«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».
учебно-методический материал (младшая группа)
Опыт работы по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-эксперименальную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».
Говоря об условиях формирования личного вклада в развитие образования, я хочу отметить, что поняла невозможность работать, не меняясь самому как личности, и не меняя что – либо в своей работе. Вокруг нас меняется мир, появляются новые тенденции в дошкольном образовании, традиции, меняются подходы к детям и т.д. Безусловно, воспитатель обязан ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с новаторством других педагогов. Я охотно посещаю районные методические объединения, где с удовольствием знакомлюсь и с педагогическим опытом коллег, а также с созданием развивающей среды, прохожу курсы повышения квалификации, участвую в конкурсах профессионального мастерства.
Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Малышам хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира.
Поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
То есть детское экспериментирование является важным средством интеллектуального развития дошкольников. Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
В психолого-педагогической литературе сформировано обобщенное понятие «познавательной активностью» - это личностное образование, состояние, которое выражается в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т.д.
По мнению многих исследователей, среди которых Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности.
Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал важность экспериментирования - как метода познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В настоящее время, осознав всю значимость данной проблемы, методу экспериментирования стали уделять должное внимание.
Разработку теоретических основ детского экспериментирования в дошкольных учреждениях занимался творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Теория вопроса разработана Н. Н. Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками, и практиками дошкольного образования. Большой вклад в разработку методики использования экспериментальной деятельности в детском саду внесла А.И.Иванова.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и очень прочными. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.
Педагогическая идея, которую я представляю «Детское экспериментирование как метод познания»
Что привело меня к выбору данной идеи? В Федеральном государственном образовательном стандарте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Одним из перспективных методов, которые служат развитию познавательных способностей детей и является метод экспериментирования. Ведущей идеей моей работы является формирование познавательной активности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, т. к. эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Изучив практические и теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила цель моей работы - развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
4. Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах детского экспериментирования.
В результате освоения содержания данного опыта предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
На первом этапе совместно с психологом была проведена диагностика познавательного развития по методике Е.А. Стребелевой. Результаты диагностики показали недостаточный уровень познавательного развития детей, особенно вызвали затруднение определение качеств и свойств предмета, самостоятельный выбор признаков для сравнения, сравнение предметов более чем по одному признаку, определение функционального назначения объекта, а также выявление скрытых причинно-следственных связей. При сравнении дети чаще всего ориентировались на цвет, игнорируя величину, функциональные характеристики. Наиболее легким для детей было действие классификации по сенсорным признакам.
Для определения уровня познавательной активности детей в режимных моментах использовала метод педагогического наблюдения, в ходе которого было отмечено, что у детей наблюдалось неустойчивое внимание, нежелание преодолевать встречающиеся трудности, мало проявляли активного участия в совместной деятельности. Реакция на приглашение к деятельности наблюдалась спокойная (без резкого оживления, но и без проявления негативизма).
Данные мониторинга показали необходимость целенаправленной, систематичной работы по развитию познавательной активности детей.
На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:
Усовершенствован центр экспериментирования: создана мини-лаборатория для проведения опытов и хранения материалов, разделенная на 4 зоны – вода, песок, бумага и камни. Для обозначения каждой зоны был выбран персонаж: Капитошка (вода), Куличик (песок), Листик (бумага), Камушек (камни).
Совместно с родителями изготовлены лэпбуки «Вода», «Песок»
Разработали картотеку опытов и игр с разными материалами.
Был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши», направленной на развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Игры, пособия, модели, книги, картотеки, которые использовала на занятии и в совместной деятельности были помещены в мини – лабораторию для свободного пользования детьми.
Основной этап работы я начала с введения в экспериментальную деятельность персонажей Капитошка, Куличик, Камушек и Листик. Благодаря им появилась возможность использования поисковых вопросов, проблемных ситуаций, способствующих повышению познавательного интереса детей. Например, общаясь с Капитошкой дети выяснили, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы, обращая внимание, тонут они или нет; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Для знакомства с темой песок, был привлечен персонаж Куличик, с помощью которого дети узнали свойства песка. Для знакомства с центром бумага был привлечен персонаж Листик, при помощи которого дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой, и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона. Совместно с Камушком можно было познакомиться со свойствами камней.
С помощью персонажей мини-лаборатории знания детей углублялись и закреплялись в процессе специально созданных образовательных ситуаций. Например, Капитошка, дал представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть холодной и теплой, если ее погреть, а также о значении и пользе воды.
В процессе игровой ситуации «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В результате мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
Для знакомства с темой камни использовался персонаж Камушек, который помогал нам в проведении опытов «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?». Дети получили представления о том, что камни твердые, бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, а также могут быть холодные и теплые при нагревании (на батарее или на солнце).
Вместе с Листиком пускали кораблики, убеждаясь, что бумага не тонет. Так же листик познакомил детей с разнообразием бумаги: цветная, бархатная, калька и др.
Для создания мотивации Листик присутствовал на занятиях по аппликации, где дети узнавали, что бумагу можно рвать, резать, приклеивать, получая при этом предметы ближайшего окружения.
Для создания проблемных ситуаций персонажи мини-лаборатории могли перемещаться по группе и находиться в разных центрах активности. Например, придя в группу, дети обнаруживали Капитошку в игровой зоне или в цветочном горшке, выясняли, почему он там мог оказаться и для чего нужен. Дети делали выводы, что вода нужна для того, чтобы игрушки были чистые, а цветы не завяли.
После опытов в центре обязательно оставалась зарисовка. Так пополнялись картотеки, которые дети могли рассмотреть в свободное время и вспомнить разные опыты и эксперименты.
Полученные в центре представления мы уточняли и закрепляли на прогулке в играх с песком, водой, камнями, наблюдениях.
Для Камушка и Листика дети искали и выбирали друзей и подружек, из которых были созданы коллекции камней и бумаги. Их дети с удовольствием пополняли, находя необычные и интересные для них камушки и подбирали бумагу и картон, которых еще нет в коллекциях.
Также из различных камней была создана игра «Шумящие коробочки». Во время ознакомления со свойствами камней и бумаги была использована сенсорная коробочка ощущений.
Обобщенный материал был представлен в картотеках, коллекциях и лэпбуках, которые были размещены в центре и находились в свободном доступе для детей.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме.
Для родителей был проведен круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».
В ежеквартальной газете нашей группы помещала примеры опытов и экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях.
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!»
Был создан фотоальбом «Наши открытия», в котором были представлены опыты семей по экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Подводя итоги развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Наблюдения показали, что дети стали проявлять стремление решать поставленные задачи, у детей возникали положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, стали задавать много вопросов, появилось искреннее желание справиться со всеми трудностями.
Отмечая положительные результаты своей работы, я хотела бы остановиться на аспектах, которые определили диапазон моего вклада в развитие образования:
- разработаны перспективный план опытно-экспериментальной деятельности во II младшей группе и цикл игровых образовательных ситуаций по познавательному развитию с детьми 3-4 лет;
- оформлена мини – лаборатория;
- созданы коллекций бумаги и камней;
- оформлены лепбуки «Вода», «Песок»;
- изготовлены игры «Шумящие коробочки», «Ящик ощущений».
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Иванова А.И. естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Рыжова Н.А. Волшебница-вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 /сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 /сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Для детей старшего дошкольного возраста...
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экмпериментирования
Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других...
Из опыта работы "Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования".
В результате освоения содержания данного опыта предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских ...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности ...
Перспективный план по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Перспективный план по развитию познавательной активности посредством экспериментирования....