ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Глушкова Татьяна Леонидовна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Выполнили:

Глушкова Татьяна Леонидовна

Воспитатель МБУ СОШ СП Детский сад «Веста»,

Тольятти-2015

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение                                                                                                                       3

Механизм преобразования образовательного процесса                                   6

Условия, обеспечивающие достижение

новых образовательных результатов                                                                     11

Приложение 1. КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме «Наши помощники – глаза»                                                                      13

Введение

Актуальность развития познавательной активности детей определяется требованиями ФГОС ДО к содержанию познавательного развития дошкольников. При этом проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста уже много лет исследовалась психологами и педагогами. Исследования по данному  вопросу является актуальными в связи с разработкой новых программ для детских садов и необходимостью преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

 Исследованием познавательной активности занимались такие педагоги и психологи, как А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Л.С. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др.  

           Большой вклад в разработку данной проблемы внесли М.И. Лисина и А.М. Матюшкин, которые рассматривали познавательную активность как промежуточную стадию между потребностью и деятельностью. А.М. Матюшкин указывал на то, что познавательная потребность удовлетворяется в осуществлении познавательной активности, которая на обнаружение или открытие неизвестного, на его усвоение и включение в новые отношения.

           В.И. Лазовая считает что, познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества.

            Авторы ряда работ рассматривают познавательную активность как сложное сплетение интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов, их взаимопроникновением и взаимодействием (Н.Г.Морозова, З.И.Новланская, И.И.Авдеева, Д.Б.Годовикова и др.).

          Л.М.Маневцова предполагает, что применительно к детям  старшего дошкольного возраста способом побуждения их к познавательной активности может быть организация  элементарной поисковой деятельности. Она определяет элементарную поисковую деятельность как совместную работу воспитателя  и  детей,  направленную  на решение  познавательных  задач проблемного характера и предусматривающую наиболее высокую степень активности   и   самостоятельности   детей.

            С учетом этого наиболее предпочтительной формой развития познавательной активности у детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, детское экспериментирование.

            Теоретическое исследование детского экспериментирования, осуществлялось под руководством Н.Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в 70-80-х  гг. Они выявили его влияние, как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.

О том, какое значение для формирования познавательной активности оказывает детское экспериментирование, мы и постараемся рассмотреть в данной работе. 

         Наряду с актуальностью можно выделить существующее противоречие, между задачами познавательного развития дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО) и недостаточным уровнем профессиональной компетенции педагогов в использовании экспериментирования как ведущего способа развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Профессиональная проблема: как организовать экспериментирование старших дошкольников с различными объектами окружающего мира в целостном образовательном процессе в ДОО?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать комплекс заданий и опытов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Определить место в целостном образовательном процессе в ДОО для организации экспериментирования как совместной деятельности воспитателя с детьми, совместной и самостоятельной детской деятельности.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования (на содержании темы «Человек»)

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ОД

Режимные моменты

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1. Формировать у детей представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека.

1.2. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

          2.1. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-  

           экспериментов.

2.2. Развивать чувство ответственности за свою безопасность.

2.3. Стимулировать эмоционально-положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1. Закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены.

          3.2.  Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей  

          анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем

          сенсорного анализа.

           3.3. Развивать умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

Содержательный компонент

ООД 1

Тема: «Наши помощники - ГЛАЗА».

ООД 2  

Тема «Наши помощники - УШИ».

ООД 3

Тема: «Наш помощник - НОС».

ООД 4 

Тема: «Наш помощник - РОТ».

Утро

Темы

1. «Умываем глаза»;

2. «Чистим зубы правильно»;  

3. «Глаза – наши помощники»

4. «Органы чувств».

Прогулка

Темы

1. «Что я вижу одним глазом»;

2. «Узнай по голосу»;

3. «Жмурки».

Вечер

Темы

1. «Большой - маленький»;

2. «Звуки в воде»;

3. «Чудесный мешочек»;

4. «Чей нос лучше»;

5. «Удивительные помощники»;

6. «Эхо»;

7. «Разомнем-ка язычок»;

8. «Зачем нам два глаза и два уха»;

9. «Кабинет окулиста»;

10. «Музыкальные инструменты»;

11. «Вкусный чай»;

12. «Сказку лепим и играем - руки, глазки развиваем».

Актуальная среда

- зеркало;

- стаканчики;

- мешочек (чудесный);

- повязки на глаза;

- солнечные очки;

- лупа;

- бинокль;

- сюжетные картинки по теме;

- энциклопедия;

- настольные игры;

- схема строения глаза, уха, носа, ротовой полости;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»;

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;

- тематический коллаж «Органы чувств»;

- алгоритмы проведения опытов.

Темы

1. «Береги уши»;

2. Комплекс упражнений для глаз;

3. «Для чего нужны глаза»;

4. «Ароматерапия»;

5. «Опыты дома»; 

6. «Развитие зрительного восприятия к узнаванию предметов»;

7. « Как избавить ребенка от вредных привычек»;

8. «Что мы знаем о себе?».

Технологический (процессуальный) компонент

Ход

ООД 1

Ход

1. Игровое упражнение «Слепой и поводырь»;

2. Д/игра «Что полезно, а что вредно для глаз»; 

3.Физ.минутка «Подмигнули – поморгали…»

4.Опыт

«Определение реакции зрачков на различное освещение»;

5. Чтение стихотворения

Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

ООД 2

Ход

1. Игровое упражнение «Что это за звук?»;

2. Физ. минутка «У кого большие уши…»;

3. Дидактическое упражнение «Угадай, чей это звук»;

4. Массаж биологически активных зон ушей.

ООД 3

Ход

1. Беседа-рассуждение с опытом «Чудо-Нос»;

2. Опыт «Узнай по запаху»;

3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

4. Чтение стихотворения

Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?”

ООД 4

Ход.

1. Игровое упражнение «Умный язычок»;

2. Опыт «Вкусовые зоны языка»;

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Опыт «Зависит ли вкус от температуры».

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа;

2. Эксперимент;

3. Рассматривание иллюстраций;

4. Восприятие художественной литературы и фольклора (отгадывание загадок).

Прогулка

1. Наблюдение;

2. Эксперимент;

3. Подвижная игра

Вечер

1. Эксперимент;

2. Опыт;

3. Игровое упражнение

4. Чтение художественной литературы (познавательная история  по мотивам рассказа

В. Берестова);

5. Просмотр мультфильмов;

6. Дидактическая игра;

7. Артикуляционная гимнастика;

8. Беседа;

9. Сюжетно-ролевая игра;

10. Эксперименты по звукоизвлечению;

11. Опыт;

12. Театрализованная деятельность.

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

 - побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению;

- побуждение к поисково-исследовательской деятельности;

- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

- поощрение инициативы и активности детей.

Формы и способы взаимодействия

1. Памятка;

2. Буклет для родителей с комплексом упражнений;

3. Заучивание стихотворения

А.П. Мартынова;

4. Участие в оформлении тематического центра «Ароматерапия»;

5. Анкетирование;

6. Консультация;

7. Информационный стенд;

8. Папка-передвижка.

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка)

Ребенок имеет представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, о значении каждого органа в жизни человека.

Владеет знаниями о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Умеет пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов, экспериментов.

Эмоционально положительно относится к опытно-экспериментальной деятельности.

Соблюдает правила личной гигиены.

У ребенка развиты мыслительные процессы:  анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; владеет способами познания путем сенсорного анализа.

Стремится делиться  приобретенным опытом с другими людьми.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия: 

  Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

2. Научно-методические условия:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

3. Материально-технические условия:

  1. оборудованный центр для экспериментирования в группе;
  2. ТСО (ноутбук, проектор, интерактивная доска);
  3. иллюстративный материал (схема строения глаза, уха, носа, ротовой полости, пиктограммы).

  1. Нормативно-правовые условия: 

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

5. Информационные условия:

1. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии.-1996.-      № 4. - С. 14 - 24.

2. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. М.: Российское психологическое общество, 1998. – 270с.

3.Дыбина О.В.  Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного  возраста: Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование»,  2002. – 131с.

4.Дыбина О.В.,  Рахманова Н.П.,  Щетинина В.В.   Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ  “Сфера”, 2001. - 192с.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 333с.

6. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт.-сост. Л.А. Королева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015. – 64с.

7. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительно группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384с.

  1. Организационные условия:
  1. разработка конспекта ОД с использованием опытов и экспериментов;
  2.  разработка методических материалов по работе с родителями;
  3. обогатить предметно-пространственную среду групп, наполнить материалами и оборудованием для самостоятельной экспериментальной деятельности.
    Приложение 1

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме «Наши помощники - глаза»  

Разработали:

Дорн Светлана Викторовна

Воспитатель МБУ СОШ №86 СП Детский сад «Веста»,

Алмакаева Сария Сагировна

Воспитатель МБУ СОШ №86  СП Детский сад «Веста»,

Глушкова Татьяна Леонидовна

Воспитатель МБУ СОШ №86  СП Детский сад «Веста».

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).

Виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Интегрированная форма: экспериментальная лаборатория.

Образовательные задачи:

Формировать у детей представления о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении зрения в жизни человека.

Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении зрения.

Развивать чувство ответственности за свою безопасность.

Стимулировать эмоционально-положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности.

Закреплять умения по соблюдению правил личной гигиены.

Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей, анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

объявление устное;

– приглашение к участию (устное);

– бонусы (стикеры).

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

– карты-задания для практической деятельности (вкладывание);

– контрольно-оценочные материалы (цветные стикеры)

2) материалы для преобразования и трансформации

– игровой материал игры (разрезные картинки);

– наглядно-символический материал (схема строения глаза);

– наглядно-иллюстративный материал (предметные картинки, книги);

3) материальные средства для деятельности детей

аудиозаписи (декламация литературных произведений, звукозапись заданий);

– видеозаписи (фрагменты литературных постановок, видеозапись задания и др.);

элементы костюмов и атрибуты для обыгрывания сюжетов (повязка для глаз, трость);

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

технические средства (ноутбук).

Дидактический материал:

– карты-задания (предметные картинки).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Предлагает детям поучаствовать в опытах.

Делает устное объявление о предстоящем исследовании.

Создаёт у детей позитивный настрой на участие в исследовании.

Принимают решение поучаствовать в опытах.

Выказывают свое желание  участвовать в исследовании.

Содержательно-деятельностный

Осуществляет разъяснение предстоящей деятельности.

Осуществляет индивидуальную помощь при практической деятельности.

Организует активную двигательную деятельность в физ.минутке.

Организует опыт.

Отслеживает соблюдение техники безопасности при выполнении опыта.

Обобщает результат практической работы.

Участвуют в игровом упражнении.

Выполняют практическую деятельность.

Участвуют в физ.минутке.

Выполняют опыт.

Выполняют рекомендации педагога.

Оценочно-рефлексивный

Организует обсуждение хода   каждого задания.

Конкретизирует достижения каждого ребёнка.  Помогает детям оценить участие в опытно-экспериментальной деятельности.  

Предлагает рассказать о сотрудничестве детей друг с другом.

Делает общий вывод о работе, хвалит детей.

Обсуждают качество исполнения всех заданий.

Оценивают участие с помощью стикеров.

Рассказывают о том, как выполняли работу «вместе».

Благодарят друг друга за оказанную помощь, за партнёрство.

Методы и приемы 

Методы должны быть представлены тремя группами.

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

– создание проблемной ситуации.

  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

постановка диагностической задачи,

– предвосхищающее поощрение,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение),

– наглядные (показ способа действия, наблюдение),

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– практические (упражнение),

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Данная консультация предназначена для родителей детей 5-6 лет. А так же для воспитателей старшей группы детского сада, как вспомогательный материал при подготовке экспериментальной деятельности с деть...

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».

Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность....

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Современные дети растут и развиваются в эпоху информации.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...

Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".

В результате освоения содержания данного опыта  предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений,  формирование  исследовательских  ...

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования»

laquo;Индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях» Лев Выготский...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования...

Перспективный план по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Перспективный план по развитию познавательной активности посредством экспериментирования....