воды, посмотрите на него. Что вы можете сказать о нем? Он какой? (Дети отвечают)

-А теперь возьмите стаканчик с жидкостью, понюхайте. Что это? (Вода)

-Какой мы можем сделать вывод? (Вода не имеет запаха)

-Давайте мы с вами посмотрим через стаканчик. Что вы видите? (Стаканчик прозрачный)

-А теперь давайте возьмем пуговицы, камушки и опустим их в воду. Вы видите предметы? Почему они видны? (Дети высказывают предложения.)

- Представьте, что у нас в группе стоит аквариум и там плавают рыбки и вода в нем прозрачная. Представили? Наверное , это будет выглядеть так.

   На экране появляется картина с изображением аквариума.

-А через неделю вода в аквариуме стала мутная.

    Картинка на экране меняется.

-Как вы думаете, почему так произошло? (Может быть, плохо вымытый аквариум, может быть, это следствие перекармливания рыбок)

-Сейчас я вам покажу свое любимое зеркало. (Показывает). Кто хочет в него заглянуть?

-Что вы увидели? (Свое отражение)

-Где еще можно увидеть свое отражение? (Дети высказывают свои предложения)

-Давным–давно, в старину, когда не было еще зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над бочкой с водой, рекой. А почему они, да и мы с вами можем увидеть в воде свое отражение? (Дети отвечают)

Опыт 2

-Перед вами стаканчик с водой, а на столах – сахар и соль. Давайте определим, на каком столе сахар, а на каком соль.  (Определяют)

-А теперь возьмите ложкой сахар и соль, и размешайте их.

-Посмотрите, ребята, В свои стаканчики. Что вы увидели? (Соль и сахар полностью растворились в воде).

-Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? (Вода растворяет- растворитель)

Физминутка

Опыт 3

-Давайте еще проведем опыт с водой. (Обращается к ребенку). Перелей, пожалуйста, воду из стаканчика в пробирку. (Выполняет)

-Ребята, какую форму приняла вода?

-А теперь, Миша, перелей, пожалуйста, воду из стаканчика в тарелку.(Выполняет).

-Теперь вода приняла форму чего?

-Ребята, обратите внимание: вода всегда принимает форму предмета, в который мы ее наливаем. А как вы думаете, есть ли у нее своя форма? (Дети высказывают свои предложения).

-Итак, мы с вами сделали важный вывод: вода не имеет формы.

Опыт №4

-Ребята, мы уже знаем, что вода – хороший растворитель, и часто в ней могут находиться ненужные и даже вредные вещества. Но люди научились очищать воду. Хотите тоже этому научиться?

-Сначала приготовьте смесь: возьмите стакан с чистой водой и растворите в ней крахмал. Какой стала вода? (Мутной). А мы с вами не просто ученые-экспериментаторы, а немножко волшебники попробуем превратить воду из мутной в чистую, то есть очистить воду. Но как это сделать?

-Ребята, Волшебник нам подсказывает, что воду можно очистить с помощью марли и бумажного фильтра. Давайте попробуем. (Выполняют)

-Ребята, какой фильтр очищает воду лучше? (Бумажный)

-Какой вывод сделаем? (Воду лучше очищать с помощью бумажного фильтра).

    На экране появляется изображение зимнего пейзажа с речкой.

-Что случается зимой с водой в реках и озерах? (Вода замерзает, превращается в лед).

-А что происходит со льдом весной? (С приходом весны все начинает таять, и лед вновь превращается в воду).

-Ребята, чем мы сегодня занимались?(Мы ответили на все вопросы Волшебника, и с опытами справились, и узнали много нового и интересного).

-О че мы сегодня говорили?

-Что нового узнали?

С какими свойствами воды познакомились?

Игра «Мое настроение»

-Ребята, у вас на столах  лежат карточки. Выберите карточку с тем символом (радостное, грустное, спокойное), какое у вас сейчас настроение, и покажите Волшебнику и гостям.

   Воспитатель спрашивает, почему у ребенка радостное (грустное) настроение.

-Пришло время прощаться с нашими гостями и Волшебником.

Воспитатель от имени Волшебника дарит детям медали «Начинающему экспериментатору».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисковой  исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать.

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
  • Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив,  связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

  • Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том,  как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Ральф У. Эмерсон.



Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЦВЕТОМ И ВОДОЙ

Смешиваем цвета

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/smeshivaem_cveta3.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

Прозрачные стаканчики, пищевые красители (гуашь, акварель),
теплая вода

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):

Заранее продумайте место проведения занятия. Если остановите свой выбор на кухне, то будьте готовы к тому, что придется стоять рядом с детьми с тряпкой наготове и вытирать результаты труда ваших малышей. Особенно это касается младшего состава. Детки до 3х лет пока плохо чувствуют меру и их не интересуют границы стаканов.
Если устраиваете игру в ванной, то подготовьте удобную площадку для экспериментов: табурет, доска, полочка.
Детям так понравилось занятие, что мы повторяли его уже несколько раз. Купание затянулось надолго. 

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/smeshivaem_cveta.jpg

Второй вопрос, что использовать в качестве красителя для воды. Я предпочитаю искусственные пищевые красители. Они дают очень яркий и насыщенный цвет. Главное, следить за тем, чтобы ребенок не выпил содержимое стаканов. Но мы пробовали играть и с акварельными красками. Не так наглядно, зато безопаснее для ребенка и окружающих предметов. Краска легче смывается и выстирывается. 

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

Если вы решили где? и как?, то можно приступать к игре.
Для начала налейте в один стакан теплой воды и растворите  в ней  красный краситель (краску), в другой - синий. Перед ребенком ставите 2 наполненных стакана и много-много пустых. Теперь позвольте ребенку поэкспериментировать. Пусть смешивает краски и смотрит, что получается в итоге. Добавьте еще один цвет. Например, желтый. Теперь перед ребенком открывается неисчерпаемое количество цветовых сочетаний. Он может получить зеленый, смешав желтый и синий. Это уже четвертый цвет. А если добавить к нему красный - вот уже перед ребенком и коричневый цвет. А что если пойти по другому пути и смешивать цвета в иной последовательности?   Поверьте, ребенок будет увлечен на очень долгое время!
Что еще можно сделать с ребенком?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/smeshivaem_cveta1.jpg

- Изучите, как влияет концентрация исходного цвета в смешанном виде. Будет ли фиолетовый таким же фиолетовым, если взять больше синей краски, чем красной, и наоборот. Для этого в пустые стаканчики отмерьте чайной ложкой разное количество краски одного цвета и добавьте одинаковое количество краски другого цвета. Сравните стаканчики. Одинаковый в них цвет или нет? Так можно рассказать ребенку об оттенках одного цвета.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/smeshivaem_cveta2.jpg

В обоих стаканах получился фиолетовый цвет от смещения синего и красного цвета. Но в правом больше синего цвета, а в левом - красного. 

- Что будет, если все краски вылить в один стакан? Мы - то знаем, что черный цвет. А ребенок?

- Сделайте радугу, смешав основные цвета и расставив их по порядку.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/smeshivaem_cveta4.jpg

Может малыш придумает свою собственную игру? Это так увлекательно переливать воду, а цветную и подавно! 

Радуга. Спектр. Взаимодействие цветов

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/raduga1.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

- фонарик

- ванночка с водой

- зеркало

- белая бумага

 

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

Мы с детьми уже наблюдали, как смешиваясь цвета превращаются в новые, абсолютно не похожие на исходные. Но откуда берутся цвета? 

Источником цвета является свет. Чтобы продемонстрировать это ребенку проведем вместе с ним простой опыт.

Погрузите в ванночку с водой зеркало, направьте свет фонарика на зеркало под водой. В этом случае вода преломит свет, как призма Ньютона (с ее помощью он открыл спектр). Словите на бумагу свет от зеркала и Ваш малыш с удивлением обнаружите РАДУГУ! В научном мире радуга называется СПЕКТР.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/raduga.jpg

Потом посмотрели на радугу в презентации "ДЕТЯМ о ЦВЕТЕ". Рассмотрели, что радуга состоит из 7 основных цветов. Чтобы их запомнить мы с Катюшей выучили всем известное выражение: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан и что означает каждое слово.

 

Затем вспомнили наш опыт по смешению цветов и стали рассматривать радугу, в презентации более внимательно дети открыли для себя удивительное: оранжевый цвет находится между красным и желтым, а она уже знает, что при смешении этих цветов именно оранжевый и получается. Закономерность продолжилась и для зеленого цвета и для фиолетового (если помочь ребенку и представить радугу, как круг).

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/raduga2.jpg

Закончили на сегодня изучать цвета радуги рассматриванием страниц нашей "Цветной книги"

На следующий день случилось ЧУДО!!!

К нам в гости пришла настоящая РАДУГА! Вы не представляете, как радовались дети. Они ловили ее руками, внимательно рассматривали цвета. 

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/raduga3.jpg

Дело в том, что у нас в комнате стоит аквариум, и когда в определенное время солнце светит в окно, лучи под определенным углом преломляются, и на стенке появляется разноцветная радуга. Прямо как в приключенческих фильмах: когда луч солнца попадет на эту точку, в стене откроется потайная дверь! Помните?

Разложение цвета на составляющие

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/flomasteri_color.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

- фломастеры

- газета

- вода

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):

Подготовьте газетную бумагу без текста и картинок. Я отрезала от газеты полоски края. Можно взять и фильтр-бумагу. Нужна любая, по составу похожая на промокашку и хорошо намокающая.

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

У фломастеров цвет составной или нет? Как нарисовать красивые узоры и вырастить причудливый лес?  

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/flomasteri_color1.jpg

Попросите малыша нарисовать фломастером одну толстую линию на одном крае полоски, а вторую на другом. Опустите край газетной полоски в воду. Подержите ее в таком положении, наблюдая, как бумага намокает и из линии вырастает дерево.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/flomasteri_color2.jpg

Через 15 минут на бумаге появятся разноцветные пятна. Малыш сам увидит, что черный цвет, на самом деле не черный, коричневый - не коричневый, а зеленый не зеленый. Из каких компонентов состоят эти цвета?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/flomasteri_color3.jpg

Мы с детьми устраивали соревнования, чья полоска быстрее вырастет в дерево.

Химический опыт с цветом

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit-kapusta.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

- краснокочанная капуста

- прозрачные стаканчики или баночки

- уксус

- сода

- стиральный порошок

- лимон

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):

Нарежьте немного капусты и отварите ее минут 10. Вода должна стать темно-синего цвета. Остудите и разлейте небольшое количество отвара по стаканчикам.

 

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

Сегодня мы с малышами станем супер учеными химиками! Мы выясним, как цвет может нам помочь, выяснить класс вещества!

Что для этого нам понадобится? Во - первых индикатор - так называют вещества, которые изменяются в ходе опыта, например меняют окраску (в данном случае идет определенная химическая реакция, и как результат - изменение цвета) и, конечно же, тетрадь настоящего ученого, в которой ребенок сможет записать ход опыта и результаты.

Итак. Поставьте перед ребенком 4 стаканчика с индикатором. Сегодня нашим индикатором будет отвар из краснокочанной капусты.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit-kapusta1.jpg

В первый стаканчик положите 1 чайную ложку соды, это соль (для мам с папами: NaHCO3).

Какой цвет принял индикатор? Синий!

Во второй стаканчик добавим столовую ложку уксуса, это кислота! Осторожно! Индикатор стал малиновым. Супер!

В третий стаканчик добавьте столовую ложку стирального порошка. Индикатор стал зеленым! Порошок - это смесь щелочь. Если жидкость постоит всю ночь, то на утро вы обнаружите, что она стала синей. Т.е. в ней больше солей.

Для корректности эксперимента нужно оставить в 4 стакане образец для сравнения.


http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit-kapusta2.jpg

После волшебных превращений предложите малышу узнать, что такое лимон: он по составу ближе к соде, уксусу или стиральному порошку? Пусть он кинет лимон в индикаторную жидкость или выжмет в нее лимонный сок. Какой цвет принял капустный отвар? Какой вывод сделает Ваш малыш?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit-kapusta3.jpg

Ребенок превратится в настоящего ученого! Он проверил на состав: киви, мыльные пузыри, шампунь, жидкость для мытья посуды... Чуть остановилась!

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit-kapusta4.jpg

А еще. Если вы живете в городе и на дворе лето, то можно собрать дождевую воду и проверить, не идут ли у Вас кислотные дожди! Все легко и просто. Справится даже ребенок!

Разноцветная химия

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/color_himiya.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

- лимонная кислота (уксус)

- пищевые красители

- сода

- стаканчики

- вода

- большая тарелка (поднос)

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):

Очень интересный опыт с сюрпризом. Вашим деткам обязательно понравится! Только имейте ввиду, что опыт проводится под строгим контролем взрослых! Особенно с использованием уксуса!

Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. Можно вместо лимонной кислоты взять уксус. Но уксус имеет характерный запах, а лимонка - нет. И для ребенка реакция лимонной кислоты и соды станет настоящим сюрпризом!

На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/color_himiya1.jpg

Теперь можно звать детей!

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

Для этого опыта-сюрприза я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?

Попросите малыша капнуть несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением, которое произведет опыт на ребенка. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой... Любуйтесь реакцией малышей!

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/color_himiya2.jpg

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/color_himiya3.jpg

Вот она - РАЗНОЦВЕТНАЯ ХИМИЯ!

Самый красивый опыт с цветом и молоком

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/moloko_color2.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

- Тарелка с молоком

- пищевые красители

- средство для мытья посуды

- ватная палочка

 

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

 

Попросите ребенка насыпать немного пищевого красителя в молоко.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/moloko_color1.jpg

Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Дочка была под впечатлением! Она экспериментировала с красителями, насыпала разные цвета, дула на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.

Но это еще не опыт!

Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Попросите малыша опустить палочку в центр тарелки с молоком. О чудо! красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/moloko_color3.jpg

Почему: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/moloko_color4.jpg

Обязательно попробуйте опыт с детками, вам понравится! 

Что такое вода?

МАТЕРИАЛЫ:
4 стакана
вода
компот, чай, кофе
уксус, водка (внимательно следите за этой емкостью, чтобы ребенок не попробовал!)
сахар

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_water.jpg

 ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Вода - это жидкость без цвета, запаха  вкуса. Это известно всем со школы. Попробуем проиллюстрировать это и малышу. Для этого я предлагаю предложить ребенку самому проделать простой опыт и сделать собственные выводы.
Итак, ставим перед малышом 4 емкости:
- с водой
- с компотом, чаем или кофе
- с уксусом или водка (можно любую прозрачную жидкость с резким запахом)
- с сахаром.
Спросите у ребенка: "Как ты думаешь, где вода?" а потом, в независимости от ответа рассмотрите все емкости по очереди. Спрашивайте: "Что это? Вода? Почему не вода?"
Сахар - не жидкость
Чай - не прозрачный
Уксус – пахнет.
Так что же такое вода? Может малыш сможет сформулировать?

"Лед-Вода-Пар"

МАТЕРИАЛЫ:
- тарелка
- кастрюлька
- огонь
- лед
- вода

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Заморозьте заранее в морозилке несколько кусочков льда.

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Этот опыт, наверное, сам очевидный при изучении темы ВОДА. НО обойти его невозможно, потому что, как еще рассказать и наглядно показать ребенку о трех важных состояниях воды: твердом, жидком и газообразном?
Прежде чем приступить к опыту, определитесь, как Вы будете опыт преподносить. Можно показывать и рассказывать, как в школе. А можно спрашивать у малыша: как ты думаешь, что произойдет? Давай сделаем и посмотрим. Прав был ты или нет. Мы пошли по второму пути. Итак:
Достаньте лед из морозилки и положите одну часть на тарелку, а вторую в кастрюльку. Тарелку мы оставляем на столе, а кастрюльку ставим на огонь. Как ты думаешь, малыш, что растает в первую очередь?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit2_water.jpg


Когда появится вода, спросите ребенка: Что случилось со льдом. Во что он превратился? Чем отличается лед от воды? Если ребенок затрудняется с ответом, положите ему на одну руку кусочек льда, а на вторую попробуйте "положить" воду. Что держит форму? Почему? 
Затем нагревайте воду в кастрюльке до кипения и подождите, когда выкипит вся вода. "Ой! Куда делась вся вода? Куда она испарилась?"
Для того чтобы показать Катюше, что в "дым", как она назвала пар, превращается  вода, мы опять налили немного воды в кастрюльку и поставили ее на огонь. Над кастрюлькой подержали сухое блюдце. Что на блюдце найдет малыш через несколько минут?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit2_water1.jpg

Какой цветок быстрее распустится?

МАТЕРИАЛЫ:
- вода
- миска
- бумага, газета, картон
- ножницы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Вырежьте из газеты "цветы". Сложите лепестки к центру. Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон…

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/cveti_v_vode.jpg

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/cveti_v_vode1.jpg

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Недавно мы в теме
"Растения" проводили опыт "Как цветы пьют". Дети  выяснили и запомнили, что растения тянут воду из земли (стаканчика) по стебельку. А теперь проведем опыт: распустятся бумажные цветы в воде или нет.
Спросите у ребенка: что произойдет с "цветком", как ты думаешь? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.  
Почему?
Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому  лепестки "раскрываются".
Теперь задайте ребенку еще один вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним? и положите в воду цветы из разной бумаги и картона.  

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/cveti_v_vode2.jpg

"Я сохну без воды"

 

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_yabloko.jpg

МАТЕРИАЛЫ:
- фрукт или овощ
- 2 емкости

- вода

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Для опыта лучше всего подойдут фрукты или овощи с высоким содержанием воды. Например, огурец или яблоко.
Нарежьте фрукт/овощ кружочками или кусочками. Мы выбрали для опыта яблоко.

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Разделите кусочки пополам. Одну часть положите в одну емкость, другую - во вторую. В одну из емкостей налейте воду.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_yabloko1.jpg

И обе поставьте на окно. Хорошо, если выдастся солнечная погода, но это не принципиально. Пока мы готовились ко сну, младшая  дочка подозрительно крутилась у опытных образцов... Когда детки уснули, я обнаружила, что образцов-то как раз и не осталось. Поэтому будьте готовы нарезать экземплярчики еще и еще!
Мы проводили опыт вечером, а утром уже был виден результат.
Спросите малыша, как он думает, что произойдет с кусочками? Моя дочка честно призналась, что не знает и ей интересно будет посмотреть, что из всего этого получится.  Утром мы побежали смотреть. Оказалось, что те кусочки, которые лежали без воды - подсохли; а те, что провели время в воде остались свежими, только немного "мягкими".

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_yabloko2.jpg

Попросите ребенка объяснить, почему это произошло. Катя сказала, что кусочки из второй емкости пили воду, как цветы, которые стоят в вазе, поэтому они свежие, а у других воды не было, поэтому они завяли.
И в принципе она права. Результаты опыта можно объяснить тем, что вода проникает через мембраны клеток растений и эти клетки заполняет, поэтому они "надуваются" и кусочки кажутся "мягкими", а с яблоками, лежащими без воды - ситуация противоположная: клетки теряют влагу, вода испаряется и поэтому кусочки "вянут".
Катя предложила положить яблоко в уксус и посмотреть, что с ним будет. Так и сделали... Самой интересно! Ждем-с!  

 Опыт: Волны в бутылке, миске и на веревке

 

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_volna4.jpg

МАТЕРИАЛЫ:

- прозрачная бутылка с крышкой

- вода

- пищевой краситель

- 1/4 стакана растительного масла

- длинная веревка или скакалка

- миска

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

Будем создавать волны, и наблюдать, как движутся слои воды! Для этого делаем уменьшенную модель океана у нас в бутылке.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_volna.jpg

Наливаем 1/3 бутылки воды и добавляем пищевой краситель, чтобы наша прозрачная вода стала видимой. Затем добавляем 1/4 стакана масла и хорошенько закручиваем бутылку крышкой. Кладем бутылку на бок и наблюдаем за тем, как масло собирается на поверхности.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_volna1.jpg

 

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_volna2.jpg

Возникает первый вопрос, который можно обсудить с ребенком: "Почему так происходит?" Потому что плотность масла меньше плотности воды, оно легче, поэтому и всплывает.

Затем начинаем немного раскачивать бутылку вперед-назад, чтобы образовалось несколько волн. Видно, что движется поверхность "океана", в основном масло, а не вода. Волна передвигается от одного края бутылки, до другого.

А теперь веселье! Болтаем бутылку, перемешиваем масло и воду, наблюдаем за пузырьками! Это просто для того чтобы разрядить научную обстановку и лишний повод спросить у ребенка: "Почему же все - таки масло всплывает на поверхность?" 

Затем сделаем веревочные волны. Дайте ребенку один конец скакалки, а сами возьмите другой и отойдите на некоторое расстояние. Теперь тряхните веревкой. По ней побегут волны, от вас к ребенку. Теперь поменяйтесь местами.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_volna4.jpg

Обратите внимание, что волны бегу, а веревка остается на месте. Так и вода в океане, движется только "верхняя" вода, а нижние слои остаются на месте.

Волны, чаще всего создает ветер. Чтобы это понять, налейте воду в миску и подуйте. Пусть ребенок посмотрит, что происходит с водой, а потом поменяйтесь местами. Уверена, что малыш тоже захочет стать сильным ветром, создающим волны! 

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_volna3.jpg

А что происходит на дне? Давайте добавим в бутылку ракушки или камешки... И опять поднимаем "бурю в стакане", ой! бутылке... Как они неспешно перемещаются по дну.

Удачных Вам экспериментов!

"Звездочка"

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_zvezdochka1.jpg

МАТЕРИАЛЫ:
- спички или зубочистки
- вода
- ложечка

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Хоть опыт и не нов, но для деток он смотрится очень эффектно!
Помните. Мы недавно делали
опыт с бумажными цветочками. Их вода раскрыла и у нас получилась полная миска цветов из бумаги. А сможет ли вода сдвинуть дерево? Спросите у малыша, как он думает.
А затем, попросите ребенка согнуть спички пополам, но не разбирать на 2 половинки, а чтобы остался не надломанный кусочек. Вам для опыта понадобится 5 спичек, хотя можно больше или меньше - на Ваш вкус.
Сложите спички уголками внутрь. Получится красивый цветочек, как на картинке. А теперь, волшебство! Берем ложку, набираем воды и капаем в центр цветка. И под удивленные возгласы детей наблюдаем, как цветок превращается в звездочку!
Принцип опыта тот же, что и с бумажными цветочками. Вода наполняет клетки древесины, и они расширяются, расширяясь - распрямляются.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_zvezdochka.jpg

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_zvezdochka2.jpg

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_zvezdochka3.jpg

Мы повторяли опыт еще и еще, много-много раз. Очень понравилось девочкам превращение!  

"горячая и холодная" вода

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/cold_hot.jpg

МАТЕРИАЛЫ:
- Большая прозрачная емкость
- холодная и горячая вода
- краситель
- маленькая баночка с крышкой

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Закипятите в чайнике воду.

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Какая вода тяжелее: горячая или холодная? Можно ли это увидеть? А показать ребенку?
Можно! Предлагаю сделать простой, но интересный опыт.
Возьмите высокую прозрачную тару, чтобы ребенку было все видно. И наполните ее холодной водой.
В баночку насыпьте краситель, или разведите гуашь, закройте крышкой и опустите в емкость с холодной водой.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/cold_hot1.jpg

Откройте крышку под водой и наблюдайте, как вытекающая жидкость скапливается сверху. По мере того, как вода смешивается, ее цвет становится равномерным.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/cold_hot2.jpg

Что происходит? Перед проведением опыта дайте потрогать малышу воду в емкости и дотронутся до баночки с горячей водой.
После опыта я спросила детей: цветная вода какая? - Горячая. - А где сейчас горячая вода? - Вот тут сверху плавает - какие вещи плавают на воде и не тонут?  - те, что легче. Значит горячая вода легче холодной?
Я была рада за дочку, которая сделала верный вывод.

Почему насекомое не тонет?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/nasekomie_ne_tonut.jpg

МАТЕРИАЛЫ:
- емкость с водой
- фольга
- ножницы
- жидкое мыло

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Сложите фольгу пополам и вырежьте 2 одинаковых "насекомых". Насекомые должны иметь широкие лапки и хвост.
Одному насекомому сделайте узкие лапки и хвост, смяв фольгу в тонкую полоску, а второму оставьте лапки как есть.  

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:

Посмотрим на примере нашего опыта. Какое из наших насекомых будет тонуть, а какое - плавать.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/nasekomie_ne_tonut1.jpg

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/nasekomie_ne_tonut2.jpg

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/nasekomie_ne_tonut3.jpg

Аккуратно опустите наши заготовки на воду. Насекомое с широкими лапками останется на поверхности, а с узкими? Попросите ребенка порассуждать: в чем разница между насекомыми? Вырезали то мы их одинаковыми, но чем они отличаются? Какой можно сделать вывод?

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/nasekomie_ne_tonut4.jpg

Объяснение для малыша: вода состоит из маленьких капелек (молекул), которые очень дружат друг и другом, они так тесно прижимаются друг к другу, что их сложно разорвать. Широкие лапки насекомого просто становятся на поверхность, как на пол. А узкие, разрезают связи дружных капелек (молекул) как ножом, поэтому насекомое тонет.
А теперь заставим наше насекомое двигаться. Как? Да просто намылим ему хвост! Лучше вырезать еще одно насекомое, чтобы оно было сухое, еще не побывавшее в воде. Опускаем хвост широкой частью в мыло. Важно, чтобы хвост потом тоже касался воды.
Опускаем насекомое в спокойную воду и оно само плывет! Волшебство!
Почему? Потому что мыло разрывает связи между молекулами воды. Вода приходит "в движение" и толкает фольгу вперед.  

Опыт с яйцом и уксусом

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_s_yaicom.jpg

МАТЕРИАЛЫ:
- стеклянная или пластиковая баночка под размер яйца с крышкой
- сырое яйцо
 - уксус

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Сперва объясните ребенку, что этот эксперимент выполняете только Вы! Ни в коем случае не давайте в руки ребенку уксус. Даже нюхать его нужно очень осторожно!
Эксперимент длится 3 дня. На протяжении всего времени ребенок может наблюдать за его ходом только в вашем присутствии. С Ваших рук!
 Если ребенок согласен - тогда продолжайте.

ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Поместите в баночку яйцо и косточки и залейте их уксусом. Плотно закройте крышку и наблюдайте!
На скорлупе появятся пузырьки воздуха.
Через 3 дня мы проверим, что случится с костями и яйцом. А пока объясните ребенку, что кости и скорлупа яйца состоит из кальция. Уксус - сильная кислота, которая растворяет кальций. (И у малыша косточки из кальция, поэтому уксус пить так опасно!) Кальций растворяется, и воздух, содержащийся в пористой скорлупе, высвобождается.
А сейчас мы поставим баночку далеко и высоко и будем наблюдать за ней каждый день. А через 3 дня достанем и посмотрим, что произошло с костями и яйцом!
 Через 3 дня яйцо можно достать и облить водой. Дайте потрогать яйцо малышу, он сильно удивиться. Яйцо стало мягким!!! Если его аккуратно бросить об стол, оно отскочит!!! Но имейте ввиду, что мягким стала только скорлупа, а внутри яйцо как было сырым, так и осталось. Если порвется пленка, то яйцо вытечет.

http://azbuka-uma.by/sites/default/files/opit_s_yaicom.jpg

Веселых вам опытов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментирование через сказку «Путешествие Алисы в мир чудес» Составила: воспитатель Кочанова О.В.

Слайд 2

Жила была девочка Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды она услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг ее дома, ведь она была еще маленькая и никогда нигде не бывала и ничего не видела. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Слайд 3

Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Слайд 4

Опыт №1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 5

Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова пропадают. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Слайд 6

Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку ( пластилин). Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка (пластилин) вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Слайд 7

Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Слайд 8

Опыт № 3 Возьмите 5 зубочисток. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Слайд 9

Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она обратила внимание на то, что она осталась сухой после дождя. Как же это произошло?

Слайд 10

«Выйти сухим из воды» Возможно ли это? «Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, возможно, не промокнем»; «Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим»; «Есть специальные костюмы – акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды»;

Слайд 11

Опыт № 4 Можно ли достать монету из воды, не замочив рук? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Зажгите свечку и поставьте поллитровую банку вниз отверстием так, чтоб свечка была внутри банки. Наблюдайте. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Слайд 12

Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и почему-то не падала.

Слайд 13

Опыт № 5 Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Слайд 14

Алисе так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но у нее осталось много вопросов: Почему же распускаются цветы? Почему плавают рыбки? Почему ветки распрямляются? Почему можно выйти сухим из воды? Почему вода не выливается?

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...