Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
статья (младшая группа)
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Актуальность проблемы взаимоотношений ребёнка с природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с раннего возраста так важны для воспитания развивающейся личности.
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. Главное для педагога – создавать ситуации, в которых у детей могут возникнуть радость общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования рекомендуется уже с раннего возраста. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, умение находить и принимать решения.
В результате наблюдений за поведением детей в природе, понимаешь, что игры по праву считаются одним из эффективнейших средств ознакомления дошкольников с природой. Поэтому в своей практике я стараюсь активно использовать дидактические игры как на занятиях, так и в повседневной жизни, на прогулке.
Ребёнок, играя сам, наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Цель дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников: формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологических представлений я выделила следующие направления в своей деятельности:
- создание развивающей игровой среды;
- работа с детьми;
- работа с семьей.
В группе мною создан уголок экологической среды, который включает в себя:
- «зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность по уходу за растениями;
- «огород на окне», где дети наблюдают за ростом растений;
- уголок экспериментирования;
- создана картотека дидактических игр экологического содержания.
В процессе формирования экологических представлений у детей раннего возраста я использую следующие виды дидактических игр:
– предметные;
– настольно-печатные;
– словесные.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, каштаны, камешки и т.д.). Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику, мелкую моторику рук воспитанника. Больше всего детям нравится игра «Чудесный мешочек». Эту игру я использую часто. Она способствует развитию тактильных чувств, памяти, интереса к деятельности, а также развитию заинтересованности. Предметные игры использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Настольно – печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и др. Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности воспитанников, способствуют развитию речи и культуре общения. Данный вид игр не требует специальных условий, я их провожу как в помещении, так и на прогулке. Например: «Кто у кого», «Один – много» и др.
В своей работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – беседы, игры в загадки, игры развивающего характера.
Игры - беседы не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные варианты. Например, «Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Летом бывает дождь, а зимой...».
Интересными являются игры в загадки. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает».
Оформила картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников. Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу.
Конечно, большая помощь и работа в экологическом воспитании требуется и от родителей. Ведь они — образец для подражания. Если родители на глазах ребенка равнодушно пройдут мимо выпавшего из гнезда птенца, ударом топора срубят красавицу — березку, чтобы развести костер, то вряд ли работа воспитателя даст положительный результат.
Практика показывает, что мало кто из родителей уделяет внимание экологическому воспитанию. В связи с этим я разработала памятки, листовки для родителей.
Обобщая все выше представленное мною, можно сформулировать следующие основные выводы: роль дидактических игр в формировании экологических представлений у детей раннего возраста огромная. Их содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
В ходе дидактической игры дети учатся:
- отличать и называть свойства воды, снега, льда, песка, камней и т. д. (льётся, лепится, гладкий и др.);
- отличать и называть домашних животных;
- отличать и называть диких животных;
- отличать и называть некоторые конкретные виды деревьев, кустов, травянистых растений;
- проявлять бережное отношение к объектам природы, активно участвовать в уходе за растениями и животными;
- обращать внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и животных;
- формируются представления о правилах поведения в природе;
- между детьми укрепляются дружеские взаимоотношения, дети учатся работать совместно, становятся более доброжелательными.
- дидактические игры способствуют повышению уровня экологической культуры дошкольников, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Вывод: Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы, дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».
Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов уже с ранних лет у детей формировать п...
Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...
Сообщение из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Данное соообщение из опыта работы может быть полезно воспитателям ДОУ...
Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических и подвижных игр
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологически...
Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»
Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....
Презентация опыта работы на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей...