Конспект НОД на тему: «Путешествие в деревню «Фольклорная» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД на тему:

«Путешествие в деревню «Фольклорная»

в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_folklor.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему:

«Путешествие в деревню «Фольклорная»

в подготовительной группе.

Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.
Образовательные задачи: Обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества.
Закреплять умение сочетать движения с речью, развивать умение доказывать и аргументировать, совершенствовать выразительность стихотворной речи.
Развивающие задачи: развивать эстетические чувства, музыкальный слух, внимание и память.
Предшествующая работа: посещение с детьми городского музея; заучивание на занятиях, в режимных моментах , в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку и останавливаются около стульчиков.

Музыкальный руководитель встречает их в народном костюме.

Муз. рук. Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие!

Звонкие соловушки, умные головушки!

Как вас сегодня много, и какие вы все нарядные. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю! Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

 - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. 

Дети: Мир вам, гости дорогие

          Вы явились в добрый час

          Встречу добрую такую

          Мы готовили для Вас.

2 ребенок: Собралось к нам гостей

          Со всех властей.

          Припасли для Вас забавушек

          На всякий вкус.

          Кому сказку. Кому правду

          Кому песенку.

3 ребенок:  Будет все занимательно.

          Слушайте внимательно

          Кто уши хорошо раскроет –

          Много – много всякой всячины усвоит.

          А кто «невзначай» уснет,

          Тот ни с чем уйдет!

Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики. 

Муз.рук. Ребята, посмотрите, как я обрядилась,

Я наряжалась, вас дожидалась, и вы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились, вышли дружно петь, играть,

Себя людям показать.

Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в одну очень необычную деревню, в гости к бабушке Матрене. А деревня называется «Фольклорная». А что же такое фольклор? Почему так называется деревня – «Фольклорная»?

Фольклор – это песни, сказки, потешки, которые сочинил народ.

Ну, что же, ребята, пора отправляться в деревню, там ждет нас в гости бабушка Матрена.

Дети под народную музыку оказываются в горнице. 

Муз. рук. Вот мы и приехали в деревню «Фольклорная».

СЛАЙД: ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА

А вот и бабушка Матрена.

Баб.Матрена: Здравствуйте ребятки, молодцы, что приехали, заждалась я вас.

Муз. рук.: Бабушка Матрена, мы с ребятами приехали к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказала, что же есть интересного в твоей горнице.

Баб. Матрена: Ну, что же это можно. У нас все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных народных инструментах. Дети а что вы знаете про деревенскую избу?

Ребенок 1: Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь- это сердце дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду.

Ребенок 2: На печи спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку .

Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые . Печка — деревенская кормилица.

Баб. Матрена: Молодцы ребята много знаете. А сейчас хочу вам загадать загадки про кухонную утварь. СЛАЙД «КУХОННАЯ УТВАРЬ»

И шипит и кряхти

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает (Самовар) 

Ребенок 3: В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

По скалке катаете, одежда выпрямляется. (Рубель)

Ни свет, ни заря пошел согнувшись со двора. (Коромысло)

Сел на конь и поехал в огонь. (Чугунок) 

Ребёнок 4: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу.

 Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, вот в нем и готовили еду

Печь горячая, огонь пышет , как поставить туда чугунок?

Баб. Матрена Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Ребенок 5: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей.

Муз. рук.: Вот какие смекалистые у меня ребята, а мою загадку отгадаете!

Деревянная подружка без нее мы как без рук,

На досуге веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает. 

Дети. Ложка

Ребёнок 6: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Муз.рук.: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Баб. Матрена показывает деревянную ложку.

Муз. рук. Эта деревянная ложка не одна пришла, а с подружками. Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.

Дети берут ложки, встают в круг.

Воспитатель приглашает ребенка читать стихотворение:

Звонкие, резные, ложки расписные.

От зари и до зари веселятся ложкари.

Пляска с ложками. 

Баб. Матрена: Русский народ любил не только веселится, но и работать, трудится. Не зря говорят: «Делу время, потехе час»

Вы знаете пословицы  и поговорки о труде?

Дети: «Без дела жить - только небо коптить»

 «С ремеслом - не пропадёшь».

 «Не игла шьёт, а рука».

 «Дело -  мастера боится».

 «Землю красит солнце, а человека труд».

 «Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».

 «Скучен день до вечера , коли делать нечего».

 «Делу время - потехе – час». 

 «Труд кормит, а лень портит».

 «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

 «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Баб. Матрена: Вижу вы немного устали, не пока ли нам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота». Собирайся детвора, будет русская игра

Баб. Матрена: Как у наших у ворот

Собирается народ

Начинается игра

Золотые ворота

Дети: Золотые ворота пропускают не всегда. 1-ый прощается, 2-ой раз запрещается, ну а 3-ий раз не пропустим вас.

Баб. Матрена:  Ребята, мы  продолжаем говорить о предметах быта в деревенской избе.

Ребенок 7: Осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали.

Ребенок 8: Прялка. Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства.

Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок.

Баб. Матрена: Правильно, ребята. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Баб. Матрена: Ну раз вы все знаете, поиграем в игру «Раньше и сейчас»

Муз. руков: Давайте детки отдохнем, спляшем, да частушки споем. (Динамическая пауза) .

Девочки исполняют частушки

                Эй, девчонки-хохотушки,

                Запевайте-ка частушки,

                Запевайте поскорей,

                Чтоб порадовать гостей. (Лера М)

 

                Эй, топни, нога,

                Топни, правенькая!

                Все равно плясать пойду,

                Хоть и маленькая. (Вероника Г)

 

                Шире круг, шире круг,

                Дайте круг пошире!

                Не одна иду плясать –

                Нас идёт четыре! (Полина Д)

 

                Не хотела выходить,

                Стояла и стеснялася,

                А гармошка заиграла–

                Я не удержалася. (Саша К)

 

                Если б не было воды –

                He было бы кружки.

                Если б не было девчат –

                Кто бы пел частушки? (Диана З)

Муз. руков. : А давайте все вместе встанем в хоровод.

«Хоровод»

Баб. Матрена: На этом наши посиделки подошли к концу.

Вот и посидели, вот и поговорили.

Добрый конец всему делу венец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД на тему: «Путешествие в математическую деревню».

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ППБ Тема: «Путешествие в страну Огнивию» для детей подготовительной группы

Цель: ·        Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.Задачи: ü Закреплять умение детей осторожно обращаться с огнем.ü Формировать у детей представ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в подводный мир" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в страну Математики" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Неболейка»! для детей подготовительной группы

Программное содержание: Научить детей действовать сплочённо одной командой; развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость; прививать детям здоровый образ жизни, формировать интерес к ЗОЖ. ...