Рабочая программа "Веселые шашки"
занимательные факты (подготовительная группа)
Дополнительная обще-образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_shashki_mihaylova_dekabr.docx | 109.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
Утвержден на педсовете Утверждаю
Директор МБОУ ДО ЦДТ протокол № ______/И.Ю. Набиуллина/
от «__» _______ 2023 г. «____» ___________ 2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Веселые шашки»
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 6 лет.
Автор- составитель:
Михайлова Олеся Юрьевна
педагог дополнительного образования
высшей категории
2024-2025 уч. год.
Год разработки программы 2016 .
Лист внесения изменений в программу
Дата внесения изменений | Раздел программы | Внесенные изменения |
15 декабря 2022 г | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Учебно-тематическое планирование |
Оглавление
1 | Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели и задачи | 7 |
1.3. | Содержание программы | 7 |
1.4. | Планируемые результаты | 11 |
2. | Комплекс организационно- педагогических условий | 13 |
2.1. | Календарный учебный график | 13 |
2.2. | Условия реализации программы | 16 |
2.3. | Список литературы. | 18 |
2.4. | Формы аттестации и контроля . | 18 |
2.5. | Оценочные материалы. | 18 |
2.6. | Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс). | 19 |
3. 4. | Приложения №1 №2 Рабочая программа «Веселые шашки» | 20 21 |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень программы: стартовый
Шашки – это не только игра, доставляющая детям радость и удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль этих игр в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Этот переход игры «внутрь» - важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мыслительному преобразованию действительности.
Актуальность программы
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Игра в шашки помогает реализовать целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, развивает умение мыслить в уме и развивает память. В игре развивается психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе. Во время игры происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
Отличительные особенности и новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Программа « Веселые шашки» является интегрированной по содержанию деятельности и предлагает изучение и освоение основных видов и способов игры в шашки. Освоение программы происходит в непосредственном участи детей в игре. Игровые партии по форме организации различны и предусматривают игру не только парами, но и группами,; один против всех; группа с группой.
Программа также рассчитана на индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха и других видов ОВЗ, не мешающих усвоению данной образовательной программы), а также может носить дистанционный формат обучения.
Практическая значимость .
Игра в шашки– интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность. Шашки – это одновременно и спорт, и досуг, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Первые шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении. Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Социальная значимость программы определена возможностью обучения детей разных возрастных категорий и разного социального статуса, в сотрудничестве с семьѐй, школой и социальными партнѐрами.
Педагогическая целесообразность.
Игра в шашки развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этим играм, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определил направление проекта с использованием информационно-коммуникативных технологий приобщить детей к играм в шашки для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Программа базируется на следующих принципах:
1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2.Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны.
3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
4.Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Межпредметные связи.
Шашки – это одновременно и спорт, и досуг, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Первые шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении.
Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Адресат программы.
Программа составлена для работы с детьми 6-7 лет с учетом физиологических особенностей детей. Формирование групп: 16детей.
Объем и срок освоения программы :
Данная программа рассчитана на 1 год обучения(36 недель).
В неделю проводятся 2 занятия, длительностью 30 минут.
Место реализации - на базе МБОУ ДО ЦДТ с. Бижбуляк.
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий: аудиторная.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: Ознакомление дошкольников с основами теории и практики игры в шашки.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие:
• развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей дошкольников: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у дошкольников умения применять полученные знания на практике.
1.3. Содержание программы
Учебно- тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Общее |
1 | Диагностика. | 1 | 1 | |
2 | История шашечной игры. | 2 | 2 | |
3 | Шашечная доска | 2 | 2 | |
4 | Словарик шашечных терминов. | 2 | 2 | |
5 | «Как начинать партию?» | 2 | 2 | |
6 | «Цель игры и определение результата партии» | 2 | 2 | |
7 | Простые комбинации. |
| 2 | 2 |
8 | Умники и умницы. | 2 | 2 | |
9 | Основы позиционной игры | 2 | 2 | |
10 | Комбинационные приёмы. | 2 | 2 | |
11 | Эффективность и красота комбинаций. | 2 | 2 | |
12 | Разные виды ничьей партии. | 4 | 4 | |
13 | Корифеи шашечной игры. | 2 | 2 | |
14 | «Поддавки». | 4 | 4 | |
15 | Уголки | 2 | 2 | |
16 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы» | 2 | 2 | |
17 | Основные приемы борьбы на шашечной доске « Простые комбинации» | 2 | 2 | |
18 | «Умники и умницы» | 2 | 2 | |
19 | «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Связывание» | 2 | 2 | |
20 | «Использование дополнительного темпа» | 3 | 3 | |
21 | «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Шашечные окончания» | 2 | 2 | |
22 | Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Размен» | 4 | 4 | |
23 | «Достижение выгодной позиции» | 4 | 4 | |
24 | «Анализ сыгранных позиций» | 5 | 5 | |
25 | Решение задач и комбинаций. | 4 | 4 | |
26 | Повторение и закрепление. | 4 | 4 | |
27 | Сеансы одновременной игры. | 2 | 2 | |
28 | Итоговое тестирование | 1 | 1 |
Содержание
1. Диагностика.
Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.
2. История шашечной игры.
Дать детям краткую историческую справку о возникновении шашечной игры. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей. Роль шашек в воспитании и развитии личности.
3. Шашечная доска.
Дать детям представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей.
4. Словарик шашечных терминов.
Познакомить детей с шашечной терминологией. Использование в игре шашечных терминов. Развивать интеллектуальные способности.
5. «Как начинать партию?»
Знакомство общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек, основные правила игры.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску».
6. «Цель игры и определение результата партии»
Знакомство с расстановкой шашек, основные правила игры. Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
7. Простые комбинации.
Познакомить детей с простыми комбинациями, решение тестовых позиций.
8. Умники и умницы.
Решение тестовых заданий.
9. Основы позиционной игры.
Знакомство с основами позиционной игры. Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.
10. Комбинационные приёмы.
Знакомство с комбинационными приёмами. Познакомить детей с основами комбинационной игры. Практическое закрепление материала.
Игра: «Самый меткий стрелок». Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».
11. Эффективность и красота комбинаций.
Решение шашечных задач, совершенствование навыков игры в шашки.
12. «Разные виды ничьей партии».
Познакомить с видами партий (ничьи).
Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
13. Корифеи шашечной игры.
Знакомство детей с мастерами нашей страны.
14. «Поддавки».
Знакомство детей с правилами игры в «Поддавки». Игровая практика.
15. «Уголки».
Знакомство с правилами игры.
16. «Основные приёмы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.
17. «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Простые комбинации»
Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур . Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» .Основные приемы борьбы на шашечной доске.
18. «Умники и умницы»
Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля».
19. «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Связывание»
Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала.
20. «Использование дополнительного темпа»
Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».
21. «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Шашечные окончания»
Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Треугольник Петрова.
Окончание: три дамки против дамки с простой.
Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
22. «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Размен»
Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение».
23. «Достижение выгодной позиции»
Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
24. Анализ сыгранных партий.
Анализ сыгранных партий. Ошибки.
25. Решение задач и комбинаций.
26. Повторение и закрепление.
27. Сеансы одновременной игры.
28. Итоговое тестирование.
1.4 . Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации Программы.
Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Результатами реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые шашки» в соответствии с поставленными воспитательными и образовательными задачами является:
- дети владеют основными шашечными терминами: белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правилами хода, ориентируются на шашечной доске,
- играют без грубых нарушений правил,
- решают простые шашечные задачи.
По итогам работы среди воспитанников будет проведен шашечный турнир.
В результате изучения курса обучающиеся будут:
знать/понимать
- правило «взялся – ходи»
- понятия о начале партии.
-простейшие тактические приемы и комбинации.
-первоначальные понятия об эндшпиле
-роль петли;
- оппозицию;
- ловушки в эндшпиле;
- дамочные окончания.
уметь:
-ориентироваться на шашечной доске;
-правильно помещать доску между партнерами;
-правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-применять на практике правила игры;
-следить за ходами противника, поправлять, решать простейшие комбинации;
-рассчитывать соотношение сил;
-играть простые окончания;
-строить петлю;
-вести борьбу за центральные поля;
-играть дамочные окончания.
Личностные, метапредметные, предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы:
Личностные:
-развитие личностной мотивации к игре в шашки
-формирование стремления к получению качественного законченного результата,
- умение анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты
деятельности;
-формирование навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
-развитие потребности в саморегулировании учебной деятельности в саморазвитии, самостоятельности;
-формирование культуры общения и поведения в социуме;
-формирование навыков проектного мышления, работы в команде.
Образовательные (предметные):
-развитие логического мышления,
-появление углубленного интереса, расширению спектра специальных знаний.
По завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы у обучающихся появятся дружеские взаимоотношения между с собой, привычка сообща играть, заниматься выбранным делом. Дети становятся более настойчивыми, целеустремлёнными, уверенными.
РАЗДЕЛ II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график.
Дата начала и окончания учебного года: 2 сентября по 23 мая.
Количество учебных недель: 36 недель
Количество учебных дней: 72 дня
Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций учащихся представлены в таблице и занимают не более 15 минут основного времени занятия, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года.
Календарно – тематическое планирование.
|
|
| Предполагаемая дата | Фактическая дата |
|
|
|
| |
| Сказка начинается… (общие понятия о шашках) |
| 5.09. | |
| Правила шашечной игры. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. |
|
12.09. | |
| Что изучает теория шашечной игры. Практическое закрепление материала |
| 17.09. 19.09. | |
| Турнирная дисциплина, правила соревнований. Занятие. Шашечные поля. |
| 24.09. 26.09. | |
| Основы шашечной игры. Практическое закрепление материала |
| 01.10 03.10. | |
| Основы шашечной игры: сила флангов. Занятие. Диагональ |
| 8.10. 10.10. | |
| Основы шашечной игры: как выиграть шашку. Практическое закрепление материала | 2 | 15.10. 17.10. | |
| Основы шашечной игры: как пройти в дамки. Занятие. Как ходят шашки. |
| 22.10. 24.10 | |
| Практическое закрепление материала |
| 29.10 31.10 | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске. Занятие. Основные правила шашечной игры |
| 5.11. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция. Практическое закрепление материала |
| 12.11. 14.11. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка. Занятие. Цели игры и определение результата партии |
| 19.11. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим. Практическое закрепление материала |
| 26.11 28.11 | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва. Занятие. Разные виды ничьей партии |
| 3.12. 5.12. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза. Практическое закрепление материала |
| 10.12. 12.12. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: окружение. Занятие. Как начинать партию? |
| 17.12. 19.12. | |
|
Практическое закрепление материала |
|
26.12 | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: самообложение. Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. |
| 31.12 9.01. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание). Практическое закрепление материала |
| 14.01. 16.01. | |
| Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр. Занятие. Подготовка к соревнованиям |
| 21.01. 23.01
| |
| Комбинации. Практическое закрепление материала |
| 28.01. 30.01 | |
| Комбинации: комбинация для прохождения в дамки. Практическое закрепление материала |
| 4.02. 6.02. | |
| Комбинации: комбинация для получения материального преимущества. Практическое закрепление материала |
| 11.02. 13.02. | |
| Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции. Практическое закрепление материала |
| 18.02. 20.02. | |
| Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции. Практическое закрепление материала |
| 25.02. 27.02 | |
| Окончание: треугольник Петрова. Практическое закрепление материала | 2 | 4.03. 6.03. | |
| Окончание: три дамки против дамки с простой. Практическое закрепление материала |
| 11.03. 13.03. | |
| Тренировочные и соревновательные турниры. Практическое закрепление материала |
| 18.03. 20.03. 25.03 | |
|
|
| 27.03 | |
|
|
| 1.04 3.04. 8.04. 10.04. 15.04. | |
| Сеансы одновременной игры. |
| 17.04. 22.04. 24.04 29.04. 6.05. 8.05. 13.05. 15.05. 20.05. |
2.2. Условия реализации.
Материально – техническое обеспечение: Для успешной реализации учебной программы необходимо иметь просторное помещение с хорошим освещением. Чистота и порядок в ней, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры и творческой активности.
Кабинет с вместимостью 16 человек для проведения занятий с площадью по нормам САНПиН;
Для работы требуются индивидуальные стулья и столы соответствующие роста детей.
Необходимые материалы.
- Шахматные доски плоскостные (8штук);
- Шашки двух цветов (8 наборов);
- Демонстрационная доска с комплектом шашек;
- ИКТ.
Используемый кабинет соответствует всем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха
Информационное обеспечение: стенды, плакаты, комплекты шашек и досок.
2.3.Список литературы для педагога:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2019.
Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2020, 84 с.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 160 с.
Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2020г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2021г.
Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 2000.
Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 2020
Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 2000. – 128 с.
Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 2020. – 88 с.
Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2020. – 288 с.
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 2021. – 250 с.
Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 320 с.
Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 2007. – 256 с.
Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 348 с.
Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 187 с.
Internet ресурсы, сайты.
Список литературы для детей:
- «Русские шашки для дошкольников», В.Н.Сидорычев
- «Русские шашки», Э.Г.Цукерник
Список литературы для родителей:
- «Учебник шашечной игры». Федерация международных шашек.
- «Шашки для детей», В.К.Погрибной.
Кадровое обеспечение: педагог ДО Михайлова О.Ю., образование высшее , педагогический стаж 17 лет, первая категория.
2.4.Формы аттестации и контроля
В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений обучающихся. Для оценки результативности применяется входящий (опрос), текущий и итоговый контроль в форме тестирования.
Вначале года проводится входящий контроль в форме опроса, с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по всем направлениям.
Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в турнирах, участие в конкурсах и играх.
Формы отслеживания результатов: материалы тестирования, беседа, педагогическое наблюдение.
Формы предъявления и демонстрации результатов: аналитический материал (справка) по итогам проведения контроля.
2.5. Оценочные материалы - в приложении №1,2.
2.6. Методические обеспечение-
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Педагогические технологии применяемые при реализации данной программы:
В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-
ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.
Приложение 1
1. Итоговая аттестация.
Вопросы к викторине о шашках:
1. Что такое турнир? (вид соревнования)
2. Как зовут человека, который играет в шашки? (шашист)
3. Как называется доска для игры в шашки? (шахматная)
4. Что нужно для игры в шашки? (шашечная доска, партнеры, шашки)
5. Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
6. Как «ходят» шашки? (по диагонали, только вперёд)
7. В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного края доски? (Дамка)
8. На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
9. По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
10. Как определить, кому из партнеров шашками какого цвета играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
11. Сколько на доске квадратов белого и черного цвета? (по 32)
12. Когда можно делать ход шашкой назад (Когда бьём шашку соперника)
13. Какое «Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками?
14. Из каких фигур состоит узор на шахматной доске: из кругов, треугольников, квадратов, овалов.
15. Когда можно делать ход шашкой назад? (Когда бьём шашку соперника)
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми по обучению игре в шашки кружок "Русские шашки"
Программа направлена на обучение детей игре в русские шашки....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ И ШАШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
МБДОУ я/с «Аленушка»с.Кызыл-Мажалык...
Рабочая программа факультатива "Шашки"
Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....
рабочая программа кружка "Шашки"
программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...
Рабочая программа по шашкам для дошкольников
Рабочая программа по шашкам для дошкольников...
Рабочая программа кружка "Волшебные шашки"
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошко...
Рабочая программа "Шашки" 2020-2021 уч.г.
Рабочая программа "Шашки" физкультурно-спортивной направленности для детей 6-7 лет....