Презентация дл воспитателей "Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения интеллекта"
консультация

Особенности работы воспитателя с детьми , имеющими нарушения интеллекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушение интеллекта в ДОО Чичинова Эльвира ,22ДП Горно-Алтайский педагогический колледж имени В.А. Сластёнина 03.01.2025 год

Слайд 2

Введение. Актуальность темы Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные во всём мире. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции подобной патологии в развитии детей В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования , индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, целью которой является выработка новых подходов к удовлетворению, возникших в процессе нарушений развития, специфических образовательных потребностей через предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами образования, развитие инклюзивных процессов, формирование толерантного отношения в обществе к людям с особенностями психофизического развития, создание специальных условий на всех уровнях основного образования.

Слайд 3

Особенности развития детей с нарушениями интеллекта основные характеристики познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: В осприятие. Замедленный темп, сужение объёма воспринимаемого материала, недифференцированность ощущений и восприятий. Внимание. Непроизвольное внимание, небольшой объём, неустойчивость и нарушения переключаемости. Внимание плохо фиксируется, легко рассеивается. Память. Трудность запоминания и сохранения информации, неточность воспроизведения. Мышление. Пассивность, несамостоятельность, некритичность, инертность, нарушение всех мыслительных операций. Речь. Ограниченный словарный запас, маловыразительность. В речи преобладают имена существительные, значительно меньше слов, обозначающих действия, признаки и отношения Для эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей характерна безынициативность, неумение руководить самостоятельно своей деятельностью, неумение преодолевать препятствия, ставить цель, импульсивное поведение, необдуманные действия. Особенности социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта:трудности в коммуникациях, ограниченные социальные навыки, проблемы с самостоятельностью, негативное отношение окружающих, стресс и тревога, потребность в специализированной поддержке.

Слайд 4

Цели и задачи воспитателя Основными целями специального дошкольного воспитания являются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка. В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно- развивающие и образовательные задачи. В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико -психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств. Коррекционный блок задач направленна формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; на преодоление и предупреждение вторичных отклонений Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Слайд 5

Методы и приёмы работы Применение адекватных программ и методов, приемов обучения глубоко отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью. Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки ), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка. Итак, аппликация: - Развивает познавательную сферу - Развивает художественное воображение и эстетический вкус. -Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. -Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Слайд 6

Методы и приёмы работы Упражнение попадание зерна в узкое отверстие . Э т о упражнение помогает развить г ибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию Технология Марии Монтессори. Украшение рисунков пуговицами, монетами. Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук. Упражнения которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка Игры с прищепками. Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками. Пальчиковая асинхронная гимнастика. Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи. Гармонизация работы правого и левого полушария. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги. Эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

Слайд 7

Заключение Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода, изменяются концептуальные и правовые основы специального образования. Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада и школы. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Список использованной литературы: 1) Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е.Р. Баенская. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 112 с. Катаева Е.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001 ..Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями психического развития: монография / Е. А. Стребелева, С. Б. Лазуренко, А. В. Закрепина. – М.: Парадигма, 2016. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими  ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...

Задачи работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения

Задачи,стоящие перед воспитателем. Коррекционная работа. Организация жизни и деятельности детей. Создание специальных условий....

«Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта»

Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития. При определении целей и...

Презентация " Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения слуха"

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Наглядные приемы для расширения ле...

Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОО"

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными нарушениями зрения. И с каждым годом число таких детей растёт...

Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения интеллекта в ДОО"

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. На современном этапе развития системы образования на первый...