Индивидуальный образовательный маршрут ребенка комбинированной группы дошкольного возраста (4-7лет) с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Е рошенко Наталья Юрьевна

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) разработана в соответствии с АОП для обучающихся с РАС МБДОУ № 11.

Цель: создание условий для адаптации к социуму и содействия всестороннему максимально возможному развитию ребенка с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_ras_2024.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка комбинированной группы дошкольного возраста

  (4-7лет ) с РАС

Разработана: Кляузова Т.А., учитель-дефектолог

Ерошнко Н.Ю., учитель-логопед

Хохлова Г.В., педагог-психолог

                                             Жданович Е.С. музыкальный руководитель

                                              воспитатель

                                                воспитатель

              Ведущий специалист: Кляузова Т.А., учитель-дефектолог

Период реализации: 2024-2025 уч. г.

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим

консилиумом МБДОУ №11

«____»_________________20___ г.

                                   

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ №11

__________________И.Ю. Морозова

Приказ от «____»_______________20___ г. №____

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) разработана в соответствии с АОП для обучающихся с РАС МБДОУ № 11.

Цель: создание условий для адаптации к социуму и содействия всестороннему максимально возможному развитию ребенка с РАС.

Задачи маршрута сопровождения:

  1. Создание оптимальных условий для всестороннего и своевременного психического развития.
  2. Обеспечение охраны и здоровья ребенка.
  3. Проведение индивидуальной педагогической, психологической и логопедической коррекционно-развивающей работы с ребенком.
  4. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной).
  5. Оказание социально-педагогической помощи родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

ИОМ строится на основе принципов и подходов, изложенных в АОП для обучающихся с РАС.

Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации АОП в том числе характеристики особенностей развития ребенка

Общие сведения о ребенке.

Возраст 4 года

Ребенок посещает разновозрастную группу комбинированного типа.

Общие сведения о семье.

Семья полная. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.

Сведения о состоянии здоровья. Ребенок. относится ко второй группе здоровья, зрение и слух в норме.

Коллегиальное заключение ЦПМПК от          г. рекомендовано:

Организация образовательного процесса

Форма получения образования

в образовательной организации

Рекомендуемая программа

адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

Формы и методы психолдого-медико-педагогической помощи

материал должен иметь практическую направленность на приобретение жизненно необходимых умений и навыков, быть максимально связанным с жизнью ребенка с целью повышения мотивации к обучению

В специальных условиях для получения образования не нуждается.

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения

Специалисты

Направления

Учитель -дефектолог

Педагог -психолог

Учитель-логопед

Коррекция всех сторон  речи

Особенности развития ребенка

Специалисты

Дефициты ребенка (заключение школьного консилиума)

Ресурсы ребенка

(заключение школьного консилиума)

Задачи развития ребенка на учебный год

Педагог-психолог

Очень низкие темпы освоения навыков в различных видах деятельности и снижение навыков за летний период.

Бытовые навыки сформированы не в полном объеме, нет автоматизации.

Игровая деятельность остается манипулятивной: отсутствует целевой компонент.

Низкий объем внимания и памяти

Недостаточно сформированы навыки имитации и следования словесной инструкции.

Неустойчивое, кратковременное внимание.

Пространственно- временные представления не сформированы.

Процессы обобщения и классификации сформированы по наиболее крупным категориям.

Вербальная речь отсутствует.

Наличие агрессивных и аутоагрессивных действий

Улучшение бытовых навыков.

Достаточно хорошее развитие зрительного восприятия.

Усвоены основные сенсорные эталоны.

Увеличена длительность концентрации внимания до нескольких минут.

Может попросить помощь взрослого при затруднении.

Наличие речи в виде первых слогов слов, обозначающих любимые предметы и занятия.

Ребенок проявляет ситуативную кратковременную заинтересованность в общении с детьми

Увеличение объема внимания и памяти до 5-6 единиц.

Формирование простейших игровых навыков.

Стимулирование развития воображения.

Увеличение интенсивности навыка имитации и следования слов инструкции.

Формирование процессов обобщения и классификации по основным категориям.

Развитие поведения слушателя.

Развитие навыка очередности в игре.

Снижение интенсивности агрессивных и аутоагрессивных действий.

Развитие коммуникативных навыков

Учитель-логопед

Общая моторная неловкость.

Тонкая моторика развита слабо.

Понимание обращенной речи затруднено.

Объем словаря крайне бедный, называет знакомые предметы по первому слогу.

Коммуникативные инициативы в общении со взрослыми и сверстниками проявляет крайне редко и избирательно.

Слоговая структура не сформирована.

Звукопроизношение нарушено.

Присутствуют отказные реакции

Может произносить отдельные звуки и звукокомплексы, а также отдельные слова в виде эхолалий.

Может повторять вслед за взрослым одно-двухсложные слова.

Может называть знакомые предметы по первому слогу по просьбе взрослого.

-Может повторять вслед за взрослым движения артикуляционного аппарата, а также общие движения.

Доступно понимание названий бытовых предметов, животных, игрушек, дает нужную карточку и предмет по просьбе взрослого.

Отмечается использование некоторых слов в качестве просьбы, а также для называния бытовых предметов.

Использует невербальные средства общения: владеет несколькими выученными жестами для выражения просьбы.

Хорошо развито визуальное восприятие.

Сформирован навык имитации движений

Увеличение количества речевых инициатив.

Формирование навыка обращения с просьбой с помощью одно-двусложных слов.

Расширение активного словаря существительных.

Формирование навыка использования в речи глаголов.

Введение альтернативной коммуникации.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Развитие понимания обращенной речи.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие навыков имитации.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие общей и мелкой моторики

Учитель-дефектолог

Не использует речь в обиходе.

Наличие лепетных слов и звукоподражаний.

Незначительное наличие повторяемых односложных слов за взрослым.

Моторная неловкость.

Быстрая истощаемость

Частично сформированы элементы повтора (имитация).

Выполняет задания по инструкции.

Хорошо развито зрительное восприятие.

Наличие эхолалий (простые слова в пределах бытовой тематики)

Совершенствование понятий об окружающем мире.

Развитие речевой активности.

ФЭМП.

Развитие мелкой моторики и графомоторных функций.

Развитие слухового восприятия.

Развитие понимания обращенной речи

Воспитатель

Не может полностью сам одеться/раздеться, не ходит в туалет в детском саду, не пользуется столовыми приборами.

Манипулятивная игровая деятельность.

Не проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками

Познавательный интерес не выражен.

Речь лепетная.

Графические навыки не развиты

Может одеваться под руководством взрослого.

Может попросить помощь взрослого при затруднении.

Может заниматься за столом со взрослым до 5–10 минут.

Хорошо развито визуальное восприятие.

Сформирован навык имитации движений

Автоматизация самостоятельного одевания с помощью визуальной поддержки.

Приучение к туалету; обучение использованию столовых приборов.

Формирование игровых действий и цепочек в совместной игре с воспитателем.

Формирование навыка очередности в игре (лого, домино, подвижные игры).

Включение в коммуникацию со сверстниками через создание игровых и бытовых ситуаций.

Развитие любознательности ребенка, его интересов посредством обогащения среды группы.

ФЭМП в пределах 5.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, части и целом, движении и покое и др.).

Развитие графических навыков с помощью прописей для детей 3–4-х лет

Содержание коррекционной работы

Раздел маршрута

Специалист

Задачи

Приемы

январь

май

1.Социально-коммуникативное развитие и формирование эмоционально-волевой сферы

Учитель- дефектолог, педагог –психолог, воспитатели

  • развивать произвольную и волевую регуляцию поведения;
  • формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др;
  • формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально);
  • формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении;
  • формировать навык преодоления аффективных состояний;
  • нивелирование тревожности;
  • снятие психомоторного напряжения;
  • развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);  
  • развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого;
  • развивать мелкую моторику рук: уметь  попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями);
  • развивать мимику лица, позы и жесты тела;
  •  обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства.

1.Игры на идентификацию

(нахождение такого же). К ним относятся лото, соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.

2. Дидактические игры «Эмоции», «Ручки», «Поиграй с куклой», «Ладушки».

3.  Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук: «Шнуровки», Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п.

4.Выкладывание фигуры из палочек, открывание и закрывание, раскручивание и закручивание крышки коробок, банок, бутылок, отстегивание и пристегивание прищепки, нанизывание бусины, су-джи терапия

5. Психогимнастика

6. Использование сухого бассейна.

6.Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

7.  Игры на формирование знаний частей тела.  

8.  Сенсорные игры ( с песком, крупой).

9. Использование элементов арт-терапии (музыкотерапия, изотерапия).

2.Речевое развитие

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

  • формировать способность к подражанию движений и звуков;
  • формировать способность к зрительному контакту во время общения;
  •  развивать  слуховое  внимание;
  •  развивать  артикуляционный  аппарат;
  •  развивать фонематический  слух;
  •  развивать  дыхание (отработка воздушной струи);
  •  развивать мелкую моторику;
  •  развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
  •  расширять словарный запас с использованием карточек Pecs;
  • учить дифференцировать речевые и неречевые звуки;
  • работать над звукоподражанием;

1.Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2.  Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3.  Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль- булъ, хлоп-хлоп).

4.  Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5.  Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па- па; баба).

6. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

7. Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

8.  Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук. 9.  Обучение  соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др., работа по карточкам Pecs)

3.Развитие двигательной активности ребенка

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

  • учить совместному движению рук и пальцев;
  • развивать координацию «глаз»-«нога», «рука»- «лицо»;
  • учить выполнять упражнения, раскатывающие движения пальцами обеих рук одновременно удерживать тонкий круглый предмет;
  • формировать пинцетный и щипковый захват мелких предметов;
  • развивать зрительно-двигательную координацию «глаз»- «рука»;
  • учить ловить мяч разной величины;

1. Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.

2. Физические упражнения (использование физкультминуток)

3. Пальчиковые игры («Я рисую», смотреть картотеку пальчиковых игр)

4. Малоподвижные  и подвижные игры.

5. Игры с мячом («Попади в корзину», «Поймай мяч»);

6. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7. Нанизывание шаров на шнур («бусы»).  

4.Формирование социально-бытовых умений и навыков  самообслуживания.

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

  • побуждать выполнять самостоятельные действия при одевании и раздевании;
  • обучить разным видам застегивания и расстегивания;
  • учить пользоваться салфеткой;
  • учить мыть руки, не разбрызгивая воду, вытирать личным полотенцем;

учить самостоятельно и по назначению пользоваться по мере необходимости и по назначению носовым платком

1. Дидактические игры («Оденем куклу на прогулку»).

2. Использование карточек Pecs для выстраивания алгоритма одевания, формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Настольные игры (сезонные виды одежды)

4. Рассматривание иллюстраций, картин.

5.Формирование  познавательных процессов и навыков обучения

Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

  • развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольность этих процессов;
  • формировать у ребенка представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально);
  •  формировать у ребенка представление о собственном теле;  
  • знакомить с основными цветами и их оттенками;
  • знакомство с лексическими темами образовательной программы ДОУ (домашние и дикие животные, овощи и фрукты, времена года и т. д.);
  •  обучать навыкам рисования по показу взрослого;
  •  развивать умение соотносить и показывать геометрические фигуры по цвету, форме;
  • учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка);
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • формировать временные представления: отличительные признаки времен года;
  • учить сравнивать понятия «один» и «много»;
  • учить соотносить число-количество-цифру;
  • формировать представления о величине: большой, маленький, средний

1. Выбор по образцу и инструкции  (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 2-6 шт.) «Дай кошку» и .т.д

2. Соотношение предметов, игрушек с их изображением на картинке.

3. Группировка различных парных предметов по величине.

4. Собирание вкладных игрушек.  

5.  Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей

 6. Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец)

7.  Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

8.  Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.  

9.  Постройки из детских наборов строительного материала.  

10. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

13.Рисование пальцем (пальцами) рук по муке, крупе насыпанной на доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.

14.Рисование на листе бумаги при помощи трафарета.

15.Игры направленные  на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6  частей, «Блоки Дьенеша».)

16.Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине

17.  Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.- «Кто теперь?»

6.Развитие и коррекция предметно-практической, игровой деятельности.

Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

  • расширять представления о функциональном назначении предметов;
  • обогащение опыта действий с предметами;
  • обучение способами преобразования предметов и предметного пространства;

формировать умения подчиняться правилам игры

Игры с правилами (подвижные игры, дидактические, настольные, сюжетные)

Взаимодействие с семьей.

Тема консультации

Ответственные

1.

Результаты обследования ребенка

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

2.

Рекомендации по условиям организации речевого обучения.

Учитель-логопед

3.

Психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации

Педагог-психолог

4.

Беседа

Учитель-дефектолог

5

Посещение семьи на дому – познакомиться с домашними условиями, созданными для ребенка.

педагог-психолог, воспитатели

6.

Особенности семейного воспитания ребенка с РАС.

Учитель-дефектолог

7.

Влияние мелкой моторики на развитие речи

Учитель-логопед

8.

Возможности применения карточек PECS для коммуникации аутичного ребенка с окружающими.

Учитель-логопед, учитель-дефектолог

9.

Практикум. Игры и занятия с неговорящим ребенком.

Учитель-логопед

10.

Консультации

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели

 Организационный раздел

Индивидуальные развивающие коррекционные занятия с дефектологом 2 раза в неделю продолжительностью 20–25 минут.

        Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя - дефектолога

Дни недели

Формы работы

Время

вторник

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

15. 00- 18.00

четверг

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

7.00-12.00

Индивидуальные коррекционные занятия с логопедом не реже 3 раз в неделю.

Подгрупповые занятия 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут

Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

Дни недели

Формы работы

Время

понедельник

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

15. 20- 15.40

вторник

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

8.00- 8.20

среда

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

9.00-9.20

четверг

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

15. 00- 15. 20

Коррекционно-развивающие занятия с психологом не реже 2 раз в неделю продолжительностью 20 минут, 

индивидуальные – не реже 1 раза в неделю, 

подгрупповые – не реже 1 раза в неделю

Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога - психолога

Дни недели

Формы работы

Время

понедельник

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

9.00-9.20

пятница

подгрупповые -развивающие занятия

8.00-8.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2015-2016 учебный год коррекционно-образовательной работы для детей дошкольного возраста (5-7лет)

   Рабочая программа разработана на основе Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» авторов Т.В.Фили...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Программа «Азбука пешехода» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста. Программа включает такой объем специальных знаний и уме...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образованияг. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»   Рассмотрено на педагогическом...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Дорожный эрудит»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образованияг. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»   Рассмотрено на педагогическом...

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»

Дополнительная образовательная программа Для детей дошкольного возраста 5-7лет «Азбука пешехода»...