Статья "Формирование представлений о множестве у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
статья (младшая группа)
Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Уже в раннем детстве дети начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем. Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 233.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Варёнова Анастасия Владимировна
Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Уже в раннем детстве дети начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем. Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Отечественные психологи, педагоги, методисты, занимавшиеся проблемой формирования числовых представлений, утверждали единство восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа. Такие психологи и педагоги, как М.В. Вовчик-Блакитная, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Л.А. Яблоков, рассматривают формирование математических понятий как сложную познавательную деятельность ребенка. Исследования А.М. Леушиной показали, что сначала учить детей надо не числу, а сравнению (способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях), а затем уже знакомить со счетной деятельностью, пользуясь числительными.
Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками, движениями и т.д. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами: зрительным, слуховым, осязательным, кинестетическим и др. Через интерорецепцию ощущений ребенок воспринимает двигательные акты сердца, дыхания и др. Все эти ощущения, передаваемые в кору головного мозга, служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений, что и подчеркивал в своих высказываниях И.М. Сеченов. Повторяющиеся однородные предметы и явления ребенок начинает сопровождать одинаково повторяющимся словом: «Вот… вот…вот…» и др.
При несвоевременном развитии умений четко вычленять элементы множества у детей часто создается привычка оценивать «величину» множества не по количеству образующих его элементов, а по разным пространственно-качественным признакам, например, по размерам образующих его элементов, по величине площади, занимаемой множеством.
Отсюда следует вывод: важно своевременно развивать у детей умение дифференцировать элементы множества, не ограничиваясь лишь восприятием его как структурно-целостного единства, и еще в дочисловой период учить детей производить сравнение численностей множеств путем практического установления соответствия между их элементами.
В группах раннего возраста основная форма организации учебного процесса - дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.
Работа по формированию представлений о множестве в нашем детском саду была условно разбита на следующие этапы:
1 этап. Цель: учить воспринимать все промежуточные элементы множества между крайними; формировать представление о множестве как структурно-целостном единстве.
2 этап. Цель: учить производить различные операции с множествами:
- создавать группы из однородных предметов и называть их словами много, один, мало;
- сравнивать созданные группы по количеству предметов в них;
- не только замечать количество созданной группы, но и понимать простейшие количественные отношения, которые можно характеризовать словами больше – меньше.
В ходе работы на первом этапе использовались дидактические игры:
- «Накормим кукол обедом». В ней дети учились видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.
- «Посадим елочки». Дети учились видеть и четко воспринимать каждый элемент множества, действовать с левой границы множества (слева направо по всему ряду) правой рукой.
Опираясь на результаты первого этапа, который показал повышение общего уровня детей по формированию представлений о множестве, мы перешли к следующему этапу нашей работы – разработке и апробации серии дидактических игр по развитию представлений о множестве у детей раннего возраста.
- «Поиграем с матрешками». Мы учили детей различать и называть предметы, создавать группы из одинаковых предметов и определять их количество словом много.
«Уточки». Дети учились самостоятельно составлять группы предметов и расставлять их на карточке, отвечать на вопрос «Сколько?» словом много, упражнять в действиях правой руки. В более сложном варианте этой игры - различать и называть цвет предмета, создавать группы предметов одного цвета, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
«Геометрик». В этой игре мы хотели научить детей различать форму предметов: круга и квадрата, определять их количество словом много.
«Помоги матрешке найти свои игрушки. Мы закрепляли умение детей группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
«Расскажи, что нарисовано». Дети учились рассказывать о том, что нарисовано на картинке, замечать количество предметов и высказываться о них.
В результате мы пришли к выводу, что в каждом возрасте деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством. Эффективность ее использования нами определена в ходе нашей работы.
Обобщенные результаты исследования показали рост количества детей, имеющих высокий уровень развития представлений о множестве. Выросло число ребят (60%), достигших среднего уровня развития; число детей показавших низкий уровень сократилось до 10%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о МНОЖЕСТВЕ у детей раннего возраста посредством ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Уже в раннем детстве дети начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мир...

программа самообразования по теме :«Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».
Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений ».АктуальностьВ условиях реализации ФГОС ведущ...

"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр" 9.02.2021 г.
Слайд №1 В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 11.02.2021 г.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, где детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественн...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....

Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.Задачи:1. Позна...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактического материала «Дары Фрёбеля», модуля номер 1 «Текстильные мячики»
Формирование у детей элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является одним из важных условий развития ребенка, которое служит основой дальнейшего обогащения знаний об окру...