Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника разновозрастной группы раннего возраста «Васильки» (2-3 года)
учебно-методический материал (младшая группа)
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Теремок» р.п.Озинки
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
разновозрастной группы раннего возраста «Васильки»
(2-3 года)
Выполнила: воспитатель
Кульшуманова А.Б.
р.п.Озинки
2023-2024 уч.год
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. воспитанника: Габдулин Матвей Дамирович
Группа: 1 группа раннего возраста
Дата рождения 22.08.2021 г.р.
Дата составления маршрутного листа Октябрь 2023
Воспитатели: Кульшуманова Адиля Батаргалеевна
Результаты педагогической диагностики: имеет низкий уровень в образовательных областях: речевое развитие;
познавательное развитие.
Начало года (октябрь) | Конец года (май) | |
Речевое развитие | 1 | |
Познавательное развитие | 1 | |
Проблема ребенка:
- не проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.
- не общается в диалоге с воспитателем.
- не может подражать действиям сверстника и взрослого.
- не выполняет поручения, простейшие трудовые действия.
- не проявляет интерес к действиям воспитателя и сверстников.
- не рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.
- не следит за действиями героев кукольного театра.
- не слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
- не знает своё имя, имена членов семьи и воспитателей, не называет их.
- не называет предметы ближайшего окружения.
- не имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи.
- не узнаёт шар и куб.
- не называет размер (большой-маленький).
- не группирует однородные предметы, не выделяет один и много.
- не умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру.
- не сопровождает речью игровые и бытовые действия.
- не отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).
- не может рассказать о событии из личного опыта, об изображённом на картинке, об игрушке.
- не проявляет навыки опрятности.
- не пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком).
- не различает основные формы конструктора. Со взрослым не сооружает постройки.
- не создаёт простые предметы из разных материалов, не обыгрывает совместно со взрослым.
- уровень развития ниже показателей возрастной нормы.
Задачи:
- формирование элементарных математических представлений.
- формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- развитие трудовой деятельности.
- развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- формирование познавательных действий, становление сознания.
- развитие воображения и творческой активности.
Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю
Продолжительность индивидуальных занятий: 36 недель
Работа с родителями : беседы, консультации, рекомендации.
Познавательное развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы (заполняются по мере проведения работы) |
5 | Октябрь 02.10.23 г. | Д/И «Что изменилось?» | Формировать зрительное внимание. | Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. |
6 | 09.10.23 г. | Рассматривание иллюстраций об осени. | Развивать интерес к природе через рассматривание иллюстраций, закрепить знание осенних месяцев. | Наблюдается положительная динамика в развитии. Улучшилось внимание и память. |
7 | 16.10.23 г. | Опыты с водой. | Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность. | У ребенка сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности. |
8 | 23.10.23 г. | «Такие разные листочки» | Учить сравнивать листья разных деревьев по цвету и величине. | Наблюдается положительная динамика в развитии. |
9 | 30.10.23 г. | «Наши друзья» | Расширять представления об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним | У ребенка сформировался устойчивый интерес к познавательной, мыслительной деятельности. |
10 | Ноябрь 06.11.23 г. | «Какой игрушки не хватает» | Развивать умение сравнивать игрушки по цвету и форме. Воспитывать зрительное внимание | Наблюдается положительная динамика в развитии. Улучшилось внимание и память. |
11 | 13.11.23 г. | «Соберем бусы» | Формировать умение группировать геометрические фигуры | Навык сформирован. |
12 | 20.11.23 г. | Исследование «Когда прорастет лучок?». | Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность. | У ребенка сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности. |
13 | 27.11.23 г. | «Выбери одежду для матрешек» | Развивать зрительное внимание. Закреплять названия цветов | Навык сформирован. |
14 | Декабрь 04.12.23 г. | «Кому какая форма» | Учить группировать геометрические фигуры по форме | Навык сформирован. |
15 | 11.12.23 г. | «Неделька, стройся». | Закрепить дни недели. | Запомнил дни недели. |
16 | 18.12.23 г. | Р/и «Путешествие» Р/и «Куда бросим мяч?» | Изучить взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между. | Стал лучше ориентироваться в пространстве. |
17 | 25.12.23 г. | «Составь узор». | Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, повторить геометрические фигуры. | Навык сформирован. |
18 | Январь 15.01.24 г. | Занимательные задачки. | Развивать логическое мышление. | |
19 | 22.01.24 г. | Д/и «Найди круг» | Развивать элементарные пространственные ориентировки ( вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик. | |
20 | 29.01.24 г. | Опыты и эксперименты с воздухом. | Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность. | |
21 | Февраль 05.02.24 г. | Д/и «Поездка» Р/и «Живые числа» | Формировать представления о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств. | |
22 | 12.02.24 г. | Игра с геометрическими фигурами «Соседи» | Различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Находить геометрические фигуры в знакомых предметах. | |
23 | 19.02.24 г. | Р/и «Назови пропущенное слово» Д/и «Когда это бывает» | Уточнить представления о времени суток: утро – вечер, день – ночь. знакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра, сначала, потом, раньше, позже. | |
24 | 26.02.24 г. | Р/и «Разноцветные фигуры» Р/и с блоками Дьенеша «Подбери подходящее» | Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).Группировать фигуры по форме, цвету, размеру. | |
25 | Март 05.03.24 г. | «Наш день» | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | |
26 | 12.03.24 г. | «Птицы прилетели» Лото «Животные» | Повторить перелётных птиц. Закрепить знание диких и домашних животных. | |
27 | 19.03.24 г. | Опыты и эксперименты с камнями. | Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность. | |
28 | 26.03.24 г. | Д/и «Геометрическая мозаика» Р/и «Сгруппируй фигуры» | Развивать умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам. | |
29 | Апрель 02.04.24 г. | Р/и «Путаница» Д/и «Угадай, где спрятано» | Формировать представления о пространстве и времени. | |
30 | 09.04.24 г. | Занимательные задачки. | Развивать логическое мышление. | |
31 | 16.04.24 г. | Графический диктант. | Учить ориентироваться на плоскости листа в клеточку. | |
32 | 23.04.24 г. | «Не ошибись» | Учить составлять плоские и геометрические фигуры. | |
33 | Май 07.05.24 г. | Р/и «Что шире, что уже» Д/и «Длинное - короткое» | Учить сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и так далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника. | |
34 | 14.05.24 г. | Р/и с блоками Дьенеша «Игра с тремя обручами» Р/и «Найди парную картинку» | Учить различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Учить находить геометрические фигуры в знакомых предметах. | |
35 | 21.05.24 г. | Игра «Вчера, сегодня, завтра». | Закрепить название частей суток. | |
36 | 28.05.24 г. | Лото «В мире растений» | Закрепить слова-обобщения: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизировать словарь по данным темам. |
Речевое развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Отчёт о работе |
5 | Октябрь 04.10.23 г. | Беседа «В гостях у бабушки». | Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. |
6 | 11.10.23 г. | С/И «Закончи предложение». | Формировать связную и грамматически правильную речь. | Выполнил верно. |
7 | 18.10.23 г. | Игра – драматизация сказки «Рукавичка». | Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов. | Задание выполнил с небольшой помощью воспитателя. |
8 | 25.10.23 г. | «Скажи какой» | Продолжать учить употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. | Улучшилось внимание и память. |
9 | Ноябрь 01.11.23 г. | Д/и. «Найди белку» | Употреблять в речи предлоги НА, С, В, К. Расширять глагольный словарь | Выполнил верно. |
10 | 08.11.23 г. | «Что кому?» | Учить использовать в речи существительные, обозначающие профессии. | Улучшилось внимание и память. |
11 | 15.11.23 г. | Составление рассказа «Моя любимая игрушка». | Развивать навык описания предмета с опорой на схему. | Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением. |
12 | 22.11.23 г. | Д/и «Подбери признаки» | Формировать умение образовывать относительные прилагательные | Выполнил верно. |
13 | 29.11.23 г. | Упр. «Найди букву и звук». | Развивать фонематический слух. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. |
14 | Декабрь 06.12.23 г. | Поручения «Загляни и расскажи». | Способствовать развитию речи как средства общения; обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением. |
15 | 13.12.23 г. | Пальчиковая игра «Пальчики - помощники» | Формировать умение слушать художественное произведение, поддерживать интерес игровыми действиями с пальчиками. | Наблюдается положительная динамика в развитии. |
16 | 20.12.23 г. | Инсценировка русской народной песенки «Тень - тень» | Закреплять умение слушать художественное произведение, используя прием «Повтори фразу» | Появился интерес к художественной литературе. |
17 | 27.12.23 г. | Заучивание стихотворения З.Александровой «Снежок». | Развивать память, речь. | Улучшилось внимание и память. |
18 | Январь 10.01.24 г. | Обучение рассказыванию «Зима». | Учить пересказу. | |
19 | 17.01.24 г. | Игра «Найди место для своей картинки». | Закрепить умение составлять предложения со словосочетаниями. | |
20 | 24.01.24 г. | Составление рассказа по картине «Снеговик». | Учить составлять рассказ по картине. | |
21 | 31.01.24 г. | Беседа «Зимние забавы». | Обучать рассказыванию. | |
22 | Февраль 07.02.24 г. | Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | |
23 | 14.02.24 г. | Упр. «Подбери слово» | Учить словообразованию. | |
24 | 21.02.24 г. | Упр. «Раздели на слоги». | Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. | |
25 | 28.02.24г. | С/И «Закончи предложение». | Формировать связную и грамматически правильную речь. | |
26 | Март 07.03.24 г. | Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна». | Развивать память, речь. | |
27 | 14.03.24г. | Чтение сказки «Как колобок свою сестрицу догонял». | Учить восстанавливать последовательность сказки по опорным картинкам. | |
28 | 21.03.24 г. | Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | |
29 | 28.03.24 г. | Упр. «Подбери слово» | Учить словообразованию. | |
30 | Апрель 04.04.24 г. | Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | |
31 | 11.04.24 г. | Беседа «Профессии». | Обучать рассказыванию. | |
32 | 18.04.24 г. | Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель». | Развивать память, речь. | |
33 | 25.04.24 г. | Упр. «Раздели на слоги». | Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. | |
34 | Май 16.05.24 г. | Составление рассказа по картине «В лесу». | Учить составлять рассказ по картине. | |
35 | 23.05.24 г. | Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | |
36 | 30.05.24 г. | Беседа «Школа». | Обучать рассказыванию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1087359-1543422680.jpg)
Конспект организованно-образовательной деятельности в разновозрастной группе раннего возраста по развитию речи на тему "Игрушки"
Цель данного занятия - закрепить знание стихов А. Барто, полученные в течение года с помощью игровой ситуации "поездка в магазин"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1052469-1535644744.jpg)
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Индивидуальный маршрут ребенка с диагнозом ОНР 3 уровня...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-1201427-1576995775.jpg)
Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника второй группы младшего возраста (2-3 года)
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста, имеющего низкие показатели по областям: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развити...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-373755-1552197329.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы на 2021-2022 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы на 2021-2022 учебный годФ.И.О. воспитанника: Куц Тимур Сергеевич Группа : подготовительнаяДата рождения: 15.12.20...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-1066218-1538846841.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка группы младшего возраста с признаками одаренности в познавательном развитии
Календарно-тематическое планирование работы с одаренным ребенком в познавательном развитии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1172940-1570632926.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка комбинированной группы дошкольного возраста (4-7лет) с РАС
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) разработана в соответствии с АОП для обучающихся с РАС МБДОУ № 11.Цель: создание условий для адаптации...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1528764-1722930545.jpg)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по индивидуальным образовательным маршрутам детей средней группы «Яблонька» 2021 - 2023учебный год конец года
Цель ИОМ - создание подходящих условий в группе, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для р...