ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)

Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki._popova.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

«СОГЛАСОВАНО»

на Педагогическом Совете

ГБОУ Школа № 2120

Протокол № 6

от   27.08.2020г .

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 2120

__________________Ланщиков Д.Н.

Пр. 106-ВР  от 31.08.2020  г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Веселые шашки»

Направленность: спортивно-оздоровительная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Попова Е.А.                                                                                                              

г. Москва 2020 г.

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка

Актуальность программы………………………………………………….…..3

Направленность программы……………………………………………….…..3

Цель, задачи программы……………………………………………………….4

Возраст детей, участвующих в программе……………………………….…..4

Срок реализации программы………………………………………………….5

Формы и режим занятий программы…………………………………………5

Ожидаемые  результаты……………………………………………………….5

Раздел II. Содержание программы

Учебно – тематический план …………………………………………………6

Содержание учебного курса…………………………………………………..6

Календарно – тематический план………………………………………….….7

Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы…………………………………..….8

Раздел IV. Формы подведения итогов реализации программы и

способы определения их результативности

Формы подведения итогов реализации программы…………………………8

Способы определения результативности. Диагностика……………………..9

Список используемой литературы……………………………………….... . 10

  1. Пояснительная записка

 

Актуальность.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий.

Шашки – это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Не первые ли шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении? Мы стремимся помочь детям овладеть основами шашечной игры, увлечь красотой комбинационных приёмов, расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры.

Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.

Задачи:

Обучающие:

1.Обучение основам шашечной игры;

2. Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Развивающие:

1. Развитие стремления у детей к самостоятельности;

2. Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд, образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

1. Воспитание отношение к шашкам как к серьёзным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

2. Воспитание настойчивости, целеустремлённости, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

3. Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Возраст детей, участвующих в реализации программы -  5-7 лет.

Возрастные особенности

5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения.

Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей.

6-7 лет

Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов.

Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 33 занятия.

Режим занятий: занятие проходит 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Время проведения вторая половина дня.

Планируемый результат

К концу первого года дети должны знать и уметь:

- Знать об истории появления шашек;

- Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение, ходы, взятие;

- Название шашечных фигур: простая шашка, дамка.

- Правила хода и взятие шашки в дамки.

- Ориентироваться на шахматной доске.

- Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.

- Правильно расставлять шашки перед игрой.

- Хорошо ориентироваться на шахматной доске.

- Знать общие принципы разыгрывания партий.

- Знать правила поведения при игре в шашечных турнирах.

- Знать тактические приёмы и особенности их применения.

II. Содержание программы

Учебно-тематический план

 N п/п

Тема занятий

Всего часов

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

 Шашечная доска и шашки. Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле. Горизонтали, вертикали, диагонали, поля, фланги, центр, бортовые поля, дамочные поля.

2

Ходы шашек, очередность ходов.

1

Удары шашками, виды ударов.

1

Понятие «дамка». Удары дамками.

1

 «Двойная петля».

1

Три правила игры.

1

 Позиционные основы. Центр, его расположение на доске и его значение.

1

«Оппозиция».

1

«Размен».

1

Темп игры.

1

Связка шашек.

2

Треугольник Петрова.

2

Тактический прием «окружение».

2

Тактический прием «зажим».

2

Тактический прием «запирание».

2

 «Рожон» как элемент позиционной борьбы.

2

Сильные шашки (кол, тычок)

2

Позиционный прием «жертва».

2

Изолированные шашки.

2

Позиционный прием «угроза».

1

Позиционный элемент «ловушки в игре».

1

Всего

32

Содержание учебного курса

1. Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

  Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

2. Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

3. Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

5. Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

7. Шашечный турнир

Показательные выступления юных спортсменов.

8. Подведение итогов года

Приглашение родителей на шашечный турнир.

Календарно-тематическое планирование

занятий

Содержание

Кол-во

часов

Сроки (дата)

Планируемые

Скорректированные

1

 Инструктаж по технике безопасности. Шашечная доска и шашки. Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле. Горизонтали, вертикали, диагонали, поля, фланги, центр, бортовые поля, дамочные поля.

05.10.20

2

 Ходы шашек, очередность ходов.

12.10.20

3

 Удары шашками, виды ударов.

19.10.20

4

 Понятие «дамка». Удары дамками.

26.10.20

5

«Двойная петля».

02.11.20

6

Три правила игры.

09.11.20

7

Позиционные основы. Центр, его расположение на доске и его значение.

16.11.20

8

«Оппозиция».

23.11.20

9

«Размен».

30.11.20

10

Темп игры.

07.12.20

11

Связка шашек.

14.12.20

12

Связка шашек.

21.12.20

13

Треугольник Петрова.

28.12.20

14

Треугольник Петрова.

11.01.21

15

Тактический прием «окружение».

18.01.21

16

Тактический прием «окружение».

25.01.21

17

Тактический прием «зажим».

01.02.21

18

Тактический прием «зажим».

08.02.21

19

Тактический прием «запирание».

15.02.21

20

Тактический прием «запирание».

22.02.21

21

«Рожон» как элемент позиционной борьбы.

01.03.21

22

«Рожон» как элемент позиционной борьбы.

15.03.21

23

Сильные шашки (кол, тычок)

22.03.21

24

Сильные шашки (кол, тычок)

29.03.21

25

Позиционный прием «жертва».

05.04.21

26

Позиционный прием «жертва».

12.04.21

27

Изолированные шашки.

19.04.21

28

Изолированные шашки.

26.04.21

29

Позиционный прием «угроза».

17.05.21

30

Позиционный элемент «ловушки в игре».

24.05.21

31

Позиционный элемент «ловушки в игре».

31.05.21

III Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы:

Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно.

Городецкий В.Б. Книга о шашках.

Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций.

Рамм Л.М. Курс шашечных начал. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки.

Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры.

В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей.

Материальное оснащение: 

Шашечная  доска 

Шашки

IV Формы подведения итогов реализации программы и способы определения их результативности

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Практическая игра.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия,  игры в шашки
  •  Участие в соревнованиях.

Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является диагностика.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровеньдля правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Список литературы

1. Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с.

2. Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске – Л.: Ленинздат, 1969, - 128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.

4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 160 с.

5.  Погрибной В. К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2015, -

137 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые кружочки»

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шахматы»

Программа «Веселые шахматы» разработана на основе программы  «Шахматы -  школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый Язычок"

   Дополнительная общеразвивающая программа гуманитарно-педагогической направленности «Веселый язычок» разработана в связи с актуальностью проблемы нарушений произноситель...

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая кисточка"

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печ...

Дополнительная общеразвивающая программа «ВЕСЕЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Дополнительная общеразвивающая программа«ВЕСЕЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ»Социально - педагогической направленностиВозраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: летний период...

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...