О.В. Дыбина Тематическое планирование в средней группе (4-5 лет) «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
учебно-методический материал (средняя группа)

Ларионова Галина Николаевна

Тематическое планирование "Ознакомление с предметным и социальным окружением" соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_v_sredney_gruppe.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с предметным окружением

п/п

Тема

Программное содержание

Материал

1.

Расскажи о любимых предметах

С.12

  • Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке.
  • Формировать умение описывать предмет, называть его, определять его детали, функции, материал.

Незнайка, любая игрушка, карточка-алгоритм для составления описания предмета: символы природного или рукотворного мира, форма, величина, части, функции и т. д.

2.

Петрушка идет

трудиться

С.13

  • Учить детей группировать предметы по назначению.
  • Воспитывать желание помогать взрослым.

Картинки с изображением игрушек и предметов, необходимых для работы на огороде, на кухне, уборки квартиры; коробка, картинки с изображением огорода, кухни, комнаты.

Петрушка идет

трудиться

С.14

  • Развивать умение группировать предметы по назначению.
  • Совершенствовать координацию и точность движений.

Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок, петрушка, ширма.

Петрушка идет

трудиться

С.14

  • Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению.
  • Закреплять представления о профессиях садовника, повара, врача, столяра, портного.

Картинки с изображением садовника, повара, врача, столяра, портного; предметные картинки с изображением орудий труда и нескольких предметов, не имеющих к ним отношения.

3.

Петрушка идет рисовать

С.15

  • Продолжать учить детей группировать предметы по назначению.
  • Развивать любознательность.

Петрушка, картинка с изображением художника; предметные картинки с изображением инструментов и материалов для рисования;

Картинки с изображением разных светильников, предметов, которые нужны для учебы в школе, предметов-помощников в разных профессиях, конверты.

Тематическое планирование в средней группе (4-5 лет)

«Ознакомление с предметным и социальным окружением»

О.В. Дыбина (МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА 2021)

4.

Петрушка – физкультурник

С.16

  • Совершенствовать умение группировать предметы по назначению.
  • Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования.
  • Развивать наблюдательность.

Петрушка, картинки с изображением предметов, которые нужны для выполнения трудовых действий, рисования, игры, занятий спортом; спортивный инвентарь (мяч, скакалка, два обруча, теннисная ракетка, лента, гантели, гимнастическая палка); набор картинок с изображением разных видов спорта; картинки «Зима» и «Лето»; карточка-алгоритм для составления описания предмета.

Петрушка – физкультурник

С.17

  • Побуждать детей группировать предметы по назначению.
  • Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению.

Спортивная форма, спортивное оборудование, скакалка, мячи, обручи; картинки со схематичным изображением человечков, выполняющих физкультурные упражнения; картинки с изображением предметного и нерукотворного мира.

Петрушка – физкультурник

С.19

  • Побуждать детей группировать предметы по назначению.

Спортивный инвентарь: теннисная ракетка, теннисный мяч, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.

5.

Воздушный шарик

С.20

  • Познакомить детей со свойствами резины.
  • Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки.

6.

На чем полетят человечки

С.21

  • Познакомить детей со свойствами резины.
  • Учить сравнивать резину с тканью; устанавливать зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

Воздушные шары, маленькие резиновые мячи, набивные мячи (по количеству детей); шар, сшитый из ткани, набор предметов из резины (игрушки, коврик, обувь, резиновая лента); емкость с водой.

7.

В мире стекла

С. 22

  • Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
  • Воспитывать бережное отношение к вещам.
  • Развивать любознательность.

Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

8.

В мире пластмассы

С.23

  • Познакомить детей со свойствами пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
  • Воспитывать бережное отношение к вещам.
  • Развивать любознательность.

Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки), пластмассовый стакан, палочки.

9.

Сравнение стекла и пластмассы

С.24

  • Познакомить детей со свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

Пластмассовый и стеклянный стаканчики, мешочек с игрушками и предметами домашнего обихода из стекла и пластмассы, два подноса.

10.

Сравнение металла и стекла

С.24

  • Познакомить детей со свойствами металла и стекла путем их сравнения.

Различные предметы и игрушки из металла и стекла.

11.

Путешествие в прошлое бумаги

С.25

  • Познакомить детей с историей бумаги, с ее видами.

Камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, образцы разных видов бумаги.

12.

Дерево умеет плавать

С.26

  • Расширять представления о дереве, его свойствах.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Деревянные предметы, образцы материалов (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани), емкости с водой (для каждого ребенка).

13.

В мире материалов

С.27

  • Развивать умение узнавать материал, из которого сделан предмет; называть материал (стекло, металл, пластмасса).
  • Учить называть предметы обобщающим словом по признаку материала (стеклянные, металлические, пластмассовые).

Образцы разных материалов (стекло, металл, пластмасса); игрушки и предметы из стекла, металла, пластмассы; подносы или корзиночки.

14.

Найди место для предмета

С.28

  • Закреплять умение правильно называть предметы природного и рукотворного мира.
  • Учить группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета), понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

Модели, сделанные из строительного материала (стол, полка, дорога, шкаф); наборы предметных картинок по темам (посуда, игрушки, транспорт, одежда); клоун.

15.

Нам игрушки принесли

С.28

  • Научить детей правильно угадывать тембр музыкальных инструментов.
  • Закреплять представления о детских музыкальных инструментах и их звучании.

Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, мягкая игрушка – кошка; коробка-домик.

16.

Путешествие в прошлое кресла

С.29

  • Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода.
  • Развивать ретроспективный взгляд на предметы.
  • Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Макет бревна, табурет, стул, кресло; разрезные картинки с изображение бревна, стула, табурета, кресла.

Путешествие в прошлое кресла

С.30

  • Знакомить с назначением предметов домашнего обихода.
  • Развивать интерес к предметам рукотворного мира.

Картинки с изображением бревна, пенька, табурета, стула, кресла, кресла-качалки; фигурки для театра на фланелеграфе (сказка «Три медведя»).

17.

Путешествие в прошлое стула

С.17

  • Знакомить с назначением предметов домашнего обихода.
  • Развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Картинки, на которых изображены камень, бревно, пень, скамейка, табурет, стул.

18.

Путешествие в прошлое одежды

С.32

  • Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды.
  • Учить устанавливать связь между материалом и назначением предметов одежды

Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы; кукла в юбке из листьев, кукла, одетая в шкуру, кукла в рубашке, большой кусок какой-либо ткани, бумажные силуэты платьев, цветные карандаши.

19.

Мастерская по ремонту

С.34

  • Подвести детей к пониманию того, что предмет трудно использовать без недостающей детали.

Картинки с изображением предметов с отсутствующими деталями и картинки с изображением этих деталей.

Мастерская по ремонту

С.34

  • Закреплять умение сопоставлять в предмете часть и целое; учить устанавливать причинно-следственные связи между функциями, назначением и строением предметов.

Картинки с изображением различных предметов, разрезные картинки с изображением таких же предметов.

Ознакомление с социальным окружением

1.

Моя семья

С.35

  • Познакомить с понятием «Семья».
  • Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.
  • Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Матрешка с шестью вкладышами, мяч, корзинка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, фотографии членов семьи детей и педагога, общие семейные фотографии детей, педагога.

2.

Мои друзья

С.38

  • Знакомить с понятиями «друг», «дружба».
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу внимание друг к другу.

Две дощечки, карточки с изображением сказочных героев.

3

Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь

С.39

  • Уточнить знания детей о детском саде.
  • Расширить представления о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии сотрудников детского сада; лист ватмана, клей.

4.

Детский сад

С.40

  • Продолжать знакомить детей с детским садом, с его помещениями.
  • Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к его сотрудникам, их труду.

--------

5.

Что такое улица

С.41

(ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА))

  • Продолжать знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дома разного назначения, улица.
  • Закреплять знания о назначении улицы, на которой находится детский сад.
  • Поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут.
  • Объяснять, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Картинки- символы: «Магазин», «Почта», «Аптека».

6.

Мой город (поселок)

С.43

  • Продолжать закреплять знания детей о названии родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями.
  • Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город (поселок), очень старались и хорошо выполнили свою работу.
  • Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок).

Фотографии (форматА3) родного города, поселка, нескольких пейзажей, парка, сквера; конверты с разрезными картинками «Собери новый аттракцион для парка» (для каждого ребенка).

7.

Замечательный врач

С.45

  • Дать детям представления о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к людям.
  • Отметить, что результат труда зависит от отношения человека к труду (деловые и личностные качества).

Кукла, медицинское оборудование, фотографии семьи врача.

8.

В гостях у музыкального руководителя

С.46

  • Познакомить детей с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя.
  • Подвести к пониманию целостного образа музыкального руководителя.

Карлсон, барабан, металлофон, треугольник, бубен; картинки с изображением гитары, барабана, скрипки, гармошки, пианино.

9.

Наша армия

С.47

  • Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину.
  • Уточнить понятие «защитник Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия, Российская армия не раз защищала свой народ от захватчиков).
  • Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).
  • Воспитывать гордость за наших воинов.

Иллюстрации, на которых изображены эпизоды сражений и службы солдат различных родов войск (моряков, танкистов, летчиков, пограничников); головные уборы: бескозырка, шлем танкиста, пилотка, фуражки военного летчика, пограничника; модели военной техники и фигурки военных разных родов войск; макет «Российская армия», на которой синим цветом обозначено море, зеленым – суша, голубым небо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с детьми средней группы по познавательному развитию Ознакомление с предметным и социальным окружением В мире стекла по ФГОС

НОД с детьми средней группы по познавательному развитиюОзнакомление с предметным и социальным окружениемВ мире стекла по ФГОС Познавательное развитие  Ознакомление с предметным и социальным ...

Календарно-тематическое планирование Ознакомление с предметным и социальным окружением/ОБЖ (О.В.Дыбина ; Авдеева.Н.Н, Князева.О.Л, Стеркина Р.Б )

МесяцОбразовательная деятельность ЛитератураТемаЗадачи педагогической деятельности Сентябрь«Предметы- помощники»Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека н...

Перспективное планирование средняя группа. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Перспективное планирование средняя группа. Дыбина О.В.  Ознакомление с предметным и социальным окружением....

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Моё Отечество — Россия» в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)

конспект занятия для студентов и воспитателей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию...

Конспект ОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе «Наша дружная семья»» в подготовительной группе (по О.В Дыбиной)

Конспект предназначен в помощь  для проведнения занятий во второй младшей группе для воспитателей и студентов...