Дополнительная программа "Веселые шашки"
рабочая программа (старшая группа)

Полякова Ольга Васильевна

Дополнительная программа "Веселые шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shashki.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ИГРЕ В ШАШКИ

«ВЕСЕЛЫЕ ШАШКИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

(в рамках оказания дополнительных

образовательных услуг)

Срок реализации программы 2 года

г. Пыть-Ях

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
  2. Учебный план ……………………………………………………………….6
  3. Содержание программы…………………………………………………….7
  4. Планируемые результаты освоения программы ……………………….. 21
  5. Методическое обеспечение программы …………………………………22
  6. Список литературы ………………………………………………………...23
  7. Приложение 1. Дидактические игры и задания …………………………24

  1. Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.

Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

У детей 6 лет развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющий заданный способ. В этом возрасте поведение детей обусловливают возникающие мотивы соперничества, соревнования.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день.

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.

Новизна

Данная программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка 5-7 лет, обучение детей основам шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающие игры. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.

Актуальность данной программы заключается в том, что интеллектуальная игра «шашки» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой игрой увлечены миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шашки развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер. Игра в шашки помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Проблема воспитания посредством игры в шашки и шахматы существует давно, хотя в целом эта проблема полностью не исследована. Существуют сведения о том, что с XIII века шашки и шахматы входят в число семи «рыцарских добродетелей»: рыцарю необходимо было уметь ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, слагать и петь стихи, играть в шашки или шахматы. Уже тогда забота о физической силе сочеталась с мыслью о культуре, умственном воспитании. С середины XIX века шашки и шахматы начали преподавать в Германии и Польше, а в начале XX столетия и в школах Англии. Известный шахматист, чемпион мира Эммануил Ласкер сказавший - «Шашки - это мать шахмат и достойная мать», прямо рекомендовал древнюю игру в шашки в качестве элемента школьной программы. Сегодня такие государства, как Германия, США, Бразилия, Канада, Испания, Куба, Италия, Швеция, Перу, Аргентина, Голландия, Венгрия, Польша, Дания, Израиль, почти все страны постсоветского пространства, Россия, отдают дань школьным шашкам, усматривая в них эффективное развивающее средство. Между тем, несмотря на тенденцию роста популярности шашек, в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию шашек в учебновоспитательной работе. Положительное влияние игры на развитие умственной деятельности было уже давно осознано в классической педагогике, в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, рекомендовавших широкое использование игр в дидактических целях. Наиболее благоприятным сочетанием для развития воображения и творчества являются интеллектуальные игры, в которых требуется выполнение довольно сложной умственной деятельности, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением от самого процесса обдумывания игровых операций. Актуальность данной программы заключается также в использования шашечной игры в качестве средства формирования творческих способностей и воображения детей. Мир вокруг нас чрезвычайно динамичен. Шашки позволяют воспитывать психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Шашками увлекались знаменитые полководцы. Наполеон во всех походах не расставался с перламутровой шашечной доской. Петр Первый не только сам играл, но и широко популяризировал шашки на ассамблеях. Увлекался также шашками А.В. Суворов и другие. Шашки привлекают именно тем, что воспитывают и тренируют личностные качества в любой области Программа является основным курсом изучения шашечной игры и даёт фундаментальный объём знаний основ теории русских шашек.          

 Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, игры-задания, просмотр кинофильмов с шашечными фрагментами, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в решении следующих задач:  

  • расширять кругозор,
  • пополнять знания,
  • активизировать мыслительную деятельность дошкольников,
  • учить ориентироваться на плоскости,
  • тренировать логическое мышление и память, наблюдательность и внимание,
  • вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Данная культурно - досуговая деятельность позволяет ребенку раскрыться, ведь играя, ребенок живет в особом мире; изящество и красота отдельных ходов, комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, стимулирует к занятию другими видами спорта. Согласно всем известной поговорке: «Чтоб гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Игра в шашки способствует всестороннему развитию.

Ведущие педагогические идеи, на которых базируется данная Программа:

Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.

Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и воспитанников, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей участников образовательных отношений в определении содержания образования, выборе технологии обучения.

Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.

Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.

Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Цель программы: Обучение дошкольника принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре, подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития.

Задачи: Образовательные задачи:

  • формировать знания основ шашечной игры;
  • развивать умения выполнять простые комбинации, основы позиционной игры и комбинационные приёмы

Развивающие задачи:

  • развивать стремления детей к самостоятельности;
  • развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитать:  настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности.
  • выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

Принципы реализации программы: 

  • принцип последовательности и системности - позволяет разрешить противоречия между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков. Это обеспечивается системным построением программы и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Это позволило более чётко структурировать учебный материал. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Реализуется в процессе тематического планирования  
  • принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых.  
  • принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря общению и взаимодействию с другими людьми, что обеспечивает социализацию и развитие.  
  • принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в творческом процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный и творческий характер.  
  • принцип доступности обучения требует учёта в его организации реальных возможностей обучаемых. Реализация этого принципа связана с учётом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Традиционная дидактика рекомендует идти от простого к сложному.  
  • принцип наглядности зависит от качества дидактических материалов и технических средств.  
  • принцип продуктивности и надёжности обязывает осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с целями, совершенствовать их в интересах достижения целей.

Принципы обучения имеют объективно-субъективную основу.

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Формы игровых встреч выбираются с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей, проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Игровые познавательные ситуации проводятся комбинированным способом, чередуя элементы практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.

Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении - должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Несмотря на достаточную сложность освоения шашечной грамоты, курс для дошкольников максимально прост и доступен. Важное значение при изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Возраст детей: программа рассчитана на дошкольников 5-7 лет, желающих заниматься в кружке.

Продолжительность кружкового занятия в соответствии с СанПин для детей старшей группы.

Место проведения: групповая комната.

Формы обучения и режим занятий:

  • практическая игра;
  • решение задач, комбинаций и этюдов;
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.

Программа рассчитана на 9 месяцев при занятиях, проводимых один раз в неделю. Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием основной непосредственно образовательной деятельности. 

  1. Учебный план

Учебный план

Раздел

Первый год обучения

Второй год обучения

Всего

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

1

1

2

Основы шахматной игры

62

7

54

62

7

54

3

Итоговое занятие

1

-

1

1

-

1

ИТОГО

64

64

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план

  1. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • дети владеют основными шашечными терминами,
  • правилами хода, ориентируются на шашечной доске,
  • играют без грубых нарушений правил,
  • решают простые шашечные задачи,
  • владеют простыми комбинациями в игре,
  • умело используют основы позиционной игры,
  • владеют в совершенстве комбинационными приёмами.

К концу обучения дети должны знать:

  • шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
  • центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья;
  • правила хода,
  • основные правила шашечной игры,
  • основы позиционной игры,
  • комбинационные приёмы.

К концу обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
  • нарушения правил;
  • правильно располагать доску между партнёрами;
  • правильно располагать фигуры перед игрой;
  • решать простые шашечные задачи,
  • использовать простые комбинации в игре,
  • Пользоваться приемами позиционной игры,
  • умело владеть комбинационными приемами.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • участие в городских соревнованиях по шахматам;
  • организация тренировочных туров;
  • проведение итоговых турниров.

  1. Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, соревнования, работа над ошибками.

План изучения отдельных тем:

а) объяснение педагогом задачи данной темы;

б) объяснение материала;

в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;

г) проведение практических занятий на данную тему.

Учебный материал данной программы рассчитан на один год. Занятия проводятся еженедельно в течение девяти месяцев. За год обучения перед воспитанниками  ставится задача овладеть теоретическими знаниями, освоить практику игры.

Перечень дидактических материалов:

- набор концовок и этюдов для решения позиций;

- диски с компьютерными программами;

- непосредственно шашки;

- настенная магнитная шашечная доска.

Материально-техническое обеспечение

Столы, стулья, комплекты 10 шт. (шашки+шашечная доска), шахматные часы, компьютер, экран, проектор.

Формы и виды контроля

С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с воспитателем, беседы. Итоговый контроль выявляет, насколько занимающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Список литературы

1. Барский Ю., Герцензон Б. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

2. Городецкий В.Б. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

3. Городецкий В.Б. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

4. Куличихин А.И. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

5. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

6. Куперман И.И., Каплан В.М. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

7. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

8.Погрибной В.К., Юзюк В.Я. «Шашки для детей» - Ростов н/Дону: Феникс,2008

9. Сидлин А. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

10. Слезкин П.А. Основы шашечной игры, ОГИЗ -Физкультура и туризм, 1936.

11. Рамм Л.М. Курс шашечных начал, 1953.

12. Хацкевич Г.И. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

13. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

14. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. «Зайкины шашки»: Книжка-игра для       маленьких – СПб.: Издательский Дом «Литера», - 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Обучение детей игре в шашки»

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.Мирная шашечная борьб...

Программа дополнительного образования "Волшебные шашки"

Программа дополнительного образования...

Программа дополнительного образования "Умные шашки"

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...

Программа по дополнительному образованию «Логические игры. Шашки и шахматы» для детей 5-7 лет.

В программе приведен план обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Программа по дополнительному образованию " В стране шашек!"" ( обучение детей 6-7 лет игре в шашки)

Программа по дополнительному образованию  " В стране шашек!"" ( обучение детей 6-7 лет игре в шашки)...

Программа дополнительного образования "Шашки"

Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....