ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЕ ШАШКИ»
методическая разработка (старшая группа)

Нина Чекмаева

Создание условий для развития личности обучающихся посредством обучения игре в шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_shashki_chekmaeva_n.k_.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №103»

(МДОУ «Детский сад №103»)

Принято: УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического Заведующей «МДОУ

совета «Детский сад №103»

Протокол №1 от #1075; Ваганова И.Н.

Приказ №351 от «01»сентября 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ВЕСЕЛЫЕ ШАШКИ»

2023-2024 учебный год

Возраст детей: 5-7лет

Срок реализации:2год

Автор-составитель:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Чекмаева Н.К.

г.о.Саранск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

9

4.

Содержание изучаемого курса

11

5

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

20

6.

Список литературы

21

7

Приложения

22

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Веселые шашки»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель: высшая квалификационная категория Чекмаева Нина Кузьминична

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад № 103»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Коваленко 62

Цель программы

Создание условий для развития личности обучающихся посредством обучения игре в шашки.

Направленность программы

Интеллектуальная

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

К концу первого года обучения воспитанники будут

Знать: шашечные термины - правила хода, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.

Уметь: правильно располагать доску между партнерами, правильно располагать фигуры перед игрой, ориентироваться на шашечной доске, расставлять правильно шашки, выполнять ходы пешками.

Владеть: основными правилами игры и правилами во время игры.

К концу второго года обучения дети будут

Знать: алгоритм хода, шашечные термины.

Уметь: ориентироваться на шашечной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил, решать простые шашечные задачи, применять полученные знания и умения на практике.

Владеть: основами интеллектуальной культуры, высокой способностью мыслить и действовать самостоятельно, привычкой играть сообща, волей к победе.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы:

  • по тематической направленности – интеллектуальная,
  • по функциональному предназначению – учебно-познавательная,
  • по форме организации – кружковая,
  • по уровню усвоения – общекультурная.

Новизна программы состоит в следующем:

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Актуальность программы

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования детей.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводу, что одной лишь теории здесь недостаточно. Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью. Ставит основной своей целью не только практическое обучение, но и психологическое сопровождение.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

#1055;ринцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

#1055;ринцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

#1055;ринцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

#1055;ринцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

#1055;ринцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Цель программы: Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Основные задачи на первый год обучения:

Образовательные:

- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно - цифровым рядом;

- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;

- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;

- научить простейшим дебютным схемам;

- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

- познакомить с основами композиционной игры.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

- развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Основные задачи на второй год обучения:

Образовательные:

- обучать технике игры в шашки;

- обучать простым комбинациям.

- выработать у детей умения применять полученные знания и умения на практике.

Развивающие:

- развивать умственные способности детей: логическое, образное и аналитическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед;

- развивать способности мыслить и действовать самостоятельно;

- развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

Воспитательные:

- воспитывать отношение к шашкам, как к серьёзным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.

- воспитывать настойчивость, целеустремлённость, уверенность и волю к победе.

Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Состав группы постоянный. Набор обучающихся свободный.

Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц. Общее количество занятий в год – 64.

Формы и режим занятий.

Программа предусматривает работу группы в количестве 10 человек (кружок).

Формы организации занятий: коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 25 минут во второй половине дня для детей 5-6 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня для детей 6-7 лет.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

К концу первого года обучения воспитанники будут

Знать: шашечные термины - правила хода, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.

Уметь: правильно располагать доску между партнерами, правильно располагать фигуры перед игрой, ориентироваться на шашечной доске, расставлять правильно шашки, выполнять ходы пешками.

Владеть: основными правилами игры и правилами во время игры.

К концу второго года обучения дети будут

Знать: алгоритм хода, шашечные термины.

Уметь: ориентироваться на шашечной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил, решать простые шашечные задачи, применять полученные знания и умения на практике.

Владеть: основами интеллектуальной культуры, высокой способностью мыслить и действовать самостоятельно, привычкой играть сообща, волей к победе.

Способы проверки освоения программы – педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Веселые шашки» - соревнования в ДОУ по шашкам.


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Название модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

Кол-во занятий

мин

теория

практика

1

По дороге знаний – экскурсия в шашечный клуб

1

25

20

5

2

Сказка начинается

4

100

60

40

3

Шашечные дороги

6

150

90

60

4

Зайкины шашки

10

250

150

100

5

Шашечные понятия

16

400

240

160

6

Основные правила шашечной игры

15

375

225

150

7

Этикет игрока

2

50

40

10

8

Как справиться с задачей

2

50

10

40

9

Веселый бой

4

100

40

60

10

Соревнования

4

100

20

80

ИТОГО:

64

1600

895

705

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п/п

Название модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

Кол-во занятий

мин

теория

практика

1

Как начинать партию

2

60

20

40

2

Алгоритм хода

6

180

30

150

3

Таблица шашечного турнира

2

60

10

50

4

Делаем наилучшие ходы

4

120

20

100

5

Основные приемы борьбы

44

1320

220

1100

6

Шашечные встречи

6

180

18

162

ИТОГО:

64

1920

318

1602

4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Тема

Модуль, раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Работа с родителями

Занятие 1

«По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб

Знакомство с помещением, с шашками. Вызвать желание научиться играть в эту игру. Познакомить с историей возникновения игры. Дать понятие о здоровом образе жизни.

Экскурсия, беседа с детьми

коллективная

Занятие 1,2

Сказка начинается

Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны

Проблемная ситуация, беседа, игра

коллективная

Занятие 3,4

Сказка начинается

Продолжить знакомство с понятиями шашка и жители шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Беседа, объяснение, просмотр видеофильма

коллективная

Занятие 1,2

Шашечные дороги

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Королевство шашек».

Рассказ, объяснение, чтение

коллективная

Анкетирование

Занятие 3,4

Шашечные дороги

Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например, дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

Объяснение, показ, дидактическая игра

коллективная

Занятие 5,6

Шашечные дороги

Познакомить с понятием «горизонталь». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

Показ, объяснение, д/игра, беседа

коллективная

Занятие 1,2

Зайкины шашки

Познакомить с понятиями: ходы шашек, тихий ход, ударный ход, виды боя (взятия). Научить пользоваться полученными знаниями на практике.

Рассказ, объяснение, практические упражнения

коллективная

Занятие 3,4

Зайкины шашки

Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес – свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например, поле 1: d4. Игра «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

Рассказ, показ, объяснение, игра

коллективная

Занятие 5,6

Зайкины шашки

Тренировать детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, диагоналей, показывая и называя их (отмечать быстроту, можно засекать по секундомеру, что оживляет занятие). Проделать это у демонстрационной доски и индивидуально. Игра «Расставь правильно». Используем шахматную доску, и карточки с названиями полей.

Тренировочные упражнения, игра, беседа

коллективная

Занятие 7,8

Зайкины шашки

Продолжать закреплять знания о доске и о шашках, полученные на предыдущих занятиях.

Тренировочные упражнения, игра, беседа

коллективная

Занятие 9,10

Зайкины шашки

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 1

Шашечные понятия

Познакомить с понятием диагональ – косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие).

На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей. Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8 клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.

Показ, объяснение, беседа

коллективная

Консультация на тему: «Зачем учить детей играть в шашки»

Занятие 2

Шашечные понятия

Познакомить с шашечным понятием – фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Беседа, практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 3,4

Шашечные понятия

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 5,6

Шашечные понятия

Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: с3, с5, d4, d6, е3, е5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля с5, d4, е5, f4. Шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками.

Показ, объяснение, беседа

коллективная

Занятие 7,8

Шашечные понятия

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 9,10

Шашечные понятия

Поля первой и последней горизонтали а1, с1,e1, g1, b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей а и h: а1,а3, а5, а7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.

Показ, объяснение, беседа

коллективная

Занятие 11,12

Шашечные понятия

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 13,14

Шашечные понятия

Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали а1, с1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

Показ, объяснение, беседа

коллективная

Занятие 15,16

Шашечные понятия

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 1,2

Основные правила шашечной игры

Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала.

Показ, объяснение, беседа, практические упражнения

коллективная

Занятие 2,4

Основные правила шашечной игры

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

групповая

Консультация на тему: «Как научить ребенка играть в шашки с нуля в игровой форме»

Занятие 5,6

Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

Показ, объяснение, беседа, практические упражнения

групповая

Занятие 7,8

Основные правила шашечной игры

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

групповая

Занятие 9,10

Основные правила шашечной игры

Познакомить с правилом: если после того, как вы срубили одну шашку, ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, независимо от количества шашек и количества разворотов.

Рассказ, объяснение, игровое упражнение

групповая

Занятие 11,12

Основные правила шашечной игры

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

групповая

Занятие 13,14

Основные правила шашечной игры

Познакомить с правилом: простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

Рассказ, показ, объяснение, игра

групповая

Занятие 15

Основные правила шашечной игры

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

групповая

Занятие 1,2

Этикет игрока

Познакомить с правилами поведения во время игры:

1. перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают друг другу руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует учатсников и настраивает их на серьезную игру.

2. Взялся – ходи!

3. Если ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку.

4. если вам требуется помощь судьи, чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

5. во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.

Рассказ, игровое упражнение, беседа

коллективная

Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Мир шашек глазами детей»

Занятие 1,2

Как справиться с задачей

Чтение худ. литературы «Сеня, Храбрик и шашки». Авторы: Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Чтение, игра, тренировочные упражнения

групповая

Занятие 1,2

Веселый бой

Стихотворение Юровской Е.М. «Перед боем шашки в ряд, на земле они стоят». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки»

Чтение стихотворения,

игра - соревнование

групповая

Занятие 3,4

Веселый бой

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки». Закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Практические упражнения, дидактические игры,

групповая

Занятие 1

Соревнования

Практическое закрепление материала. Подготовка к соревнованиям между командами.

Практические упражнения, беседа, тренировочные упражнения

групповая

Занятие 2

Соревнования

Практическое закрепление материала. Подготовка к соревнованиям между командами.

Практические упражнения, беседа, тренировочные упражнения

групповая

Занятие 3

Соревнования

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные турниры.

Соревнования

групповая

Занятие 4

Соревнования

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные турниры.

Соревнования

групповая

Второй год обучения

Тема

Модуль, раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Работа с родителями

Занятие 1,2

Как начинать партию

Дидактические игры: «Кто первый?», «Составь доску»

Показ, практическое упражнение, беседа

коллективная

Занятие 1,2

Алгоритм хода

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Практическое упражнение, игра, чтение

коллективная

Анкетирование

Занятие 3,4

Алгоритм хода

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ. литературы Юровской Е.М.

Практическое упражнение, беседа

коллективная

Занятие 5,6

Алгоритм хода

Продолжать обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Практические упражнения, беседа

коллективная

Занятие 1,2

Таблица шашечного турнира

Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Дидактическая игра, показ, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 1,2

Делаем наилучшие ходы

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «Уголки». Игра «Поддавки».

Практические упражнения, дидактические игры

коллективная

Занятие 3,4

Делаем наилучшие ходы

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «Уголки». Игра «Поддавки».

Тренировочные упражнения, игры

коллективная

Занятие 1,2

Основные приемы борьбы

Познакомить с основными приемами борьбы на шашечной доске. Дидактические задания «Атака неприятеля». Чтение художественной литературы Юровский Е.М. «Цейтнот».

Дидактические задания, чтение

коллективная

Занятие 3,4

Основные приемы борьбы

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Объяснение, игра

коллективная

Занятие 5,6

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы «Сеня, Храбрик и шашки». Авторы: Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся».

Чтение, игра, беседа

коллективная

Рекомендации на тему: «Учите детей играть в шашки»

Занятие 7,8

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры

коллективная

Занятие 9,10

Основные приемы борьбы

Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

Практические упражнения

коллективная

Занятие 11,12

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры

коллективная

Занятие 13,14

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Игра «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой.

Практические упражнения, чтение, игра

коллективная

Занятие 15,16

Основные приемы борьбы

Дидактическая игра «Морской бой!»

Дидактическая игра, объяснение

коллективная

Занятие 17,18

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровский Е.М. «Зайкин сон».

Чтение, практические упражнения

коллективная

Занятие 19,20

Основные приемы борьбы

Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

Показ, практические упражнения

коллективная

Занятие 21,22

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Занятие 23,24

Основные приемы борьбы

Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».

Объяснение, рассказ, дидактические игры,

коллективная

Занятие 25,26

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры, тренировочные упражнения

коллективная

Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы»

Занятие 27,28

Основные приемы борьбы

Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала.

Рассказ, показ, объяснение

коллективная

Занятие 29,30

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактическая игра

групповая

Занятие

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактическая игра

групповая

Занятие

Основные приемы борьбы

Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение».

Рассказ, показ объяснение, дидактическая игра

групповая

Занятие 35,36

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактическая игра

групповая

Занятие 37,38

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.

Решение кроссвордов, дидактические игры

групповая

Мастер- класс для родителей «Шашки своими руками»

Занятие 39

Основные приемы борьбы

Знакомство с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактические игры.

Рассказ, объяснение, игра

групповая

Занятие 40

Основные приемы борьбы

Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Практические упражнения, игра

групповая

Занятие 41

Основные приемы борьбы

Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Показ, рассказ, объяснение

коллективная

Занятие 42

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тренировочные упражнения, дидактическая игра

Занятие 43

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры

групповая

Занятие 44

Основные приемы борьбы

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практические упражнения, дидактические игры

групповая

Занятие 1

Шашечные встречи

Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

Тренировочные упражнения, беседа

групповая

Занятие 2

Шашечные встречи

Практическое закрепление материала. Подготовка к соревнованиям между командами.

Практические упражнения

групповая

Занятие 3,4

Шашечные встречи

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные турниры.

Соревнования

групповая

Занятие 5,6

Шашечные встречи

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные турниры.

Соревнования

групповая

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма организации занятий - коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

Методы проведения игровых встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Приемы и методы.

Основные формы и средства обучения:

#1055;рактическая игра.

#1056;ешение задач, комбинаций и этюдов.

#1044;идактические игры и задания, игровые упражнения;

#1056;азвлечения и познавательные досуги, игры в шашки

Дидактический материал:

1. Доски деревянные 1 шт

2. Доска магнитная 1 шт

3. Доска картонная 9 шт

4. Шашки 10 наборов

Техническое оснащение: помещение комнаты дополнительного образования, телевизор, ноутбук, магнитофон, доска.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Барский, Ю.П. Приключения на шашечной доске / Ю.П. Барский, Б.М. Герцензон. – Ленинград: Лениздат, 1969 г. – 129 с.

2. Городецкий, В.В. Книга о шашках / В.В. Городецкий. – М.: Детская литература, 1984 г. – 239 с.

3. Городецкий, В.В. Учимся играть в шашки / В.В. Городецкий. – М.: Детская литература, 1956 г. – 212 с.: ил.

4. Куличихин, А.И. История развития русских шашек / А.И. Куличихин. - М.: ФиС, 47 с.: ил.

5. Куперман, И.И. Начала и середина игры в шашки / И.И. Куперман, В.М. Каплан. - М.: ФиС, 1957. –366 с.

6. Крогиус, Н.В. Психология шахматного творчества / Н.В. Крогиус. - М.: ФиС, 1981 г. – 184 с.

7. Литвинович, В.С. курс шашечных дебютов / В.С. литвинович, Н.Н. Негра. – Минск: «Полымя», 1985 г. – 255 с.

8. Рамм, Л.М. Курс шашечных начал / Л.М. Рамм. – М.: Физкультура и спорт, 1953 г. – 348 с.

9. Сидлин, А.М. Как оценивать позицию в шашках / А.М. Сидлин. - М.: Физкультура и спорт, 1966 г. - 64 с.

10. Слезкин, П.А. Основы шашечной игры / П.А. Слезкин. – М.: Физкультура и туризм, 1936 г. – 200 с.

11. Хацкевич, Г.И. 25 уроков шашечной игры / Г.И. Хацкевич. - Минск: Полымя, 1979 г. –264 с.

12. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986 г. – 64 с.

Список литературы для детей и родителей

1. Виндерман, А.Н. Шашки для всех: пособие для начинающих / А.Н. Виндерман, Б.М. Герцензон. - М.: ФиС, 1986 г. – 128 с.

2. Вигман, В.Я. Радость творчества / В.Я. Вигман. - М. Физкультура и спорт. 1986 г. 160 с.

3. Пожарский, В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. - Рязань: Издательство МЭИ, 1996. - 530 с.

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Фамили,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности «Веселые шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма ...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»

Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, учас...

Дополнительная программа "Веселые шашки"

Дополнительная программа "Веселые шашки"...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Веселые шашки"

Программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильн...

Рабочая программа "Веселые шашки"

Дополнительная обще-образовательная программа...