Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Веселые шашки"
рабочая программа (старшая группа)
Программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vesyolye_shashki.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая
программа кружка «Веселые шашки»
1. Пояснительная записка. Актуальность.
По содержанию программы является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по форме организации – кружковой.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Представленная программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста и предусматривает изучение материала по теории и практике, истории возникновения шашек, участие в соревнованиях: как в детском саду, так и в городских мероприятиях.
Программа разработана с учётом:
- Закона об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ.
- Письма Минобнауки РФ от 11.12.2006 г. №06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Уставом учреждения;
- Программой развития ДОУ.
Актуальность.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Игра в шашки – одно из любимых народных увлечений. В неё играли и играют везде и всюду люди разных профессий и возрастов. С 1966 года, ещё со времён Советского Союза, а теперь и в Российской Федерации, проводятся командные соревнования школьников по русским шашкам. Дошкольники также принимают участие в этих соревнованиях.
Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика ( дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных, вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и последовательность предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не встретившись с соперником», кто быстрее проведёт свои две шашки на дамочное поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с большим количеством шашек. Происходит обогащения словаря: дошкольники знакомятся с такими понятиями как «диаграмма», «шашечная доска», «угроза», «треугольник Петрова» и т.д. В последующем дети сами могут организовывать партнёров по деятельности, усваивают основы культуры поведения в игре, используют деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет осознать, что в реальной жизни есть определённые правила, которые нужно соблюдать.
В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребёнка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряжённой обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
Работа кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждая композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
2. Цели и задачи.
Цели:
1.Популяризация игры в шашки.
2.Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников старшего дошкольного возраста к школе группы в процессе обучения.
Задачи:
Образовательные:
1.Обучение технике шашечной игры;
2.Ознаколение с теорией шашечной игры.
Развивающие:
1.Развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд;
2.Обучение умению ориентироваться в плоскости;
Воспитательные:
1.Развитие социальных навыков детей старшего дошкольного возраста, умения работать группой;
2.Воспитание отношения к шашкам как к серьёзным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную, творческую направленность;
3.Воспитание настойчивости, целеустремлённости, уверенности, воли.
3. Срок реализации программы
Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля», направлена на формирование общей культуры детей старшего дошкольного возраста и развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности.
Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно 2022 – 2023 учебный год), что составляет 4 занятия в месяц по 25 минут каждое. Занятия проходят 1 раза в неделю.
4. График проведения кружка.
Периодичность занятий – еженедельно (Вторник, во второй половине дня)
Время проведения: 15.30 – 15.55
Длительность занятий – 25 минут
5. Методическое обеспечение.
Наличие кабинета (групповая комната)
Демонстрационная шахматная доска (магнитная),
шашки-магниты,
комплекты шашек и досок (15 комплектов),
карточки – дебюты,
компьютер (в домашних условиях, и в детском саду).
Формы занятий.
1.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
2.Решение задач, комбинаций и этюдов.
3.Практическая игра.
4.Развлечения и познавательные досуги, викторины, турниры.
Методы проведения.
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примеров, демонстрация позиций на демонстративной доске.
- практический: упражнения, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Форма занятий:
- коллективная; - подгрупповая;
- индивидуальная (зависит от темы занятия)
По особенностям коммуникативного воздействия: игра, соревнования, развлечения. При выполнении заданий в парах следует учитывать симпатии детей, уровень их игровых навыков, темперамент.
Формы проверки результативности занятий
- выпуск книг – самоделок собственных логических заданий;
- подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на занятиях;
- соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников и выпускников детского сада – первоклашек, семейные соревнования (один взрослый + ребёнок);
- участие в городских соревнованиях (личное первенство, командные турниры, семейные)
6. Календарно – тематический план
Разделы программы | Количество часов |
Набор детей, знакомство с детьми | 1 |
Внесение шашек в группу, история возникновения шашек. | 1 |
Знакомство с правилами игры | 5 |
Знакомство с простой шашкой | 2 |
Ходы простой шашкой и дамкой | 3 |
Игры ограниченным количеством шашек (4,8,12) | 3 |
Приём «любки» | 2 |
Двойная петля | 2 |
Решение простых задач | 4 |
Турнир на приз детского сада | 2 |
Игры с детьми 5 – 6 лет | 4 |
Шашечный турнир с родителями | 1 |
Месяц | Занятия | Количество часов |
Сентябрь | Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «Весёлые шашки» и с просьбой приобрести настольную игру для дома. Организационный момент: набор детей в кружок. Занятие №1. «Волшебная доска». Входящий мониторинг уровня умений детей играть в шашки. Для родителей: наглядная информация с описанием истории шашечной игры и её правил. Проведение анкетирования на тему: «Шашки в нашей семье» | 1 |
Занятие №2. «История возникновения игры». Знакомство с игрой: простая шашка, доска, поля черные и белые. | 1 | |
Октябрь | Занятие №3. Пригласить на занятие детей подготовительной группы и устроить – показательную игру для ознакомления. Изучаем правила игры. Игра детей с ограниченным количеством шашек. | 1 |
Занятие №4. Знакомство с понятиями: доска, фигуры, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол. Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Изучаем правила игры. | 1 | |
Занятие №5. Повторений названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дидактическое упражнения: «Гуляем по дорожкам… ( а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры – (этажа), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая и т.д.).Изучаем правила игры. Простые комбинации. | 1 | |
Занятие №6,7. Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. Дидактическая игра «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)( где буква –название улицы, цифра – номер дома); Дидактическая игра «Посели матрёшку в дом и назови её адрес» | 2 | |
Ноябрь | Занятие №8. Индивидуальны и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. Дидактическая игра «Вини-Пух идёт в гости – учить детей ориентироваться на доске и находить нужное поле» | 1 |
Занятие №9. Дидактическая игра «Кто быстрее переведёт шашки на сторону соперника» (соблюдаем очерёдность хода). Игра с ограниченным количеством шашек. | 1 | |
Занятие №10. Дидактическая игра «Составь доску» (по вертикалям, по горизонталям). Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. | 1 | |
Декабрь | Занятие №11,12. Индивидуальные и подгрупповые занятия. Решение диаграмм. Изучаем правила игры. Игра с ограниченным количеством шашек. | 2 |
Занятие № 13,14. Дидактическая игра «Чего не стало». Решение диаграмм. Двойная петля. | 2 | |
Январь | Занятие №15. Повторяем правила игры. Викторина «Кто лучше знает правила» (побеждает получивший большее количество звездочек за правильные ответы – ему вручается медаль «Знаток шашек». | 1 |
Занятие №16,17. Решение задач – шашечных этюдов. Изучаем правила игры: размены и их влияние на ход игры. | 2 | |
Февраль | Занятие №18. Решение задач- шашечных этюдов. Изучаем правила игры – ничья в шашках. | 1 |
Занятие №19. Парные игры детей. Решение диаграмм (подмечаем, сравниваем, анализируем). | 1 | |
Занятие №20. Решение простых задач. Индивидуальные игры с отдельными детьми. | 1 | |
Март | Занятие №21, 22. Приём «любки». Парные игры детей. | 2 |
Занятие № 23,24. Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | 2 | |
Апрель | Занятие № 25,26 Игры с детьми 6-7 лет | 2 |
Занятие №27, 28. Турнир на приз детского сада среди детей старшей группы | 2 | |
Май | Занятие №29,30. Игра «шиворот-навыворот» (игра в поддавки) | 2 |
Занятие №31. Турнир с участием родителей (семейная команда: один взрослый + ребёнок) | 1 | |
Занятие №32. Итоговое. | 1 |
7. Ожидаемый результат
- Обучили технике шашечной игры;
- Ознакомили с теорией шашечной игры.
- Развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности; повышение уровня развития мышления;
- Повышение интереса к игре.
По окончании года обучения дети знают правила игры, проводят простейшие комбинации, знают понятия «угроза», «размен».
Итогом проделанной работы являются: турнир на приз детского сада, турнир с участием родителей.
Содержание деятельности.
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, знакомимся с правилами поведения на занятиях. Практическое занятие.
2.История возникновения шашек. Появление шашек на Руси. Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Правила игр. Нотация. Шашечная азбука. Практические занятия.
3.Середина игры. Сила центральных шашек над бортовыми. Слабость изолированных шашек. Остальные шашки. Ударные колонны. Правило «золотой шашки». Определение комбинации. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв дамочных, слабых полей. Практические занятия.
4.Стратегия и тактика. Основы шашечной теории. Понятие о комбинации (одно – и двухходовки) и позиционные приёмы (размен, оппозиция). Практические занятия.
5. Дебюты и их значение. Порядок введения шашек в игру. Дебют «отыгрыш». Начальные ходы дебютных систем «кол», «тычок». Практические занятия.
6.Окончание игры. Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной, три дамки против одной. Дамочные окончания (одна против одной, две против одной, три против одной). Практические занятия.
7.Шашечная композиция. Творчество. Этюды, задачи. Практические занятия.
8. Список использованной литературы:
1.В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк «Шашки для детей». Феникс.2015 г.
2.В.Н. Сидорычев «Русские шашки для дошкольников» «Линка-Пресс», Москва. 2016 г.
3.В. Медведев. «Необычные шашки, 50 новых шашечных игр». Феникс. 2015 г.
4.В.В. Дудник «В шашки играют все». Черкассы.2015 г.
5. М.Е. Юровский, Л.П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт-Петербург, 2014 г.
6.Л.В. Петрова «Шаг за шагом, братцы, решаем комбинации», Санкт-Петербург, 2016г.
7. Т.Г.Давыдова, Г.М. Атоян «Обучение детей игре в шашки» Справочник старшего воспитателя, №8, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»
Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, учас...
Дополнительная общеразвивающая программа образования физкультурно - спортивной направленности "Русские шашки"
Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у...
Дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности старшего и подготовительного возраста «Шашки»
Целью программы является создание условий для развития личности ребенка посредством игры в шашки. Задачи: Обучающие: • обучение основам шашечной игры; • обучение простым комбинациям, теории и п...
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...
Дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста игре в русские шашки «Чудо – шашки» на 2022-2024 учебный год
По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»
Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Программа предусматривает п...