Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кондрашова Татьяна Викторовна

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.

Задачи:

Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с его значением для всего живого.

Познакомить детей с таким при родным явлением, как ветер, причинами его возникновение, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирование.

Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, активизировать речь и обогащать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра»   подготовительная группа

 

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.

Задачи:

Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с его значением для всего живого.

Познакомить детей с таким при родным явлением, как ветер, причинами его возникновение, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирование.

Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, активизировать речь и обогащать словарь.

Материал: муляж - мельница, воздушный шар, караблики,2 паука - один серебряный, колпак - дом паука, апельсины, веера, загадки, стаканчики, тазы с водой, 2 базисных рисунка, диск - шум моря, мельницы, вода в пруду, шары, пирожки.

Предварительная работа: чтение, рассматривание.

Приоритетные образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

 

Ход:

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунки дома природы и обычного дома. Что в них ест? Обратите внимание: на обоих рисунках много не закрашенного пустого места. Почему? И в нашем обычном доме - и в доме природы, есть-воздух которым мы дышим. Давайте сначала вздохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем, как вы думайте, что мы вдыхаем? (воздух). Что у меня в руках? (веер) Для чего он нужен ? Возьмите по вееру-они у вас под стульями и помашите им перед собой. что вы почувствуйте? (ветерок).Как он возникает? (это движется ветер), значит, что же находится вокруг нас? (воздух).

Отгадайте загадку:

«Без рук, без ног, а ворота отворяет, что это? (ветер)

(Вбегает Карлсон.)

Воспитатель: -Кого же к нам ветром занесло?

Карлсон: Меня – самого красивого и доброго Карлсончика, Я к вам в гости прилетел.

Воспитатель: У нас занятие, если хочешь садись рядом с детьми и ты узнаешь, много нового и интересного.

Карлсон: - Я и так все знаю.

Воспитатель: - Посмотрим, скажите ребята на чем можно отправится в путешествие? Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром, вы не против? Нам в пути нужен важный помощник, о нем говорится в загадке:

«Через нос проходит в грудь.

И обратно держит путь.

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем? (Воздух.)

(Показываю макет воздушного шара.)

Посмотрите вот и воздушный шар, Скажите зачем под шаром расположена горелка? Воздух в шаре нагревается от горелки, шар надувается и поднимается вверх, если нужно опустить шар вниз, то горелку выключают, воздух в шаре остывает и он опускается вниз.

Ребята, а хотите еще узнать побольше о воздухе и ветре? Вот мы и отправимся на этом воздушном шаре в путешествие на поиски воздуха и ветра, ставим стулья в круг, занимайте места в воздушном шаре, Карлсон ты полетишь с нами?

- Отправляемся в полет.

Ребята, вы видите вокруг себя воздух?

Почему? (Невид, бесцвет.)

Карлсон: Какой такой воздух? Где вы его увидели?

Воспитатель: -Вот тебе веер помаши, им перед собой, что ты чувствуешь?

Карлсон: -Ветерок.

Воспитатель: -Ребята, что это за ветерок? (Это движется воздух.)

- Скажите, а у воздуха есть запах? (Нет.)

Карлсон: - А вот и есть. Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, без труда его нахожу.

Воспитатель: - Дети верно сказали, воздух действительно не имеет запаха, а прав ли Карлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните ее в руках, что вы чувствуйте? Как вы думайте, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? Как вы поняли?

(Запах дошел до нас по воздуху.)

Карлсон: - Я был прав, когда говорил, что я всегда чувствую запах варенья.

Воспитатель: - Да ты прав, Карлсон скажите ребята еще раз, воздух имеет запах? – нет.

Пойдемте дальше.

- Посмотрите пруд, а кого вы видите в пруду?

Дети: - паука домик паука - водолоза.

Карлсон: - А причем здесь паук-водолаз, если мы ищем воздух и ветер.

Воспитатель: - Вот сейчас вы узнаете, что связывает паука с воздухом, это единственный из всех пауков, который строит воздушный замок под водой, он умеет нырять плавать, одним словом- это настоящий водолаз по имени паук-серебрянка.

Карлсон: - Но ведь каждый уважающий себя паук должен плести паутину, а он живет в воде, и почему его зовут паук- серебрянка?

Воспитатель: - И наш паук- умелец, плетет свою сеть в речных зарослях, только она у него похожа на колпак, чем на паучью сеть, колпак прикрепляется к растениям, при помощи нитей –паутинок, а потом начинаются удивительные вещи, паук серебрянка делает запасы, кто знает какие?

Карлсон: - Едой и рачками.

Воспитатель: - Нет Карлсон вовсе не едой, а воздухом, у паука много волосков на теле и лапках, когда паук всплывает на поверхность воды, воздух прячется между этими волосками, паук даже прижимает его лапками к брюшку, чтобы не растерять. С каждой порцией воздуха, паучок ныряет и приносит в свой дом-колпак воздушные пузырек, здесь он их стряхивает с себя, пузыри всплывают и остаются внутри домика-паутинки.

Паук заплывает в свой домик и там отдыхает.

Запасы воздуха хватает на несколько часов, когда запасы заканчивается, паук снова пускается за новой порцией.

Воспитатель: - А почему его зовут паук-серебрянка?

Под водой между волосками, которого прячется воздух, паук похож на рыцаря в серебряных доспехи, но это в подводном царстве, а на поверхности водоема, паук серебрянка будет обычным бурым пауком.

Мы сейчас превратимся в пауков серебрянок и проведем опыты.

1 опыт: возьмите стаканы, как вы считаете стаканы у вас пустые?

Опустите в воду, держим прямо, донышко вверх, вода не попадает в стакан? Почему?

Что мешает воде? Что ее не пускает? (В стакане находится воздух, который не дает воде занять место.)

Карлсон: - Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нем оказывается есть воздух, даже вода не может попасть в стакан.

Воспитатель: - а теперь попробуем по другому.

2 опыт: опустите стаканчики так, чтобы в него попала вода, затем переверните его кверху дном, держите рукой, возьмем другой рукой соломинку, поместим ее конец под стакан, слегка подуйте в соломинку что происходит?

Карлсон: - вот так фокус! В стакане собираются пузыри воздуха, постепенно они вытесняют из него воду, получится воздушный колпак под водой как у паука-серебрянки.

Воспитатель: -молодец, Карлсон, ты правильно заметил. Сейчас поиграем в игру: «Кто больше унесет пузырек воздуха»

Правила игры:» На полу разбросаны воздушные шарики (это пузыри воздуха).

- Каждый ребенок-паучок, который пытается захватить как можно больше шаров, чтоб унести в свой дом-колпак.

- Выигрывает тот, кто сможет удержать как можно больше шариков. (Игра.)

Воспитатель: -молодцы, вы как настоящие пауки-серебрянки.

Пойдемте дальше.

(Звучит музыка-шум моря.)

- Ребята, вы слышите шум прибоя, где то недалеко находится море.

Вот и дошли до моря, как красиво, посмотрите, сколько здесь красивых парусных кораблей?

Ребята кто знает, почему этих кораблей называют парусными? К чему паруса прикреплены? Как они устроены? (Ответы детей.)

Правильно ребята, паруса делают из специальных полотнищ и прикрепляются к реям и мачтам. Когда то давно на парусных кораблях путешествовали мореплаватели, которые открыли много новых земель. На них плавали и пираты, которые занимались на море разбоем, грабили другие парусные корабли. А паруса у пиратов были черного цвета.

Ребята, кто знает, что помогает парусным кораблям плыть по волне? Ветер.

Карлсон: - почему здесь на пристани стоят корабли?

Воспитатель: – Мы сейчас корабликам поможем отправиться в морское путешествие.

А вы знаете, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

А что нужно этим парусным кораблям? (Ветер.)

Правильно, давайте спустим кораблики в воду и подуем на них.

Поплыли кораблики. Помашем им вслед.

Ну и нам пора продолжить наш путь.

Ребята, давайте вспомним в какое путешествие мы отправились и что мы ищем? (Ответы детей.)

Карлсон: - Посмотрите, что это за интересный домик. Рядом с домом стоит старичок, рядом пасется лошадь стоит тележка груженная мешками с мукой.

Воспитатель: - Карлсон, вот мы сейчас узнаем.

Ребята отгадайте загадку:

«Всю жизнь крыльями машу

Все кручу, все верчу, всех хлебом

Накормить хочу»

Что это?

Дети: - Мельница.

Воспитатель: - Для чего мельнице крылья? Может она умеет летать? Как могут двигаться крылья мельницы? Что их может двигать? ВЕТЕР.

Как называют такие мельницы?

Дети: ветряные.

Воспитатель: - Крылья мельницы-это такая большая вертушка. Дует ветер и огромная вертушка вращается —это движение передается на большой и тяжелый камень—жернов.

Который находится внутри мельницы, он кружится на другом неподвижном жернове, а в пространство между ними засыпают зерном и получают мук у, а из муки пеку хлеб, булочки.

Раньше ветряные мельницы строили и ставили на открытом месте в поле.

Чтобы ветер мог свободно вращать- эту огромную вертушку.

Сейчас, конечно же мельницы не используют, для того чтобы получить муку.

Но наша мельница волшебная. Она не только может молоть муку но и печь пирожки.

Не верите? А давайте поможем крыльям мельницы, чтобы они начали крутиться, подуем все вместе, сильней:

«Дуйте, дуйте ветры в поле

Чтобы мельницы мололи

Чтобы сразу, прямо здесь

Из муки испекли нам пирожки.

А, сейчас закройте все глазки. (Вносят пирожки на подносе.)

Открыли глаза- посмотрите и румяные пирожки готовые.

Ну, и что я вам говорила, волшебная мельница.

Ребята, угощайтесь на здоровье.

Ну, нам пора возвращаться в детский сад.

Занимайте свои места в воздушном шаре.

Включили горелку, полетели.

Закройте глаза, на счет 1-2-3-открыли.

Мы прилетели.

Ребята, как вы думайте мы справились с заданием?

Мы находили с вами воздух и ветер?

Где мы встречались с ними?

Как вы думайте, а в дальнейшем нам понадобится воздух и ветер?

Кто не сможет жить без воздуха и ветра?

Почему?

Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха.

Карлсон: - Еу и вопрос! Конечно же, не смогу, мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю. Еще он мне нужен, для того, чтобы дышать. Спасибо ребята, что вы взяли меня собой в такое интересное путешествие. Я так много узнал всего, полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всем.

До свидания.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось путешествовать?

Я хочу подарить вам по воздуху, по воздушному шару- разбирайте и отправимся в группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»

Цель:   Развитие познавательных  интересов  у детей.Задачи:  1. Обобщить  знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме "Я - мое тело" во второй младшей группе.

Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма проведения - подгрупповаяОбразовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной лит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие по математическим станциям» для детей подготовительной группы.

Цель: Развивать математические способности детейЗадачи:1.Закреплять умения решать арифметические примеры, логические и арифметические задачи.2.Формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клет...

Непосредственно образовательная деятельность Познавательное развитие ФЭМП Тема: «Путешествие в царство посуды».

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем. Совершенствовать умен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну здоровья»

Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни....

Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей старшей группы...