Конспект НОД на тему: «Путешествие в деревню «Фольклорная» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД на тему:
«Путешествие в деревню «Фольклорная»
в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему:
«Путешествие в деревню «Фольклорная»
в подготовительной группе.
Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.
Образовательные задачи: Обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества.
Закреплять умение сочетать движения с речью, развивать умение доказывать и аргументировать, совершенствовать выразительность стихотворной речи.
Развивающие задачи: развивать эстетические чувства, музыкальный слух, внимание и память.
Предшествующая работа: посещение с детьми городского музея; заучивание на занятиях, в режимных моментах , в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку и останавливаются около стульчиков.
Музыкальный руководитель встречает их в народном костюме.
Муз. рук. Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие!
Звонкие соловушки, умные головушки!
Как вас сегодня много, и какие вы все нарядные. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю! Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
Дети: Мир вам, гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу добрую такую
Мы готовили для Вас.
2 ребенок: Собралось к нам гостей
Со всех властей.
Припасли для Вас забавушек
На всякий вкус.
Кому сказку. Кому правду
Кому песенку.
3 ребенок: Будет все занимательно.
Слушайте внимательно
Кто уши хорошо раскроет –
Много – много всякой всячины усвоит.
А кто «невзначай» уснет,
Тот ни с чем уйдет!
Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики.
Муз.рук. Ребята, посмотрите, как я обрядилась,
Я наряжалась, вас дожидалась, и вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились, вышли дружно петь, играть,
Себя людям показать.
Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие в одну очень необычную деревню, в гости к бабушке Матрене. А деревня называется «Фольклорная». А что же такое фольклор? Почему так называется деревня – «Фольклорная»?
Фольклор – это песни, сказки, потешки, которые сочинил народ.
Ну, что же, ребята, пора отправляться в деревню, там ждет нас в гости бабушка Матрена.
Дети под народную музыку оказываются в горнице.
Муз. рук. Вот мы и приехали в деревню «Фольклорная».
СЛАЙД: ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА
А вот и бабушка Матрена.
Баб.Матрена: Здравствуйте ребятки, молодцы, что приехали, заждалась я вас.
Муз. рук.: Бабушка Матрена, мы с ребятами приехали к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказала, что же есть интересного в твоей горнице.
Баб. Матрена: Ну, что же это можно. У нас все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных народных инструментах. Дети а что вы знаете про деревенскую избу?
Ребенок 1: Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь- это сердце дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду.
Ребенок 2: На печи спали младшие детки и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку .
Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые . Печка — деревенская кормилица.
Баб. Матрена: Молодцы ребята много знаете. А сейчас хочу вам загадать загадки про кухонную утварь. СЛАЙД «КУХОННАЯ УТВАРЬ»
И шипит и кряхти
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает (Самовар)
Ребенок 3: В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
По скалке катаете, одежда выпрямляется. (Рубель)
Ни свет, ни заря пошел согнувшись со двора. (Коромысло)
Сел на конь и поехал в огонь. (Чугунок)
Ребёнок 4: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу.
Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, вот в нем и готовили еду
Печь горячая, огонь пышет , как поставить туда чугунок?
Баб. Матрена Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
Ребенок 5: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей.
Муз. рук.: Вот какие смекалистые у меня ребята, а мою загадку отгадаете!
Деревянная подружка без нее мы как без рук,
На досуге веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Дети. Ложка
Ребёнок 6: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Муз.рук.: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Баб. Матрена показывает деревянную ложку.
Муз. рук. Эта деревянная ложка не одна пришла, а с подружками. Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.
Дети берут ложки, встают в круг.
Воспитатель приглашает ребенка читать стихотворение:
Звонкие, резные, ложки расписные.
От зари и до зари веселятся ложкари.
Пляска с ложками.
Баб. Матрена: Русский народ любил не только веселится, но и работать, трудится. Не зря говорят: «Делу время, потехе час»
Вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети: «Без дела жить - только небо коптить»
«С ремеслом - не пропадёшь».
«Не игла шьёт, а рука».
«Дело - мастера боится».
«Землю красит солнце, а человека труд».
«Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда».
«Скучен день до вечера , коли делать нечего».
«Делу время - потехе – час».
«Труд кормит, а лень портит».
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
«Любишь кататься, люби и саночки возить».
Баб. Матрена: Вижу вы немного устали, не пока ли нам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота». Собирайся детвора, будет русская игра
Баб. Матрена: Как у наших у ворот
Собирается народ
Начинается игра
Золотые ворота
Дети: Золотые ворота пропускают не всегда. 1-ый прощается, 2-ой раз запрещается, ну а 3-ий раз не пропустим вас.
Баб. Матрена: Ребята, мы продолжаем говорить о предметах быта в деревенской избе.
Ребенок 7: Осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и вязали.
Ребенок 8: Прялка. Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства.
Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок.
Баб. Матрена: Правильно, ребята. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Баб. Матрена: Ну раз вы все знаете, поиграем в игру «Раньше и сейчас»
Муз. руков: Давайте детки отдохнем, спляшем, да частушки споем. (Динамическая пауза) .
Девочки исполняют частушки
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей. (Лера М)
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая. (Вероника Г)
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать –
Нас идёт четыре! (Полина Д)
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла–
Я не удержалася. (Саша К)
Если б не было воды –
He было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки? (Диана З)
Муз. руков. : А давайте все вместе встанем в хоровод.
«Хоровод»
Баб. Матрена: На этом наши посиделки подошли к концу.
Вот и посидели, вот и поговорили.
Добрый конец всему делу венец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в сказочный город» для детей подготовительной группы
Программное содержание:Образовательная задача:...

Конспект ООД на тему: «Путешествие в математическую деревню».
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ППБ Тема: «Путешествие в страну Огнивию» для детей подготовительной группы
Цель: · Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.Задачи: ü Закреплять умение детей осторожно обращаться с огнем.ü Формировать у детей представ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в подводный мир" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в страну Математики" для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений рекомендован для детей подготовительной группы с глубокими нарушениями зрения....

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Неболейка»! для детей подготовительной группы
Программное содержание: Научить детей действовать сплочённо одной командой; развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость; прививать детям здоровый образ жизни, формировать интерес к ЗОЖ. ...