ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Выполнили:
Глушкова Татьяна Леонидовна
Воспитатель МБУ СОШ СП Детский сад «Веста»,
Тольятти-2015
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение 3 |
Механизм преобразования образовательного процесса 6 |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов 11 |
Приложение 1. КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Наши помощники – глаза» 13 |
Введение
Актуальность развития познавательной активности детей определяется требованиями ФГОС ДО к содержанию познавательного развития дошкольников. При этом проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста уже много лет исследовалась психологами и педагогами. Исследования по данному вопросу является актуальными в связи с разработкой новых программ для детских садов и необходимостью преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Исследованием познавательной активности занимались такие педагоги и психологи, как А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли М.И. Лисина и А.М. Матюшкин, которые рассматривали познавательную активность как промежуточную стадию между потребностью и деятельностью. А.М. Матюшкин указывал на то, что познавательная потребность удовлетворяется в осуществлении познавательной активности, которая на обнаружение или открытие неизвестного, на его усвоение и включение в новые отношения.
В.И. Лазовая считает что, познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества.
Авторы ряда работ рассматривают познавательную активность как сложное сплетение интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов, их взаимопроникновением и взаимодействием (Н.Г.Морозова, З.И.Новланская, И.И.Авдеева, Д.Б.Годовикова и др.).
Л.М.Маневцова предполагает, что применительно к детям старшего дошкольного возраста способом побуждения их к познавательной активности может быть организация элементарной поисковой деятельности. Она определяет элементарную поисковую деятельность как совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач проблемного характера и предусматривающую наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей.
С учетом этого наиболее предпочтительной формой развития познавательной активности у детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, детское экспериментирование.
Теоретическое исследование детского экспериментирования, осуществлялось под руководством Н.Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в 70-80-х гг. Они выявили его влияние, как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.
О том, какое значение для формирования познавательной активности оказывает детское экспериментирование, мы и постараемся рассмотреть в данной работе.
Наряду с актуальностью можно выделить существующее противоречие, между задачами познавательного развития дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО) и недостаточным уровнем профессиональной компетенции педагогов в использовании экспериментирования как ведущего способа развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Профессиональная проблема: как организовать экспериментирование старших дошкольников с различными объектами окружающего мира в целостном образовательном процессе в ДОО?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
- Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать комплекс заданий и опытов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Определить место в целостном образовательном процессе в ДОО для организации экспериментирования как совместной деятельности воспитателя с детьми, совместной и самостоятельной детской деятельности.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования (на содержании темы «Человек»)
Компоненты моделей | Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Условия для самостоятельной деятельности детей | Сотрудничество с родителями | ||
ОД | Режимные моменты | |||
Целевой компонент | 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта 1.1. Формировать у детей представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. 1.2. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. 2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта 2.1. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов- экспериментов. 2.2. Развивать чувство ответственности за свою безопасность. 2.3. Стимулировать эмоционально-положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности. 3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий 3.1. Закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены. 3.2. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа. 3.3. Развивать умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. | |||
Содержательный компонент | ООД 1 Тема: «Наши помощники - ГЛАЗА». ООД 2 Тема «Наши помощники - УШИ». ООД 3 Тема: «Наш помощник - НОС». ООД 4 Тема: «Наш помощник - РОТ». | Утро Темы 1. «Умываем глаза»; 2. «Чистим зубы правильно»; 3. «Глаза – наши помощники» 4. «Органы чувств». Прогулка Темы 1. «Что я вижу одним глазом»; 2. «Узнай по голосу»; 3. «Жмурки». Вечер Темы 1. «Большой - маленький»; 2. «Звуки в воде»; 3. «Чудесный мешочек»; 4. «Чей нос лучше»; 5. «Удивительные помощники»; 6. «Эхо»; 7. «Разомнем-ка язычок»; 8. «Зачем нам два глаза и два уха»; 9. «Кабинет окулиста»; 10. «Музыкальные инструменты»; 11. «Вкусный чай»; 12. «Сказку лепим и играем - руки, глазки развиваем». | Актуальная среда - зеркало; - стаканчики; - мешочек (чудесный); - повязки на глаза; - солнечные очки; - лупа; - бинокль; - сюжетные картинки по теме; - энциклопедия; - настольные игры; - схема строения глаза, уха, носа, ротовой полости; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»; - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки; - тематический коллаж «Органы чувств»; - алгоритмы проведения опытов. | Темы 1. «Береги уши»; 2. Комплекс упражнений для глаз; 3. «Для чего нужны глаза»; 4. «Ароматерапия»; 5. «Опыты дома»; 6. «Развитие зрительного восприятия к узнаванию предметов»; 7. « Как избавить ребенка от вредных привычек»; 8. «Что мы знаем о себе?». |
Технологический (процессуальный) компонент | Ход ООД 1 Ход 1. Игровое упражнение «Слепой и поводырь»; 2. Д/игра «Что полезно, а что вредно для глаз»; 3.Физ.минутка «Подмигнули – поморгали…» 4.Опыт «Определение реакции зрачков на различное освещение»; 5. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза». ООД 2 Ход 1. Игровое упражнение «Что это за звук?»; 2. Физ. минутка «У кого большие уши…»; 3. Дидактическое упражнение «Угадай, чей это звук»; 4. Массаж биологически активных зон ушей. ООД 3 Ход 1. Беседа-рассуждение с опытом «Чудо-Нос»; 2. Опыт «Узнай по запаху»; 3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. 4. Чтение стихотворения Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?” ООД 4 Ход. 1. Игровое упражнение «Умный язычок»; 2. Опыт «Вкусовые зоны языка»; 3. Артикуляционная гимнастика. 4. Опыт «Зависит ли вкус от температуры». | Формы организации Методы и приемы Утро 1. Беседа; 2. Эксперимент; 3. Рассматривание иллюстраций; 4. Восприятие художественной литературы и фольклора (отгадывание загадок). Прогулка 1. Наблюдение; 2. Эксперимент; 3. Подвижная игра Вечер 1. Эксперимент; 2. Опыт; 3. Игровое упражнение 4. Чтение художественной литературы (познавательная история по мотивам рассказа В. Берестова); 5. Просмотр мультфильмов; 6. Дидактическая игра; 7. Артикуляционная гимнастика; 8. Беседа; 9. Сюжетно-ролевая игра; 10. Эксперименты по звукоизвлечению; 11. Опыт; 12. Театрализованная деятельность. | Способы взаимодействия с материалами и атрибутами Методы и приемы - побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению; - побуждение к поисково-исследовательской деятельности; - побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего); - поощрение инициативы и активности детей. | Формы и способы взаимодействия 1. Памятка; 2. Буклет для родителей с комплексом упражнений; 3. Заучивание стихотворения А.П. Мартынова; 4. Участие в оформлении тематического центра «Ароматерапия»; 5. Анкетирование; 6. Консультация; 7. Информационный стенд; 8. Папка-передвижка. |
Результативный компонент (возможные достижения ребенка) | Ребенок имеет представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, о значении каждого органа в жизни человека. Владеет знаниями о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Умеет пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов, экспериментов. Эмоционально положительно относится к опытно-экспериментальной деятельности. Соблюдает правила личной гигиены. У ребенка развиты мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; владеет способами познания путем сенсорного анализа. Стремится делиться приобретенным опытом с другими людьми. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия:
Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.
2. Научно-методические условия:
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0
3. Материально-технические условия:
- оборудованный центр для экспериментирования в группе;
- ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
- иллюстративный материал (схема строения глаза, уха, носа, ротовой полости, пиктограммы).
- Нормативно-правовые условия:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
5. Информационные условия:
1. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии.-1996.- № 4. - С. 14 - 24.
2. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. М.: Российское психологическое общество, 1998. – 270с.
3.Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. – 131с.
4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. - 192с.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 333с.
6. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт.-сост. Л.А. Королева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015. – 64с.
7. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительно группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384с.
- Организационные условия:
- разработка конспекта ОД с использованием опытов и экспериментов;
- разработка методических материалов по работе с родителями;
- обогатить предметно-пространственную среду групп, наполнить материалами и оборудованием для самостоятельной экспериментальной деятельности.Приложение 1
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ОД)
по теме «Наши помощники - глаза»
Разработали:
Дорн Светлана Викторовна
Воспитатель МБУ СОШ №86 СП Детский сад «Веста»,
Алмакаева Сария Сагировна
Воспитатель МБУ СОШ №86 СП Детский сад «Веста»,
Глушкова Татьяна Леонидовна
Воспитатель МБУ СОШ №86 СП Детский сад «Веста».
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).
Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Интегрированная форма: экспериментальная лаборатория.
Образовательные задачи:
Формировать у детей представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении зрения в жизни человека.
Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении зрения.
Развивать чувство ответственности за свою безопасность.
Стимулировать эмоционально-положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности.
Закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены.
Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей, анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Материалы и оборудование:
Стимульный материал:
– объявление устное;
– приглашение к участию (устное);
– бонусы (стикеры).
Материалы для деятельности детей:
1) материалы для представления результатов деятельности
– карты-задания для практической деятельности (вкладывание);
– контрольно-оценочные материалы (цветные стикеры)
2) материалы для преобразования и трансформации
– игровой материал игры (разрезные картинки);
– наглядно-символический материал (схема строения глаза);
– наглядно-иллюстративный материал (предметные картинки, книги);
3) материальные средства для деятельности детей
– аудиозаписи (декламация литературных произведений, звукозапись заданий);
– видеозаписи (фрагменты литературных постановок, видеозапись задания и др.);
– элементы костюмов и атрибуты для обыгрывания сюжетов (повязка для глаз, трость);
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– технические средства (ноутбук).
Дидактический материал:
– карты-задания (предметные картинки).
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Предлагает детям поучаствовать в опытах. Делает устное объявление о предстоящем исследовании. Создаёт у детей позитивный настрой на участие в исследовании. | Принимают решение поучаствовать в опытах. Выказывают свое желание участвовать в исследовании. |
Содержательно-деятельностный | Осуществляет разъяснение предстоящей деятельности. Осуществляет индивидуальную помощь при практической деятельности. Организует активную двигательную деятельность в физ.минутке. Организует опыт. Отслеживает соблюдение техники безопасности при выполнении опыта. Обобщает результат практической работы. | Участвуют в игровом упражнении. Выполняют практическую деятельность. Участвуют в физ.минутке. Выполняют опыт. Выполняют рекомендации педагога. |
Оценочно-рефлексивный | Организует обсуждение хода каждого задания. Конкретизирует достижения каждого ребёнка. Помогает детям оценить участие в опытно-экспериментальной деятельности. Предлагает рассказать о сотрудничестве детей друг с другом. Делает общий вывод о работе, хвалит детей. | Обсуждают качество исполнения всех заданий. Оценивают участие с помощью стикеров. Рассказывают о том, как выполняли работу «вместе». Благодарят друг друга за оказанную помощь, за партнёрство. |
Методы и приемы
Методы должны быть представлены тремя группами.
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
- методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера),
– создание проблемной ситуации.
- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка диагностической задачи,
– предвосхищающее поощрение,
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение),
– наглядные (показ способа действия, наблюдение),
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
– практические (упражнение),
– наглядно-практические (эксперимент, опыт, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– рефлексия деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...
«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».
Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1176537-1571297256.png)
Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Современные дети растут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/11/picture-275984-1597154875.png)
Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".
В результате освоения содержания данного опыта предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/17/picture-1208228-1631882763.jpg)
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования»
laquo;Индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях» Лев Выготский...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/17/picture-1208228-1631882763.jpg)
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113796-1549541495.jpg)
Перспективный план по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Перспективный план по развитию познавательной активности посредством экспериментирования....