Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить с теоретическими основами использования дидактических игр в работе с детьми.
2. Представить вариант примерного календарно-тематического плана использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
3. Познакомить с вариантами дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_femp._onipko.docx | 54.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19
Методические рекомендации
«Формирование элементарных математических представлений
у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Составитель:
воспитатель
Онипко Татьяна Константиновна
Ангарск, 2021 г.
Содержание
1. Введение | 3-4 |
1.1. Актуальность | 3-4 |
1.2. Цели и задачи | 4 |
1.3. Планируемый результат | 4 |
2. Основная часть | 4-9 |
2.1. Структура дидактической игры | 4-5 |
2.2. Классификация дидактических игр | 5 |
2.3. Требования к дидактической игре | 5-6 |
2.4. Организация и руководство дидактической игрой | 6 |
2.5. Особенности использования дидактической игры в режиме дня | 6-7 |
2.6. Примерное календарно-тематическое планирование работы с детьми 2-3 лет по формированию элементарных математических представлений | 7-8 |
3. Список литературы | 9 |
Приложение 1. Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста | 10-16 |
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра
была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию ребенка.
А.В. Запорожец
Методическая разработка посвящена проблеме раннего развития интеллектуальных и познавательных процессов детей раннего возраста. Отражает возможности использования дидактической игры для формирования элементарных математических представлений детей раннего возраста. Методическая разработка предназначена для воспитателей групп раннего возраста, студентов педагогического колледжа, родителей.
1. Введение.
1.2. Актуальность.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Понятие «формирование элементарных математических представлений » является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
У ребенка третьего года жизни проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают.
Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало».
В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало».
Ребенок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой.
Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения: один и три, два и четыре, пять и два, пять и три предмета.
В ФГОС ДО заложены принципы, один из которых говорит о реализации образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего – в форме игры, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности; она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, повышает познавательную активность ребенка, способствует развитию у него всех психических процессов.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
1.2. Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить с теоретическими основами использования дидактических игр в работе с детьми.
2. Представить вариант примерного календарно-тематического плана использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
3. Познакомить с вариантами дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
1.3. Планируемый результат.
В процессе использования данной методической разработки педагоги смогутоптимизировать педагогическую деятельность, направленную на повышение уровня интеллектуального и познавательного развития детей.
2. Основная часть
Исследования советских педагогов Ф. Н. Блехер, Е. И. Радиной, В. Н. Аванесовой и др., наблюдения воспитателей за процессами усвоения и применения знаний детьми позволяют значительную роль в умственном воспитании и обучении отводить дидактической игре.
Дидактическая игра – эффективный путь активизации познавательной деятельности дошкольников, это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, это одно из средств обучения детей дошкольного возраста, которое дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
2.1. Структура дидактической игры:
-дидактическая задача(определяется взрослым);
- игровая задача (дается взрослым в виде установки, которая побуждает ребенка к познавательной активности; преподносится, как игровая задача самого ребенка, она вызывает у него желание и потребность решить ее, активизирует его игровые действия);
-игровые действия (основа игры, проявление активности детей в игровых целях (собрать-разобрать пирамидку или матрешку; прокатить цветные мячи в цветные ворота), чем разнообразнее эти игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи; игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения; обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и т.д.);
-игровые правила (правила являются заданными, то есть определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, указывают путь к достижению цели; помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте); помогают педагогу управлять игрой);
-подведение итогов (проводится сразу по окончанию игры; форма может быть разнообразной – подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи.Если дидактическая игра организуется вне занятия, игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры).
2.2.Классификация дидактических игр.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
-словесные (процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и с опорой на наглядность);
- настольно-печатные (разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению; в основе таких игр – парность картинок (лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы);
-с предметами и игрушками (разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения, в качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п.; чаще используются в раннем возрасте, так как у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление);
- с картинками (используются во всех возрастных группах; для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями);
Дидактические игры отличаются тем, что обычно проводятся за столиками и требуют присутствие 2-4 партнеров.
По числу участников дидактические игры классифицируются на:
- коллективные (со всей группой);
- групповые (с подгруппой детей);
- индивидуальные (с 1-2-мя детьми).
2.3. Требования к игре:
- каждая дидактическая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
- в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия и преодоления определенных посильных трудностей;
- дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Кроме того, необходимо учитывать, что обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
2.4. Организация и руководство дидактическими играми.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:
1. Подготовка к проведению дидактической игры:
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе;
- определение удобного времени проведения дидактической игры
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
2. Проведение дидактической игры включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснения хода игры и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей
правильно выполнять действия;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
- ход игры.
3. Подведение итогов игры:
- по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.
2.5. Особенности использования дидактической игры в режиме дня.
Дидактическая игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок жизни, то есть планируется педагогом ежедневно.
Дидактические игры на развитие элементарных математических представлений у детей 3-го года жизни мы планируем утром (до завтрака и после него), на прогулках (дневной и вечерней), а также – вечером, до ухода домой.
Установление в режиме дня специально отведенного времени для игры - важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной деятельности и использования ее как формы организации детской жизни и средства развития.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО,образовательныйпроцесс необходимо строитьна основекомплексно-тематического принципа. Это позволяет сделать жизнь детей в детском саду болееинтересной, а образовательный процесс – мотивированным.
Поэтому мы предлагаем вариант календарно-тематического планирования работы с детьми 2-3 лет по формированию элементарных математических представлений.
Тема недели | Содержание работы | Название игр |
Детский сад | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Развивать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | «Угости мышек чаем» «Длинное - короткое» |
Осень | Формировать представление «круглый», «квадратный». Закрепление размера, цвета и формы геометрических фигур. | «Собери в корзинку» «Четвертый лишний» |
Я в мире человек | Развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». Цель: различать понятия «большой – маленький». | «Подбери дорожки к домикам» Игра «Собери клубочки» |
Мой дом | Учить подбирать предметы по тождеству. Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | «Найди одинаковые варежки» «Соберем бусы» |
Новогодний праздник | Формировать умение детей группировать предметы по величине. Развивать у детей зрительное восприятие, формировать умение подбирать части по цвету и величине | «Угости зайчика» «Собери шарики» |
Зима | Развитие умения выполнять действия с предметами разной величины Закрепить умение выделять предметы круглой формы. | "Собери снеговика» «Ищи и находи» |
Мамин день | Формировать умение детей группировать предметы по цвету. Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику. | «Поставь букет цветов в вазу» «Наведи порядок» |
Народная игрушка | Закрепить знания детей о названии детёнышей животных; соотносить названия животных с их детёнышами. Формировать умение подбирать предметы, ориентируясь на их форму, определять какой предмет катится, а какой нет. | «Помоги маме найти своих детенышей» «Что катается, что не катается» |
Весна | Учить сравнивать две равные и неравные поколичеству группы предметов (один-много), учить ориентироваться на плоскости по образцу. Различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета. | «Украсим платок» «Собери пирамидку» |
Лето | - Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов. Различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, упражнять в сравнении предметов по количеству. | Пазл «Цветные карточки» «Божья коровка найди свой цветочек» |
3. Список литературы
1. Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. «Просвещение», 1988;
2. Новоселова С. Л. «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;
3. Новоселова . Л. «!Дидактические игры»;
4. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» -М. Мозаика – Синтез», 2003;
5. Э. Г. Пилюгина « Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста», М. 1996;
6. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» - Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Приложение 1
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста
«Угости мышек чаем»
Материал: большая и маленькая мышки; большая и маленькая чашки; конфеты, печенье, груши разной величины.
Дидактическая задача: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Игровая задача: напоите чаем больших мышек из больших чашек, маленьких мышек из маленьких чашек.
Игровые действия: педагог говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.
Игровые правила: Большие конфеты, печенье и яблоки дать большой мышке, а маленькие – маленькой мышке.
«Длинное – короткое»
Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Дидактическая задача: формировать представление «длинное -короткое».
Игровая задача: завяжите кукле Кате короткую ленту, а Мишке - длинную ленту. А теперь кукле Кате – длинную ленту, а Мишке – короткую. Скажите, подходят ли ленты игрушкам.
Игровые действия: Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины – длина.
После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
Игровые правила: Сравнить длинную и короткую ленточки путем прикладывания.
«Собери в корзинку»
Материал: круглая и квадратная корзины, муляжи овощей и фруктов.
Дидактическая задача: формирование представление «круглый», «квадратный».
Игровая задача: Собери фрукты в круглую корзину, а овощи в квадратную корзину.
Игровые действия: Педагог раскладывает фрукты и овощи на одном столе. По сигналу дети начинают собирать фрукты в круглую корзину, а овощи в квадратную корзину.
Игровые правила: Не перепутать овощи и фрукты, сложить в разные корзины.
«Четвертый лишний»
Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат – одного цвета. 3 фигуры большие, 1 – маленькая. Или все фигуры одного размера, но 3 фигуры одного цвета, а 1 фигура другого цвета.
Дидактическая задача: закрепить размер, цвет и форм геометрических фигур.
Игровая задача: одна фигура «заблудилась» и не подходит к остальным, покажи эту фигуру.
Игровые действия: совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено. Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет и размер.
Игровые правила: ребенок называет и убирает геометрическую фигуру, которая не соответствует по цвету.
«Подбери дорожки к домикам»
Материал: большой и маленький домики, игрушки заяц и лиса, длинная и короткая дорожки.
Дидактическая задача: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Игровая задача: найдите дорожку к домику лисички и зайчика.
Игровые действия: Педагограссказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.
Игровые правила: не перепутать дорожки лисы и зайца.
«Собери клубочки»
Материал: клубочки большие и маленькие, большая и маленькая корзины.
Дидактическая задача: различать понятия «большой – маленький».
Игровая задача: сложитебольшие клубочки в большие корзины, маленькие клубочки в маленькие корзины.
Игровые действия: на полу рассыпаны клубочки маленькие и большие. По сигналу педагога большие клубочки нужно сложить в большую корзину, маленькие – в маленькую.
Игровые правила: начинать собирать клубочки по звуковому сигналу.
«Найди одинаковые варежки»
Материал: изготовленные варежки разных цветов и узоров.
Дидактическая задача: учить подбирать предметы по тождеству.
Игровая задача: найдите вторую такую же варежку.
Игровые действия: раздать детям по одной варежке и сказать: «Вторая варежка потерялась, нужно её найти. Искать будем по сигналу, а сейчас погуляем по группе». Дети гуляют. Раздаются слова воспитателя: «Раз – два – три – пару варежке найди!» Каждый должен стать с тем ребенком, у которого такой же узор на варежке.
Игровые правила: начинать искать варежку по сигналу педагога
«Соберем бусы»
Материал: геометрические фигуры разной величины, цвета и формы.
Дидактическая задача: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Игровая задача:собрать бусы для матрёшки.
Игровые действия: Воспитатель предлагает детям собрать бусы для матрёшки по образцу.
Игровые правила: выкладывать бусины поочередно.
«Угости зайчика»
Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Дидактическая задача: формировать умение детей группировать предметы по величине.
Игровая задача: соберите маленькие морковки в маленькое ведро, большие морковки – в большое ведро.
Игровые действия: воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь
Игровые правила: начинать собирать морковки по сигналу воспитателя, брать по одной морковке.
«Собери новогодние шарики»
Материал: новогодние шары основных цветов, разные по величине и цвету (разрезанные на две части).
Дидактическая задача: развивать у детей зрительное восприятие, формировать умение подбирать части по цвету и величине.
Игровая задача: соберите новогодние шары.
Игровые действия:Ребята, посмотрите, кто-то разбил новогодние шары. Давайте их соберем, чтобы украсить ими новогоднюю ёлочку. Дети собирают шары, если дети не справляются с заданием тогда вместе с ребенком сложить половинки шаров, чтобы получились целые, обращая внимание на цвет и величину шара. Можно спросить какой шар получился (большой или маленький, какого цвета).
Игровые правила:сначала посмотреть на часть шара, назвать цвет, затем найти такую же половинку.
«Собери Снеговика»
Материал: плоскостные шары разной величины.
Дидактическая задача: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины
Игровая задача: собери Снеговика от большего шара к меньшему.
Игровые действия: В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, затем – поменьше, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика
Игровые правила: Сначала выкладываем большой шар, затем меньше и потом самый маленький.
«Ищи и находи»
Материал: игрушки разной формы.
Дидактическая задача: закрепить умение выделять предметы круглой формы.
Игровая задача: найди в группе все предметы круглой формы.
Игровые действия: Воспитатель заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». По сигналу дети расходятся по группе, находят игрушки и предметы круглой формы и приносят воспитателю на стол. Воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется. При повторении игры, дети ищут предметы и игрушки другой формы. Педагог рассматривает их вместе с детьми, оценивает результат выполнения задания.
Игровые правила: начинать искать предметы по сигналу воспитателя, брать по одному предмету или игрушке, ставить на стол.
«Поставь букет цветов в вазу»
Материал: четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же оттенков.
Дидактическая задача: формировать умение детей группировать предметы по цвету; учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
Игровая задача: собрать букет и поставить в вазу такого же цвета
Игровые действия: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
Игровые правила: цветок ставить в вазу такого же цвета, как и цветок.
«Наведи порядок»
Материал: нарезанные цветные кубики из поролона (красные, желтые, зеленые, синие); 4 цветные тарелочки основных цветов, пинцет.
Дидактическая задача: учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику.
Игровая задача: положи цветные кубики в тарелочкутакого же цвета.
Игровые действия: дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их по тарелочкам соответствующего цвета.
Игровые правила:проговаривать цвет каждого кубика.
«Помоги маме найти своих детенышей»
Материал: картинки с изображением лесных животных.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о названии детёнышей животных;соотносить названия животных с их детёнышами.
Игровая задача: найди мамам-животным их детенышей.
Игровые действия: предложить детям выложить в ряд картинки с изображениями животных. Под ними выложить карточки детёнышей этих животных. Попросить детей назвать - у кого кто? (у зайчихи – зайчонок, у лисицы – лисёнок и т. д.).
Игровые правила: картинки детенышей выкладывать под картинками мам-животных.
«Что катается, что не катается»
Материал: набор кубиков и шаров, разного цвета.
Дидактическая задача: формировать умение подбирать предметы, ориентируясь на их форму, определять какой предмет катится, а какой нет.
Игровая задача: выберите все фигуры, которые катятся. Найдите фигуры, которые не катятся.
Игровые действия:воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать форму и цвет. Затем задает вопрос: «Ребята, а как вы думаете, шарик катается? А кубик?» Проверяют на практике, сравнивают обе фигуры. Предлагает детям подумать, что еще катается.
Игровые правила: называть форму и цвет фигуры.
«Украсим платок»
Материал: платки (большой - для воспитателя, маленькие – для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).
Дидактическая задача: учить сравнивать две равные и неравные по
количеству группы предметов (один-много), учить ориентироваться на плоскости по образцу.
Игровая задача: украсьтеверхний край платка желтыми листочками, а нижний край - зелеными листочками.
Игровые действия: педагог предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украшуодин желтым листочком, вот так (показывает). Положите столько листьев, сколько я. А зелеными листочками украсим нижний край платка (выкладывает три листочка). Какого цвета листочков много? Сколько листочков желтого цвета?
Воспитатель предлагает украсить также листочками правую и левую стороны платка.
Игровые правила: выполнять действия после инструкции воспитателя.
«Собери пирамидку»
Материал: пирамидка.
Дидактическая задача: различать понятия «большой – маленький - ещё меньше»; закрепить основные цвета
Игровая задача: Собрать кольца пирамидки о самого большого до самого маленького.
Игровые действия: Ребенок собирает колечки, разбросанные по полу. Воспитатель держит стержень, на который нанизывают колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер колечка.
- Какое это колечко по размеру?
Если ребенок ошибается, воспитатель поправляет его.
- А какого цвета?
Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит ребенка. Ещё раз повторяют цвета колечек и их размер.
Игровые правила: собирая кольца пирамидки называть их цвет и величину.
«Божья коровка найди свой цветочек»
Материал: цветы из картона основных цветов, божьи коровки большие и маленькие.
Дидактическая задача: различать и называть цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Игровая задача: посадить божью коровку на цветок такого же цвета.
Игровые действия: на столе разложить цветы, разные по цвету.
Воспитатель, чтобы вовлечь ребёнка в игру читает стихотворение:
Божья коровка, прилети к нам в гости
Мы тебе подарим красивый цветочек.
- Прилетела в гости к вам. Где же, где же мой цветок?
Предлагаем ребёнку найти цветок такого же цвета.
Цель игры считается достигнутой, если ребёнок научился подбирать предметы одинакового цвета, при этом называя цвет данных предметов.
Игровые правила:называть какого цвета цветок и божья коровка.
Пазлы «Цветные карточки»
Материал: большие карточки с изображением цвета, маленькие карточки -пазлы с изображением предметов разных цветов (по четыре каждого цвета) по кол-ву участников.
Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов.
Игровая задача: выбрать маленькие картинки своего цвета.
Игровые действия: воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый называет свой цвет. Воспитатель показывает маленькие карточки с изображением предметов разных цветов. Когда цвет совпадает с цветом большой карточки, ребенок должен сказать: «у меня» и положить маленькую карточку на большую. Ребенок должен узнать все четыре карточки своего цвета и собрать пазл.
Игровые правила: маленькие карточки выкладывать на большую карточку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...
Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Формирование элементарных математических представлений у детей...
"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр" 9.02.2021 г.
Слайд №1 В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько...
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 11.02.2021 г.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, где детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественн...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Методическая работа...
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактического материала «Дары Фрёбеля», модуля номер 1 «Текстильные мячики»
Формирование у детей элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является одним из важных условий развития ребенка, которое служит основой дальнейшего обогащения знаний об окру...