ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шашки»
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shashki._popova.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3. ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495) 764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: http://sch2120tn.mskobr.ru/ |
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 Протокол № 6 от 27.08.2020г . | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. 106-ВР от 31.08.2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Веселые шашки»
Направленность: спортивно-оздоровительная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Попова Е.А.
г. Москва 2020 г.
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка
Актуальность программы………………………………………………….…..3
Направленность программы……………………………………………….…..3
Цель, задачи программы……………………………………………………….4
Возраст детей, участвующих в программе……………………………….…..4
Срок реализации программы………………………………………………….5
Формы и режим занятий программы…………………………………………5
Ожидаемые результаты……………………………………………………….5
Раздел II. Содержание программы
Учебно – тематический план …………………………………………………6
Содержание учебного курса…………………………………………………..6
Календарно – тематический план………………………………………….….7
Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы…………………………………..….8
Раздел IV. Формы подведения итогов реализации программы и
способы определения их результативности
Формы подведения итогов реализации программы…………………………8
Способы определения результативности. Диагностика……………………..9
Список используемой литературы……………………………………….... . 10
- Пояснительная записка
Актуальность.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. Эта игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий.
Шашки – это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Не первые ли шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении? Мы стремимся помочь детям овладеть основами шашечной игры, увлечь красотой комбинационных приёмов, расширить кругозор относительно истории развития шашек, правил игры.
Направленность программы – спортивно-оздоровительная. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.
Задачи:
Обучающие:
1.Обучение основам шашечной игры;
2. Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие:
1. Развитие стремления у детей к самостоятельности;
2. Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд, образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитание отношение к шашкам как к серьёзным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
2. Воспитание настойчивости, целеустремлённости, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
3. Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 5-7 лет.
Возрастные особенности
5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей.
6-7 лет
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов.
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 33 занятия.
Режим занятий: занятие проходит 1 раз в неделю длительностью 30 минут. Время проведения вторая половина дня.
Планируемый результат
К концу первого года дети должны знать и уметь:
- Знать об истории появления шашек;
- Белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, начальное положение, ходы, взятие;
- Название шашечных фигур: простая шашка, дамка.
- Правила хода и взятие шашки в дамки.
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Правильно помещать шахматную доску между партнёрами.
- Правильно расставлять шашки перед игрой.
- Хорошо ориентироваться на шахматной доске.
- Знать общие принципы разыгрывания партий.
- Знать правила поведения при игре в шашечных турнирах.
- Знать тактические приёмы и особенности их применения.
II. Содержание программы
Учебно-тематический план
N п/п | Тема занятий | Всего часов |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
Шашечная доска и шашки. Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле. Горизонтали, вертикали, диагонали, поля, фланги, центр, бортовые поля, дамочные поля. | 2 | |
Ходы шашек, очередность ходов. | 1 | |
Удары шашками, виды ударов. | 1 | |
Понятие «дамка». Удары дамками. | 1 | |
«Двойная петля». | 1 | |
Три правила игры. | 1 | |
Позиционные основы. Центр, его расположение на доске и его значение. | 1 | |
«Оппозиция». | 1 | |
«Размен». | 1 | |
Темп игры. | 1 | |
Связка шашек. | 2 | |
Треугольник Петрова. | 2 | |
Тактический прием «окружение». | 2 | |
Тактический прием «зажим». | 2 | |
Тактический прием «запирание». | 2 | |
«Рожон» как элемент позиционной борьбы. | 2 | |
Сильные шашки (кол, тычок) | 2 | |
Позиционный прием «жертва». | 2 | |
Изолированные шашки. | 2 | |
Позиционный прием «угроза». | 1 | |
Позиционный элемент «ловушки в игре». | 1 | |
Всего | 32 |
Содержание учебного курса
1. Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2. Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
3. Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4. Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
5. Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
6. Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
7. Шашечный турнир
Показательные выступления юных спортсменов.
8. Подведение итогов года
Приглашение родителей на шашечный турнир.
Календарно-тематическое планирование
№ занятий | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) |
Планируемые | Скорректированные | ||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Шашечная доска и шашки. Шашечная дорога. Знакомство с расположением шашек на игровом поле. Горизонтали, вертикали, диагонали, поля, фланги, центр, бортовые поля, дамочные поля. | 05.10.20 | |
2 | Ходы шашек, очередность ходов. | 12.10.20 | |
3 | Удары шашками, виды ударов. | 19.10.20 | |
4 | Понятие «дамка». Удары дамками. | 26.10.20 | |
5 | «Двойная петля». | 02.11.20 | |
6 | Три правила игры. | 09.11.20 | |
7 | Позиционные основы. Центр, его расположение на доске и его значение. | 16.11.20 | |
8 | «Оппозиция». | 23.11.20 | |
9 | «Размен». | 30.11.20 | |
10 | Темп игры. | 07.12.20 | |
11 | Связка шашек. | 14.12.20 | |
12 | Связка шашек. | 21.12.20 | |
13 | Треугольник Петрова. | 28.12.20 | |
14 | Треугольник Петрова. | 11.01.21 | |
15 | Тактический прием «окружение». | 18.01.21 | |
16 | Тактический прием «окружение». | 25.01.21 | |
17 | Тактический прием «зажим». | 01.02.21 | |
18 | Тактический прием «зажим». | 08.02.21 | |
19 | Тактический прием «запирание». | 15.02.21 | |
20 | Тактический прием «запирание». | 22.02.21 | |
21 | «Рожон» как элемент позиционной борьбы. | 01.03.21 | |
22 | «Рожон» как элемент позиционной борьбы. | 15.03.21 | |
23 | Сильные шашки (кол, тычок) | 22.03.21 | |
24 | Сильные шашки (кол, тычок) | 29.03.21 | |
25 | Позиционный прием «жертва». | 05.04.21 | |
26 | Позиционный прием «жертва». | 12.04.21 | |
27 | Изолированные шашки. | 19.04.21 | |
28 | Изолированные шашки. | 26.04.21 | |
29 | Позиционный прием «угроза». | 17.05.21 | |
30 | Позиционный элемент «ловушки в игре». | 24.05.21 | |
31 | Позиционный элемент «ловушки в игре». | 31.05.21 |
III Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы:
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно.
Городецкий В.Б. Книга о шашках.
Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций.
Рамм Л.М. Курс шашечных начал. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки.
Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры.
В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей.
Материальное оснащение:
Шашечная доска
Шашки
IV Формы подведения итогов реализации программы и способы определения их результативности
Формы подведения итогов реализации программы:
- Практическая игра.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, игры в шашки
- Участие в соревнованиях.
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является диагностика.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Список литературы
1. Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с.
2. Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске – Л.: Ленинздат, 1969, - 128 с.
3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.
4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 160 с.
5. Погрибной В. К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2015, -
137 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые кружочки»
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Веселая каруселька»
Сохранение и укрепление здоровья детей 6-7 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые шахматы»
Программа «Веселые шахматы» разработана на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый Язычок"
Дополнительная общеразвивающая программа гуманитарно-педагогической направленности «Веселый язычок» разработана в связи с актуальностью проблемы нарушений произноситель...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселая кисточка"
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печ...
Дополнительная общеразвивающая программа «ВЕСЕЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ»
Дополнительная общеразвивающая программа«ВЕСЕЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ»Социально - педагогической направленностиВозраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: летний период...
Дополнительная общеразвивающая программа «Умные шашки» для детей 5-7 лет
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...