Программа дополнительного образования "Веселые шашки"
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Лободырова Светлана Михайловна

программа по шашкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselye_shashki.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 322 «Морозко»

                                                     

.

Рабочая программа  по дополнительному образованию по игре в шашки «Веселые шашки»

для детей дошкольного возраста (5-7 лет),

Составитель:

 

Лободырова Светлана Михайловна,

инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории

.

                                                                                                г. Красноярск – 2020г.

Программа «Веселые шашки!» по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста

  1. Пояснительная записка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны.

В действительности научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти-шестилетних детей дает все основания широко популязировать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

  1. Цель и задачи программы

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физические:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Проект обучающей игры «Веселые шашки»

Программа по дополнительному образованию, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 8-12 человек. Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль инструктор – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого к более сложному объяснению. Познавательный материал излагается в виде доступных детям презентаций. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.

Содержание программы

1-ый год обучения

Содержание программы

2-ой год обучения

1

Занятие. Просмотр презентации шашечной истории

1

Занятие. Делаем наилучшие ходы.

2

Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках)

2

Практическое закрепление материала

3

Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.

3

Занятие. Простые комбинации.

4

Практическое закрепление материала

4

Практическое закрепление материала

5

Занятие. Шашечные поля.

5

Занятие. Основы позиционной игры

6

Практическое закрепление материала

6

Практическое закрепление материала

7

Занятие. Диагональ

7

Занятие. Комбинационные приемы

8

Практическое закрепление материала

8

Практическое закрепление материала

9

Занятие. Как ходят шашки

9

Занятие. Связывание

10

Практическое закрепление материала

10

Практическое закрепление материала

11

Занятие. Основные правила шашечной игры

11

Занятие. Использование дополнительного темпа.

12

Практическое закрепление материала

12

Практическое закрепление материала

13

Занятие. Цели игры и определение результата партии

13

Занятие. Размен.

14

Практическое закрепление материала

14

Практическое закрепление материала

15

Занятие. Разные виды ничьей партии

15

Занятие. «Шлагбаум».

16

Практическое закрепление материала

16

Практическое закрепление материала

17

Занятие. Как начинать партию?

17

Занятие. Достижение выгодной оппозиции.

18

Практическое закрепление материала

18

Практическое закрепление материала

19

Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира

19

Занятие. Треугольник Петрова.

20

Практическое закрепление материала

20

Практическое закрепление материала

21

Занятие. Подготовка к соревнованиям

21

Занятие. Подготовка к соревнованиям

22

Практическое закрепление материала

22

Практическое закрепление материала

23

Практическое закрепление материала

23

Занятие. Растяжка и оттяжка.

24

Практическое закрепление материала

24

Практическое закрепление материала

25

Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками.

25

Эффективность и красота комбинаций.

26

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

26

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:

  1. Проведение отборочных туров (декабрь).
  2. Развлечение «Царство шашек» (январь.).
  3. Участие детей старшего возраста среди воспитанников дошкольного учреждения в шашечных соревнованиях (февраль).
  4. Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Онлайн шашки» (март).
  5. Организация по изготовлению шаечного инвентаря своими руками.

Участие детей в районных соревнованиях города Красноярска:

  1. Соревнования по шашкам с воспитанниками из соседнего ДОУ (ноябрь)
  2. Участие в двигательном фестивале среди ДОУ Октябрьского района (декабрь)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

Программа дополнительного образования "Волшебные шашки"

Программа дополнительного образования...

Программа дополнительного образования "Умные шашки"

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...

Дополнительная развивающая программа "Шахматы и шашки"

Дополнительная общеразвивающая программа "Шахаматы и шашки"...

Программа дополнительного образования "Занимательные шашки"

Аннотация к программе«Занимательные  шашки в ДОУ» педагога дополнительного образования, Шабуриной А.В.Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашк...

Программа дополнительного образования "Шашки"

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для...

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"

Рабочая программа дополнительного образования кружок "Волшебные шашки"...